Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 15:58, контрольная работа
Цель дисциплины - дать студентам знания, необходимые для анализа рынка и выработки обоснованной стратегии развития предприятия.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- ознакомление со специальной терминологией и спецификой отраслевой экономики;
- формирование представлений о закономерностях развития отрасли в системе отраслей, составляющих экономику страны;
- обучение практическим приемам анализа отраслевого рынка;
- обеспечение комплексного, системного подхода при решении экономических и организационных проблем предприятия.
Предметом дисциплины является экономика отрасли индустрии гостеприимства.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
3. Объем дисциплины
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
4.Содержание курса
5.Темы практических и семинарских занятий
6. Задания для самостоятельной работы студентов
7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
8. Задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения
9. Вопросы для подготовки к экзамену
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
10.1. Учебники, монографии, периодика
10.2. Нормативные документы
10.3. Статистические сборники
10.4. Интернет-ресурсы
10.5. Методическое обеспечение дисциплины
10.6. Информационное обеспечение дисциплин
11. Инновационные образовательные технологии,
используемые в преподавании дисциплины
12. Тесты
13. Задачи
14. Глоссарий
15. Ответы на вопросы тестов
Форма обучения заочная
Названия разделов и тем | Всего часов по учебному плану | Виды учебных занятий | ||
Аудиторные занятия, из них | Самостоя
тельная работа | |||
лекции | Практ. занятия, семинары | |||
Введение (предмет и метод экономики отрасли) | 8 | 1 | - | 7 |
Раздел 1. Место и значение отрасли в экономике. | ||||
1. Место
отрасли в структуре |
12 | 1 | - | 11 |
2. Классификация предприятий отрасли. | 16 | 1 | 4 | 11 |
3. Функции и значение отрасли. | 12 | 1 | - | 11 |
Раздел 2. Состояние и перспективы развития отрасли. | ||||
4. Эволюция отрасли | 6 | - | - | 6 |
5. Показатели современного состояния отрасли | 14 | 1 | - | 13 |
6. Перспективы развития отрасли | 7 | 1 | - | 6 |
Раздел 3. Экономический механизм отрасли | ||||
7. Отрасль и отраслевой рынок. | 12 | - | - | 12 |
8. Спрос на услуги предприятий отрасли. | 12 | 1 | - | 11 |
9. Предложение услуг предприятиями отрасли. | 12 | 1 | - | 11 |
10. Формирование цен на услуги предприятий отрасли. | 7 | - | - | 7 |
11. Конкуренция в отрасли. | 12 | - | - | 12 |
12. Ресурсы отрасли. | 7 | 1 | - | 6 |
13. Регулирование и стимулирование развития отрасли. | 14 | 1 | - | 13 |
ИТОГО: | 151 | 10 | 4 | 137 |
Введение (предмет и метод экономики отрасли).
Экономика как сфера деятельности и научная дисциплина.
Макро и микроэкономика. Мезоэкономика. Экономика отраслей народного хозяйства.
Экономические отношения. Основные экономические законы: закон возвышения потребностей; закон редкости экономических ресурсов. Закономерности и тенденции развития экономики.
Общественные потребности. Экономические блага: понятие, классификация. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость экономических благ. Понятие продукта.
Понятие экономической эффективности. Проблема выбора и граница производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек.
Основные типы экономических систем. Роль отношений собственности в определении типа экономической системы. Собственность и хозяйствование.
Отраслевая специфика проявления экономических законов, закономерностей, тенденций. Влияние специфики продукта на экономику отрасли.
Метод
экономической науки как
Взаимосвязь
экономики отрасли с другими дисциплинами
курса. Значение предмета в подготовке
экономистов-менеджеров.
Раздел 1. Место и значение отрасли в экономике
Тема 1. Место отрасли в структуре национальной экономики.
Структура национальной экономики. Понятие сектора и отрасли экономики. Экономическая классификация отраслей.
Структура валового национального продукта и валового внутреннего продукта. Межотраслевой баланс.
Структура
экономики как отражение
Международное разделение труда. Внешнеэкономические связи.
Экономическая эффективность общественного разделения труда между отраслями и внутри отрасли.
Сфера услуг и ее структура. Функции сферы услуг. Специфика услуги как товара Сущность услуги как экономической категории.
Понятие индустрии гостеприимства. Индустрия гостеприимства как совокупность взаимосвязанных отраслей.
Тема 2. Классификация предприятий отрасли.
Структура отрасли. Классификация предприятий отрасли: понятие, назначение. Признаки классификации.
Классификация
предприятий общественного
Классификация средств размещения: по типу; размеру; местоположению; уровню обслуживания; контингенту потребителей; и т.п. Основные типы коллективных средств размещения: отель, мотель, курортная гостиница, пансионат, кемпинг, турбаза, и т.п. Категории номеров средств размещения. Варианты предоставления услуг питания. Государственная система классификации гостиниц и других средств размещения в Российской федерации. Классификация гостиниц за рубежом.
Классификация туристских предприятий. Туроператоры и турагенты.
Тема 3. Функции и значение отрасли.
Общественное питание (ресторанный бизнес) как отрасль индустрии гостеприимства. Продукт общественного питания. Функции общественного питания. Экономическое и социальное значение общественного питания.
Коллективные средства размещения (гостиничный бизнес) как отрасль индустрии гостеприимства. Гостиничный продукт. Функции средств размещения. Экономическое и социальное значение гостиничного бизнеса.
Туризм
как отрасль индустрии
Место отрасли в экономике страны. Структура отрасли и факторы, ее определяющие. Формы общественного разделения труда в отрасли.
Вертикальная интеграция и продуктовая дифференциация. Дифференциация продукта. Диверсификация производства.
Ресторанные и гостиничные цепи.
Экономические границы отрасли. Экономика размещения предприятий, причины размещения. Факторы, определяющие размер предприятий отрасли.
Влияние
отрасли на эффективность функционирования
экономики. Эффект мультипликации в экономике
от деятельности отрасли.
Раздел 2. Состояние и перспективы развития отрасли
Тема 4 . Эволюция отрасли.
История возникновения и развития отрасли. Этапы развития отрасли: формирование; рост; зрелость; спад.
Особенности функционирования отрасли в условиях советской плановой экономики. Государственные органы отраслевого управления. Централизованное планирование хозяйственной деятельности и материально-техническое снабжение предприятий отрасли.
Основные проблемы перехода отрасли от плановой экономики к экономике рыночной. Разгосударствление и приватизация отрасли.
Тема 5. Показатели современного состояния отрасли.
Количественные и качественные показатели отрасли. Источники информации для анализа состояния и динамики развития отрасли: статистические сборники Госкомстата РФ; данные отраслевых ассоциаций; результаты прикладных исследований и др.
Показатели общественного питания: количество предприятий, в том числе по типам; число мест; товарооборот; доход; издержки; прибыль; количество работников и др.
Показатели гостиниц и других
коллективных средств
Показатели туризма: число туристов; число туристов, посетивших зарубежные страны; число туродней; число туродней по иностранным туристам; средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе); средняя величина туристских расходов в сутки; суммарные денежные затраты туристов за время зарубежных поездок; объем туристского потока; коэффициенты неравномерности туристского потока; мощность коечного фонда гостиниц и других средств размещения и др.
Структура отрасли по формам собственности.
Статистика размещения предприятий отрасли по регионам.
Величина инвестиций в развитие отрасли.
Характеристика
уровня развития отрасли в стране
в сравнении с показателями аналогичной
отрасли в других странах.
Тема 6. Перспективы развития отрасли.
Выявление и анализ основных тенденций развития отрасли. Методы прогнозирования развития отрасли.
Факторы, определяющие развитие отрасли: экономические; социальные; демографические; международные; научно-технические и др.
Развитие
процессов общественного
Перспективы
продолжения приватизации в отрасли.
Необходимость повышения
Основные
направления научно-
Роль
и место малого бизнеса в отрасли.
Раздел 3. Экономический механизм отрасли.
Тема 7. Отрасль и отраслевой рынок.
Типы экономик. Рыночная экономика, понятие рынка. Соотношение рынка и отрасли. Основные субъекты рыночной среды. Типы рынков.
Частная собственность, индивидуальный интерес, экономическая свобода. Свобода выбора и свобода предпринимательства. Свобода потребительского выбора и суверенитет потребителя.
Элементы рыночного механизма: товар; спрос; предложение; цена; конкуренция. Рыночное равновесие и равновесная цена. Равновесное количество продукта. Механизм установления равновесной цены. Воздействие изменений спроса и предложения на равновесную цену и равновесное количество продукта. Эластичность спроса и предложения. Практическое назначение теории спроса и предложения.
Функции рынка: распределение экономических ресурсов; стимулирование научно-технического прогресса; дифференциация экономических агентов и др.
Роль рыночной системы. Динамичность и недостаточная стабильность рыночной экономики.
Структура,
емкость, конъюнктура отраслевого
рынка. Исследование рынка, анализ рыночной
конъюнктуры.
Тема 8. Спрос на услуги предприятий отрасли.
Общественные потребности. Спрос: понятие, виды. Факторы, влияющие на объем и структуру спроса. Сезонность спроса.