Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.
Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Содержание

Введение
I ГЛАВА Сущность государственного регулирования экономики
1.1. Границы и основные сферы государственного регулирования--------6
1.2. Цели, объекты, субъекты экономической политики-----------------------11
1.3. Методы государственного регулирования и способы
вмешательства государства в экономические процессы-----------------------15

II ГЛАВА Государственное регулирование национальной экономики в России
2.1. Бюджетная политика России-----------------------------------------------------23
2.2. Проблемы государственного долга в России-------------------------------25
2.3. Кредитно-денежная политика России-----------------------------------------26
2.4. Социальная политика государства---------------------------------------------27
III ГЛАВА Направления совершенствования государственного регулирования России
3.1. Направления совершенствования государственного
регулирования инфраструктурных секторов-----------------------------------29
3.2. Комплексный подход к поддержке малого бизнеса---------------------42

Заключение-------------------------------------------------------------------------------50
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гос регул. экономики КУРСОВАЯ.docx

— 176.18 Кб (Скачать файл)

     Ускоренное  амортизационное списание основного  капитала имеет наряду с возможностью  временного стимулирования капиталовложений, независимо от состояния конъюнктуры, еще ряд последствий. Во - первых, дополнительное сокращение доли налогов в прибыли за счет того, что по мере  уменьшения балансовой прибыли ее налогообложение из-за прогрессивного характера налоговых ставок сокращается. Например, при сокращении балансовой прибыли (но не действительной, частично укрытой в амортизационном фонде) в 3 раза, налог платится по пониженной ставке и чистая балансовая прибыль сократится менее чем в два раза.

Во - вторых разница между балансовой стоимостью основного капитала и его рыночной ценой является скрытым резервом фирмы. При его реализации (например, продаже оборудования внутри страны , экспорте за рубеж или проведении с разрешения министерства финансов переоценки основного капитала) с этой разницы уплачивается, как правило, льготный налог, а оставшуюся сумму (чистые реализованные скрытые резервы) разрешается, так же как и амортизационный фонд, использовать только для финансирования капиталовложений.

Варьирование норм ускоренного  амортизационного списания основного  капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, то есть в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Льготы же по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________________________________________________________

Талапина Э. Вопросы правового регулирования экономической функции государства // Государство и право. - 2009. - № 11. - C. 73-79.

Мамедов О. Современная экономика. Лекционный курс : Учеб. пособие / Под ред. д.э.н. Мамедова О. - Ростов н/Д: "Феникс", 2002 - 544 с.

II ГЛАВА. Государственное регулирование национальной экономики в России

Экономическое развитие современной  России нацелено на три основные задачи:

- повышение уровня жизни населения

- обеспечение национальной безопасности

- обеспечение достойного места страны в мировом сообществе.

Для выполнения 1 стратегической задачи необходимо добиться высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической  востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечить условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни.

2 стратегическая задача  предполагает сохранение государственной  целостности сохранение государственной  целостности и независимости  посредством обеспечения достаточного  для безопасности страны уроня обороноспособности.

3 задача, являясь особо  важной в условиях глобализации, предполагает увеличение технологичности  производства, оптимизацию экспорта-импорта  в сторону расширения экспорта  продуктов с высокой долей  добавленной стоимости, нахождение  своих экономически выгодных  ниш в международном разделении  труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________

4. Яремчук Н. В. Экономическое  развитие современной России. - М. 2005 г., 701-712с.

2.1. Бюджетная политика  России

Государственный бюджет - это  подлежащая перераспределению часть  национального дохода. Бюджет формируется  балансом доходов и расходов за отчетный период

Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие  показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы

Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:

- неоправданно дорогостоящие социальные программы;

- крупномасштабный оборот “теневого” капитала;

- спад общественного производства;

- рост предельных издержек общественного производства;

- массовый выпуск обесценивающихся денег;

- огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения и др.

Бюджетный дефицит относится  к негативным экономическим категориям, наряду с инфляцией, кризисами, безработицей, которые, однако, являются неизбежными  элементами экономической системы.

Существует несколько  концепций бюджетной политики. Общепринятая концепция базируется на том, что  бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Однако при более детальном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что  такое состояние бюджета в  значительной степени уменьшает  эффективность фискальной политики государства, имеющей стабилизирующую  направленность.

В данный момент все большую  популярность приобретает концепция, которая основывается на том, что  бюджет должен быть сбалансирован в  ходе каждого экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция  предполагает, что правительство  осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Поскольку для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета.

Существует также концепция, связанная с идеей так называемых “функциональных финансов”. В соответствии с этой концепцией целью государственных  финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, снижение бюджетного дефицита, соответственно с данной концепцией является второстепенной проблемой.

Не смотря на все эти  концепции бюджетного дефицита, крупные  дефициты приводят к значительным отрицательным  последствиям для государств, поскольку  нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

Большая энциклопедия Кирилла  и Мефодия. 2005 г

2.2. Проблемы государственного  долга в России

Государственный долг - это  сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов  за вычетом имевшихся за это время  положительных сальдо бюджета. Бюджетный  дефицит и государственный долг очень тесно связаны.

В любом случае рост государственного долга влечет за собой крайне негативные экономические последствия, поскольку  государство будет вынужденно поднять  налоги (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения), а  это, в свою очередь, может подорвать  действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в  производство, а также усилить  социальную напряженность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________________________

Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирован экономики. - М. 2001 г.

2.3. Кредитно-денежная  политика России

Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства  на денежное обращение и объем  денежной массы. Государство через  центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского  процента и влиять на них через  учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые  центральным банком. Предоставлять  льготные займы, выпускать облигации  и другие ценные бумаги. Такое регулирование  способно изменять денежные потоки и  накопления и тем самым оказывать  воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Большинство современных  экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении  стабильности цен, полной занятости  и росте реального объема ВНП.

Эта цель достигается с  помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые  осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи  с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная  выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного  уровня банковских резервов или нормы  процента и т.д.

В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами  являются предложение и спрос  на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.

Спрос на деньги формируется  из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос  на деньги для совершения сделок) и  как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или  спекулятивный спрос).

____________________________________________________________

Куликов Л. М. Основы экономической  теории. Учебное пособие. - М. 2001 г., 362-365с.

2.4. Социальная  политика государства

Социальное регулирование  со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание  уровня условий жизни, достойных  человека.

Государственная социальная политика является еще одной важнейшей  сферой деятельности государственного регулирования. Она преследует следующие  цели:

1. защита граждан от  экономического и общественного  вреда и деградации в результате  болезни, старости, резкого сокращения  доходов и т.д.;

2. обеспечение необходимых  условий развития каждой отдельной  личности и общества в целом;

3. контроль морально-этических  основ общества.

Это предполагает перераспределение  дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения через систему  государственных и местных бюджетов, различных внебюджетных фондов, других форм социальной поддержки. Подобная политика позволяет поддерживать не только социальную стабильность, но и стимулирует массовый платежеспособный спрос. Как уровень  социальных гарантий, так и понятие  социальной справедливости обусловлены  степенью развития производительных сил  того или иного общества, его культурными  и политическими традициями.

Проблемы, которые могут  возникнуть при проведении социальной политики:

- опасность возникновения значительных групп трудоспособного населения, живущих исключительно на государственные пособия;

- общее ослабление экономических стимулов рыночного механизма;

- перенапряжение бюджета при крупных объемах социальных выплат и, следовательно, угроза усиления инфляции;

- гипертрофированное развитие бюрократических структур, призванных осуществлять и контролировать процесс оказания социальной помощи.

В основе системы соцобеспечения лежит механизм социального страхования, в котором участвуют три экономических  субъекта: работник, предприниматель  и государство. Пропорции каждого  из этих субъектов в сумме страховых  взносов зависят от целевого назначения взносов и правовых норм конкретных государств.

В целом социальная политика государства может быть представлена в виде двух основных моделей:

Поощрение индивидуальной активности получателя социальной помощи в самостоятельном  поиске выхода из кризиса, стимулирование развития частнопредпринимательских  структур в сфере предоставления социальных услуг, с низким удельным весом социальных расходов в ВНП (США).

Высокая степень удовлетворения социальных потребностей граждан посредством  общественных фондов потребления под  контролем государства, высокий  удельный вес социальных расходов в  ВНП (Швеция).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________________

Куликов Л. М. Основы экономической  теории. Учебное пособие. - М. 2001 г., 355-358с.

ГЛАВА III. Направления совершенствования государственного регулирования России.

3.1. Направления совершенствования государственного регулирования инфраструктурных секторов.

Достижение основных задач  государственного регулирования инфраструктурных секторов  может быть осуществлено путем реализации мероприятий по следующим приоритетным направлениям:

1. Уменьшение объема перекрестного  субсидирования.

2. Повышение эффективности  деятельности регулируемых организаций,  в том числе путем перехода  к установлению долгосрочных  тарифов, ценообразования с учетом  качества и надежности регулируемых  услуг, синхронизации инвестиционных  программ регулируемых организаций,  а также отраслевых и территориальных  программ.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики