Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:53, курсовая работа
В торговле непрерывно происходит процесс обращения товаров, который предполагает наличие определенных средств труда: торговых и складских зданий, оборудования, торговых автоматов, контейнеров, транспортных средств, инвентаря.
Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.
Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса (вне зависимости от ведомственной принадлежности, срока службы и стоимости).
Введение
1 Значение розничной торговой сети торговой организации и методические подходы к оценке ее состояния и эффективности ее использования
1.1 Роль розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу эффективности использования розничной торговой сети
2 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
2.1 Экономическая характеристика объемов деятельности ОАО МТК «Полесье»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной
торговой сети
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети
3 Пути повышения эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
3
6
19
25
36
44
52
65
69
71
районным центрам;
внутрихозяйственным центрам;
рядовым селам.
В селах располагают предприятия, торгующие товарами повседневного спроса через магазины типа «Минимаркеты», «Автомагазины».
Во
внутрихозяйственных центрах
В районных центрах расположены такие типы предприятий, как «Универмаги», «Супермаркеты», крупные специализированные магазины.
При размещении розничной торговой сети в конкретных населенных пунктах рекомендуется использование равномерного и группового размещения.
Для сокращения радиуса пешеходной доступности магазинов, торгующих товарами повседневного спроса, целесообразно их равномерное размещение.
Групповое расположение магазинов предполагает их концентрацию, что дает возможность совершения комплексных покупок.
Качественные показатели состояния торговой сети
1. Обеспеченность населения торговой сетью. Выражается в показателе торговой площади в квадратных метрах, приходящихся на 1000 жителей.
В Республике Беларусь возрастает обеспеченность населения торговыми площадями.
На 1 января 1998 г. на 1000 жителей в среднем по республике приходилось 253 м, в то время как во многих странах Западной Европы она достигает 600 — 1000 и более м2.
Развитие розничной торговой сети определяется состоянием производства товаров, материальным и культурным уровнем жизни населения.
В республике определились основные тенденции развития розничной торговой сети.
Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постепенное возрастание обеспеченности населения торговой площадью в расчете на 1000 жителей.
Развитие сети магазинов по областям, городам, населенным пунктам и по отдельным товарам происходит неравномерно. Неравномерность в обеспеченности торговыми площадями отражается на качестве торгового обслуживания населения. В связи с увеличением доли продовольственных товаров в общем объеме товарооборота расширились торговые площади. В крупных магазинах по продаже непродовольственных товаров созданы секции и отделы по реализации продуктов питания. Расширение жилищного строительства определяет развитие сети магазинов «Стройматериалы», «Мебель», «Обои».
С
развитием конкуренции в
Важным направлением развития розничной торговой сети является ее качественное улучшение. Наблюдается укрупнение вновь строящихся универмагов, супермаркетов, торговых центров. В крупных магазинах создаются условия для более широкого выбора товаров, появляется возможность внедрять прогрессивные методы продажи товаров, прогрессивные технологии торговых процессов с использованием современной техники, оборудования. Экономические показатели таких магазинов, как правило, выше.
Укрупнение должно быть экономически обоснованным. Необходимо определить оптимальные размеры магазинов для различных по численности населенных пунктов. Решить проблему оптимизации размеров магазинов позволяет типизация розничной торговой сети.
Прогрессивным направлением развития розничной торговой сети является повышение ее оснащенности средствами механизации, широкое внедрение достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Магазины оснащаются современными видами холодильного, контрольно-кассового, весоизмерительного оборудования, торговой мебели.
Торговля с развитием рыночных отношений осуществляется в условиях конкуренции между государственными и негосударственными предприятиями. Это обязывает торговые предприятия вести детальную разработку приоритетных целей для обеспечения устойчивого развития. В части интенсификации использования розничной торговой сети целесообразно осуществлять реконструкцию, модернизацию действующих магазинов. Проводимая комплексная рационализация позволяет увеличить торговые площади, эффективно использовать подсобные и торговые помещения, улучшить их планировку, условия труда работников, создать удобства для покупателей.
Важным направлением для удержания конкурентных позиций является рациональная организация розничной торговой сети, обеспечивающая комплексный подход к обслуживанию населения, предполагающий создание благоприятных условий покупателям, при которых они с наименьшими затратами могли бы приобрести в розничных торговых предприятиях все необходимые им товары и услуги.
Необходимо искать формы соединения торговой, производственной и культурной сфер.
Одним из важных направлений совершенствования розничной торговой сети является более эффективное управление розничной торговой сетью, которое предполагает создание рациональной модели торгового обслуживания.
Совершенствование розничной торговой сети позволит решить важнейшие социальные и экономические задачи.
Для размещения магазинов используют здания и сооружения, которые классифицируются по следующим основным признакам: месту расположения, капитальности, материалу стен и конструктивных элементов, этажности, функциональному назначению и конструктивным особенностям.
По месту расположения магазины делятся на отдельно стоящие, совмещенного типа, встроенные, встроенно-пристроенные.
