Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:38, дипломная работа

Краткое описание

Решение экономических, социальных и других задач торговой организации непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях хозяйственной деятельности. В торговой организации он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.

Содержание

Введение ...……………………………………...……………………....…………5
1 Теоретические основы устройства, планировки и оборудования магазинов………..……….……………………………………………….………..8
1.1 Устройство и планировка магазинов: понятия и требования…….………..8
1.2 Понятие и основные виды планировки торгового зала ……………….…15
1.3 Классификация и основные характеристики торгового оборудования………………………………………………………………….…25
2 Анализ эффективности использования торговой площади
ОАО «ЦУМ Минск»………………………………..……………………………39
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………………….…39
2.2 Оценка устройства и планировки ОАО «ЦУМ Минск» ....……………….48
2.3 Анализ эффективности использования торговой площади
в секции «Мужская обувь» ОАО «ЦУМ Минск» …...………………………..56
3 Пути повышения эффективности использования торговой
площади в ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………………………..61
3.1 Повышение эффективности использования торговой площади в
ОАО «ЦУМ Минск» ………………………………….…………………………61
3.2 Пути повышения эффективности использования торговой
площади секции «Мужская обувь» в ОАО «ЦУМ Минск» .…………………65
Заключение……………………………………………………………………...72
Список использованных источников………………………………………….76
Приложение А Виды дополнительных услуг, оказыва

Вложенные файлы: 1 файл

диплом конечный 15.05.2012 2.doc

— 4.97 Мб (Скачать файл)

          отделы:   «Комаровский»                            1717 м. кв.;

                           «Товары для женщин»              1821 м. кв.

      Торговая площадь предприятия составляет  10240 м. кв.,

          в т.ч.        «ЦУМ Минск»                            8474 м. кв.;

          отделы:   «Комаровский»                          782 м. кв.;

                         «Товары для женщин»                 984 м. кв.

      Складская площадь предприятия составляет 6273 м. кв.

Предприятие имеет  лицензии на право:

  • осуществление розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;
  • осуществление деятельности, связанной с  драгоценными металлами и  драгоценными камнями;
  • осуществление медицинской деятельности;
  • осуществление деятельности по обеспечению пожарной безопасности.          

Кроме того:

  • паспорт на право реализации семян и посадочного материала;
  • сертификат соответствия на парикмахерские услуги;
  • свидетельство о товарном знаке.

      Торговый процесс в основном здании предприятия осуществляется в 6 товарных отделах, сформированных по потребительскому назначению, на    4-х торговых этажах в 34 секциях. Кроме того, отдельно расположены 2 отдела-магазина - «Комаровский» по ул. В. Хоружей, 10  и «Товары для женщин» по ул. Куйбышева, 75,  имеющие  13 товарных секций.

Продажа товаров осуществляется за наличный и безналичный расчёты, в кредит, а также  по пластиковым  карточкам «Еврокарт/Мастеркарт», «Маэстро», «Виза электрон», «Виза» и «Белкарт».

Для удобства покупателей  в секциях универмага установлено 136 платёжных терминалов.  В целом на предприятии распложено 5 банкоматов  и  2 инфокиоска.

Для привлечения покупателей  и с целью расширения спектра  предлагаемых услуг совместно с  банками функционируют два пункта оформления и выдачи кредитов на товары, приобретаемые в универмаге.

Удельный вес самообслуживания в общем объёме товарооборота  предприятия составляет 83 %. 

Ежедневно   предприятие  посещают около  40 тысяч человек (отделы «Комаровский», «Товары для  женщин» примерно по 4 тысячи человек), которые совершают более 30 тысяч покупок.

С целью совершенствования  торгового процесса на предприятии  производится замена торгово-технологического оборудования и инвентаря, в 2011 году  на сумму более 1,5 млн. руб.; производится  размещение рекламных материалов в средствах массовой информации. Для повышения информированности и привлечения покупателей в 72 световых коробах размещается оперативная реклама универмага и основных производителей белорусских товаров. На предприятии   проводятся расширенные выставки-продажи, продажи со снижением цен – демонстрация и показ товаров ведущих белорусских производителей,   рекламные акции с вручением призов и подарков покупателям.

Для удобства покупателей  и повышения культуры обслуживания организована работа сезонных бригад, реализующих: садово-огородный инвентарь;  школьно-письменные принадлежности; новогодние игрушки и украшения. В весенне-летний период с апреля по октябрь организована работа  мелкой розницы и «Летнего кафе», 2-х мелкорозничных бригад по реализации продовольственных товаров, с июля по сентябрь функционирует  «Школьный базар».

Всего оказывается покупателям  69 видов дополнительных услуг, в  том числе 30 бесплатных и 39 платных (Приложение А).

Для покупателей и  работников предприятия работает кафе-бар  «Олимп» площадью 330 кв.м. на 120 посадочных мест, ежедневной посещаемостью более 1 тысячи человек, расположен на 2-ом этаже  торгового зала; бар «Олимп» площадью 170 м. кв. на  50  посадочных  мест, ежедневной посещаемостью более 500 человек, расположен на 5-ом этаже торгового зала.

Для создания максимальных удобств покупателям с детьми функционирует «Детская комната» общей  площадью 36,1 м. кв., которая оборудована  на современном уровне с соблюдением санитарно-гигиенических требований.

Выполняя основной вид  деятельности – розничную торговлю для населения Минска, администрация  не забывает о главном – решении  социальных вопросов для трудового  коллектива.

В здравпункте  бесплатно  оказывается работникам 4 вида услуг, в том числе:  первичная медико-санитарная помощь,  физиотерапевтические,  терапевтические,  стоматологические услуги.  

Для отдыха работников функционирует  «Комната психоэмоциональной  разгрузки».

Высшим органом управления предприятием является собрание акционеров. В его компетенцию входят следующие задачи:

  • внесение изменений и дополнений в устав;
  • изменение уставного фонда;
  • определение  основных   направлений   деятельности общества, утверждение его планов и отчетов об их выполнении;
  • утверждение годовых отчетов, а также отчетов и заключений ревизионной комиссии, распределения прибылей и покрытия убытков, бухгалтерских балансов, счетов прибыли и убытков предприятия;
  • создание, реорганизация и ликвидация общества;
  • решение иных вопросов в соответствии с уставом.

В период между собраниями акционеров руководство деятельностью  предприятия осуществляет наблюдательный совет. Он осуществляет организацию  выполнения решений собрания акционеров, утверждает сметы расходов на содержание органов управления и контроля, в том числе на обучение и повышение квалификации членов наблюдательного совета, ревизионной комиссии и дирекции, осуществляет найм и освобождает от должности директора,  осуществляет контроль за деятельностью дирекции, привлекает аудиторов для проверки деятельности предприятия и решает другие задачи.

Члены наблюдательного  совета избираются ежегодно очередным  собранием акционеров из числа акционеров и их представителей.

Организационная структура  в ОАО «ЦУМ Минск» является представителем линейно-функционального типа.

Возглавляет универмаг  директор. Руководство текущей деятельностью  данного общества осуществляет дирекция и директор, которые подотчетны по всем вопросам своей деятельности собранию акционеров и наблюдательному совету. Директор действует на основании контракта, заключенного в порядке, предусмотренном законодательством. Он осуществляет текущее руководство деятельностью универмага, обеспечивает выполнение решений Общего собрания участников и выполняет следующие функции:

  • несет ответственность за деятельность организации;
  • отчитывается о своей деятельности перед участниками общества;
  • без доверенности действует от имени организации, представляет ее интересы, в пределах своей компетенции распоряжается имуществом и средствами общества, заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и иные счета;
  • утверждает штатное расписание, принимает на работу и увольняет работников;
  • применяет к работникам меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
  • издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками и др.

Непосредственное руководство бухгалтерским учетом в ОАО «ЦУМ Минск» осуществляет главный бухгалтер. Под его контролем обеспечивается достоверный, своевременный учет, совершение и регистрация хозяйственных операций, движение имущества, правильное исчисление налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством.

Заместитель директора  по коммерческим вопросам ведет работу с промышленными предприятиями  и коммерческими структурами по обеспечению универмага промышленными товарами, а также вопросы внедрения в продажу новых товаров.

Заместитель директора  по торговле продовольственными товарами непосредственно курирует продовольственный  отдел.

Заместитель директора  по вопросам информационно-идеологической работы и кадрами принимает участие в разработке единой кадровой политики в ОАО «ЦУМ Минск». Координирует и направляет работу по формированию и развитию стабильного трудового коллектива совместно с руководителями отделов и служб. В его непосредственном подчинении отдел кадров.

Главный инженер осуществляет руководство  отделом энергоснабжения, связи  и подъёмно-транспортного оборудования; отделом вентиляции, ремонта оборудования и содержания зданий; АСУ и общим  отделом.  

Существуют такие структурные подразделения, как отдел организации торговли, отдел кадров, отделы по торговле различными группами товаров коммерческой службы, коммерческий отдел по торговле продовольственными товарами, отдел цен, экономический отдел, отдел АСУ, сектор юридической работы, бухгалтерия, в состав которой входят следующие отделы: учета товаров и тары, финансово-расчетных операций, расчетов с рабочими и служащими,  а также секторы по учету основных фондов и по безналичным расчетам и др. Деятельность подразделений строится на основании соответствующих положений и должностных инструкций.

