Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 15:56, курс лекций
Рынок – базовое понятие теории организации отраслевых рынков. И связано это с тем, что именно на рынке фирмы взаимодействуют друг с другом, а это и представляет собой цель исследования данной теории.
Существует огромное множество разнообразных определений рынка, и связаны они, как правило, с целями исследования. Но их суть сводится к тому, что рынок – это совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.
– снижение риска неопределенности.
Вертикальная интеграция способствует улучшению информационного обмена между сторонами. Это происходит из-за того, что вертикально интегрированные фирмы имеют возможность получать выигрыш от объединения за счет совместного поиска необходимой информации о ценах и качестве изделий. Также вертикальная интеграция помогает преодолевать так называемую неполноту контрактов. Компании, заключая контракты, стремятся четко оговорить аспекты сотрудничества и все обязанности и права сторон, чтобы принятые условия не изменялись в ходе дальнейшего сотрудничества. Но условия продажи и спрос могут изменяться под действием рыночного механизма. Поэтому долгосрочный контракт не может предусмотреть все возможные альтернативы, даже если он был полным. В вертикально интегрированных структурах нет необходимости детально оговаривать все статьи контракта.
В связи с этим выигрыш от вертикальной интеграции значителен, так как:
1) уменьшается неопределенность
спроса на промежуточную
2) производство полностью обеспечено сырьем и полуфабрикатами и дефицита активов не возникает;
3) снижается степень асимметричности информации о качестве полуфабриката;
4) активизируется использование специализированных активов.
В результате вертикальной интеграции в рамках одного технологического комплекса существует эффективный информационный обмен между производственными звеньями компании, что дает возможность эффективно управлять производством продукта на всех стадиях создания. Все это ведет к улучшению движения материальных потоков на различных этапах технологической цепочки, способствует организации динамичного производства, что позволяет устранять нежелательные простои, минимизировать издержки на закупку и хранение промежуточных запасов;
– избегание чрезмерного административного бремени (уклонение от государственных ограничений, налогов, контроля со стороны регулирующих органов).
Уклонение от государственных ограничений, в первую очередь, включает минимизацию налогообложения. При покупке сырья и промежуточных продуктов у поставщиков выплачиваются налоги. В связи с этим возникает стимул к интеграции, т.к. внутренние операции налогами не облагаются. Поэтому у интегрированных фирм издержки ниже, чем у их конкурентов.
Кроме того, выгоды вертикальной интеграции заключаются в том, что независимые фирмы часто не очень активно стремятся инвестировать средства в высокоспециализированные активы. Неопределенность, неполнота контрактов, колебания числа заказов – это все не способствует привлечению в производства инвесторов. Поэтому объединенные производства снижают степень рыночной неопределенности в деятельности своих структурных подразделений и способствуют инвестированию в новые технологии, приобретению современных высокоспециализированных активов. При этом появляется возможность не только снизить производственные издержки, но и создать новый продукт или увеличить дифференциацию выпускаемого продукта, что, в конечном счете, ведет к увеличению монопольной власти, а соответственно и к повышению прибыли компании.
Одним из ведущих мотивов к вертикальной интеграции выступает возможность диверсификации компании из-за того, что создаваемые на промежуточных стадиях производства комплектующие и детали могут использоваться и в других изделиях. Поэтому очень часто фирмы стремятся выпускать разнообразные товары на базе использования однотипных комплектующих. Диверсификация как инвестиционная стратегия направлена на уменьшение риска и рост фирмы, поскольку:
1) вертикально интегрированные фирмы в условиях постоянно трансформирующейся структуры рынка и частого появления новых прибыльных сфер приложения капитала получают возможность переключиться на более рентабельные направления;
2) позволяет быстрее и эффективнее внедрять технические достижения: улучшив один комплектующий элемент, можно использовать его в нескольких изделиях сразу;
3) вертикальная интеграция способствует разработкам новых материалов, технологий, обеспечивающих обновление ассортимента. Поскольку диверсификация позволяет снизить риск хозяйствования, то это особенно важно в условиях расширения деятельности.
При вертикальной интеграции компания-производитель может способствовать преодолению морального ущерба потребителя. Это происходит из-за того, что фирма-монополист реализует свою продукцию при помощи розничных торговцев, которые являются конкурирующими. Торговцы устанавливают цены на уровне своих предельных издержек по реализации продукта и не заинтересованы в предоставлении дополнительных услуг по реализации (информирование покупателя о качестве, доставка, реклама, сервис). В этом случае производитель может установить для продавца цену, превышающую предельные издержки последнего, чтобы стимулировать розничного торговца расходовать средства на рекламу, улучшать обслуживание и информирование потребителя о качественной стороне товара.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой вертикально интегрированная фирма?
2. Какие разновидности интеграции встречаются на отраслевых рынках?
3. Какими способами может осуществляться процесс вертикальной интеграции?
4. Имеет ли смысл разрешать вертикальную интеграцию через внутреннее расширение компании, а не через слияние компаний?
5. С чем связано существование неполной (частичной) интеграции на рынке?
6. Что представляет собой квазиинтеграция?
7. Что представляют собой вертикальные ограничения?
8. Какие виды вертикальных ограничений встречаются в практической деятельности?
9. Каковы особенности вертикальных отношений в России?
10. В чем заключаются побудительные мотивы вертикальной интеграции?
11. Каково значение трансакционных издержек в принятии решения к интеграции?
12. Почему вертикальная интеграция вызывает особый интерес антимонопольных структур?
13. Почему диверсификация расширяет возможности интеграционного процесса?
.
8. Промышленная политика
8.1. Государственная отраслевая политика
Эффективная организация отраслевых рынков невозможна без осуществления оптимальной политики государства. От государственной деятельности во многом зависит тот тип рыночной структуры, в котором принимает решения фирма. Государство определяет правила, по которым совершаются взаимодействия экономических агентов, оказывает воздействие на потоки товаров и ресурсов в экономике, определяет деятельность индивидов и институтов экономической системы.
Основной причиной государственного вмешательства в организацию деятельности отраслевых рынков являются провалы рынка. К ним относятся монопольная власть, внешние эффекты (экстерналии), общественные блага и несовершенство информации. Ведущей целью государственной отраслевой политики служит решение проблем, связанных с провалами рынка, для повышения общественного благосостояния. Основными концепциями, составляющими основу отраслевой политики, служат:
– экономическая эффективность. На рынке экономическая эффективность достигается благодаря действию основного рыночного механизма – конкуренции. Она вызывает стремление товаропроизводителей к внедрению достижений НИОКР, снижению издержек производства, улучшению качества продукции и увеличению ее выпуска. Но государство должно поддерживать развитие здоровой конкуренции на рынке;
– оптимизация поведения экономических агентов.
Отраслевая политика государства осуществляется различными методами, с разной степенью непосредственной вовлеченности государства в принятие экономических решений. По мере возрастания государственной активности в экономике можно выделить следующие типы отраслевой политики (см. табл. 2).
Таблица 2
Типы отраслевой политики государства
Типы отраслевой политики |
По используемым методам | ||
пассивная |
активная | ||
По целям |
защитная |
Конкурентная политика проводится путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное регулирование |
Антимонопольное регулирование сочетается со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой |
наступательная |
Конкурентная политика сочетает антимонопольное ре-гулирование и создание благоприятного экономического климата через использование методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики |
Структурная политика проводится
в целях ускорения экономическо |
Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями.
Такая политика считается защитной, поскольку государство лишь противодействует возникновению и использованию монопольной власти. Она является пассивной так как, с одной стороны, ее мероприятия проводятся только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной, с другой – этот тип отраслевой политики не вызывает никакой производственной активности.
Пассивная и защитная отраслевая политика служит лишь прообразом отраслевой политики для большинства современных экономических систем международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование любой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий, как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.
Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности. Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику. Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения.
Такая модель экономической политики наиболее близка правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства более конкретных мероприятий.
Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но в целях предотвращения тех или иных решений фирм. Примером может послужить протекционистская внешнеторговая политика, оказывающая существенное воздействие на развитие отраслевых структур. Страны Европейского сообщества приняли подобную модель политики в 70-80-х гг. под воздействием обострения конкуренции со стороны Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.
Активная наступательная отраслевая политика характеризуется сочетанием конкретных, наряду с общими, и позитивных целей и направленного воздействия государства на решения экономических агентов. Такова отраслевая политика в любой реформируемой экономике. Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Такая отраслевая политика оказывает наиболее существенное влияние, как положительное, так и отрицательное, - на развитие экономической системы в целом.
Государство воздействует на экономические отношения при помощи прямых и косвенных методов регулирования.
Прямые методы государственного воздействия основаны на вмешательстве в деятельность экономических агентов (используя государственную власть) и не содержат экономических стимулов. К ним следует отнести:
– разработку стратегических целей развития экономики страны и их дальнейшую детализацию в государственных планах и программах;
– составление государственных заказов и контрактов на поставку определенной продукции, выполнение работ, оказание услуг;
– государственную поддержку этих программ и заказов;
– законодательно закрепленные нормативные требования к качеству продукции и ее сертификации;
– составление перечня ограничений и запретов по выпуску определенных видов продукции;
– лицензирование внешнеторговых операций.
Косвенные методы государственного регулирования воздействуют на экономические интересы хозяйствующих субъектов, опираясь на товарно-денежные отношения. К косвенным методам относятся:
– система налогообложения, предоставление налоговых льгот;
– регулирование цен;
– объем платежей за используемые ресурсы;
– определение ставок процента за кредит, кредитные льготы;
– установление валютного курса и условий обмена валют;
– таможенное регулирование экспортно-импортных операций.
8.2. Антимонопольная политика государства
Проблема существования конкуренции на рынке и повышения и состязательности в современных условиях имеет огромное значение. Монополизация различных отраслей экономики стала быстро и широко распространяться. Фирмы, располагающие значительной монопольной властью, стали ею злоупотреблять. Государство же со своей стороны должно способствовать созданию условий достижения наивысшей эффективности национальной экономики. В первую очередь, речь идет о стимулировании развития конкурентоспособных рыночных структур. Одной из форм государственного регулирования является антимонопольная деятельность.
Методы государственного регулирования естественных монополий:
1) ценообразование по предельным издержкам. Поскольку кривая средних издержек (АС) на всем своем протяжении расположена выше кривой МС, то такой тип ценообразования ведет к потерям со стороны монополии. Государство в этом случае должно предоставить монополисту субсидию в размере негативной прибыли;