Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 13:43, дипломная работа
Цель дипломной работы - увеличение доходов предприятия за счет эффективного использования основных средств.
На основе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и методы оценки бизнеса;
- рассмотреть зарубежный и отечественный опыт использования систем управления стоимостью компании;
- проанализировать бухгалтерский баланс;
- проанализировать трудовые ресурсы;
- проанализировать показатели использования имущества;
- проанализировать результативные показатели прибыли и рентабельности;
- проанализировать систему финансовых показателей;
- оценить предприятие как экономический комплекс методом чистых активов;
- обосновать необходимости сдачи в аренду неэффективно использованных транспортных средств;
- рассчитать эффект от предложенного проекта.
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОБЗОР ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПО ПРЕДМЕТУ
ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1 Сущность и методы оценки бизнеса 9
1.2 Зарубежный и отечественный опыт
использования систем управления стоимостью компании 16
2. ДИПЛОМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТА 29
2.1 Общая характеристика МУП «Михайловкажилпромгаз» 29
2.2 Исследование финансово-экономических показателей
Функционирования предприятия МУП «Михайловкажилпромгаз» 29
2.2.1 Анализ бухгалтерского баланса, как источника
исследования показателей 41
2.2.2 Анализ трудовых ресурсов 57
2.2.3 Анализ показателей использования имущества 60
2.2.4 Анализ результативных показателей прибыли
и рентабельности 85
2.2.5 Анализ системы финансовых коэффициентов
2.3 Оценка предприятия как экономического комплекса 92
3. ДИПЛОМНАЯ РАЗРАБОТКА - УВЕЛИЧЕНИЕ ДОХОДОВ
ОРГАНИЗАЦИИ ЗА СЧЕТ ЭФФЕКТИВНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 129
3.1 Обоснование необходимости сдачи в аренду
неэффективно использованных транспортных средств 129
3.2 Расчет получения дополнительного дохода 133
3.3 Экономический эффект от реализации предложенного проекта 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 160
Закон определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
Чтобы предприятие эффективно функционировало на целевом рынке ему необходима главная, научно обоснованная, стратегическая цель.
В основном такой глобальной целью в зарубежной и частично в отечественной бизнес-практике признается максимизация стоимости предприятия.
А остальные возможные цели, такие как наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей; завоевание наибольшей доли целевого рынка; максимизация объема реализации продукции (услуг); получение определенного объема прибыли; формирование корпоративной культуры — выступают лишь в качестве средств достижения этой основополагающей цели.
Стоимость бизнеса равноценна сегодняшней стоимости будущих экономических или финансовых выгод (ожидаемых доходов) от использования соответствующей по объему собственности.
Результатом возрастающей стоимости бизнеса является то, что компания концентрирует свои усилия на наиболее важных направлениях своей предпринимательской деятельности. Так стратегия слияний и поглощений, позволяет реализовать важную цель бизнеса, связанную с увеличением его стоимости для акционеров. В итоге покупка или продажа считается эффективной только тогда, когда совершенная сделка создает для них дополнительную и вместе с тем достаточную по величине стоимость.
Ведущие менеджеры большинства крупных открытых компаний осуществляют мониторинг стоимости собственного бизнеса практически каждый день.
Это обусловлено тем обстоятельством, что данная стоимость находит отражение в движении цены акций компаний на фондовом рынке. В то же время частные закрытые компании лишены подобной обратной связи и возможности проверки фондовым рынком конечных результатов своей предпринимательской деятельности. В результате их акционеры и руководители редко знают, сколько стоит их компания. Достигнутая стоимость бизнеса отражает его способность генерировать в будущем чистые денежные потоки. Владелец этих средств может направлять их на личное потребление, инвестировать в дальнейшее развитие компании, заниматься благотворительностью и расходовать на другие цели.
Получение достаточно четкого представления о справедливой рыночной стоимости объекта оценки (предприятия, компании, организации) или о величине доли активов, принадлежащих собственнику, по состоянию на конкретный момент времени является назначением оценочной деятельности.
Определение понятия рыночной
стоимости приведено в
Оценка стоимости бизнеса (предприятия) — это многоэтапный и сложный аналитический процесс определения справедливой рыночной стоимости его капитала, который базируется на выполнении определенной системы расчетов и необходимых логических процедур.
Существующие за рубежом теории оценки стоимости предприятий и их активов имеют многовековую историю. Правила экспертной оценки предприятий по продажной рыночной стоимости были разработаны известным немецким ученым — математиком Г. Лейбницем еще в XVIII в. Сложившиеся за рубежом традиции и основные подходы предусматривают не только суммирование затрат по конкретному имущественному объекту в денежном выражении, но и множество других весьма перспективных методов. Эти методы вполне могут быть применимы для оценки стоимости капитала предприятия в современных российских условиях, но с учетом особенностей национальной экономики.
Достоверное представление относительно реальной стоимости компании (бизнеса) позволяет ее собственникам вырабатывать и принимать своевременные и научно обоснованные управленческие решения, связанные или с прекращением функционирования на целевом рынке (или его сегменте), или с продолжением присутствия на нем. В США общепринятым считается, что если компания организует свою работу не в соответствии с системой УСК, то ее необходимо реструктурировать, т.е. осуществить одну из целесообразных процедур: слияние, поглощение, выделение, разделение.
Управление стоимостью компании (предприятия) представляет собой современный метод управления, предусматривающий реализацию главной цели их функционирования — постоянное увеличение во времени рыночной стоимости благодаря реструктуризации объекта, реализации соответствующих бизнес - процессов, бизнес - проектов, бизнес - усовершенствований,
реинжиниринговых и иных мероприятий.
Управление стоимостью — это проектирование желаемого будущего компании. Следовательно, оно является одной из современных концепций менеджмента и неотъемлемой компонентой ее стратегии развития.
Управление стоимостью компании осуществляется обычно на основе оценки собственного капитала. Вместе с тем не исключается необходимость стоимостной оценки и заемного капитала.
Система УСК достаточно часто ориентирована на использование при проведении необходимых расчетов доходного подхода. В рамках данного подхода стоимость компании определяется как сумма дисконтированных денежных потоков, которые будут созданы компанией в прогнозируемом периоде. При этом денежные потоки корректируются на уровни инфляции и риска, за вычетом всех требований к компании со стороны кредиторов.
Система УСК в обобщенной трактовке представляет собой определенную совокупность взаимосвязанных элементов, обладающих необходимыми единством и целостностью. Единство означает невозможность нормального функционирования системы при исключении из ее состава хотя бы одного элемента без замены на равноценный элемент. Целостность - это принципиальная несводимость свойств (параметров) системы к сумме свойств (параметров) ее отдельных элементов.
Накопленный положительный опыт в применении указанной концепции в странах Европы и Азии вызывает интерес и у отечественных компаний. Они стали его применять в своей оценочной деятельности, для того чтобы наилучшим образом соответствовать сформировавшимся требованиям западных инвесторов. Основные мотивационные причины, согласно которым повышенный интерес проявляют западные корпорации и некоторые российские компании к концепции УСК, можно объединить в три группы.
Первая группа причин обусловлена теми новыми процессами, которые возникают в самом бизнесе. Современный бизнес становится все более глобальным, динамичным в своем развитии, значительно возрастает роль интеллектуального капитала — одного из главных факторов получения преимуществ в жесткой конкурентной борьбе. Формируется и расширяется рынок продаж готового бизнеса.
Вторая группа причин связана с усилением конкуренции между предприятиями. На Западе ее именуют гиперконкуренцией. Следствием такой все возрастающей конкуренции является необходимость наиболее полного удовлетворения всех заинтересованных сторон в успешной деятельности компании (различных групп покупателей, поставщиков ресурсов, финансово-кредитных учреждений, страховых компаний, государственных и муниципальных образований, Собственного персонала данной компании). Обеспечение наиболее полного удовлетворения требований заинтересованных сторон предполагает необходимость использования эффективных систем планирования и управления, охватывающих различные виды деятельности и реализуемых с учетом необходимости обеспечения надежного и долговременного присутствия компании (предприятия) на целевом рынке. Наиболее эффективно спроектированная система планирования и управления деятельностью предприятия изложена в книге «Внутрифирменное планирование»
Третья группа причин вызвана необходимостью учета процессов, возникающих во взаимоотношениях между собственником предприятия и приглашенной на работу командой менеджеров. На практике наблюдается существенное расхождение их экономических интересов. Это имеет место в ситуациях, когда происходит переход фактического контроля над конечными экономическими результатами деятельности компании от ее собственника к команде наемных менеджеров.
Обеспечение достаточно высоких и стабильных темпов роста стоимости компании возможно лишь на базе привлечения на регулярной основе необходимых по объему инвестиций. В наиболее сложном положении с точки зрения обеспечения достаточно длительного присутствия на целевом рынке оказываются фирмы, специализирующиеся на производстве одного продукта. Срок деятельности такой фирмы на рынке, как правило, ограничен. По мнению специалистов, она может приносить стабильный доход без существенных дополнительных инвестиционных затрат в течение 3-5 лет, после чего предприниматель вынужден менять рыночную нишу или создавать новый бизнес. Следовательно, выходом из подобной ситуации является использование стратегии диверсификации производства.
Таким образом, система управления стоимостью компании с целью увеличения этой стоимости в долгосрочной перспективе позволяет ей в максимально возможной мере удовлетворить интересы собственников (акционеров), определить рациональные стратегии своего развития в долгосрочной перспективе и выработать систему эффективных управленческих мер, способствующих достижению как сформулированных целей, так и необходимого уровня конкурентоспособности.
Система управления стоимостью компании в США базируется на строгом соблюдении профессиональных норм и стандартов.
Американское общество оценщиков -The American society of appraisers (ASA) было создано в 1936 г. Оно является головной организацией, ведущей контроль и сертифицирование оценщиков всех профессий, включая специалистов по оценке стоимости бизнеса. Для того чтобы гарантировать соблюдение профессиональными оценщиками высших технических и этических стандартов, ASA подготовила обширный комплекс документов, включающих основные принципы, которыми следует руководствоваться в оценочной практике, и Кодекс чести.
Эти стандарты применимы как для специалистов, занимающихся оценкой стоимости бизнеса, так и для оценщиков недвижимости, машин и производственного оборудования. Стандарты предназначены для решения проблем, связанных с определением:
Кроме того, в стандартах приведены общие указания о применении разных оценочных методов в практической деятельности, а так же указания о некоторых специфических документах, которые должны включаться в отчет об оценке.
Наряду с разработкой общих норм данный Комитет принял стандарты, которые непосредственно относятся к деятельности по оценке стоимости бизнеса. В 1994 г. Комитет пересмотрел формы этих стандартов.
Стандарты по оценке стоимости бизнеса Американского общества оценщиков включают следующие разделы.
BVS-I (Business valuation standards). Терминология, дополнения.
BVS-II. Полная письменная форма.
BVS-III. Общие требования к выполнению задания по оценке бизнеса.
BVS-IV. Подход к оценке бизнеса на основе активов.
BVS-V. Метод компании-аналога для оценки бизнеса.
BVS-VI. Рыночный подход к оценке бизнеса.
BVS-VII. Доходный подход к оценке бизнеса.
BVS-VIII. Подготовка оценочного заключения о стоимости.
BVS-XI. Корректировка финансового отчета.
В 1987 г. девять профессиональных организаций оценщиков объединились в Фонд оценки (The appraisal foundation), который образовал Комитет по стандартам оценки и Совет по квалификации оценщиков. С помощью Комитета по стандартам оценки Фонд разработал Единые стандарты профессиональной практики оценки USPAP (Uniform standards of professional appraisal practice). Эти стандарты обязательны для всех оценочных работ, которые проводятся членами ASA.
В настоящее время в России достаточно быстрыми темпами происходит становление целевого рынка, связанного с продажей готового бизнеса или его частей (например, контрольного или неконтрольного пакета акций).
В перспективе по мере развития отечественной экономики на рынок готового бизнеса будет выставляться на продажу все больше и больше различных компаний. В получении наивысшей цены заинтересованы все продавцы. На этом рынке начинают появляться иностранные покупатели. Поэтому для облегчения продажи отечественных компаний на рынке готового бизнеса, на котором присутствуют иностранные покупатели, рекомендуется подготавливать отчеты по оценке, соответствующие стандартам ASA и USPAP. В таком случае возрастает вероятность продать объекты по наиболее высокой цене, в чем прямо заинтересованы продавцы готового бизнеса.
В процессе создания дочерних организаций и развития многопрофильных производств становится возможным обосновать наиболее целесообразную организационно-правовую форму предприятия благодаря анализу и оценке стоимости бизнеса, определить эффективную структурную производственную политику, что, как правило, органически увязывается со стратегией развития предприятия.