Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.
Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Содержание

Введение
I ГЛАВА Сущность государственного регулирования экономики
1.1. Границы и основные сферы государственного регулирования--------6
1.2. Цели, объекты, субъекты экономической политики-----------------------11
1.3. Методы государственного регулирования и способы
вмешательства государства в экономические процессы-----------------------15

II ГЛАВА Государственное регулирование национальной экономики в России
2.1. Бюджетная политика России-----------------------------------------------------23
2.2. Проблемы государственного долга в России-------------------------------25
2.3. Кредитно-денежная политика России-----------------------------------------26
2.4. Социальная политика государства---------------------------------------------27
III ГЛАВА Направления совершенствования государственного регулирования России
3.1. Направления совершенствования государственного
регулирования инфраструктурных секторов-----------------------------------29
3.2. Комплексный подход к поддержке малого бизнеса---------------------42

Заключение-------------------------------------------------------------------------------50
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гос регул. экономики КУРСОВАЯ.docx

— 176.18 Кб (Скачать файл)

 

Государственное регулирование экономики охватывает, в основном, три сферы.

Правовое регулирование  экономики - система государственных актов, куда входят: разработка законов действия рыночных структур (бирж, банков, акционерных обществ и т.д.); законы защиты предпринимательства и прав покупателей; законы охраны и оплаты труда; законы ограничения и наказания теневой экономики; законы ограничения монополий.

Государство, являясь важнейшим  экономическим субъектом рыночных отношений, играет еще и основополагающую роль регулятора функционирования экономической  системы, позволяя всей системе своевременно реагировать на возникающие противоречия в социально-экономическом развитии. Это придает рыночной системе  дополнительную устойчивость, делает ее социально более безопасной, а  зачастую и более эффективной.

Правовое государственное  регулирование – это форма  государственного регулирования общественных отношений, посредством которой  поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и  дозволениями, содержащимися в нормах права.

Правовое регулирование  экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные  общества), предпринимательства и  коммерции, защиту прав покупателей  и интересов общества, равноправие  рыночных субъектов, посредничество между  предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и  т. д. В системе таких регулирующих норм

_______________________________________________________________

Холланд С. «Планирование и смешанная экономика. Вопросы экономики», М 2003 г.,202с.

исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство»  и «дефляционная политика».

Финансовое регулирование распространяется на налоги инвестиции, дотации, цены. Финансовое регулирование в широком смысле слова

включает в себя бюджетно-налоговую  и кредитно-денежную политику. Объектом его приложения является бюджет, государственный  долг, налоговая и банковская системы, рынок, кредитные отношения.

Финансовое регулирование - это регулирование государственного бюджета, его дефицита или профицита, а также государственного долга. В частности различного рода манипуляции, например, с дефицитом государственного бюджета могут приводить к расстройству или упорядочению государственных финансов, усилению или ослаблению инфляции, активизации или свертыванию инвестиционной и хозяйственной деятельности. Осуществляя инфляционное финансирование (закупок, заказов инвестиций), государство тем самым осуществляет денежную или кредитную интервенцию, которая ведет к росту цен, обесцениванию валюты, снижению реальных доходов населения, но одновременно, если она проводится в разумных пределах, стимулирует деловую активность, рост инвестиций, развитие народного хозяйства.

Социальное регулирование включает в себя гарантию минимальной заработной платы, обеспечение занятости, индексацию фиксированных доходов.

Особым направлением в  государственном регулировании  рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются почти все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть, гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики.

В развитой рыночной экономике  приоритетами являются следующие направления социальной защиты:

1. Гарантия минимума заработной  платы. Такая гарантия имеет  исключительно социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий.

2. Обеспечение занятости.  Главной целью правительства  в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от всего экономически активного населения).

3. Индексация фиксированных  доходов, т.е. частичное возмещение  государством денежных потерь населения в результате инфляционного роста цен на потребительские товары.

Экономическая роль государства  в социальной рыночной экономике  направлена на устранение несовершенств рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.

Например, одно из наиболее распространенных несовершенств – недостаточная занятость населения. Эту проблему государство  можно решить созданием новых рабочих мест, развитием малого бизнеса, потому что, как показывает опыт, наибольшее число рабочих мест обеспечивает именно мелкое предпринимательство (индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских (крестьянских) хозяйств).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Цели, объекты,  субъекты экономической политики

Генеральной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя  внутри страны и за рубежом, адаптация  к его изменяющимся условиям.

От этой генеральной цели распространяется дерево так называемых опосредующих конкретных целей, без  осуществления которых генеральная  цель не может быть достигнута. Эти  конкретные цели неразрывно связаны  с объектами государственного регулирования  экономики. Цель - выравнивание экономического цикла - направлена на объект, то есть на экономический цикл; улучшение окружающей среды и т.п.

Очевидно, что цели, во-первых, неодинаковы по значению и масштабам  и, во-вторых находятся в тесной взаимосвязи. Чаще всего одна цель не может быть поставлена и достигнута вне зависимости от других. Например, невозможно представить стимулирование НИОКР без создания благоприятных условий накопления капитала, без выравнивания конъюнктуры, совершенствования отраслевой структуры экономики, стабильного денежного обращения.

Перечисленные цели частично перекрывают друг друга, одна может  оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости  от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровня осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования  экономики и от установленной  правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов  целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. Конкретные цели внутри дерева целей могут быть первичными, вторичными, третичными и т.д. Например, в условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса в узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели подчиняются ей.

Объекты государственного регулирования экономики - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики - это:

_________________________________________________________________

Нуреев Р. М. Курс макроэкономики. Учебник для вузов. - Н90 2-е изд., изм. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - 372 с.

·     экономический  цикл;

·     секторальная, отраслевая и региональная структура  хозяйства;

·     условия накопления капитала;

·     занятость;

·     денежное обращение;

·     платежный  баланс;

·     цены

·     НИОКР (научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

·     условия конкуренции;

·     социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также  социальное обеспечение;

·     подготовка и  переподготовка кадров;

·     окружающая среда;

·     внешнеэкономические  связи.

Очевидно, перечисляемые  объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

Рассмотрим важнейшие  из них.

Суть государственной  антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Государственное регулирование  экономики в области отраслевой и территориальной структуры  также осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных  капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным  отраслям и регионам. В одних случаях  поддержка оказывается отраслям и территориальным единицам, находящимся  в состоянии затяжного кризиса; в других - поощряется развитие новых  отраслей и видов производств - носителей  научно-технического прогресса, призванных привести к прогрессивным структурным  изменениям внутри отраслей, между  отраслями и во всем народном хозяйстве  в целом, к повышению его эффективности  и конкурентоспособности. В то же время могут приниматься меры по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной  деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая  политика поощрения накопления в  первую очередь соответствует экономическим  интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование  накопления опосредованно служит и  другим объектам государственного регулирования  экономики. Создавая дополнительные стимулы  и возможности в разное время  всем инвесторам или их отдельным  группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это  поддержание нормального с точки  зрения рыночной экономики соотношения  между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это  должно удовлетворять потребность  экономики в квалифицированных  и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них  достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом  и предложением не должно вести к  чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии  безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту  расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов  является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного  обращения - борьба с инфляцией, представляющей _____________________________________________________________

Холланд С. «Планирование и смешанная экономика. Вопросы экономики», М 2003 г.,210-211с.

серьезную опасность для  экономики. Регулирование денежного  обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса  является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и участия в международной экономической интеграции.

Еще один из главных объектов регулирования - цены. Динамика и структура  цен отражает состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия  капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и  на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в  развитии научных исследований и  внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных  знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы по соблюдению правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных  интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных  доходах, по профессиям, отраслевым и  региональным интересам. Это наемные  рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные  служащие и т. п. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные  их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к  тому или иному региону, виду деятельности.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики