Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:56, курс лекций
Рынок – базовое понятие теории организации отраслевых рынков. И связано это с тем, что именно на рынке фирмы взаимодействуют друг с другом, а это и представляет собой цель исследования данной теории.
Существует огромное множество разнообразных определений рынка, и связаны они, как правило, с целями исследования. Но их суть сводится к тому, что рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.
Относительные преимущества возникают за счет производства уже функционирующими в отрасли фирмами большего объема выпуска, нежели может освоить потенциальный конкурент. Являются следствием возрастающей отдачи от масштаба.
Определить высоту этого входного
барьера можно по формуле
,
где ACb – средние издержки фирм, действующих на рынке;
ACd – средние издержки фирм, желающих войти на рынок.
Часто также используют показатель, получивший название «индекс барьера»:
,
где q – объем выпуска продукции фирмы;
ч – численность персонала фирмы.
Чем выше индекс, тем выше размер относительных издержек отрасли.
4. Административные барьеры. Создаются органами государственной власти на всех уровнях. К ним относятся: лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, усложненный порядок регистрации, наличие неформальных отношений между органами власти и предприятиями, экологические нормы и т.п.
5. Состояние инфраструктуры рынка. Хорошее состояние инфраструктуры ведет к сокращению барьеров входа.
6. Криминализация экономики.
Дж. Бэйн выделял четыре типа отраслей по высоте и эффективности барьеров входа. Его классификация стала общепринятой в теории организации отраслевых рынков (рис. 5):
– рынки со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальными конкурентами. Здесь обеспечивается полная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек;
Рис. 5. Классификация отраслевых барьеров
– рынки с неэффективными барьерами входа: фирмы, действующие в отрасли, могут с помощью различных методов ценовой и неценовой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политики получения прибыли в краткосрочном периоде;
– рынки с эффективными барьерами входа: возможность препятствовать входу новых фирм сочетается с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли;
– рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном, и в долгосрочном периодах.
При анализе рыночных барьеров принимают во внимание как барьеры входа в рынок, так и барьеры выхода из него, между которыми существует тесная взаимосвязь.
Барьеры выхода – факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь выйти из отрасли. Барьеры выхода, как правило, – это разного рода необратимые издержки, которые невозможно возместить. Обычно необратимые издержки появляются в результате инвестирования в долгосрочные или специфические активы фирмы или продукты. Примером отрасли с большим объемом невозвратных капитальных затрат является железнодорожный транспорт. Даже при наличии убытков железнодорожные компании очень медленно уходят из отрасли.
Осложнить выход фирмы из отрасли могут несовершенство законодательной системы и неразвитость рыночных отношений.
2.3. Поглощения и слияния фирм
Усиление рыночной власти фирм дает фирме возможности для более широкого использования внутренних ресурсов, например, для приобретения фирм или их частей. Таким образом, помимо реализации на рынке ресурсов, товаров и услуг, на рынке также реализуются и фирмы. Следовательно, на таком рынке происходят слияния и поглощения фирм.
Приобретения могут
1) согласованное слияние – когда фирма А приобретает фирму Б на условиях, которые рекомендованы руководством фирмы Б держателям ее акций;
2) оспариваемые поглощения – обычно реализуются при помощи предложения о покупке акций фирмой А, непосредственно у их держателей, минуя руководство данной компании;
3) отторжение – у каждой фирмы имеется определенное количество подразделений. При этом каждая из них стремится организовать их оптимальное количество и качество. С этой целью фирма А продает фирме Б одно из своих подразделений;
4) выкуп управляющими – этот вид сделки схож с предыдущей, за исключением того, что филиал продается не другой фирме, а его управляющим.
Кроме этого, слияния
различаются с точки зрения рынков,
к которым принадлежат фирмы-
Чистая теория слияний исходит из того, что руководство активной фирмы эффективно использует собственные ресурсы и так же эффективно планирует их использование на приобретенном предприятии.
Мотивом слияний служит предположение об усилении рыночной власти фирмы, т.к. после слияния увеличится степень рыночной концентрации, и это даст объединенной фирме большую рыночную власть. Вместе с этим, более крупная фирма способна диктовать отраслевую политику. Повышенная концентрация на рынке может принести определенный выигрыш, но не всегда. Она может нарушить экономическое равновесие на рынке и привести к «войне» между фирмами.
Мотивом слияния может служить стремление к сокращению рекламных и других расходов на стимулирование сбыта, даже если усиление власти не увеличить прибыль, т.к. результат слияния зависит не только от действия двух фирм, но и от реакции других конкурентов на рынке.
