Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.

Содержание

Введение ...……………………………………...……………………....…………5
1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов………..……….……………………………………………….………..8
1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8
1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала ……………….…15
1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования………………………………………………………………….…25
2 Анализ эффективности использования торговой площади
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..……………………………39
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48
2.3 Анализ эффективности использования торговой площади
в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56
3 Пути повышения эффективности использования торговой
площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61
3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61
3.2 Пути повышения эффективности использования торговой
площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А Виды дополнительных услуг, оказыва

Вложенные файлы: 1 файл

диплом конечный 15.05.2012 2.doc

— 4.97 Мб (Скачать файл)

Подводя итоги, общая  торговая площадь 2 этажа ОАО «ЦУМ Минск» составляет 2 210,6 м. кв. Из этой площади: 1857,57 м. кв. приходится на секции и бригады выделенного потребительского комплекса «Товары для мужчин», 33,8 м. кв. – сдается в аренду. Между секциями расположены маршевые проходы шириной 2,3 метра.

Для организации торгово-технологического процесса используются различные виды оборудования. В зависимости от особенностей товарной группы для ее демонстрации используется специализированное  оборудование (подиумы, металлические каркасы и др.). Практически в каждой секции есть колонны, площадь которых также задействована в представлении покупателям товара. На них закреплены металлические каркасы или экономпанели с навесным оборудованием.

Очень важно не перегружать зал торговой мебелью. Это может вызвать неудобство, как для покупателей, так и для обслуживающего персонала. Для этого необходимо проводить анализ эффективности использования торговой площади для универмага в целом, а также индивидуально для каждой секции.

 

 

2.3 Анализ эффективности  использования торговой площади в секции «Мужская обувь»  ОАО «ЦУМ Минск»

 

 

Рациональное использование  площадей торгового предприятия означает то, что каждый квадратный метр помещения учитывается в операционном процессе и выполняет в нём строго определённую функцию.                                                 

Проанализируем более  подробно эффективность использования торговой площади на примере секции «Мужская обувь».

Общая площадь секции 204,8 м. кв. С маршевого прохода покупателей «встречают» 7 декоративно оформленных стеклянных витрин. Размер витрины 0,4х0,94х2м. Каждая витрина имеет 3 стеклянные полки.  По периметру секции установлены пристенные пятиуровневые горки. Из них 43 горок размером 0,4х0,94х2,15 м., 2 горки размером 0,4х1,04х2,15 м. и 2 горки 0,4х0,49х2,15 м. Также установлено 10 прилавков размером 0,52х0,94х1 м. С левой стороны у входа в секцию размещен один стеклянный прилавок для демонстрации сопутствующего товара, а для расчета с покупателями и упаковки товара используются 4 глухих прилавка, на которых установлены 2 кассовых аппарата. С правой стороны размещено 5 стеклянных прилавков для демонстрации товарно-декоративных композиций. Реализация товаров в секции осуществляется методом самообслуживания (Рисунок 2.2).

 

 

Рисунок 2.2 – План размещения торгового оборудования в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ  Минск»

Примечание – Источник: собственная разработка.

 

В центре зала стоят две  колонны, на которых закреплены пятиуровневые  металлические каркасы с трапециевидными  полками. Установочная площадь такого оборудования для каждой колонны  составляет 1,14 м. кв.

 По всему залу  рассредоточено 5 единиц островного овального оборудования с размером в основании 1,1х1,7 м. Каждая установка имеет 4 уровня для выкладки товара. Для примерки понравившейся пары обуви в зале установлены 4 банкетки из ДСП с напольными зеркалами. Размер каждой банкетки 0,94х1,53х0,4 м.

Рассмотрев все виды торгового оборудования секции «Мужская обувь» необходимо теперь определить эффективность их использования.

Об эффективном использовании  площади торгового зала судят  по коэффициенту установочной площади, который рассчитывают по формуле (1.1).

Для расчёта коэффициента установочной площади для секции «Мужская обувь» необходимо найти общую  сумма площадей торгового оборудования Sуст.:

 

Sуст.горок = 0,4*0,94*43+0,4*0,49*2+0,4*1,04*2=16,168+0,392+0,832=

= 17,392 м. кв.;

 

Sуст.прилавков = 0,52*0,94*10= 4,888 м. кв.;

 

Sуст.витрин = 0,4*0,94*7+0,4*0,49= 2,632+0,196= 2,828 м. кв.;

 

Sуст.остров.оборуд.= 1,1*1,7*5= 9,35 м. кв.;

 

Sуст.оборуд на колоннах = 1,14*2= 2,28 м. кв.;

 

Sуст.банкеток = 1,53*0,94*4= 5,752 м. кв.;

 

Sуст.= 17,392+4,888+2,828+9,35+2,28+5,752= 42,49 м. кв.

Общая площадь секции 204,8 м. кв., следовательно:

 

 = 42,49/204,8 = 0,2

 

Рекомендуемым показателем  коэффициента установочной площади  в магазинах самообслуживания с  площадью от 101 до 250 м. кв. является коэффициент 0,31. Из расчёта для секции «Мужская обувь» можно сделать вывод, что для данной площади торгового зала установлено не достаточное количество торгового оборудования.

Еще одним важным коэффициентом  в определении эффективности  использования торговой площади  является коэффициент экспозиционной площади.

Коэффициент экспозиционной площади рассчитывают по формуле (1.2).

Для расчёта коэффициента экспозиционной площади для секции «Мужская обувь» необходимо найти сумму  площадей всех плоскостей оборудования, используемого для показа товара Sэксп.:

 

Sэксп.горок = 0,35*0,9*43*5+0,35*0,45*2*5+0,35*1 *2*5=49,25+1,575+3,5=

= 54,325 м. кв.;

 

Sэксп.прилавков = 0,47*0,9*6= 2,538 м. кв.;

 

Sэксп.витрин = 0,35*0,9*7*3+0,35*0,45*3=6,615+0,472= 7,087 м. кв.;

 

Sэксп.остров.оборуд .= (1,87+1,35+0,91+0,66)*5= 23,95 м. кв.;

(Островное четырехуровневое овальное оборудование имеет форму пирамиды: 1,87; 1,35; 0,91; 0,66 – площади каждого уровня).

 

Sэксп.оборуд на колоннах=1,14*2*5= 11,4 м. кв.;

 

Sэксп.= 54,325+2,538+7,087+23,95+11,4= 99,3м.кв.

 

 Общая площадь секции 204,8 м. кв., следовательно:

 

 = 99,3/204,8 = 0,48

 

Рекомендуемым показателем  коэффициента экспозиционной площади  в обувных магазинах самообслуживания с площадью от 101 до 250 м. кв. является коэффициент 0,76. Для секции этот коэффициент составил всего 0,48. Из этого следует, что для торгового зала секции «Мужская обувь» представленной экспозиционной площади катастрофически не хватает.

На основании проведенных  выше расчетов можно сделать вывод  о том, что коэффициенты (Куст. и Кэксп.) не только не соответствует рекомендуемым показателям, но и значительно занижены. Это говорит о крайне нерациональном использовании торговой площади секции.

Представленный в секции ассортимент достаточно разнообразен, однако его выкладка значительно  затрудняет доступ к товару. Очень часто на полках пристенных и островных горок товар представлен навалом (Приложение Е, Приложение Ж). Такой вид выкладки недопустим при реализации данной товарной группы, так как происходит нарушение потребительских свойств товара (деформация, появление загрязнений на изделии).

Самым привлекательным  местом для покупателя является центр  торгового зала. На рисунке 2.2 представлено, что в центре секции «Мужская обувь» сконцентрировано очень мало островного оборудования. Основная  нагрузка по выкладке товара приходится на пристенные горки.

Следует учесть еще один весьма важный момент - товары должны располагаться на некотором возвышении, но не выше уровня человеческих глаз. Высота пристенных горок в секции 2,15 м., это приводит к тому, что обувь на верхних полках не воспринимается и, соответственно, не оценивается покупателями надлежащим образом.

При покупке обуви  вполне естественно желание не просто основательно рассмотреть выбранный  товар, но и померить его. В секции  для этого используются банкетки с напольными зеркалами. Банкетки имеют значительные размеры, так как предназначены для примерки обуви одновременно четырем посетителям (Приложение И). Однако на практике, примеряющий обувь человек садится по центру банкетки, а второму покупателю приходится его ждать. Следовательно, вместо предполагаемых 16 мест для примерки, действуют всего 8.  По всему торговому залу установлено всего 4 банкетки, что в свою очередь затрудняет примерку понравившегося товара.

Подводя итог проведенного анализа организации в целом, можно  сказать следующее: основные финансово-хозяйственные показатели деятельности ОАО «ЦУМ» свидетельствуют о стабильном и устойчивом развитии торговой организации. Все показатели хозяйственной деятельности имеют положительную динамику, организация работает с прибылью.

Общая торговая площадь 2 этажа ОАО «ЦУМ Минск» составляет 2 210,6 м. кв. Из этой площади: 1857,57 м. кв. приходится на секции и бригады выделенного потребительского комплекса «Товары для мужчин», 33,8 м. кв. – сдается в аренду. Между секциями расположены маршевые проходы шириной 2,3 метра.

Планировка секций на этаже боксовая, она представляет собой разбивку всей площади торгового  зала на изолированные друг от друга  секции (боксы). Выбор данного вида планировки оправдан тем, что в большинстве секций 2 этажа реализуются товары, требующие примерки (обувь, одежда).

Для организации торгово-технологического процесса в ОАО «ЦУМ Минск» используются различные виды оборудования. В зависимости  от особенностей товарной группы для  ее демонстрации используется специализированное  оборудование (подиумы, металлические каркасы и др.). Из-за особенностей планировки торгового зала практически в каждой секции есть колонны, площадь которых также задействована в представлении покупателям товара. На них закреплены металлические каркасы или экономпанели с навесным оборудованием. Это позволяет эффективно использовать площадь сложных участков торгового зала.

Однако, детальный анализ эффективности использования торговой площади в секции «Мужская обувь» показал, что используемого оборудования не достаточно для демонстрации такого широкого ассортимента секции.   Это приводит к тому, что в секции данная товарная группа представлена «навалом».

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что секции «Мужская обувь» необходима реорганизация с полной либо частичной заменой торгового оборудования, что позволит показать широкий ассортимент секции в «выгодном свете».

 

 

 

 

 

 

 

3 Пути повышения  эффективности использования торговой  площади в ОАО «ЦУМ Минск»

 

3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в ОАО «ЦУМ Минск»

 

На практике часто  возникает вопрос о том, действительно  ли необходимо менять что-то в магазине. Перестановка оборудования и перенос товарных групп вызовет только недовольство покупателей (ничего невозможно найти!) и никакого экономического эффекта. Или увеличение прохода - это просто «разбазаривание» полезной площади. Как говорится, стоит ли ломать то, что и так работает?

В таких случаях необходимо обращаться к единственному аргументу - цифрам. Для каждого магазина полезно, например, считать свой товарооборот на один квадратный метр торговой площади в месяц. Также очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, что ассортимента в какой-то товарной группе слишком много, и полочного пространства или холодильника для него явно мало, и для другой товарной группы наоборот, отведено слишком много места. Как говорится, «то густо, то пусто». Но как принять решение о перестановке, подкрепленное не только субъективным мнением, а и цифрами.

Для проведения такого анализа, в частности, используется такой показатель, как коэффициент эффективности использования торговых площадей. Это коэффициент, который показывает, насколько эффективно используется площадь, и какие площади имеет смысл реорганизовать, чтобы получать с них больше прибыли. Этот коэффициент рассчитывается как отношение доли товарной группы в товарообороте (в %) к доле этой группы в занимаемой площади (в %):

 

 

   (3.1)  

 

 

Значение коэффициента более единицы говорит об эффективном  использовании площади, менее 0,6 – о проблемах.

Проанализируем соответствие данного показателя на примере секций 2-го этажа в ОАО «ЦУМ Минск» (Таблица 3.1).

 

 

 

 

 

Таблица 3.1 – Показатели для расчета коэффициента эффективности использования торговой площади в секциях 2-го этажа ОАО «ЦУМ Минск» за 2011год

Название секции

Товарооборот секции, млн.р.

Доля товарооборота секции, %

Площадь секции, м2

Доля площади секции, %

Коэф. эф. исп. торговой площади

Секция «Мужское бельё» (в т.ч. бригада  «Чулочно-носочные изделия»)

9423,2

10,1

118,07

5,3

1,9

Секция «Мужская одежда» (в т.ч. бригада «Мужские головные уборы»)

24140,5

25,8

617,1

27,9

0,9

Секция «Галантерея» (в т.ч. бригада  «Сувениры»)

19620,4

20,9

275,7

12,5

1,6

Секция «Мужская обувь»

13534,9

14,5

204,8

9,3

1,6

Секция «Товары для спорта и  туризма» (в т.ч. бригада «Товары  для рыбалки и охоты»)

10125,0

10,8

242,4

10,9

1

Секция «Игрушки»

7662,2

8,2

150,7

6,8

1,2

Секция «Детская обувь»

8964,6

9,6

126,4

5,7

1,7

Бригада «Продовольственные товары»

-

-

24,6

1,1

-

Площадь для дополнительных услуг

-

-

33,8

1,5

-

Площадь маршевых проходов

-

-

 

19

-

Итого по 2-му этажу:

93470,8

100

2210,6

100

 

Информация о работе Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации