Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:56, курс лекций
Рынок – базовое понятие теории организации отраслевых рынков. И связано это с тем, что именно на рынке фирмы взаимодействуют друг с другом, а это и представляет собой цель исследования данной теории.
Существует огромное множество разнообразных определений рынка, и связаны они, как правило, с целями исследования. Но их суть сводится к тому, что рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.
2) ценообразование Расмея (Р = АС). Фирма не получает прибыли, но и не несет убытков;
3) введение конкуренции за рынок монополии (конкуренция Демзеца). Государство организует конкуренцию за франчайзинговые права по обслуживанию рынка естественной монополии (тендер). Также в этом случае роль государства заключается в установлении минимальных стандартов качества;
4) внедрение конкуренции на рынок естественной монополии. Разновидность конкуренции Демзеца. Возможна за счет создания условий, облегчающих вход фирм в отрасль или путем реорганизации отрасли с помощью разделения монопольного производства на несколько фирм;
5) ценовая дискриминация. Товар предоставляется любому покупателю, который готов оплачивать, по крайней мере, величину предельных издержек. P1 = AC, P2 = MC. Доход от цены для первой категории покрывает совокупные издержки (VC + FC), так что отпадает необходимость в субсидировании потребителей второй категории. В итоге прибыль нулевая, но убытков нет;
6) нелинейное ценообразование. Цена меняется в зависимости от объема покупки. Постоянная часть – отношение постоянных издержек к числу покупателей (e = F/N), переменная часть зависит от объема покупки. В итоге прибыль нулевая;
7) пиковое ценообразование. Применяется в отраслях естественной монополии, если есть сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить (например, телефонные услуги, транспорт). Вне пика потребители оплачивают только переменные издержки, которые являются их собственными издержками потребления товара (P = AVC). Постоянные издержки оплачиваются в период пика (P = AVC + b, b – дополнительные издержки использования капитала в период пика);
8) контроль качества товара. У фирмы-монополиста нет стимула улучшать качество товара, дополнительная прибыль от продажи более качественного товара пойдет государству, а не самой фирме.
Ценовое регулирование деятельности монополий должно сопровождаться контролем качества товара фирмы посредством установления минимальных стандартов качества или посредством периодической проверки реальных характеристик предоставляемой продукции или через учет жалоб потребителей;
9) регулирование инвестиционных решений. В случае установления государством цены фактора производства на уровне предельных издержек может возникнуть эффект Аверча-Джонсона (если государственная регулируемая цена фактора производства превышает его рыночную цену, этот фактор производства будет использоваться в непропорционально большем объеме).
Антимонопольная политика государства
Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара. В силу того, что фирма-монополист контролирует рынок целиком, остаточный спрос на её продукцию относительно неэластичен. Монополист является ценополучателем – объём его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объём может быть продан.
Целью антимонопольного регулирования является обеспечение эффективного производства и использования ресурсов, ликвидация нежелательных рыночных структур, помощь одним группам экономических агентов за счет других, борьба с недобросовестной конкуренцией.
Антимонопольное регулирование может осуществляться посредством установления потолка цен. В этом случае монополист «теряет» часть кривой спроса. Оптимальный выпуск находится на изломе кривой. Выпуск монополиста растет по сравнению с тем, который он производил в отсутствие регулирования. Говорить о воздействии такого «потолка» на выбор монополиста целесообразно, если цена регулирования ниже цены монополиста.
Также можно выделить и другие методы государственного регулирования:
– введение конкурса на место управляющего монополией;
– установление потолка рентабельности;
– реорганизация отрасли с помощью разделения монопольного производства на несколько фирм;
– внедрение конкуренции на рынок, где действуют монополии (за счет создания условий, облегчающих вход фирм в отрасль);
– попытка заинтересовать монополиста в снижении цен.
Международная и отечественная практика антимонопольного регулирования
Целью антимонопольного регулирования является обеспечение эффективного производства и использования ресурсов, ликвидация нежелательных рыночных структур, помощь одним группам экономических агентов за счет других, борьба с недобросовестной конкуренцией.
В зарубежных странах существует целый блок антитрестовского законодательства, занимающегося вопросом монополистической практики, нечестной конкуренции, установления жестких цен и т.п. За эти незаконные действия предусматриваются санкции в соответствии с гражданским и уголовным правом. В дополнение к уголовным санкциям закон Шермана и закон Клэйтона позволяют частному лицу или фирме преследовать в судебном порядке компанию, занимающуюся незаконным установлением жестких цен, и требовать возмещение причиненного ими ущерба в тройном размере.
В США антимонопольное регулирование осуществляют федеральные и местные суды, Министерство юстиции и Федеральная торговая комиссия. Начало борьбы с монополизацией – 1890-е гг. (антитрестовское законодательство, запрет на монополизацию торговли между странами).
В Европе запреты на монополии мало распространены. Значительное внимание уделяется регулированию монополий и доминирующих фирм. Существует запрет на слияния; исключение – если они способствуют экономическому прогрессу.
В России антимонопольное регулирование осуществляется в соответствии с Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.). В 1995 г. в закон были внесены существенные изменения и дополнения.
Антимонопольное законодательство РФ состоит из Конституции РФ, указанного закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
Проведение государственной антимонопольной политики осуществляется антимонопольным органом исполнительной власти – федеральным антимонопольным органом, который создает свои территориальные органы.
К основным задачам федерального антимонопольного органа относятся:
– содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
– предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
– государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства.
Российское законодательство вводит запрет на:
– злоупотребление монопольной властью;
– создание искусственного дефицита на рынке для повышения цены;
– навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него;
– включение в договор дискриминирующих условий для конкурентов;
– создание препятствий к выходу с рынка;
– нарушение порядка ценообразования.
Допускается заключение картельных соглашений, если это способствует насыщению рынка товарами и улучшению качества производимой продукции. Также законодательно устанавливается потолок рентабельности (отношение прибыли к затратам), равный 65 %. Фирма с рентабельностью свыше 65 % считается доминирующей, ниже 35 % – недоминирующей.
В случае нарушения антимонопольного законодательства коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа либо уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Контрольные вопросы
1. Какова основная причина государственного вмешательства в экономику?
2. Какие концепции составляют основу отраслевой политики?
3. Охарактеризуйте основные типы отраслевой политики.
4. Какие методы государственного вмешательства применяются в отраслевой политике?
5. В чем преимущества косвенных методов государственного регулирования перед прямыми?
6. Охарактеризуйте основные методы государственного регулирования естественных монополий.
7. На чем основана антимонопольная политика государственного регулирования?
8. Каков опыт государственного регулирования в зарубежных странах?
9. Как проводится антимонопольное регулирование в Российской Федерации?
ГЛОССАРИЙ
Асимметричная информация – ситуация на рынке, когда одна сторона сделки (фирма, потребитель) обладает информацией о продукте, а другая сторона нет.
Базовая парадигма "структура – поведение – результат" – положение, согласно которому структура отрасли определяет поведение фирмы на рынке, что в свою очередь оказывает влияние на результат функционирования всей отрасли.
Барьеры входа на рынок – факторы объективного и субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно или даже невозможно начать свое дело в выбранной отрасли.
Барьеры выхода с рынка – выход из отрасли в случае неудачи сопряжен со значительными издержками, что означает слишком высокий риск деятельности в отрасли, поэтому вероятность входа в отрасль нового продавца будет невелика.
Бренд – образ, сложившийся у покупателей, их ожидания от определенного продукта, нематериальный актив.
Вертикальная дифференциация товаров – тип дифференциации, который связан с различиями качественных характеристик товаров, удовлетворяющих одинаковые вкусы потребителей.
Вертикальная интеграция – процесс объединения в рамках одной фирмы последовательных стадий выпуска продукта.
