Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 20:17, курсовая работа
1. Роль математического моделирования в экономической теории и практике:
Математические методы позволяют сделать количественную оценку, например, оценить зависимость между увеличением занятости населения и увеличением национального дохода; математика позволяет выяснить, на сколько увеличиться национальный доход, если число занятых возрастет на 1%.
Математический метод – это инструмент, который позволяет и помогает получить количественные оценки, которые могут быть использованы в управлении производством.
I раздел: Балансовая модель (линейная алгебра);
II раздел: Оптимальная модель (линейное программирование);
III раздел: Статистическая модель (математическая статистика).
15 × х2 + 5 × х4 ³ 3 × z – количество заготовок В
8 × х3 + 4 × х4 + 4 × х5 ³ 2 × z – количество заготовок С,
х1, …, х5, z ³ 0.
МОДЕЛИ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВЛЕНИЯ
СМЕСИ (СПЛАВА)
Готовая продукция должна удовлетворять условиям качества. Задача состоит в выборе набора компонента с целью получения минимальных затрат: модель о смесях, сплавах, оптимальном рационе питания.
Постановка задачи: Пусть готовая продукция должна содержать m-элементов, количество которых лимитировано конкретным числом еi, i = .
1, 2,…, k – элементы ухудшающего качества;
k +1,…, m – элементы улудшающего качества.
Эта продукция может быть получена в результате участия каких-то n компонентов.
bj, j = – количество j-того компонента;
aij – количество i-того компонента в одной единице j-того компонента;
сj – цена j-того компонента;
М – количество готовой продукции;
хj – количество j-того компонента.
Модель 1: z = ® min (1)
, i = (2)
, i = (3)
xj £ bj
xj ³ 0.
Количество ограничений (m + n + 1), переменных n штук.
Модель 2: готовая продукция должна удовлетворять качеству. Все элементы только улучшают качество, еi – минимальное количество i-того элемента в единице продукции. Эта продукция получается в результате n компонентов.
Задача: определить оптимальный состав смеси (сплава) и целью минимизации затрат.
® min (1)
, i = (2)
,
xj £ bj, j =
xj ³ 0
n-переменных
ПРИМЕР:
Показатели |
Компоненты | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Октановое число Сера, % Ресурсы, т Себестоимость, руб. |
68 0,35 700 40 |
72 0,35 600 45 |
80 0,3 500 60 |
90 0,2 300 90 |
Определить сколько тонн каждого компонента требуется для получения 1000 т бензина А – 76, при этом себестоимость должна быть минимальной.
х1, х2, х3, х4 – количество соответствующих компонентов.
z = 40 × х1 + 45 × х2 + 60 × х3 + 90 × х4 ® min
68 × х1 + 72 × х2 + 80 × х3 + 90 × х4 ³ 76 × 1000,
0,35 × х1 + 0,35 × х2 + 0,3 × х3 + 0,2 × х4 £ 0,3 × 1000,
х1 + х2 + х3 + х4 = 1000,
х1 £ 700, x2 £ 600, x3 £ 500, x4 £ 300,
х1, х2, х3, х4 ³ 0
Ответ: х1 = 571 т, х2 = 0, х3 = 143, х4 = 286
х5 = 0, х6 = 0, х7 = 129, х8 = 600, х9 = 357, х10 = 14 – дополнительные переменные.
ПРИМЕР:
Требуется получить некую единицу сплава, для его изготовления требуется 5 видов исходных сплавов (компонентов). Готовая продукция должна содержать 15% олова, 55 % цинка, 30 % свинца.
Показатели |
Исходные сплавы (компоненты) | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
Олово, % Цинк, % Свинец, % Стоимость ед., руб. |
20 40 40 5 |
10 60 30 4 |
30 45 25 7 |
20 65 15 5 |
5 60 35 3 |
х1, х2, х3, х4, х5 – структура готового сплава, количество исходных сплавов в единице готовой продукции (удельный вес).
Цель: минимум затрат.
z = 5 × х1 + 4 × х2 + 7 × х3 + 5 × х4 + 3 × х5 ® min
20 × х1 + 10 × х2 + 30 × х3 + 20 × х4 + 5 × х5 = 15,
40 × х1 + 60 × х2 + 45 × х3 + 65 × х4 + 60 × х5 = 55,
40 × х1 + 30 × х2 + 25 × х3 + 15 × х4 + 35 × х5 = 30,
х1 + х2 + х3 + х4 + х5 = 1
х1, х2, х3, х4, х5 ³ 0
5 – переменных, 4 - уравнения
МОДЕЛИ ТРАНСПОРТНОЙ ЗАДАЧИ
1. Закрытая модель перевозки однородных грузов.
2. Открытая модель перевозки однородных грузов.
3. Модель перевозки взаимозаменяемых грузов.
