Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 11:44, курсовая работа
Экономическая категорияㅤ коммерческого рискаㅤприсущая свободнымㅤрыночным отношениямㅤприобрела чертыㅤобъективности и в нашихㅤусловиях. Она проявляется на всех стадияхㅤвоспроизводственного процессаㅤ(в промышленнойㅤоптовой и розничной торговлеㅤкак и во всехㅤдругих областяхㅤхозяйственно-финансовой деятельностиㅤсвязанной с получением прибыли). Отсюда и необходимость, и актуальность проблемыㅤанализа даннойㅤкатегории.ㅤ
Введениеㅤ
Глава 1. Понятие, классификация, оценкаㅤметоды видов рискаㅤи количественногоㅤанализа рисковㅤ
1.1. Понятие и классификация видов рискаㅤ
1.2. Оценкаㅤриска организацииㅤи методыㅤколичественного анализаㅤрисков.ㅤ
1.3. Анализ коммерческого рискаㅤ
Глава 1. Экономическое содержаниеㅤпредпринимательских рисков.ㅤ
2.1 Объективные и субъективныеㅤпричины предпринимательских рисковㅤ
2.2 Классификация предпринимательскихㅤрисковㅤ
2.3 Определениеㅤрискаㅤ
ГЛАВА 3. Системаㅤуправления взаимоотношениямиㅤ
3.1. Система управленияㅤвзаимоотношениями с клиентамиㅤ
3.2.Области применения CRM системㅤ
3.3.Важность системы CRM во время экономическогоㅤспадаㅤ
ㅤ
П. Хейнеㅤв своейㅤработе «Экономическийㅤобраз мышления»ㅤотмечает, что прибыль возникаетㅤ«по причинеㅤнеопределенности, в отсутствие которойㅤвсе, относящеесяㅤк получениюㅤприбыли, былоㅤбы широкоㅤизвестно, все возможности ее получения былиㅤбы полностьюㅤиспользованы и, следовательно, прибылиㅤвезде равнялисьㅤбы нулю». Таким образомㅤпри отсутствииㅤнеопределенности любыеㅤрасхождения междуㅤвыручкой и издержками будутㅤустранены в процессе конкуренцииㅤи прибыльㅤстанет равнойㅤнулю. В реальном, постоянноㅤменяющемся и поэтому всегдаㅤнеопределенном миреㅤтакого не происходит14.ㅤ
Предприниматель
проявляет готовностьㅤидти на риск
в условиях неопределенностиㅤпоскольку
наряду с риском потерь существуетㅤвозможность
дополнительных доходов. И. Шум Петерㅤв книге «Теорияㅤэкономического
развития (Исследованиㅤпредпринимательск
Рисунок SEQ Рисунокㅤ* ARABIC 1ㅤ
Из графикаㅤвидно, чтоㅤнулевой рискㅤобеспечивает самыйㅤнизкий доходㅤ(0; Пㅤ), а при самомㅤвысоком рискеㅤР = Р2. прибыльㅤимеет наиболееㅤвысокое значениеㅤП = П3 (Пㅤ>Пㅤ> П1).ㅤ
Следует заметитьㅤчто предприниматель вправеㅤчастично переложить риск на других субъектовㅤэкономики, но полностьюㅤизбежать его он не может. Справедливоㅤсчитается: кто не рискует, тот не выигрывает. Иными словамиㅤдля получения экономическойㅤприбыли предприниматель долженㅤосознанно пойти на принятие рискового решения.ㅤ
Можно с
уверенностьюㅤсказать:
неопределенность и риск в предпринимательскойㅤдеятельнос
Предпринимательство всегда сопряжено с неопределенностью экономической конъюнктуры, котораяㅤвытекает из непостоянства спроса-предложениㅤна товары, деньги, факторыㅤпроизводства, из многовариантности сферㅤприложения капиталов и разнообразияㅤкритериев предпочтительности инвестирования средствㅤиз ограниченности знаний об областях бизнеса и коммерцииㅤи многих других обстоятельств.ㅤ
Экономическое
поведение предпринимателя при рыночных
отношениях основано на выбираемой, на
свой рискㅤреализуемой
индивидуальной программе предпринимательскойㅤдеятельнос
Действительность предпринимательской деятельностиㅤтакова, что в экономической борьбе с конкурентами-производителями за покупателяㅤпредпринимательская организация вынужденаㅤпродавать свою продукциюㅤв кредит (с риском невозврата денежныхㅤсумм в срок)ㅤпри наличии временноㅤсвободных денежных средствㅤразмещать их в виде депозитных вкладовㅤили ценных бумагㅤ(с риском полученияㅤнедостаточного процентного доходаㅤв сравнении с темпами инфляции), при ведении коммерческих операцийㅤэкспортно-импортного характера сталкиватьсяㅤс необходимостью оперироватьㅤразличными национальными валютамиㅤ(с риском потерьㅤот неблагоприятной конъюнктурыㅤкурсов валют) и т. д.ㅤ
Наличие предпринимательского риска — это, по сути дела, оборотнаяㅤсторона свободы экономическойㅤсвоеобразная плата за нее. Свободе одного предпринимателя сопутствует одновременноㅤи свобода других предпринимателей, следовательно, по мере развития рыночныхㅤотношений в нашей стране будет усиливатьсяㅤнеопределенность и предпринимательскийㅤриск.ㅤ
Устранить неопределенность будущегоㅤв предпринимательской деятельностиㅤневозможно, так как она является элементомㅤобъективной действительности. Риск присущ предпринимательству и является неотъемлемой частью его экономической жизни. До сих пор мы обращали вниманиеㅤтолько на объективнуюㅤсторону предпринимательского риска. Действительно, риск связан с реальными процессамиㅤв экономике. Объективностьㅤриска связана с наличием факторов, существованиеㅤкоторых в конечномㅤсчете не зависитㅤот действия предпринимателей.ㅤ
В то же времяㅤотдельные ученые разрабатывают субъективныйㅤподход к риску. ТакㅤВ. Ойгензихт в своейㅤработе «Проблема риска в гражданском праве» исходит из того, что риск всегдаㅤсубъективен, поскольку реализуется черезㅤчеловека. Такая точка зренияㅤне лишена смысла. Ведьㅤименно предприниматель оценивает ситуациюㅤформирует множество возможных исходовㅤи представляет вероятности их осуществления, делает выбор из множества альтернатив. Кроме этогоㅤвосприятие риска зависит от каждого конкретного человека с его характером, складом умаㅤпсихологическими особенностями, уровнем знанийㅤв области его деятельности. Для одного предпринимателя даннаяㅤвеличина риска является приемлемойㅤтогда как для другогоㅤ— неприемлемой16.ㅤ
По американским стандартам все люди делятся на две категории: рискованных и болееㅤосторожных, идущих на принятиеㅤрешений только с минимальнымиㅤшансами на риск. Для предпринимателя важно знать, к какой группе он относитсяㅤпоэтому для определения склонностиㅤк риску психологами разработаныㅤразличные тесты.ㅤ
Оценка
риска и выборㅤрешения
во многом зависятㅤот человека,
его принимающего. Одна и та же рискованная
ситуация характеризуется разнымиㅤпредпринимателями
неодинаково, поскольку рискㅤвоспринимается
сугубо индивидуально. Немалоㅤзависит
от того, что возьмет верх — предчувствиеㅤуспеха или неудачи. Рискованныхㅤрешений обычно избегают предпринимателиㅤконсервативног
В настоящее времяㅤможно выделить две формы предпринимательства. В первую очередь это коммерческие организации, основанныеㅤна старых хозяйственныхㅤсвязях. В ситуацииㅤнеопределенности такие предпринимателиㅤстараются избегать рискаㅤпытаясь приспосабливаться к изменяющимся условиям хозяйствования. Вторая форма — это вновь созданныеㅤпредпринимательские структуры, характеризующиесяㅤразвитыми горизонтальными связямиㅤширокой специализацией. Такиеㅤпредприниматели готовы рисковатьㅤв рисковой ситуацииㅤони маневрируют ресурсамиㅤспособны очень быстроㅤнаходить новых партнеров17.ㅤ
В принятииㅤпредпринимателем решенияㅤсвязанного с риском, важнуюㅤроль играетㅤего информированностьㅤопыт, квалификацияㅤделовые качества. Предприниматель предрасположенㅤк рискованнымㅤрешениям в том случаеㅤесли уверенㅤв профессионализмеㅤисполнителей. Такжеㅤготовность идтиㅤна рискㅤв немалойㅤстепени определяетсяㅤпод воздействиемㅤрезультатов реализацииㅤпредыдущих решенийㅤпринятых в тех же условиях. Ошибкиㅤдопущенные ранееㅤв аналогичнойㅤситуации, диктуютㅤвыбор болееㅤосторожной стратегии. Принципиальное решениеㅤо принятииㅤрискового проектаㅤзависит для предпринимателя, принимающегоㅤэто решениеㅤот его предпочтений междуㅤожидаемой доходностьюㅤ(рентабельностью) вкладываемыхㅤв этотㅤпроект средствㅤ(в среднемㅤза значительныйㅤпериод времениㅤи их надежностью, котораяㅤв своюㅤочередь понимаетсяㅤкак нерискованностьㅤвероятность полученияㅤдоходов.ㅤ
Указанные предпочтения предпринимателяㅤобычно отражаются в так называемой картеㅤего предпочтений междуㅤожидаемой коммерческой эффективностьюㅤвложенных средств, то есть доходностью, рентабельностьюㅤи их риском. Эта карта предполагаетㅤтакже учет несколькихㅤуровней полезности для предпринимателя. На рис. 2 приведен общийㅤвид подобной картыㅤпредпочтений.ㅤ
Рис.2 Карта предпочтенийㅤмежду ожидаемой доходностьюㅤи рискованностью проектаㅤ
Кривые на картеㅤпредпочтений имеют положительныйㅤнаклон, так как из сопоставляемых критериевㅤодин — позитивныйㅤа другой — негативный. Изображенные на рисунке кривые носятㅤназвание «кривых равныхㅤпредпочтений» или «кривыхㅤбезразличия», так как каждая из них отражает своими точкамиㅤравнопредпочтимые для предпринимателяㅤпри данном уровнеㅤего удовлетворенности пары ожидаемой эффективности и рискованности решения.ㅤ
Приемлемых уровней удовлетворенностиㅤ(полезности) может быть несколько. На приведенномㅤрисунке их три, из них наиболееㅤнизкий из всех приемлемых уровень F1 наиболее высокий — F3 .Уровень F1 ниже, чем уровеньㅤF2 так как при одной и той же ожидаемойㅤдоходности решения в первом случае (для F1) величина риска R3 больше, чем риск R1 во втором случае (для F3). Сочетание же ожидаемой рентабельности решенияㅤи его рискованностиㅤотвечающее одной из точек кривой равных предпочтений для уровня F3, оказывается тогда за счет более высокой ожидаемой доходностиㅤвложений в данное решение (хотя и при большем риске) боле привлекательным для предпринимателя, соответствует более высокому уровню полезностиㅤдля него. Карта предпочтений предпринимателяㅤдолжна быть построенаㅤдля него либо им самим, либо с помощью стороннихㅤэкспертов построена эмпирическиㅤто есть на основе обработки данных анализа решений, которыеㅤпринимались ранее18.ㅤ
ㅤ
2.2 Классификацияㅤпредпринимательс
Сложность
классификации предпринимательскихㅤрисков заключается в их многообразии.
С риском предпринимательские фирмы сталкиваются
всегда при решении как текущихㅤтак и долгосрочныхㅤзадач. Существуют определенныеㅤвиды рисков, действиюㅤкоторых
подвержены все без исключения предпринимательскиеㅤорганизаци
Видовое разнообразие рисков оченьㅤвелико - от пожаровㅤи стихийных бедствий до межнациональных конфликтов, изменений в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельностьㅤи инфляционных колебаний.ㅤ
Кроме этого,
экономическоеㅤи политическое
развитиеㅤсовременного мира
порождаетㅤновые виды
риска, которые довольно трудно определить,
оценить количественно. Транснационализация
бизнеса сопровождаетсяㅤсозданием
сложных финансовыхㅤи производственных
взаимосвязей. Возникает «эффект домино»ㅤкоторый в случае краха одной компанииㅤвлечет за собой ряд банкротств
компанийㅤсвязанных с компанией-банкротом.
Усиление компьютеризации и автоматизации
производственно-хозяйственной деятельностиㅤпредпринимательск
В экономическойㅤлитературе, посвященнойㅤпроблемам
предпринимательстваㅤнет стройнойㅤсистемы классификацииㅤпредпринимательс
- риск, связанныйㅤс возможным техническимㅤпровалом производства, сюда же относится такжеㅤопасность потери благㅤпорожденная стихийными бедствиямиㅤ
- риск, сопряженныйㅤс отсутствием коммерческогоㅤуспеха.ㅤ
Ю. Осипов различаетㅤтри вида предпринимательскогоㅤриска: инфляционный, финансовыйㅤи операционный. В свою очередь С. Валдайцев разделяет все риски на две группы: коммерческие и технические. Существуют и другие подходы к классификации предпринимательских рисковㅤно они, как правило, повторяют рассмотренныеㅤвыше. Однако все перечисленные виды рискаㅤнедостаточно полно отражаютㅤего разнообразие, поэтомуㅤнеобходимо в первуюㅤочередь выделить типы рисков, сгруппировав их по определенным признакам.ㅤ
С риском предприниматель сталкиваетсяㅤна разных, этапах своейㅤдеятельности, и, естественно, причинㅤвозникновения конкретной рисковой ситуацииㅤможет быть очень много. Обычно под причиной возникновенияㅤподразумевается какое-то условие, вызывающееㅤнеопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками являютсяㅤнепосредственно хозяйственная деятельность, деятельностьㅤсамого предпринимателя, недостаток информацииㅤо состоянии внешней средыㅤоказывающей влияние на результатㅤпредпринимательской деятельности. Исходя из этого следует различать:ㅤ
- риск, связанныйㅤс хозяйственной деятельностьюㅤ
- риск, связанныйㅤс личностью предпринимателяㅤ
- риск, связанныйㅤс недостатком информацииㅤо состоянии внешнейㅤсреды.ㅤ
В связи с тем, что вероятность возникновения последнегоㅤриска обратно пропорциональнаㅤтому, насколько предпринимательскаяㅤфирма информирована о состоянии внешней среды по отношению к своей фирме, он наиболее важен в современных условиях хозяйствования. Недостаточность информации о партнерах (покупателях или поставщиках), особенно их деловом имидже и финансовом состоянии, грозит предпринимателю возникновением риска. Недостаток информации о налогообложении в России или ?в стране зарубежного партнера — это источник потерь в результате взысканияㅤштрафных санкций с предпринимательской фирмы со стороны государственных органов. Недостаток информации о конкурентах также может стать источником потерь для предпринимателя.ㅤ