Вертикальные ограничения – запреты и обязательства, налагаемые фирмой на своих контрагентов в ходе последовательных стадий выпуска и сбыта продукта.
Взаимодополняемые блага (комплиментарии) – блага или услуги, спрос на которые настолько взаимосвязан, что увеличение цены одного из товаров приводит к падению спроса на другой товар.
Взаимозаменяемые блага (субституты) – товары или услуги, удовлетворяющие одну и ту же потребность и способные заменять при этом друг друга.
Взаимосвязанные продажи – политика продаж, при которой какой-либо товар продается при условии покупки другого товара.
Вторая степень ценовой дискриминации – ситуация, при которой увеличение цены ставится в зависимость от объема закупки продукции.
Горизонтальная дифференциация товаров – тип дифференциации, который связан с различием потребительских характеристик товаров, удовлетворяющих разные вкусы потребителей.
Горизонтальная интеграция – объединение под единым контролем активной фирмы одного или нескольких предприятий, выпускающих однородную продукцию или имеющих однотипные стадии технологической цепочки.
Двухчастная цена (тариф) – ценовая политика, которая основана на использовании фиксированной платы, не зависящей от количества продаваемого товара, и части оплаты в зависимости от количества покупаемого товара.
Диверсификация – процесс расширения фирмы, выражающийся в увеличении ассортимента продукции и числа обслуживаемых рынков.
Дифференциация продукта – незначительные различия у товаров-субститутов, которые, как правило, являются неценовыми (цвет, местоположение, качество, стиль и т.д.), и при этом данные отличия существенны для потребителя, что делает однотипные продукты разными товарами.
Доминирующая фирма – фирма-лидер, которой принадлежит не менее 35 % рынка товара и которая способна при наличии на рынке большого числа фирм-аутсайдеров оказывать влияние на рыночную цену и другие параметры спроса.
Индекс концентрации рынка (CR) – измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке.
Индекс Лернера – показатель рыночной власти фирмы, характеризующий относительное превышение цены товара над предельными издержками его производства.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана – показатель концентрации, определяемый как сумма квадратов рыночных долей всех фирм рынка.
Интеграция продукта – покупка фирмой-владельцем ресурсов последующих стадий обработки и сбыта товара.
Картель – это группа производителей, связанных соглашением о сокращении производства с целью увеличения прибылей фирм.
Квазиинтеграция – вертикальная интеграция, вызванная не технологической потребностью, а интересами уклонения фирмы от государственного регулирования.
Конкурентная стратегия – одна из сторон деловой стратегии, включающая в себя разработку мероприятий фирмы, направленных на выживание и победу в борьбе с конкурентами на рынке конкурентной продукции.
Конкурентное окружение – совершенно конкурентные фирмы, ограничивающие возможность доминирующей фирмы установить монопольную цену на рынке.
Конкурентное преимущество – активы и характеристики фирмы (оборудование, позволяющее снизить издержки, торговые марки и т.д.), дающие ей преимущества над соперниками в конкуренции.
Конкуренция – рыночный механизм, характеризующий соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Коэффициент Бэйна – показатель рыночной власти фирмы на основе сравнения доходности данной фирмы со средней доходностью рынка в целом.
Коэффициент Тобина – показатель рыночной власти, характеризующий относительную оценку состояния фирмы рынком по сравнению с внутренней оценкой самой фирмой.
Лимитирующее ценообразование – назначение цены доминирующей фирмой на таком уровне, чтобы вход других фирм на рынок приносил новым фирмам убытки.
«Мертвый груз» монополии – потери от выгод потребителя и производителя, измеряющие нерациональное использование ресурсов в результате несовершенной конкуренции.
Многопродуктовая фирма – фирма, которая производит несколько разных продуктов.
Модель Бертрана – модель олигополии, в которой фирмы конкурируют, выбирая цены и оставляя рынку определить количество продукции, которое они смогут продать по этим ценам.