4. Задача оптимального назначения.
1. Закрытая модель перевозки однородных грузов:
В транспортных моделях речь идет об однородных грузах. Позволяет спланировать перевозку груза, оптимально закрепить поставщиков за потребителями.
Постановка задачи: Предположим, что есть m пунктов отправления (m поставщиков) и n пунктов потребления.
ai - запас груза (количество продукта i-того поставщика);
bj - потребность в грузе j-тому потребителя j = ;
Поставщики и потребители связаны транспортными сетями, для каждого маршрута задана величина:
tij - коэффициент эффективности перевозки груза от i-того поставщика к j-тому потребителю. Требуется определить оптимальный план перевозки однородного продукта, обеспечивающий максимальную эффективность при обязательном удовлетворении спроса.
tij может быть:
- время доставки груза, тогда цель – минимизация затрат;
- расстояние по
- стоимостным показателем
– тариф перевозки единицы
груза в соответствующем
Цель – выбрать наилучший маршрут перевозки и количество перевозимого по нему груза с целью минимума суммарных затрат. Закрытая модель перевозки S аi = S bj характеризуется тем, что сумма запасов равна сумме потребностей.
Модель 1: ® min (1)
, j =
, i = (3)
xij ³ 0
переменных m ´ n, ограничений m + n
Условие закрытости модели: (5)
В системе ограничений коэффициенты при переменных равны единице. Если bj и ai – целые числа, то переменные тоже будут целыми числами.
Ранг r £ m + n - 1 количество линейно не зависимых ограничений на 1 меньше, чем общее количество ограничений. Количество не нулевых значений переменных хij > 0, равно рангу
хij > 0 = r.
4 поставщика, 5 потребителей: 20 переменных; реальных поставок будет 8. Также в эту модель можно включать затраты на производство единицы продукции сij = tij + si, где – суммарные затраты, с учетом минимальных затрат на транспортировку (tij) и производство (si).
Для закрытой модели решение будет такое же (см. выше).
Целевая функция изменится
2. Открытая модель перевозки однородных грузов:
Модель 2:
® min (1)
, j = (2)
, i = (3)
xij ³ 0
Дополнительный поставщик (m +1): аm+1 = S bj - S ai, стоимость перевозки от условного поставщика равна нулю.
Потребность запасы |
b1 |
b2 |
… |
bn |
Условие: bn+1 |
a1 a2 … аm условие: аm+1 |
t11 x11 t21 x21 … tm1 xm1
0 xm+1, 1 |
t12 x12 t22 x22 … tm2 x m2
0 xm+1, 2 |
… … … … … |
t1n x1n t2n x2n … tmn xmn
0 xm+1, n |
0 x1, n+1 0 x2, n+1 …
0 xm, n+1 |
В пунктире столбец – для второго условия
хm+1, 1, xm+1, 2, …, xm+1, n – дополнительные переменные, обозначающие недоставку груза соот-ветствующему потребителю.
Модель 3:
условный потребитель (n +1): bn+1 = S аi - S bj
x1, …, x2, n+1, … xm, n+1 – недовостребованное количество груза
если tij Þ cij – оптимальный план изменится.
3. Модель перевозки взаимозаменяемых грузов.
Если груз полностью взаимозаменяемый, то его переводят к условным однородным единицам – коэффициентам:
B1, В2 …, Вm – количество груза, m-видов груза;
k1, k2 …, km – коэффициенты перевода груза в условные единицы;
k1 × B1, k2 × B2, … km × Bm – условные единицы.
Если продукты не взаимозаменяемые, то в таблице каждому грузу соответствует строка и столбец. В каждой клетке, где перевозы не желательны проставляются большие транспортные тарифы, таким образом блокируется соответствующий маршрут.
ПРИМЕР:
Допустим А1, А2 – поставщики; B1, В2, В3 - потребители.
Запасы груза:
Поставщики |
Марка |
Количество |
А1 |
М 300 М 500 |
200 100 |
А2 |
М 300 М 500 |
300 400 |
Спрос:
Потребители |
Марка |
Количество |
B1 |
М 300 М 500 |
300 250 |
B2 |
М 300 М 500 |
200 100 |
B3 |
М 500 |
150 |
Транспортные затраты:
B1 |
B2 |
B3 | |
А1 |
|||
А2 |
Модель транспортной задачи:
Потребители Запас |
М 300 300 |
М 500 250 |
М 300 200 |
М 500 100 |
М 500 150 | ||
А1 |
М 300 М 500 |
200 |
4 |
М |
5 |
М |
М |
100 |
М |
4 |
М |
5 |
6 | ||
А2 |
М 300 М 500 |
300 |
7 |
М |
8 |
М |
М |
400 |
М |
7 |
М |
8 |
9 |
Информация о работе Экономико - математические методы и модели