Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.

Содержание

Введение ...……………………………………...……………………....…………5
1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов………..……….……………………………………………….………..8
1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8
1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала ……………….…15
1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования………………………………………………………………….…25
2 Анализ эффективности использования торговой площади
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..……………………………39
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48
2.3 Анализ эффективности использования торговой площади
в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56
3 Пути повышения эффективности использования торговой
площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61
3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61
3.2 Пути повышения эффективности использования торговой
площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А Виды дополнительных услуг, оказыва

Вложенные файлы: 1 файл

диплом конечный 15.05.2012 2.doc

— 4.97 Мб (Скачать файл)

 Определившись с  выбором товара,  покупатель спешит  осуществить за него расчет. Для  этого в действующей секции  «Мужская обувь» с левой стороны  у входа расположено 2 кассовых  узла. Для организации рабочих мест кассиров установлено четыре закрытых прилавка (2 прилавка используются для установки кассовых аппаратов и 2 для упаковки товара). Дополнительно установлен стеклянный прилавок для демонстрации сопутствующего товара. Такие товары, как шнурки, стельки, средства по уходу за обувью размещены на пристенных горках, установленных с левой стороны (вдоль витрин).

Такая организация расчетно-кассовых узлов приемлема и для новой  секции, однако предусмотрены некоторые  изменения.

Пристенные горки для  сопутствующего товара необходимо заменить на экономпанели с разными видами навесного оборудования (кронштейны, полки, крючки). Размер прилавка будет составлять 0,6х1х1 м., а их общее количество уменьшится с 10 до 6 единиц.

В целях размещения упаковочного материала (коробок) для обуви в секции предусмотрено подсобное помещение, оборудованное  стеллажами. Однако дополнительно используется пространство, находящееся за   пристенными горками вдоль стены в глубине торгового зала. Коробки стоят на полу и рассортированы по моделям и размерам. В таком случае велика вероятность падения коробок при попытке достать необходимую коробку из выстроенного ряда.

Для более рационального  использования площади секции «Мужская обувь» для хранения коробок можно  установить 14 стеллажей (12 ед. вдоль стены и 2 ед. возле подсобного помещения). Такой шаг позволит значительно ускорить процесс поиск необходимой коробки.

Общая цветовая гамма  предлагаемого оборудования может  быть разнообразной.  В ОАО «ЦУМ Минск» каждый этаж универмага имеет свою цветовую гамму. На 2 этаже в оборудовании, навигационных указателях, преобладает синий цвет, поэтому можно придерживаться цветовой гаммы, используемой в секции в настоящий момент (синие металлические каркасы с белыми полками из ДСП). Однако самой распространенной отделкой для магазинов (отделов) обуви является отделка мебели «под дерево».

Все выше перечисленные  изменения в секции «Мужская обувь» приведут также к увеличению установочной и экспозиционной площади.

В данном случае установочная площадь (Sуст.) будет равна:

 

Sуст.горок = 0,94*0,5*45= 21,15 м.кв.

 

Sуст.горок угловой = 0,49 м.кв.

 

Sуст.прилавков= 1*0,6*5+ 0,6*0,6*1+0,18= 3+0,36+0,18 = 3,54 м.кв.

 

Sуст.витрин = 1,03*0,5*7+1,25*0,5*1+0,5*0,5*2+0,125*2= 3,605+0,625+

+0,5+0,25= 4,98 м.кв.

 

Sуст.остров.оборуд.=0,95*0,9*20=17,1 м.кв.

 

Sуст.оборуд на колоннах=0,05*0,75*8=0,3 м.кв.

 

Sуст.банкеток= 0,5*0,7*17=5,95 м.кв.

 

Sуст.стеллажей = 1*0,6*14=8,4 м.кв.

 

Sуст.напол.зеркал = 0,2*0,4*14=1,12 м.кв.

 

 

Sуст.= 21,15+0,49+3,54+4,98+17,1+0,3+5,95+8,4+1,12 =62,54м.кв.

 

Следовательно, коэффициент  установочной площади в секции «Мужская обувь» в рамках новой планировки будет равен:

 

 =63,03/204,8 = 0,31

 

Рекомендуемым показателем  коэффициента установочной площади  в магазинах самообслуживания с  площадью от 101 до 250 м. кв. является коэффициент 0,31. Из расчёта для секции «Мужская обувь» можно сделать вывод, что предложенный нами план расстановки оборудования позволит увеличить данный показатель с 0,2 (в настоящий момент) до 0,31 (соответственно разработанному плану),  что обеспечит рациональное использование площадь торгового зала секции.

Помимо коэффициента установочной площади произойдет и  изменение коэффициента экспозиционной площади. Экспозиционная площадь (Sэксп.) будет равна:

 

Sэксп.горок =0,9*0,5*45*4= 81 м.кв.

 

Sэксп.витрин =1*0,5*7*3+1,25*0,5*1*3+0,5*0,5*2*3+0,125*3= 26,175 м.кв.

 

Sэксп.прилавков = 1*0,6*2=1,2 м.кв.

 

Sэксп.остров.об. = 0,9*0,9*20*3= 48,6 м.кв.

 

Sэксп.= 81+26,175+1,2+48,6 =157 м.кв.

 

Коэффициент экспозиционной площади будет равен:

 

 =157/204,8 = 0,77

 

Рекомендуемым показателем  коэффициента экспозиционной площади  в обувных магазинах самообслуживания с площадью от 101 до 250 м. кв. является коэффициент 0,76. Из этого следует, что согласно предложенному плану расстановки оборудования произойдет увеличение показателя коэффициента экспозиционной площади с 0,48 (фактический) до 0,77 (планируемый), что, в свою очередь, подтверждает оптимальность использования предложенного набора торговой мебели.

Таким образом, анализ эффективности использования торговых площадей на примере 2-го этажа универмага показал, что в целом площадь используется эффективно. Однако при детальном исследовании секции «Мужская обувь» было выявлено, что торгового оборудования не достаточно для демонстрации данной товарной группы. Основным признаком нехватки торгового оборудования является выкладка навалом, что при демонстрации обуви недопустимо.  В таком случае необходима реорганизация секции с частичной или полной заменой торгового оборудования.

Разработанный план расстановки торгового оборудования в секции «Мужская обувь» приведет не только к соответствию рекомендуемым показателям, но и позволит сделать пребывание покупателей в секции максимально удобным. Использование предложенного набора торгового оборудования дает возможность равномерно распределить представленный в секции ассортимент, не допуская выкладки навалом. С увеличением количества примерочных мест, исчезнет эффект «напряженности» при выборе необходимой пары обуви, а новый интерьер торгового зала секции будет выступать в роли «магнита», притягивающего к себе внимания не только потенциальных покупателей, но и обычных посетителей универмага.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проводя исследования по теме: «Устройство, планировка,  оборудование  магазинов и основные направления их рационализации (на материалах ОАО «ЦУМ Минск»)» нами были сделаны следующие выводы.

Современный магазин  требует наличия определенных функциональных помещений, которые должны обеспечить необходимые условия для торгового обслуживания покупателей, удобства для работников и сохранность товарно-материальных ценностей. Устройство магазина, планировка его помещений и торгово-технологический процесс взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они зависят от товарного ассортимента, торговой площади, методов продажи, от характера работ по подготовке к продаже

Совокупность помещений  магазина в соответствующей их взаимосвязи  составляет его технологическую  планировку. По функциональному назначению помещение подразделяют на следующие  группы:

1) торговые помещения (торговый зал и другие помещения для обслуживания покупателей);

2) неторговые помещения, где осуществляется торгово-технологический процесс, в том числе:

  • для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже;
  • подсобные;
  • административно-бытовые;
  • технические.

Взаимное расположение основных групп помещений магазина должно быть таким, чтобы между ними обеспечивалась технологическая связь, способствующая перемещению товаров  кратчайшими путями, исключались  пересечения движения потоков товаров  и покупателей. Кроме того, должна предусматриваться такая планировка магазина, которая позволяла бы увеличивать площадь торговых помещений за счет неторговых.

Главным помещением магазина, в котором завершается торгово-технологический  процесс, является торговый зал.

Устройство и планировка торгового зала должны соответствовать его функциям и разрабатываться с учетом следующих требований:

  • обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных потоков;
  • создания условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей;
  • удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов), торгового оборудования;
  • эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования;
  • обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных товаров;
  • создания условий экономичности и простоты санитарного и технического обслуживания.

При составлении технологической  планировки торгового зала большое  значение имеет рациональное использование  площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования. В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую, выставочную, островную и смешанную планировки.

Задача размещения отделов (секций) в торговом зале – направить движение покупателей по всему магазину и покупать больше товаров, чем они запланировали. Однако проблема состоит в том, чтобы определить, какой порядок движения и какая последовательность размещения отделов может обеспечить рациональное распределение познавательных ресурсов посетителей в торговом заде. Поэтому при принятии решения о размещении отделов в магазине необходимо учитывать общие образцы поведения покупателей, их привычки и предпочтения, а также, по возможности, специфические особенности основного контингента посетителей.

Торговый процесс в основном здании ОАО «ЦУМ Минск» осуществляется в 6 товарных отделах, сформированных по потребительскому назначению, на 4-х торговых этажах в  34 секциях. Кроме того, отдельно расположены 2 отдела-магазина - «Комаровский» по ул.           В. Хоружей, 10  и «Товары для женщин» по ул. Куйбышева, 75,  имеющие  13 товарных секций.

Проведенный анализ основных финансово-хозяйственных показателей деятельности ОАО «ЦУМ» свидетельствует о стабильном и устойчивом развитии торговой организации. Все показатели хозяйственной деятельности имеют положительную динамику, организация работает с прибылью:

  • доход от реализации составил 80570 млн. руб. доходов, их уровень составил 22,4 % к товарообороту, что выше уровня прошлого года на 3,1 процентных пункта, рост по отношению к 2010 году в сопоставимых ценах составил 118,3 %;
  • расходы на реализацию составили 54534 млн. руб., (доля в объеме товарооборота – 13,8 %), их уровень к товарообороту увеличился на 0,7 процентных пункта по сравнению с 2010 годом;
  • прибыль от реализации товаров увеличилась на 15381 млн. руб. и составила 26036 млн. руб. (в сопоставимы ценах выросла на 53,1 % по сравнению с 2010г.), ее уровень в 2011 году составил 6,58 % к товарообороту;
  • чистая прибыль отчетного периода значительно выросла и составила 12983 млн. руб. и увеличилась на 66,1 процентных пункта в сопоставимых ценах по отношению к 2010 году.

Для организации торгово-технологического процесса в ОАО «ЦУМ Минск» используются различные виды оборудования. В зависимости от особенностей товарной группы для ее демонстрации используется специализированное  оборудование (подиумы, металлические каркасы и др.). Практически в каждой секции есть колонны, площадь которых также задействована в представлении покупателям товара. На них закреплены металлические каркасы или экономпанели с навесным оборудованием.

Очень важно не перегружать зал  торговой мебелью. Это может вызвать  неудобство, как для покупателей, так и для обслуживающего персонала.

Проведенный нами анализ эффективности использования торговых площадей на примере 2-го этажа универмага показал, что в целом площадь торгового зала используется рационально. Коэффициент эффективности использования торговой площади в большинстве секций составил ≥ 1. Всего в одной секции «Мужская одежда» данный коэффициент составил 0,9, что весьма близко к норме, однако требует дополнительной работы с этим участком. Для увеличения показателя коэффициента площадь секции «Мужская одежда» можно расширить, что позволит более выгодно представить достаточно широкий и глубокий ассортимент данной товарной группы.

В целях выявления сильных и слабых мест продажи товаров мы рекомендуем составлять «денежную карту». Для каждой секции рассчитываются показатели среднего товарооборота на 1 м. кв. торговой площади и средний коэффициент эффективности использования торговых площадей. Затем на общем плане этажа выделяются определенным цветом зоны, приносящие одинаковый товарооборот.

Если на плане этажа получилась неравномерная картина с резкими перепадами цвета, то это свидетельствует не только об ударно работающих секциях, но и о секциях, которые отстают по общему показателю товарооборота.

Использование такого приема позволяет принять решение о том, площадь каких товарных групп необходимо расширить, а каких, наоборот, уменьшить. После сделанных перепланировок секций или изменения их месторасположения на этаже необходимо повторно составить «денежную карту», равномерная цветовая гамма которой будет свидетельствовать об эффективности проведенных изменений.

При детальном исследовании эффективности использования торговой площади в секции «Мужская обувь» было выявлено, что торгового оборудования не достаточно для демонстрации данной товарной группы. Основным признаком нехватки торгового оборудования является выкладка «навалом», что при демонстрации обуви недопустимо.  В таком случае необходима реорганизация секции с частичной или полной заменой торгового оборудования.

Информация о работе Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации