Розничная торговая сеть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

В торговле непрерывно происходит процесс обращения товаров, который предполагает наличие определенных средств труда: торговых и складских зданий, оборудования, торговых автоматов, контейнеров, транспортных средств, инвентаря.

Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.

Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса (вне зависимости от ведомственной принадлежности, срока службы и стоимости).

Содержание

Введение



1 Значение розничной торговой сети торговой организации и методические подходы к оценке ее состояния и эффективности ее использования

1.1 Роль розничной торговой сети в развитии товарооборота

1.2 Методические подходы к анализу эффективности использования розничной торговой сети



2 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»

2.1 Экономическая характеристика объемов деятельности ОАО МТК «Полесье»

2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной

торговой сети

2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети



3 Пути повышения эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»



Заключение



Список использованных источников



Приложения


3









6



19









25



36



44



52



65



69



71

Вложенные файлы: 1 файл

работка.doc

— 677.50 Кб (Скачать файл)

     Таблица 3.1

Исходные  показатели хозяйственной деятельности

по розничной  торговле ОАО МТК «Полесье» за 2009 – 2010 гг. 

Наименование  показателя Фактическое значение за 2009 год Планируемое значение на 2010 год
1.Условно-постоянные  затраты, млн р.  
1691
 
1691*1,07 = 1809
2.Условно-переменные  затраты:
  • сумма, млн р.
  • в % к товарообороту
 
3866

11,27

 
См. таблицу 3.2.

11,27*(1,07/1,05) = 11,48

3.Общая  сумма расходов на реализацию, млн р.  
5557
 
См. таблицу 3.2.
4.Удельный  вес условно-постоянных расходов, %  
30,43
 
 
5. Доходы, остающиеся в распоряжении  организации:
  • сумма, млн р.
  • в % к товарообороту
 
 
5952

17,35

 
 
См. таблицу 3.2.

17,5 (прогноз)

6.Прибыль  (убыток):
  • сумма, млн р.
  • в % к товарообороту
 
395

1,15

 
395 * 1,05 = 4148
7.Розничный  товарооборот, млн р.  
34306
 
См. таблицу 3.2.

 

      Таким образом, у ОАО МТК «Полесье» имеется достаточно возможностей, резервов и путей увеличения розничного товарооборота, прибыли и рентабельности.

      Плановой  и коммерческой службам необходимо ориентироваться не только на обеспечение  высоких темпов развития розничного товарооборота, но и рациональное использование всех ресурсов, в том числе и основных средств.

    Влияние увеличения розничного товарооборота  в 2010 году по ОАО МТК «Полесье» на фондоотдачу при неизменной стоимости основных средств:

    (35695 - 34306) / 6669 = + 0,21 руб.

    Таким образом, за счет роста розничного товарооборота Гомельского в 2010 году фондоотдача увеличится на 0,21 руб. 

Таблица 3.2

Расчет  критических точек по розничной  торговле

ОАО МТК  «Полесье» на 2010 год 

ПОКАЗАТЕЛИ ЗНАЧЕНИЕ НА 2010 ГОД
1.Розничный  товарооборот в точке безубыточности: сумма, млн р.
  • - раз по отношению к обороту базисного периода (или к фактической сумме)
1809 / (17,5 – 11,27) * 100 = 29036,9 

29036,9 / 34306 = 0,846

2.Расчетный  розничный товарооборот, млн р. (1809 + 414,8 ) / (17,5 – 11,27) * 100 = 35695
3.Сумма  условно-переменных расходов, млн р. 35695 * 11,48 / 100 = 4098
4.Общая  сумма затрат, млн р. 1809 + 4098 = 5907
5.Розничный  товарооборот в критической точке продаж, млн р. 35695 * (1809 / 5907) = 10931
6.Запас  финансовой прочности:
  • - исходя из точки безубыточности
  • - исходя из критической точки продаж
 
(29036,9 - 10931) / 29036,9 * 100 = 62,4%

(35695 - 10931) / 35695 * 100 = 69,4%

7. Доходы, остающиеся в распоряжении предприятия, млн р. 35695 * 17,5 / 100 = 6246,6
12.Коэффициент  покрытия по доходам (6246,6 - 4098) / 6246,6* 100 = 34,4%
13.Критическая  величина доходов, млн р. 5907 / 34,4 * 100 = 17171,5
Запас финансовой прочности по доходам, % (17171,5 - 5907) / 17171,5 * 100 = 65,6 %

 

    Далее проанализируем, как изменится фондорентабельность  основных средств в 2010 году за счет изменения прибыли:

    (414,8 - 395) / 6669 *100 = +0,29 %

    Таким образом, за счет увеличения прибыли  от реализации рентабельность основных средств увеличится на 0,29 %.

    Таким образом, ОАО МТК «Полесье» имеет достаточно возможностей для повышения эффективности использования основных средств. Дело за эффективным управлением.

     Для повышения эффективности использования  основных средств на основе совершенствования  планирования и усиления воздействия  хозяйственного механизма в организациях торговли необходимо разработать и осуществить комплекс мер, направленных на повышение фондоотдачи.

     В таком комплексе важное значение имеет учет общеэкономических факторов повышения эффективности, которые  позволят обосновать систему экономических мероприятий по повышению фондоотдачи:

     1. необходимо перейти к нормированию  основных средств и планированию фондоотдачи. Эти показатели должны составлять самостоятельный раздел плана и устанавливаться как расчетные.

     2. в анализе и планировании основных  средств необходимо учитывать влияние ряда факторов, под воздействием которых формируются темпы развития отраслей, а, следовательно, и показатели эффективности основных средств.