Кроме того, мотивом к слиянию служит расчет на выигрыш от синергии, недоступный в другом случае, например реализация экономии масштаба. Но это не всегда достижимо в краткосрочном периоде, т.к. слияние может сводиться к простому соединению двух небольших заводов неоптимального размера. Выигрыш должен проявиться в длительном периоде, когда общее производство будет сконцентрировано на меньшем числе заводов и, таким образом, будет реализована экономия.
Слияния фирм приводят к явным выгодам от таких действий:
1) слияние позволяет
приобрести специфический
2) при слиянии автоматически
увеличивается доля данного
3) слияние позволяет
обойти барьеры входа на рынок.
4) слияние резко уменьшает временной лаг начала бизнеса, поскольку для реализации инвестиционной программы требуется значительное время. Здесь же оно минимизируется;
5) степень риска организации
бизнеса на купленном
2.4. Характеристика типов рыночных структур
Деятельность рынка в значительной степени зависит от состояния рыночной конъюнктуры. Конъюнктура товарного рынка – временная экономическая ситуация, характеризующаяся совокупностью признаков, выражающих состояние рынка товаров в определенный момент времени.
Основными признаками рыночной конъюнктуры выступают:
– изменение во внутренней и внешней торговле;
– динамика производства и строительства;
– движение товарных запасов;
– динамика цен;
– численность занятых и безработных;
– динамика издержек производства;
– денежные доходы населения.
Выделяет три уровня исследования конъюнктуры рынка:
– общеэкономический;
– отраслевой – показывает положение в отрасли национального или мирового хозяйства;
– товарный – показывает положение отдельного товара на национальном и мировом рынке.
Все конъюнктурные факторы, которые стимулируют развитие рынка или сдерживает его, делятся на:
– постоянные конъюнктурные факторы;
– временные;
– циклические;
– не циклические.
Особый интерес в экономике отраслевых рынков привлекают активные (доминирующие) фирмы. Характерные черты построения их поведения на отраслевых рынках определяют условия либо конкурентного окружения, либо монополизации рынка. В современной экономике встречаются разнообразные типы отраслевых рыночных структур – конкурентные и неконкурентные. Тем не менее, в результате их эволюционного развития преобладает тенденция к монополизации рынка. Эти процессы протекают по мере постепенного перехода от совершенно-конкурентной фирмы до монополии, а иногда идет процесс изменения внутренней природы фирмы в ходе интеграции.
В современных условиях все продолжающегося перехода России к рыночным условиям вопрос формирования отраслевых рыночных структур в экономике является актуальным. Поэтому особое внимание уделяется монополизированным рынкам и олигополиям, в которых фирмы оказывают существенное влияние на изменение рыночной конъюнктуры.
Анализ типов рыночных структур позволяет охарактеризовать:
– соотношение совершенной и эффективной конкуренции;
– модель монополистической конкуренции;
– монополию через оценку с позиции экономики благосостояния;
– монополию через определяющие факторы и расчет общественных потерь;
– методы удержания доминирующего положения монополиями;
– естественные монополии и методы их регулирования;
– многопродуктовую и двустороннюю монополию;
– развитие представлений о рыночных структурах через концепцию состязательных рынков.
Каждая из характеристик рынка по-своему влияет на параметры его функционирования. Совокупность характеристик рынка определяет его структуру или тип рынка. Очевидно, что различные комбинации характеристик рынка могут выявить достаточно широкий спектр рыночных структур.
Среди наиболее распространенных типов рыночных структур выделяют совершенную конкуренцию, монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.
Все четыре модели предполагают пассивную роль покупателей на рынке и делают акцент на поведении производителей товара (продавцов). Если ввести в рассмотрение возможные характеристики рынка со стороны спроса, то список рыночных структур существенно пополнится. Помимо хорошо известной из микроэкономики модели монопсонии, можно упомянуть модель двусторонней монополии (когда единственный продавец взаимодействует с единственным покупателем) или модель двусторонней олигополии (когда несколько продавцов противостоят на рынке нескольким покупателям).
В таблице приведены сравнительные характеристики четырех основных типов рыночных структур по параметрам структуры рынка (табл. 1). В ней отражается взаимосвязь между фундаментальными предпосылками моделей и характеристиками рыночных структур. Предпосылка, что покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены, очевидно, выполняется лишь в случае, когда численность покупателей на рынке велика. Наоборот, большое число продавцов на рынке предопределяет как отсутствие их стратегического взаимодействия, так и то, что они не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены.
Таблица 1
Характеристика основных рыночных структур
Критерии, определяющие структуру рынка |
Совершенная конкуренция |
Монополия |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия | ||||
Степень влияния продавцов на установление рыночной цены |
Продавцы не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены |
Цену устанавливает продавец |
Продавцы оказывают влияние на установление рыночной цены |
Продавцы имеют возмо-жность возде-йствовать на установление рыночной цены | ||||
Окончание табл. 1 | ||||||||
Критерии, определяющие структуру рынка |
Совершенная конкуренция |
Монополия |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия | ||||
Наличие стратегического взаимодействия продавцов на ры-нке |
Нет стратегического взаимо-действия продавцов на рынке |
Не предполагается стратегическое взаимодействие одного продавца на рынке |
Нет стратегического взаимодействия прода-вцов на рынке |
Существует стратегическое взаимодействие продавцов на ры-нке | ||||
Условия входа на рынок |
Вход свободен |
Вход полностью блокирован |
Вход свободен |
Вход может быть блокирован или свободен | ||||
Степень влияния покупателей на установление рыночной цены |
Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены |
Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены |
Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены |
Покупатели не оказывают никакого влияния на установление рыночной цены | ||||
Параметры структуры рынка |
Совершенная конкуренция |
Монополия |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия | ||||
Численность покупателей на рынке и их дифференциация по объему поку-пки |
Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка |
Большое число покупателей, объем по-купок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка |
Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка |
Большое число покупателей, объем покупок каждого из которых мал по отношению к размеру рынка | ||||
Численность продавцов на рынке и их дифференциация по объему продаж |
Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка |
Один продавец на рынке |
Большое число продавцов, объем продаж каждого из которых мал по отношению к размеру рынка |
Несколько продавцов на рынке, объем продаж каж-дого из которых достаточно велик по отношению к размеру рынка | ||||
Характеристика товара |
Продукты различных прода-вцов однородны |
Не существует близких продуктов – заменителей товара |
Продукты различных прода-вцов неодноро-дны (диффере-нциация проду-кта) |
Продукты различных продавцов могут быть одноро-дны и неоднородны | ||||
Барьеры входа на рынок |
Барьеры входа не существуют |
Технологические или другие барьеры полностью блокируют вход |
Барьеры входа не существуют |
Технологические или другие барьеры входа возможны, но не обязательны |
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой отраслевой рынок?
2. В чем заключаются различия между рынком и отраслью?
3. Охарактеризуйте типы границ отраслевого рынка.
4. По каким критериям выделяются отраслевые рынки в Европейском союзе?
5. Какие основные признаки классификации отраслевых рынков выделяются?
6. Какие барьеры выделяются на отраслевом рынке?
7. Что такое барьеры входа на рынок?
8. Охарактеризуйте стратегические барьеры входа на рынок.
9. Дайте характеристику нестратегическим барьерам входа на рынок.
10. Дайте классификацию входным барьерам, предложенную Д. Бэйном.
11. Охарактеризуйте стратегические барьеры выхода с рынка.
12. Охарактеризуйте виды слияний и поглощений.
13. Каковы основные мотивы слияния фирм?
14. В чем состоят выгоды слияния фирм на отраслевом рынке?
15. Какие типы рыночных структур имеют наибольшее значение на отраслевом рынке?
16. Охарактеризуйте сравнительные особенности типов рыночных структур.
3. Экономические теории олигополистического
образования
3.1. Классификация некооперативных моделей поведения
Олигополия является в настоящее время наиболее распространенной рыночной структурой. В экономике отраслевых рынков данная рыночная структура выступает центральным объектом анализа. Олигополия – это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а условия вхождения фирм в отрасль преграждены высокими барьерами.
Главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы не имеют значительного преимущества над мелкими.
Основными чертами олигополистического рынка являются: немногочисленность фирм (их число не превышает десяти), высокие барьеры для вхождения в отрасль, всеобщая взаимозависимость. Олигополии возникают в отраслях, производящих как стандартизированные (однородные – медь, алюминий, нефть), так и дифференцированные продукты (автомобили, электробытовые приборы, сигареты).
Существуют различные варианты, предложенные экономистами при анализе рынка, относящегося к олигополистическому типу рыночной структуры. Среди них следует выделить модели Курно, Бертрана, Штакельберга и др.
Модель Курно – это самая ранняя модель олигополии. Ее предложил в 1838 г. французский экономист Огюстен Курно.
Это модель взаимоотношения двух фирм в условиях дуополии. Основные условия таковы:
– фирмы А и В производят одну и ту же продукцию и обе знают кривую спроса рынка;
– обе фирмы принимают решения одновременно, независимо друг от друга;