Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа
Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.
Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.
Введение
I ГЛАВА Сущность государственного регулирования экономики
1.1. Границы и основные сферы государственного регулирования--------6
1.2. Цели, объекты, субъекты экономической политики-----------------------11
1.3. Методы государственного регулирования и способы
вмешательства государства в экономические процессы-----------------------15
II ГЛАВА Государственное регулирование национальной экономики в России
2.1. Бюджетная политика России-----------------------------------------------------23
2.2. Проблемы государственного долга в России-------------------------------25
2.3. Кредитно-денежная политика России-----------------------------------------26
2.4. Социальная политика государства---------------------------------------------27
III ГЛАВА Направления совершенствования государственного регулирования России
3.1. Направления совершенствования государственного
регулирования инфраструктурных секторов-----------------------------------29
3.2. Комплексный подход к поддержке малого бизнеса---------------------42
Заключение-------------------------------------------------------------------------------50
Список литературы
3. Защита интересов потребителей.
4. Развитие конкурентных
отношений в регулируемых
5. Совершенствование
6. Энергоэффективность.
1. Перекрестное субсидирование
представляет собой
В основном перекрестное субсидирование
имеет место в
Перекрестное субсидирование
искажает поведение потребителей, стимулируя
неэффективное потребление
Перекрестное субсидирование затрудняет реализацию мероприятий по реформированию системы регулирования, в частности препятствует заключению долгосрочных двусторонних договоров на поставку коммунальных ресурсов, смену потребителем сбытовой компании и пр.
Перекрестное субсидирование
не предусмотрено
При установлении предельных тарифов в отношении различных категорий потребителей и различных субъектов Российской Федерации необходимо осуществление проверки на предмет снижения объема перекрестного субсидирования.
Для уменьшения объема перекрестного
субсидирования требуется проведение
сбалансированной политики в отношении
предельных тарифов. Установление предельных
тарифов (предельных индексов темпа
роста тарифов) с дифференциацией
по категориям потребителей в последние
годы стимулировало рост объема перекрестного
субсидирования, а также способствовало
росту обращений субъектов
При уменьшении объема перекрестного
субсидирования происходит рост платежа
для населения за жилищно-коммунальные
услуги, что может привести к негативным
социальным последствиям. Для минимизации
последствий от снижения объема перекрестного
субсидирования требуется оказание
адресной поддержки социально
2. Реализация мероприятий
по повышению эффективности
Для стимулирования перехода к применению долгосрочных тарифов необходимо совершенствовать законодательство в части:
- уточнения порядка установления долгосрочных тарифов, в частности с применением метода доходности инвестированного капитала, ценообразования с учетом качества и надежности регулируемых услуг, установления параметров регулирования методом сравнения аналогов (бенчмаркинг), а также использования тарифных меню и перехода к двухставочным тарифам;
- совершенствования системы договорных отношений, в частности формирование прозрачных правил и условий договоров управления системами коммунальной инфраструктуры и перехода к применению концессионных соглашений, объектами которых являются системы коммунальной инфраструктуры;
- совершенствования инвестиционного планирования;
- установления тарифов с учетом надежности и качества реализуемых товаров и услуг;
- снижения рисков регулируемых организаций, связанных с применением технического регулирования и природоохранного законодательства.
Применение в тарифном
регулировании метода доходности инвестированного
капитала позволит регулируемым организациям
и организациям коммунального комплекса
осуществлять свою деятельность на основе
прозрачной долгосрочной финансовой модели.
При этом регулируемым организациям
гарантируется возврат
Анализируя расходы
Помимо перехода к долгосрочным тарифам, необходимо стимулировать и переход к установлению двухставочных тарифов, что позволит точнее сопоставить платежи потребителей и расходы организаций. Затраты организаций имеют постоянную составляющую, имеющую место независимо от того, потребляет клиент товары и услуги или нет, и переменную, зависящую от объема потребления. Применение двухставочных тарифов позволит более справедливо перераспределять платежи между потребителями, в соответствии с реальными расходами на предоставление товаров и услуг, и снизит финансовые риски регулируемых организаций и организаций коммунального комплекса.
В перспективе необходимо предоставить потребителям возможность выбирать тариф из нескольких вариантов: например, более дешевое ночное потребление или диверсификация тарифа по сезонам. Это позволит оптимизировать потребление и снизить расходы на предоставление товаров и услуг.
Также вновь появившимся потребителям тепловой энергии необходимо предоставить возможность заключать с теплоснабжающей организацией долгосрочные договоры поставки тепловой энергии по ценам, регулируемым соглашением сторон, при условии, что это не ухудшает положения существующих потребителей. Эта мера создаст стимулы для подключения новых потребителей к существующим системам теплоснабжения и позволит им отказаться от строительства собственной тепловой генерации, что благоприятно скажется на балансе производства и потребления тепловой энергии. Заключение долгосрочных договоров может также рассматриваться и как альтернатива плате за подключение. Возможность применения долгосрочных договоров в других видах деятельности в инфраструктурном секторе будет рассмотрена по результатам применения долгосрочных договоров в теплоснабжении.
Применение долгосрочных
соглашений требует качественной модели
договорных отношений, четко распределяющей
полномочия и ответственность между
частными операторами, владельцами
имущества и регулирующими
В связи с ростом глобальной финансовой и экономической неопределенности у регулируемых организаций возникают дополнительные риски, связанные с формированием программ развития и реализацией инвестиционных проектов (окупаемость, затраты, ресурсы). Оптимальное развитие инфраструктурных секторов должно соответствовать сценарным прогнозам мировой конъюнктуры и социально-экономического развития Российской Федерации, гибко сочетая задачи опережающего развития инфраструктуры и эффективного распределения ресурсов. Синхронизация и оптимизация развития инфраструктуры, включая сектора естественных монополий и коммунальных услуг, должны осуществляться согласованно на национальном, региональном и местном уровнях в соответствии с принципом соразмерности масштабов регулирования.
Программы отраслевого развития,
региональные программы, инвестиционные
программы субъектов
- разработать и ввести процедуры разработки, согласования и корректировки инвестиционных (капитальных) программ регулируемых субъектов, в том числе с учетом процедур, предусмотренных отраслевым законодательством;
- синхронизировать инвестиционные программы регулируемых организаций с программами по энергоэффективности;
- при разработке долгосрочных целевых программ регулируемых субъектов, федеральных и региональных целевых программ учитывать сценарные отраслевые прогнозы, варианты источников финансирования, включая бюджетное, тарифное, возможности и условия привлечения частных инвестиционных средств;
- сформировать и внедрить систему мониторинга и контроля за утвержденными инвестиционными (капитальными) программами и повысить ответственность регулируемых организаций за исполнение согласованных инвестиционных программ.
Применение долгосрочных
тарифов благоприятно скажется на инвестиционной
привлекательности регулируемых организаций
за счет уменьшения неопределенности.
При этом необходимо отметить, что
в отдельных случаях
3. Развитие конкурентных
отношений в регулируемых
Выделение конкурентных видов
деятельности произошло в электроэнергетике
путем создания рынка электроэнергии
и сбытовых услуг. В отношении
других видов деятельности также
необходимо формирование исчерпывающего
перечня товаров и услуг, в
отношении которых применяются
методы государственного тарифно-ценового
регулирования и введение раздельного
учета по различным регулируемым
видам деятельности. Тарифное регулирование
должно осуществляться с учетом межотраслевой
конкуренции (например, конкуренции
фиксированной и мобильной
Развитие конкуренции
в сфере управления регулируемыми
организациями может
В сферах, где допускается приватизация инфраструктуры, требуется рассмотреть вопрос о лицензировании деятельности регулируемых организаций с целью обеспечения контроля за надежностью и качеством предоставляемых товаров и услуг и сохранения единства систем инженерно-технической инфраструктуры. Это, в частности, может способствовать решению проблем, имеющихся в электросетевом комплексе, когда на территории одного субъекта Российской Федерации могут действовать до нескольких сотен регулируемых организаций, что существенно усложняет процесс регулирования и увеличивает издержки. Для обеспечения бесперебойности деятельности инфраструктурных организаций и проверки соблюдения ими лицензионных соглашений необходимо проведение регулярного технического и экономического аудита.
В отношении видов деятельности,
в которых системы
Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики