Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.

Содержание

Введение ...……………………………………...……………………....…………5
1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов………..……….……………………………………………….………..8
1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8
1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала ……………….…15
1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования………………………………………………………………….…25
2 Анализ эффективности использования торговой площади
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..……………………………39
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48
2.3 Анализ эффективности использования торговой площади
в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56
3 Пути повышения эффективности использования торговой
площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61
3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61
3.2 Пути повышения эффективности использования торговой
площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А Виды дополнительных услуг, оказыва

Вложенные файлы: 1 файл

диплом конечный 15.05.2012 2.doc

— 4.97 Мб (Скачать файл)

Как правило, при традиционном подходе к планировке торгового зала выбирается такое размещение отделов, при котором, чтобы попасть в нужные отделы основных приобретений, покупатели вынуждены посетить большое число отделов недорогих товаров импульсивной покупки. Недостатком такой планировки является то, что посетитель может подойти к нужному отделу утомленным и не получить удовлетворение от совершенной покупки;

  1. с позиций мерчандайзингового подхода к размещению отделов, планировка торгового зала должна быть вторична по отношению к поведению посетителя и подчиняться основным законам психофизиологии человека. С мерчандайзингом хорошо сочетается гипотеза о том, что поведение посетителя неоднородно на протяжении всего маршрута его движения в торговом зале. Посетители замечают отделы с разной активностью внимания, следовательно, розничному торговцу необходимо приспосабливаться к этой особенности и использовать ее для получения дополнительных доходов.

При распределении площади торгового зала с учетом поведения посетителей, каждому отделу и группе товаров выделяется место:

  • в соответствии с ролью и статусом товара (группы товаров) в удовлетворении потребностей покупателей;
  • с целью обеспечения комплексного обслуживания покупателей;
  • с целью создания целенаправленного движения покупательских потоков;
  • с целью обеспечения равномерности посещения отделов покупателями;
  • с целью обеспечения равномерного распределения внимания посетителей за все время нахождения их в торговом зале;
  • в соответствии с преимущественными методами обслуживания покупателей и особенностями самих товаров (тяжелые товары, товары большого объема, товары, которые чаще воруют, и т. п.).

Мерчандайзинговый подход к планировке торгового зала основывается на выполнении следующих основных требований к последовательному размещению отделов и товарных групп:

1) направление движения потоков покупателей. Поток должен привлекать покупателей в определенные места торгового зала, к определенным прилавкам и витринам;

2) совместное приобретение. Направление покупательского потока должно обеспечивать комплексную покупку, например, от выкладки чая - к кондитерским изделиям;

3) частота покупок и характер спроса. Товары частого спроса - те, которые покупатель не будет специально искать, должны располагаться в местах интенсивного покупательского потока. Ярко выраженные товары импульсной покупки размещаются, как правило, в передней части магазина или возле кассы. Отделы целевого спроса могут располагаться в отдаленных участках зала;

4) продолжительность отбора товаров. В отдаленных местах зала, в стороне от общего покупательского потока, размещаются товары, требующие времени и спокойного отбора (товары редкого, специального спроса; марки, различающиеся но своим характеристикам). Порой при выборе такого товара необходима длительная индивидуальная консультация;

5) свобода и удобство передвижения покупателей. Нельзя размещать рядом два или несколько отделов, где могут скопиться очереди в вечерние часы или в выходные дни;

6) трудоемкость перемещения товаров из складских помещений.

Если при проектировании размещении отделов не предусмотреть  пересечение покупательских и товарных потоков, это может привести к  неудобству передвижения и не замедлит сказаться на прибыли.

С точки зрения покупателя, продуманная планировка облегчает процесс покупки, который состоит из поиска требующихся товаров, осмотра и оценки качества товаров, выбора и принятия решения – покупать или не покупать товар [13, с. 243].

 

 

 

 

 

1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования

 

 

Наряду с улучшением планировки и повышением эффективности  использования площадей для рациональной организации работы магазина важное значение имеет оснащение его  торговым оборудованием, средствами механизации, а также различными приспособлениями, инструментами и инвентарем, с помощью которых осуществляется продажа товаров.

Торговое оборудование для магазинов делится на следующие  виды:

  • торговое немеханическое оборудование (торговая мебель);
  • измерительное оборудование;
  • контрольно-кассовое оборудование;
  • холодильное оборудование;
  • подъемно-транспортное оборудование;
  • оборудование для фасовки и упаковки.

Для выполнения различных  операций, связанных с приемкой, хранением, подготовкой к продаже, выкладкой и продажей товаров, в  магазинах применяется немеханическое торгово-технологическое оборудование (мебель для торговых помещений). Правильно подобранный набор немеханического оборудования позволяет рационально организовать торгово-технологический процесс в магазине, оптимально использовать торговые площади, повысить культуру обслуживания покупателей.

Конструкция оборудования, его качество оказывают влияние  на производительность труда работников магазина, архитектурно-художественное оформление интерьера торгового  зала. Магазины оснащаются торговым немеханическим оборудованием. Конструирование и производство торгового оборудования ведутся с учетом последних достижений науки. Большое внимание уделяется применению облегченных конструкций с использованием дешевых материалов, универсальности оборудования, унификации узлов и деталей, увеличению его емкости и расширению номенклатуры приспособлений для выкладки товаров [14, с. 49].

Мебель, являясь основным видом оборудования торговой организации, представляет собой горки, вешала, тару-оборудование, прилавки, витрины, стеллажи и другие изделия, необходимые для выполнения основных торговых операций.

 Правильно подобранный  набор мебели позволяет:

  • рационально организовать торгово-технологический процесс;
  • механизировать тяжелые и трудоемкие операции;
  • расширить ассортимент товаров;
  • максимально использовать площадь и объем торговых и складских помещений;
  • сократить товарные потери;
  • внедрить прогрессивные формы продажи;
  • повысить уровень торгового обслуживания, производительность труда работников торговли, эффективность работы торговых предприятий;
  • улучшить эстетическое оформление торговых помещений.

Мебель, применяемую в  торговой организации, подразделяют по следующим признакам:

1) по функциональному назначению – для показа товаров (витрины, стенды), для выкладки и продажи товаров (горки, вешала, прилавки), для выкладки, транспортирования, временного хранения и продажи товаров (тара-оборудование), для расчетов с покупателями (кассовые кабины), для хранения товаров (стеллажи, подтоварники), для проверки качества и подготовки товаров к продаже (столы для бракеража товаров, фасования товаров), для оказания дополнительных услуг покупателям (примерочные кабины, столы для упаковывания товаров, прилавки для отборочных корзин и сумок покупателей, тумбочки для контрольных весов) и др.;

2) по месту использования – в торговых залах магазинов, в помещениях для приема, хранения и для подготовки товаров к продаже, в подсобных помещениях;

3) по способу установки – пристенная (устанавливаемая по периметру торгового зала), островная (устанавливаемая в центре зала), навесная и встроенная;

4) по товарному профилю – специализированная и универсальная; специализированная мебель приспособлена для определенной группы или вида товаров (горки для тканей, хлебобулочных изделии), универсальная мебель пригодна для разных групп товаров;

5) по материалу изготовления – металлическая, деревянная, комбинированная, с использованием металла, дерева, стекла, пластмасс и других материалов. Металлические детали мебели изготовляют из труб круглого и прямоугольного сечений, прутка, проволоки, угловой стали, тонколистовой стали, алюминия. Для отделки их поверхностей применяют цинковые, эмалевые и другие покрытия. На деревянные детали расходуют пиломатериалы, древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, фанеру;

6) по конструкции – неразборная, сборно-разборная, складная, разборно-складная, секционная, универсально-сборная. Неразборная мебель состоит из деталей, связанных между собой неразъемными соединениями. Детали сборно-разборной мебели соединяют с помощью болтов, винтов, скоб, крючков и других разъемных соединений. Складная и разборно-складная мебель имеет детали с шарнирными соединениями, которые позволяют складывать их, уменьшая тем самым размеры мебели и занимаемый ею объем. Секционная мебель состоит из отдельных секций. Секция представляет собой готовое изделие, оснащенное необходимыми деталями: полками, ящиками, кронштейнами и т. д. Секции устанавливают отдельно или подсоединяют к другим секциям. При этом образуются блоки или линии любой длины. При соединении секций в линию требуется меньшее количество опорных стоек, что уменьшает массу мебели, расходы на ее приобретение и монтаж. Универсально-сборная мебель состоит из унифицированных легален, из которых можно собирать мебель различного функционального назначения и размеров. Пользуясь комбинацией различных деталей, а также сочетанием различных приспособлений для выкладки товаров, можно создать самые разнообразные виды мебели для организации торговли всеми группами продовольственных и непродовольственных товаров;

7) по комплектности – штучные изделия и наборы мебели. Заводы торгового оборудования выпускают как отдельные изделия по заказам торговых организаций, так и наборы мебели. Наборы представляют собой группу различных по функциональному назначению изделий с одинаковым архитектурно-художественным оформлением;

8) по характеру производства – экспериментальная, серийная и массовая. Экспериментальную мебель изготовляют в небольшом количестве для выявления достоинств, недостатков и потребности в ней торговых предприятий. Серийную - выпускают более пли менее крупными партиями (сериями) по результатам изготовления и испытания экспериментальных образцов. Массовую мебель изготовляют в большом количестве в течение длительного времени без изменения конструкции.

К мебели, используемой в торговых организациях, предъявляется следующий ряд требований:

1) эксплуатационные требования. Мебель должна быть удобной и для покупателей, и для работников магазина. К важнейшим эксплуатационным требованиям относятся:

  • удобство для наглядной выкладки, демонстрации и выбора товаров покупателями;
  • достаточная емкость;
  • возможность оперативного пополнения запасов товаров;
  • соответствие конструкции требованиям оптимального использования площади торгового зала;
  • стандартные размеры и сборно-разборная конструкция;
  • обеспечение сохранности товаров и возможность применения наиболее рациональных приемов их выкладки и размещения;
  • достаточная прочность;

2) экономические требования. Конструкция мебели для предприятия торговли должна быть простой, экономичной в производстве и эксплуатации. Экономичность производства определяется трудоемкостью применения прогрессивной технологии производства, а экономичность эксплуатации – степенью удобства для покупателей и работников магазина, надежностью, функциональной целесообразностью. Мебель не должна занимать много места, но в то же время должна быть достаточно емкой, обеспечивающей выкладку и хранение необходимого количества товаров;

3) эргономические требования. Оптимальные размерные соотношения мебели для предприятий торговли (длина, ширина, высота, расстояние между полками и др.) определяются при ее конструировании с учетом антропологических данных – среднего роста и пропорций фигуры человека. Это обеспечивает свободный доступ к товарам, хорошую обозримость для покупателей и минимальную утомляемость обслуживающего персонала при заполнении мебели товарами;

4) эстетические требования. Форма, пропорция и цвет мебели должны соответствовать ее функциональному назначению и архитектурно-художественному оформлению интерьера торгового зала, подчеркивая единство ансамбля интерьера магазина, устройство торговой мебели не должно играть самостоятельной роли;

5) санитарно-гигиенические требования. Конструкция мебели торговых предприятий не должна затруднять уборку помещений и самой мебели. Для отделки мебели должны применяться такие материалы, с которых легко удаляются загрязнения. Поверхность мебели должна быть гладкой, без выступов, острых углов, зазоров и щелей. Для предохранения товаров от пыли и загрязнений должны быть устроены козырьки, навесы, чехлы [15, с. 38].

Учет, распределение продовольственных  и многих непродовольственных товаров  между предприятиями, организациями  и непосредственно покупателями требуют измерения их массы, длины  или объема. Товары в натуральных  показателях измеряют при фасовке, приемке и отпуске покупателям, на складах.

Развитие самообслуживания, повышение производительности труда, сокращение численности работников, улучшение эстетического оформления упаковки товаров требуют перемещения  операций по взвешиванию, дозированию из торговых залов на производство. Однако концентрация подготовки товаров к продаже пока не может исключить применение приборов и инвентаря для дозировки и развешивания многих скоропортящихся товаров и продуктов (взвешивание мясной, рыбной и молочной гастрономии).

Ускорение научно-технического прогресса в торговле предусматривает  повышение производительности труда  работников (приемщиков, фасовщиков, продавцов), применение измерительных приборов более совершенных конструкций. В торговле уже пользуются быстродействующие электронные весы, применение которых обеспечивает высокую скорость взвешивания, автоматический подсчет стоимости взвешенного товара, документированную регистрацию результатов взвешивания путем печатания на чеке значений массы и цены. Применяются товарные весы документальной регистрацией отвесов и дистанционным способом взвешивания.

Информация о работе Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации