Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.
Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Содержание

Введение
I ГЛАВА Сущность государственного регулирования экономики
1.1. Границы и основные сферы государственного регулирования--------6
1.2. Цели, объекты, субъекты экономической политики-----------------------11
1.3. Методы государственного регулирования и способы
вмешательства государства в экономические процессы-----------------------15

II ГЛАВА Государственное регулирование национальной экономики в России
2.1. Бюджетная политика России-----------------------------------------------------23
2.2. Проблемы государственного долга в России-------------------------------25
2.3. Кредитно-денежная политика России-----------------------------------------26
2.4. Социальная политика государства---------------------------------------------27
III ГЛАВА Направления совершенствования государственного регулирования России
3.1. Направления совершенствования государственного
регулирования инфраструктурных секторов-----------------------------------29
3.2. Комплексный подход к поддержке малого бизнеса---------------------42

Заключение-------------------------------------------------------------------------------50
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гос регул. экономики КУРСОВАЯ.docx

— 176.18 Кб (Скачать файл)

- обязательного перехода потребителей к расчетам за потребление товаров и услуг регулируемых организаций на основании данных приборов учета (за исключением индивидуальных приборов учета тепловой энергии в существующих зданиях и сооружениях);

- утверждения программ по повышению энергетической эффективности;

- контроля за достижением регулируемыми организациями показателей энергоэффективности;

- применения энергосервисных договоров и других механизмов, стимулирующих потребителей и регулируемые организации к сбережению энергетических ресурсов;

- установление нормативов потерь электрической, тепловой энергии и воды на долгосрочный период;

- сохранение на 5 лет за регулируемыми организации экономического эффекта от снижения потерь энергетических ресурсов с учетом источников финансирования мероприятий по снижению потерь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

Бринчук А.С. Исполнительная власть и охрана природы // Экологическое право. - 2001. - №2.-с. 22-40

3.2.  Комплексный подход к поддержке малого бизнеса

Малый бизнес в России как  самостоятельное социально-экономическое  явление существует уже свыше 15 лет. К настоящему времени уже разработаны  законодательные и нормативно-правовые акты, направленные на государственную  поддержку малых предприятий  с целью создания благоприятных  условий для их функционирования.

В 1995 г. был принят федеральный  закон “О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения  поддержки, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования  деятельности субъектов малого предпринимательства.

Периодически разрабатываются  Федеральные программы государственной  поддержки малого предпринимательства. В них определяются основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной  поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных  нужд и др.

Меры содействия малого бизнеса  разрабатываются и выполняются  с применением комплексного подхода  к решению проблем, то есть  представляют собой совокупность взаимодополняющих  мероприятий по государственной  поддержке малого предпринимательства, которые обеспечивают её цельное  качественное функционирование. Если упустить один из обязательных аспектов (организационный, экономический, правовой или другой), то проблема не будет  полностью решена.

Реализация комплекса  мер позволяет обеспечить поступательное развитие сектора малого предпринимательства  в стране, устранить недостатки в  системе государственной поддержки  малого бизнеса.

Комплекс мероприятий  предусмотрен в среднесрочной Программе  по поддержке малого предпринимательства (2003-2005 г.г.). Он подразумевает несколько  взаимозависимых направлений, реализация которых должна вывести отечественный  малый бизнес на новый уровень  развития.

а) Совершенствование  нормативно-правовых основ регулирования  малого бизнеса

Необходимо совершенствовать нормативно-правовое регулирование  и государственную поддержку  малого предпринимательства в части: регистрации, осуществления хозяйственной  деятельности, налогообложения и  бухгалтерского учета.

Государство стремится уточнять и оптимизировать критерии отнесения  субъектов хозяйственной деятельности к малым предприятиям. В 2003 году субъекты малого бизнеса уже были разделены  на самые маленькие, собственно малые  и средние. Предприятия с числом работающих до 9 человек считаются  микропредприятиями, до 100 человек - малыми, до 250 – средними. Правда, в отсутствие решения налоговой проблемы такая классификация имеет больше статистическое значение.

При формировании федеральных  целевых программ следует предусматривать  специальные разделы, направленные на привлечение субъектов малого бизнеса к реализации их мероприятий.

В бюджетах всех уровней  нужно законодательно установить обязательное выделение отдельной строкой  финансовых средств на поддержку  малого предпринимательства в размере  не менее 0,5 % от доходной части соответствующего бюджета.

В 2008-2009 г.г. планируется проведение сплошного статистического обследования индивидуальных предпринимателей для формирования сводной информации об их количестве и структуре.

Перед Правительством России также стоит задача сокращения номенклатуры товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации.

б) Оптимизация  налогообложения, упрощение налоговой  отчетности

Ставки налогов должны быть снижены до уровня, обеспечивающего  баланс интересов государства и  налогоплательщика, соответствующего реально возможной собираемости налогов. Это обеспечит сокращение теневого сектора экономики и  значительную декриминализацию малого и среднего предпринимательства.

Сферу малого бизнеса должна регулировать система налогообложения  с максимальным упрощением исчисления налогов, сокращением их величины, освобождением  от налогообложения средств, направляемых на развитие производства.

Кроме того, необходимо продолжить работу по упрощению форм налоговых  деклараций, а также совершенствовать Налоговый Кодекс в части применения НДС, единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности, а также упрощенной системы налогообложения.

Напомним, что с 2003 года вступила в силу упрощенная система налогообложения. Однако реального уменьшения налогового бремени не произошло, так как  под "порог" 15 миллионов рублей, установленный законом для возможности  применения системы, попали только самые  мелкие предприятия, в основном, индивидуальные предприниматели. Но если ранее они  платили 13% с чистой прибыли, то для  них новые ставки - как 15% с прибыли, так и 6% с оборота - оказались выше прежних.  Кроме того, если при нормальном режиме налогообложения перечни возможных доходов и расходов являются открытыми, то для малого бизнеса упрощённая система "закрыла" перечень расходов. Если расходы "выходят" за рамки списка, то предприниматель вынужден оплачивать их из прибыли.  Но самый неприятный сюрприз малому бизнесу принесло освобождение от уплаты НДС. Так как "малыши" освобождены от уплаты этого налога, то их партнеры не могут зачитывать входящий НДС, то есть "малыши" рвут посредническую цепочку и потому являются нежелательными партнерами для своих более крупных коллег.

Правительству предстоит  проанализировать практику применения систем налогообложения и внести изменения и дополнения в Налоговый  Кодекс. В отношении упрощённой системы  целесообразно рассмотреть вопрос об изменении параметра годового дохода, ограничивающего возможность  её применения, с 15 миллионов до 100 миллионов рублей.

в) Упрощение доступа  к финансовым ресурсам

По мнению федеральных  органов власти, развитие системы  финансово-кредитного содействия малому предпринимательству связано с  решением задач доступности банковских кредитов, активного участия отечественных  финансовых институтов в кредитовании малого бизнеса. Расчёт на то, что приемлемый уровень кредитных ставок для  “свободных предпринимателей” сформируется самим рынком, не оправдал себя. По экспертным оценкам банковскими кредитами  пользуется лишь 1 % малых предприятий.

В целях расширения возможностей доступа малых предприятий, в  том числе начинающих, к источникам финансовых средств, необходимых для  их развития, нужно организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:

1. Разработка механизма  государственных гарантий, обеспечивающих  разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми  предприятиями.

2. Развитие механизмов  микрофинансирования субъектов малого предпринимательства, в первую очередь - микропредприятий и начинающих предпринимателей.

3. Для облегчения доступа  субъектов малого предпринимательства  к банковскому кредитованию необходимо  развитие системы формирования  кредитных историй предприятий,  создание условий для накопления 

_____________________________________________________________________________

Национальная экономика.  Под ред. Савченко П.В. М.: Экономистъ, 2005. — 513 с.

специализированными организациями  информации, характеризующей платежную  дисциплину предприятий.

4. Большое значение в  развитии системы поддержки малого  предпринимательства имеет сотрудничество  государственных органов исполнительной  власти с международными организациями.

г) Развитие инновационного предпринимательства 

Малое инновационное предпринимательство  в научно-технической сфере является наиболее динамичным сектором инновационной  экономики, способным оперативно реагировать  на потребности рынка наукоёмкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраивать свое производство, эффективно осваивать создание на основе новых  знаний наукоемкую продукцию и услуги.

Особую организационную  форму интеграции науки, образования  и производства представляют собой  технопарки. Эти организации функционируют  на специально отведенной территории, где работникам предоставляется  жилье, возможность учиться, условия  для отдыха и ряд социальных льгот. Технопарки являются эффективным механизмом генерации предпринимательских  структур в научно-технической сфере, соединения научной и инновационной  деятельности, соединения потенциалов  науки, производства, финансовых структур и органов власти (особенно местной).

Несмотря на рост числа  технопарков и инновационно-технологических центров, число малых компаний в научно-технической сфере составляет около 40 тысяч при ориентировочной потребности в них несколько сотен тысяч. В последние годы число таких малых компаний не увеличивается. Одной из основных причин этого является отсутствие звена инфраструктуры, обеспечивающего создание и развитие на начальном этапе малых компаний. Как показывает мировая практика, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществляться без государственной поддержки, поскольку является затратным.

В этой связи для стимулирования развития малого инновационного предпринимательства  в научно-технической сфере представляется целесообразным принять со стороны  государства комплекс первоочередных мер.

Для оказания финансовой поддержки  малым высокотехнологичным компаниям  на ранних стадиях развития в регионах России необходимо, используя мировой  опыт, создавать систему поддержки. Эта система должна включать посевные, стартовые, гарантийные и венчурные  фонды, учреждаемые с участием государства. Эти фонды должны быть способны обеспечить инвестиции, необходимые для развития высокотехнологичного инновационного бизнеса.

В этих целях возможно использование  уже отработанного на практике механизма  осуществления поддержки малых  инновационных предприятий с  участием Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере.

Участие Фонда в разрабатываемой  схеме предоставления государственных  гарантий может включать выявление  инновационных проектов для кредитования,  софинансирование их отдельных компонентов и мониторинг.

Одной из актуальных задач  является создание условий, при которых  действующие инновационные структуры  могли бы решать задачи регионального  и федерального уровня по выпуску  и реализации наукоемкой, конкурентоспособной  продукции. Её решение возможно путем  создания инновационно-промышленных комплексов, которые являются логическим продолжением уже существующих структур поддержки малого инновационного предпринимательства, стимулирования участия российских промышленных компаний в международных выставках и мероприятиях в сфере высоких технологий, обеспечение государственного патронажа российского участия.

д) Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

В результате реализации федеральных  и региональных программ поддержки  малого предпринимательства создана  сеть базовых объектов инфраструктуры содействия малому бизнесу в оказании специализированных и комплексных  услуг. В регионах России созданы  и функционируют более 1300 объектов инфраструктуры.

Большинство таких объектов создано на региональном уровне, но распределение их очень неравномерно. Есть регионы, где подобные объекты  вовсе отсутствуют или существуют формально, в то время как в  других наблюдается насыщенность ими, что приводит к дублированию их функций. Однако в ряде регионов России система  институтов инфраструктуры развития предпринимательства  стала обретать черты комплексности  и завершенности.

Одним из важных компонентов  комплекса государственных мер  поддержки и развития малого предпринимательства  является содействие в интеграции и  стратегическом партнёрстве малого бизнеса с крупными

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики