Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:53, курсовая работа
В торговле непрерывно происходит процесс обращения товаров, который предполагает наличие определенных средств труда: торговых и складских зданий, оборудования, торговых автоматов, контейнеров, транспортных средств, инвентаря.
Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.
Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса (вне зависимости от ведомственной принадлежности, срока службы и стоимости).
Введение
1 Значение розничной торговой сети торговой организации и методические подходы к оценке ее состояния и эффективности ее использования
1.1 Роль розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу эффективности использования розничной торговой сети
2 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
2.1 Экономическая характеристика объемов деятельности ОАО МТК «Полесье»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной
торговой сети
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети
3 Пути повышения эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
3
6
19
25
36
44
52
65
69
71
1.2 Методические подходы к анализу эффективности использования
розничной
торговой сети
Для
оценки состояния, развития и эффективности
использования материально-
1.
Показатели, характеризующие уровень
развития материально-
К ним относят:
общее количество торговых организаций, в том числе магазинов;
размер общей площади и торговой площади магазинов;
средний размер магазина по торговой площади и розничному товарообороту;
2.
Показатели, характеризующие степень
использования материально-
К ним относят:
общее количество оборудования по отдельным видам;
количество оборудования по отдельным видам в расчете на один магазин;
отношение числа установленного оборудования к имеющемуся в наличии;
Основной
задачей анализа материально-
Для
проведения анализа материально-
Важным этапом анализа является изучение размеров магазинов и их специализации. При этом анализируют средний размер магазина по объему розничного товарооборота и по торговой площади. Необходимо выявить возможности для улучшения структуры розничной торговой сети, повышения эффективности работы магазинов.
Значительное место в процессе анализа материально-технической базы торговли занимает анализ эффективности применения прогрессивных форм торговли: самообслуживания, продажи товаров по образцам, по предварительным заказам, с открытой выкладкой и др. С этой целью необходимо сравнить результаты работы магазинов с прогрессивными формами торговли с показателями магазинов, осуществляющих торговлю традиционным методом, по степени выполнения плана розничного товарооборота, по выработке на 1 м2 торговой площади, по выработке на одного торгового работника, по соотношению темпов роста производительности труда и средней заработной платы, по уровням доходов, текущих затрат, рентабельности и т.п.
При изучении деятельности магазинов с прогрессивными формами торговли следует использовать технологические показатели: долю торговой площади в общей торговой площади магазинов, коэффициент установочной и демонстрационной площади, число разновидностей реализуемых товаров и другие; а также социальные: затраты времени покупателей на совершение одной покупки, коэффициент завершенности покупок, количество услуг, оказываемых покупателям и т.д.
Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работы магазинов. В процессе анализа следует изучить сменность работы магазинов, время начала и окончания рабочего дня, время обеденного перерыва, количество выходных и санитарных дней. При необходимости изменения времени начала и окончания работы магазинов следует провести хронометраж рабочего времени и подсчитать выручку в отдельные часы работы, изучить потоки покупателей в отдельные часы рабочей смены и по дням рабочей недели.
Большое внимание должно уделяться анализу показателей эффективности использования материально-технической базы торговли: фондоотдаче, фондоемкости, фондорентабельности. Анализ данных показателей проводят в динамике, что позволяет выявить тенденции их изменения, определить причины снижения фондоотдачи и фондорентабельности, а также рассмотреть их влияние на розничный товарооборот и прибыль.
При анализе фондовооруженности труда следует сопоставить темпы ее изменения с темпами изменения производительности труда:
I пт > I фв > 1,
где I пт — индекс изменения производительности труда; I фв — индекс изменения фондовооруженности труда.
Завершается анализ материально-технической базы торговли разработкой мероприятий по реализации выявленных резервов развития и повышения эффективности ее использования, улучшения обслуживания покупателей.
Повышению
эффективности использования
Анализ материально-технической базы кооперативной торговли имеет важное значение как средство для выявления резервов по дальнейшему развитию, совершенствованию и эффективному использованию розничной и складской сети, а также как одна из необходимых предпосылок для ее планирования.
В непосредственную задачу анализа входит прежде всего установление выполнения плана развития розничной и складской сети. При этом проверяется выполнение плановых заданий по вводу в эксплуатацию вновь построенных и реконструируемых торговых предприятий, их торговой площади. По материалам анализа разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков, а также распространению передового опыта в строительстве и реконструкции торговых предприятий. Своевременный ввод в эксплуатацию торговых предприятий прямо влияет на выполнение плана и развитие розничного товарооборота в кооперативных организациях.
Важной задачей анализа является выявление степени обеспеченности торговой площадью обслуживаемого населения и изменение этого показателя в динамике. В настоящее время планирование и учет магазинов производятся по показателям количества торговых предприятий и их торговой площади. В системе потребительской кооперации разработаны нормативы обеспеченности торговой площадью (в квадратных метрах) на 1000 жителей. Эти нормативы в зависимости от различных условий дифференцированы по областям , районам и в районах по типам населенных пунктов (райцентр, местные кустовые центры, рядовые населенные пункты) . В процессе анализа необходимо выявить соответствие фактической торговой площади установленным нормативам как в целом по кооперативной организации, так и по отдельным населенным пунктам, которые обслуживаются данной кооперативной организацией.
Глубокий анализ должен быть проведен по изучению качественного состава торговой сети. Положительным является увеличение в динамике доли магазинов в общем количестве торговых предприятий, укрупнение торговой сети (размер торговой площади, приходящейся в среднем на один магазин), повышение удельного веса универсальных и специализированных магазинов в общем их числе (по количеству предприятий и торговой площади), развитие развозной торговли, повышение уровня технического оснащения магазинов и складов современным оборудованием и механизмами, увеличение доли магазинов, применяющих прогрессивные методы обслуживания населения, соблюдение утвержденной номенклатуры типов магазинов и ассортиментной политики и пр. Для того чтобы более широко и аргументированно оценить количественные и качественные показатели состояния торговой сети в данной кооперативной организации, необходимо их сравнить с соответствующими показателями в других организациях, находящихся в сходных условиях работы, а также со средними показателями вышестоящих организаций.
Существенным фактором развития розничного товарооборота в кооперативных организациях является повышение эффективности использования материально-технической базы торговли. Анализ эффективности использования розничной и складской сети производится отдельно по зданиям, оборудованию, механизмам и т. п., а также в целом по основным средствам торговли.
Одним
из главных показателей
Более быстрый темп роста розничного товарооборота в кооперативной организации по сравнению с увеличением торговой площади в квадратных метрах (в результате чего повышается объем товарооборота на 1 м2 торговой площади) свидетельствует об улучшении использования торговой площади магазинов. Резкие колебания в размере товарооборота на 1 м2 торговой площади по одним и тем же типам магазинов в различных населенных пунктах служат основанием для вывода о неравномерном территориальном размещении торговой сети и необходимости устранения этого недостатка при разработке плана развития торговой сети.
Резервом
повышения эффективности
Важным фактором повышения эффективности использования зданий торговых предприятий служит установление оптимального режима работы магазинов. В настоящее время около 60% кооперативных магазинов работают в одну смену и только '/з — на непрерывной рабочей неделе. В кооперативных организациях в связи с этим ставится задача повысить коэффициент сменности работы магазинов (отношение количества часов работы магазина в день к количеству часов работы смены) и коэффициент непрерывности (отношение числа рабочих дней магазина в году к календарному числу дней).
Резервами
повышения эффективности
К
числу путей повышения
Эффективность использования оборудования и механизмов в розничной и складской сети связана с продолжительностью их использования во времени (сменностью работы) и величиной нагрузки по сравнению с номинальной производительностью. Наличие в кооперативных организациях неустановленного оборудования и механизмов прямо влияет на снижение показателей их использования.
Обобщающими показателями эффективности использования основных фондов как в целом по кооперативной торговле, так и в отдельных кооперативных организациях могут служить следующие.
3. Фондовооруженность характеризует сумму основных фондов, приходящуюся на одного работника. Положительным является рост данного показателя, поскольку он свидетельствует, как правило, о повышении уровня механизации торговых процессов, о создании условий для увеличения производительности труда, улучшении качества торгового обслуживания и означает в целом возрастание затрат овеществленного труда во всех затратах груда.