Наиболее эффективными являются отдельно стоящие торговые здания. Их располагают в местах, удобных для населения, на специально отведенных площадках, на площадях, перекрестках дорог, у транспортных остановок. Архитектурно-планировочные решения этих зданий могут максимально учитывать требования, предъявляемые к современным магазинам, необходимость создания условий для внедрения новых технологий. Еще большими преимуществами обладают отдельно стоящие здания совмещенного типа, так называемые торговые комплексы или торговые центры. Они более экономичны как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации. Кроме магазинов, они могут включать предприятия питания и бытового обслуживания, что обеспечивает комплексность обслуживания населения. К торговым зданиям совмещенного типа относятся также здания, в которых находятся производственные предприятия и магазины по продаже готовой продукции этих предприятий (например, пекарня и хлебный магазин, колбасный цех и магазин колбасных изделий, швейная мастерская и магазин по продаже готового платья и т. д.). С развитием частного предпринимательства такое совмещение становится весьма эффективным.
Особое место среди торговых зданий занимают магазины-склады, которые включают комплекс различных сооружений в зависимости от его назначения. Встроенные магазины располагаются на первых этажах жилых зданий. Их достоинство заключается в том, что они вводятся, как правило, вместе с заселением жилого дома, максимально приближены к покупателю. Вместе с тем такие магазины имеют ряд существенных недостатков: планировка торгового зала нерациональная, вытянутая, торговый зал имеет частую сетку колонн, которые препятствуют рациональной организации технологического процесса, затрудняют погрузочно-разгрузочные работы, порожняя тара, мусор захламляют двор, шум механизмов, автомашин, прибывающих с грузом, мешает жителям.
Встроенно-пристроенные здания магазинов бывают двух типов: пристроенные с фасада и с торца жилого дома. Этот вид зданий больше характерен для городов и крупных населенных пунктов. Во встроенно-пристроенных магазинах торговый зал вынесен за пределы жилого дома, что дает возможность спроектировать торговый зал нужной конфигурации с более широким шагом колонн.
По капитальности торговые здания бывают капитальные и облегченного типа. В зданиях капитального типа располагаются магазины. При их сооружении объем строительных работ достаточно большой, расходуется значительное количество строительных материалов, денежных средств, требуются более длительные сроки строительства.
Сооружения облегченного типа предназначены для мелкорозничной торговой сети: ларьков, палаток, киосков, павильонов. Они требуют меньше материальных и денежных затрат, сроки их строительства небольшие. Кроме того, они легко собираются и разбираются и быстро могут перемещаться в нужное место. Однако они менее удобны для организации технологического процесса. Условия труда в них хуже, чем в магазинах, более узкий ассортимент товаров, меньше удобств для покупателей.
В зависимости от материала стен и конструктивных элементов торговые здания делятся на каменные, кирпичные, блочные, крупнопанельные, железобетонные, деревянные.
Каменные, кирпичные, блочные, крупнопанельные и железобетонные здания по степени огнестойкости относятся к несгораемым и трудносгораемым, а деревянные — к сгораемым.
По этажности торговые здания могут быть одно- и многоэтажные (двух- и более). Большинство магазинов потребительской кооперации одноэтажные. Это объясняется тем, что они сравнительно небольшие, организация технологического процесса в одном уровне экономичнее, площади таких магазинов используются более эффективно. В более крупных городах, особенно в центральной их части, где плотная застройка и трудности с земельными участками, возникает необходимость в строительстве многоэтажных магазинов. С точки зрения архитектуры они выглядят более привлекательно и вместе с другими общественными зданиями формируют облик города.
По функциональному назначению и конструктивным особенностям торговые здания подразделяются на универсальные и специальные.
В торговых зданиях универсального назначения имеются условия для организации торговли различными товарными группами. Специальные торговые здания необходимы для торговли особыми видами товаров (например, магазины-салоны для торговли мебелью, бытовой техникой, магазины-склады, магазины-заготпункты).
Торговые здания и сооружения должны отвечать технологическим, архитектурно-строительным, экономическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
Технологические требования предусматривают возможность рациональной организации торгово-технологического процесса с применением современной техники и новейших технологий. С учетом технологических требований определяют состав помещений магазина, их взаимосвязь, размещение, движение грузовых и покупательских потоков. Здание должно легко поддаваться реконструкции.
Архитектурно-
Экономические требования предусматривают оптимизацию всех видов ресурсов как в процессе строительства, так и эксплуатации.
Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения, канализации. Эти устройства необходимы не только для обеспечения надлежащих условий работы торгового персонала, но и для создания оптимальных режимов хранения товаров.
Особые требования предъявляются к устройству прилегающих к магазину зон. Выделяются зоны для покупателей и хозяйственные. Зона для покупателей имеет площадки для отдыха, тротуары для подхода к павильонам, киоскам, торговым автоматам, витринам и другим средствам рекламы, а также стоянки для парковки индивидуального транспорта.
Хозяйственная зона необходима для подъезда и разгрузки автомашин с товаром, хозяйственных построек, навесов для тары и т. д.
Зоны
для покупателей и
Выделенные автостоянки имеют специальные нормативы, которые будут увеличиваться по мере возрастания количества покупателей-автомобилистов.
Предусматривается благоустройство зоны и возможность ее расширения в перспективе.
В
следующем разделе курсовой работы
рассмотрим методические подходы к анализу
эффективности использования розничной
торговой сети.