Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:53, курсовая работа
В торговле непрерывно происходит процесс обращения товаров, который предполагает наличие определенных средств труда: торговых и складских зданий, оборудования, торговых автоматов, контейнеров, транспортных средств, инвентаря.
Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.
Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса (вне зависимости от ведомственной принадлежности, срока службы и стоимости).
Введение
1 Значение розничной торговой сети торговой организации и методические подходы к оценке ее состояния и эффективности ее использования
1.1 Роль розничной торговой сети в развитии товарооборота
1.2 Методические подходы к анализу эффективности использования розничной торговой сети
2 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
2.1 Экономическая характеристика объемов деятельности ОАО МТК «Полесье»
2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной
торговой сети
2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети
3 Пути повышения эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»
Заключение
Список использованных источников
Приложения
3
6
19
25
36
44
52
65
69
71
Следующим этапом анализа является изучение влияния факторов на изменение прибыли в расчете на 1 кв. м. торговой площади (см. табл. 2.3.6).
Таблица 2.3.6
Влияния факторов, связанных с изменением прибыли,
на
эффективность использования
ОАО
МТК «Полесье» за 2008-2009 гг.
Показатели | Годы | Отклоне-ние (+,-) | Влияние на изменение эффективности использования торговых площадей за счет изменения | ||
2008 | 2009 | ||||
торговой площади | прибыли | ||||
1. Прибыль (убыток) от реализации, тыс.р. | 206 | 395 | 189 | * | * |
2. Торговая площадь, кв.м. | 9707 | 9707 | 0 | * | * |
3. Прибыль на 1 кв.м. торговой площади, тыс.р. | 0,021 | 0,041 | 0,019 | * | 0,02 |
Расчет влияния факторов на изменение прибыли в расчете на 1 кв. м. торговой площади:
1) влияние прибыли от реализации:
П1/ Sобщ0 - П0/ Sобщ0 = (395 / 9707) – 0,021= 0,041 – 0,021 = + 0,02 млн р.
2)
влияние общей торговой
П1/ Sобщ1 - П1/ Sобщ0 = 0,041 – 0,041 = 0 млн р.
За счет того, что в 2009 году райпо получило прибыль от реализации, в сумме больше чем в 2008 году, эффективность использования торговой площади увеличилась на 0,02 млн р.
Далее оценим влияние факторов на показатели эффективности использования основных средств ОАО МТК «Полесье» (фондоотдачу и фондорентабельность) при помощи данных таблиц, приведенных ниже (табл. 2.3.7 и табл. 2.3.8).
Таблица 2.3.7
Расчет влияния изменения розничного товарооборота и среднегодовой стоимости основных средств на фондоотдачу
по
ОАО МТК «Полесье» за 2008-2009 гг.
Годы | Розничный товарооборот, млн р. (Т) | Среднегодовая стоимость основных средств, млн р. (ОФ) | Фондоот-дача, руб. (ФО) | Скоррек-тирован-ный
показа-тель фондоот-дачи, руб.
(Т0/ОФ1) |
Изменение фондоотдачи за счет изменения | |
рознич-ного товаро-оборота | среднего-довой стоимости основных средств | |||||
2008 | 26845 | 5708,5 | 4,70 | * | * | * |
2009 | 34306 | 6669 | 5,14 | 4,03 | 1,12 | -0,67 |
Скорректированный показатель фондоотдачи рассчитывается следующим образом:
Т0/ОФ1 = 26845 / 6669 = 4,03 руб.
Для расчета влияния факторов на изменение фондоотдачи используем метод цепных подстановок:
а) влияние изменения розничного товарооборота:
∆ФО(∆Т)=Т1/ОФ1 – Т0/ОФ1 = 5,14 – 4,03 = + 1,12 руб.
б)
влияние изменения
∆ФО(∆ОФ)=Т0/ОФ1 – Т0/ОФ0 = 4,03 – 4,7 = - 0,67 руб.
Таким
образом, рост розничного товарооборота
по ОАО МТК «Полесье» в 2009 году привел
к увеличению фондоотдачи на 1,12 руб., а
увеличение среднегодовой стоимости основных
средств способствовало ее снижению на
0,67 руб.
Таблица 2.3.8
Расчет влияния изменения прибыли и среднегодовой
стоимости основных средств на их рентабельность
по ОАО МТК «Полесье» за 2008-2009 гг.
Годы | Прибыль (убыток) от реализа-ции, млн р. (П) | Среднего-довая стоимость основных средств, млн р. (ОФ) | Рента-бельность основных средств, % (ФР) | Скорректи-рованный
показатель рентабель-ности,%
(П0/ОФ1) |
Изменение рентабельности основных средств за счет изменения | |
суммы прибыли (убытка) от реализации | среднего-довой стоимости основных средств | |||||
2008 | 206 | 5708,5 | 3,61 | * | * | * |
2009 | 395 | 6669 | 5,92 | 3,09 | 2,83 | -0,52 |
Скорректированный
показатель фондорентабельности
П0/ОФ1*100= 206 / 6669 * 100= 3,09 %
Для расчета влияния факторов на изменение рентабельности используем метод цепных подстановок:
а) влияние изменения суммы прибыли:
∆ФР(∆П)= П1/ОФ1*100 – П0/ОФ1*100 = 5,92 – 3,09 = + 2,83 %
б)
влияние изменения
∆ФР(∆ОФ)=П0/ОФ1*100 – П0/ОФ0*100 = 3,09 – 3,61 = - 0,52 %
Таким образом, в результате увеличения прибыли в 2009 году фондорентабельность увеличилась на 2,83%, а увеличение среднегодовой стоимости основных средств привело к снижению фондорентабельности на 0,52%.
Проведенный
анализ наличия и эффективности
использования розничной торговой
сети ОАО МТК «Полесье» позволит в следующем
разделе курсовой работы наметить пути
повышения эффективности использования
розничной торговой сети.
3 ПУТИ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЗНИЧНОЙ
ТОРГОВОЙ СЕТИ ОАО МТК
«ПОЛЕСЬЕ»
Повышение эффективности использования основных средств достигается двумя способами:
* экстенсивным - путем
увеличения времени использования на протяжении года;
*
интенсивным - путем увеличения
степени использования в
Экстенсивный фактор выражается в увеличении времени использования фондов, т. е. возрастании доли действующего оборудования в общей его массе, сокращении его простоев, повышении коэффициента сменности работы оборудования.
Интенсивный способ связан с повышением технического уровня основных факторов, увеличением степени их использования в единицу времени. Он предполагает ускорение темпов научно-технического прогресса, внедрение новых технологических процессов, технологий продаж.
Интенсификация торговли в определенной мере зависит от эффективности использования ее основных средств.
Следует обратить внимание на совершенствования системы оценки и переоценки основных средств. Основной экономический смысл переоценок должен заключаться в обеспечении формирования в организациях достаточных инвестиционных ресурсов для простого и расширенного воспроизводства за счет амортизационных отчислений, что должно достигаться посредством приведения их в соответствие изменяющимся экономическим условиям. Данная задача в нынешних условиях наиболее актуальна, так как переоценка основных средств непосредственным образом затрагивает вопросы, связанные с ценообразованием, налогообложением, страховой оценкой имущества, арендой, залогом, приватизацией и т. д.
Прогрессивным направлением развития розничной торговли является повышение ее оснащенности фондами механизации, широкое внедрение достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Магазины оснащаются современными видами холодильного, контрольно-кассового, весоизмерительного оборудования, торговой мебели.
Торговля с развитием рыночных отношений осуществляется в условиях конкуренции между государственными и негосударственными предприятиями. Это обязывает торговые организации вести детальную разработку приоритетных целей для обеспечения устойчивого развития. В части интенсификации использования розничной торговой сети целесообразно осуществлять реконструкцию, модернизацию действующих магазинов. Проводимая комплексная рационализация позволяет увеличить торговые площади, эффективно использовать подсобные и торговые помещения, улучшить их планировку, условия труда работников, создать удобства для покупателей.
Важным направлением развития розничной торговой сети является ее качественное улучшение. Наблюдается укрупнение вновь строящихся универмагов, супермаркетов, торговых центров. В крупных магазинах создаются условия для более широкого выбора товаров, появляется возможность внедрять прогрессивные методы продажи товаров, прогрессивные технологии торговых процессов с использованием современной техники, оборудования. Экономические показатели таких магазинов, как правило, выше.
Укрупнение
должно быть экономически обоснованным.
Необходимо определить оптимальные
размеры магазинов для
Важным направлением для удержания конкурентных позиций является рациональная организация розничной торговой сети, обеспечивающая комплексный подход к обслуживанию населения, предполагающий создание благоприятных условий покупателям, при которых они с наименьшими затратами могли бы приобрести в розничных торговых организациях все необходимые им товары и услуги.
Необходимо искать формы соединения торговой, производственной и культурной сфер.
Совершенствование розничной торговой сети позволит решить важнейшие социальные и экономические задачи.
В числе задач, обуславливающих перспективу, — ремонт и реконструкция торговых объектов. В первую очередь тех, которые обеспечивают больший размер товарооборота.
Для того чтобы торговая деятельность организации была эффективной, необходимо знать ее критические (предельные) характеристики и запас финансовой прочности.
Для любой организации наиболее важными критическими характеристиками являются точки критической величины валового дохода и товарооборота, при которых она может покрывать затраты, но еще не имеет прибыли. Критическую точку называют порогом рентабельности или точкой безубыточности.
Порог
рентабельности означает, что если
валовой доход или объем
Рассчитаем
критические точки для
При расчетах учтем, что прогнозируемый рост цен на товары 1,05 раза, тарифов и цен на услуги – 1,07 раза, прогнозируется увеличить уровень дохода, остающегося в распоряжении до 15,0 % к товарообороту.