     3. значительные резервы повышения  фондоотдачи заложены в целенаправленном обновлении основных средств, формировании соотношения ввода и выбытия – интенсивности обновления как фактора повышения фондоотдачи. Оно обеспечивается соответствующими темпами роста и соотношения затрат на возмещение и расширение объема основных средств. Это обстоятельство следует учитывать при  анализе и планировании показателей фондоотдачи.

     4. важным резервом улучшения использования  основных средств является ускорение оборота их стоимости.

     5. улучшение организации торговли, внедрение новой техники, механизация трудоемких процессов, ликвидация потерь рабочего времени обеспечивают повышение фондоотдачи. Эти процессы планируются и контролируются конкретными службами, которые должны получать плановое задание по повышению фондоотдачи от каждого намеченного мероприятия.

     6. целенаправленное повышение эффективности основных средств связано с комплексной рационализацией торговли, оптимизацией типов торговых организаций, обеспечивающих максимальную фондоотдачу.

    7. следует планировать фондовооруженность  на основе оптимизации пропорций  в развитии основных средств  и трудовых ресурсов.

     Плановой  и коммерческой службам необходимо ориентироваться не только на обеспечение  высоких темпов развития розничного товарооборота, но и рациональное использование всех ресурсов, в том числе и основных средств. Возможности универсального торгового комплекса велики. Он, развиваясь, будет способствовать наращиванию товарных ресурсов, лучшему удовлетворению спроса населения, повышению его благосостояния. Необходимо использовать все источники и возможности для повышения эффективности использования имеющихся основных средств.

     Важнейшим требованием эффективного управления основными средствами является экономически обоснованное планирование в их потребности.

     Инвестиционная  политика – это определение наиболее приоритетных направлений капитальных вложений, от которых зависит повышение эффективности хозяйственной деятельности, обеспечение наибольшего прироста продукции, увеличение объема продаж и прибыли. Такая политика направлена на накопление основного и оборотного капитала, на создание новых рабочих мест, на прирост заработной платы и покупательной способности населения, на приток  налогов в государственный и местный бюджеты.

     Главными  направлениями реализации инвестиционной политики в торговле в целом на современном этапе являются:

  • перенесение центра тяжести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию;
  • увеличение доли средств, направленных на эти цели, в общем объеме капиталовложений;
  • повышение доли затрат  на машины и оборудование, что позволит качественно обновить основные средства отрасли и преодолеть негативную тенденцию морального  и физического их износа. Такое направление инвестиций требует повышение технического уровня отрасли и ускорение научно-технического прогресса в торговле.

     Особенности инвестиционной политики в потребительской кооперации сводятся к следующему:

  • в настоящее время главным направлением капиталовложений в потребительской кооперации является вложение средств в заготовительную деятельность и в промышленную переработку;
  • основное направление вложения средств в незавершенное строительство. Это связано с тем, что в потребительской кооперации от 70% до 80% строящихся объектов не завершены;
  • за счет концентрации ресурсов на определенных объектах сократить сроки строительства;
  • при решении вопроса о выборе объектов нового строительства  доведены сроки окупаемости капиталовложений не более 6-7 лет;
  • реконструкция объекта будет  давать отдачу через 5-6 лет, перевооружение через 2-3 года. В противном случае вложение средств считается нецелесообразным;
  • строительство осуществляется только под ключ по типовым проектам.

     Розничная торговая сеть является основной частью материально-технической базы торговли и  выступает материальной основой  удовлетворения  потребностей всех социальных групп населения, проживающих как в городах и городских поселках, так и в мелких сельских населенных пунктах.

     Планирование  развития и размещения розничной  торговой сети потребительской кооперации должно опираться на Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 724 "О мерах по внедрению системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики" и Методические указания по составлению перспективных планов развития и размещения  сети организаций розничной торговли и общественного питания для административных районов.

     Основными задачами планирования развития розничной  торговой сети являются:

  • обеспечение планомерного и комплексного развития  торговых организаций;
  • совершенствование структуры и размещения торговой сети;
  • обеспечение повышения эффективности капитальных вложений и использования основных средств.

     Перспективный план развития и размещения  сети объектов розничной торговли  должен предусматривать соответствие  ее развития  объему и структуре товарооборота, учитывая требования повышения качества торгового обслуживания, предоставление дополнительных услуг населению, динамику численности населения, сокращение затрат времени  потребителей при повышении фондоотдачи и эффективности капитальных вложений.

     Базовый норматив обеспеченности населения  торговыми площадями на 1000 жителей в потребительской кооперации определен в размере 260-300 м2.

     Учитывая  сложившуюся систему сельского  расселения, при разработке  единого стандарта населенные пункты в зоне деятельности потребительской кооперации распределены на следующие группы:

  • районные центры;
  • сельские населенные пункты с числом жителей более 500 человек;
  • сельские населенные пункты с числом жителей от 200 до 500 человек;
  • сельские населенные пункты с числом жителей до 200 человек;
  • малые населенные пункты без наличия стационарной торговой сети.

     В сельских населенных пунктах с числом жителей от 200 до 500 жителей для торгового обслуживания должны использоваться магазины по торговле смешанным ассортиментом типа «Минимаркет» с ограниченным ассортиментом непродовольственной группы повседневного спроса. При отсутствии в таких населенных пунктах стационарных магазинов  население должно обслуживаться автомагазинами. Кроме того, необходимо рассматривать возможность торгового обслуживания  сельского населения в рамках пешеходной доступности (1,5-2 км). Обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в таких населенных пунктах в 2003 году составляла 294 м2, что выше норматива на 34 м2.

Информация о работе Розничная торговая сеть