Должности руководителей  всех управленческих уровней укомплектованы согласно предъявленным квалификацией  требованиям. При их назначении особое внимание уделяется соответствию их образования выполняемым управленческим функциям. Организационная структура ОАО «ЦУМ Минск» подробно рассмотрена в Приложении Б.

Нормативным актом, регулирующим трудовые отношения и социально-экономические  отношения между нанимателем (в  лице директора акционерного общества «ЦУМ Минск») и работающими у него работниками (в лице профсоюзной организации универмага), является коллективный договор.

В состав универмага входят 6 товарных отделов, сформированных по потребительскому назначению: хозяйственные  товары, обувно-галантерейные товары, швейно-трикотажные товары, товары для дома, культтовары, продовольственные товары.

Универмаг имеет два  отдельно обособленных подразделения: отдел № 5 «Комаровский», расположенный  по ул. В.Хоружей, и отдел № 6  «Товары  для  женщин», расположенный по ул.Куйбышева.

Все товарные отделы подразделены на секции и склады по направлениям, в целях обеспечения сохранности  товарно-материальных ценностей с  членами коллективов заключены  договоры о бригадной (коллективной) материальной ответственности.

В основе кадровой политики организации лежат два основных критерия - образование и опыт работы в сфере торговли. Для всех специалистов разработаны должностные инструкции.

Работа с кадрами  в универмаге   осуществляется   в   соответствии    с «Программой по  реализации кадровой политики в ОАО «ЦУМ Минск».

По состоянию на 27.12.2011 в списочном составе ОАО «ЦУМ Минск» числилось 1407 работников, в т.ч.:

  • находящихся в отпусках по беременности и родам и по уходу за  детьми до достижения ими возраста  3-х лет – 159 чел. (11,3 %);
  • работающих   в   структурных   подразделениях   организации – 1248
  • чел. (88,7 %).

Можно привести следующие  демографические показатели:

а) по полу: женщины – 85,5 %  или 1203 чел.; мужчины составляли                 14,5 %  или 204 чел. 

б) по возрасту: доминирующее положение занимает молодежь, т.е.  работники в возрасте до 30  лет – 45,1 %  (634 чел.). При   этом  наибольшее  их количество среди основной  профессионально-должностной категории работающих, т.е.  продавцов – 67,8 %  (479 чел.).

Работники в возрасте от 30 до 50 лет (муж. 55 лет) составляют 37,2 % (523 чел.),  предпенсионного возраста – 10,4 % (146 чел.), пенсионного –              7,4 %  (104 чел.), в т.ч. руководителей – 20 чел.; специалистов – 9 чел.

Средний возраст работников универмага составляет 35 лет.

в) по стажу работы в универмаге: до  1  года – 14,2 % (200 чел.),  от 1 года  до  3  лет – 16,6 %  (234 чел.),  от 3 до 5 лет – 11,4 %.  (161 чел.).

Стаж работы в  универмаге  от  5  до  10  лет  имеют 16,0 % (225 чел.), свыше 10 лет – 41,7 % (587 чел.).

г) по общеобразовательному уровню: 25,7 %  (362 чел.) имеют высшее образование; 41,6 % (586 чел.) - среднее специальное; 10,2 % (144 чел.) - среднее  профессионально-техническое  торговое и 22,4 % (315 чел.) – среднее общее образование; 23,9 % (336 чел.) – обучаются в высших и средних специальных учебных заведениях.

д) по должностной категории:

Все работающие в универмаге (1248 чел.)  распределены по следующим  основным профессионально-должностным  группам:

      руководители        200 чел.       16,0 %

      специалисты                                  190 чел.       9,5 %

      служащие                                      24 чел.         1,9 %

     продавцы                          598 чел.    47,9 %

      кладовщики 5,4,3 разрядов        134 чел.     10,7 %

      грузчики                                                    23 чел.      1,8 %

      уборщики производственных помещений         62 чел.       5,0 %

     другие категории работников             88 чел.      7,1 %                   

         Итого:                                           1248 чел.     100 %

Основные      источники      кадрового       обеспечения:      Белорусский  государственный экономический  университет, Минский государственный  торговый колледж  и  Минский  государственный профессионально-технический  колледж торговли, Минский торговый колледж Белкоопсоюза и Минский государственный колледж ТД ЛП.  Количество выпускников этих учебных заведений в общем количестве принятых в универмаг на должности продавцов в течение 2011г. составило 68,8 %  (97 чел.).

Информация о работе Устройство, планировка, оборудование магазинов и основные направления их рационализации