Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.
Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Содержание

Введение
I ГЛАВА Сущность государственного регулирования экономики
1.1. Границы и основные сферы государственного регулирования--------6
1.2. Цели, объекты, субъекты экономической политики-----------------------11
1.3. Методы государственного регулирования и способы
вмешательства государства в экономические процессы-----------------------15

II ГЛАВА Государственное регулирование национальной экономики в России
2.1. Бюджетная политика России-----------------------------------------------------23
2.2. Проблемы государственного долга в России-------------------------------25
2.3. Кредитно-денежная политика России-----------------------------------------26
2.4. Социальная политика государства---------------------------------------------27
III ГЛАВА Направления совершенствования государственного регулирования России
3.1. Направления совершенствования государственного
регулирования инфраструктурных секторов-----------------------------------29
3.2. Комплексный подход к поддержке малого бизнеса---------------------42

Заключение-------------------------------------------------------------------------------50
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гос регул. экономики КУРСОВАЯ.docx

— 176.18 Кб (Скачать файл)

Концессионные соглашения являются одним из наиболее эффективных механизмов государственно-частного партнерства  с точки зрения привлечения частных  инвестиций в инфраструктурные проекты  государства. Стимулировать применение концессионных соглашений необходимо за счет следующих мер:

- упрощения процесса инвентаризации и регистрации имущества;

- установления в соглашении параметров тарифного регулирования;

- усиления защиты кредиторов, финансирующих строительство и реконструкцию объектов концессионных соглашений;

- трансформации договоров аренды в концессионные соглашения.

Для создания рынка управляющих  компаний требуется введение раздельного  учета по расходам, непосредственно  связанным с регулируемой деятельностью, и расходам на управление, которые  при привлечении частных операторов будут трансформированы в плату  за управление. Раздельный учет необходимо применять и в государственных  и муниципальных унитарных предприятиях, представляющих собой наименее прозрачную форму управления имуществом.

Повышение эффективности  управляющих компаний должно достигаться  за счет развития конкуренции между  ними за право управления имуществом, в частности за счет ограничения срока действия договоров аренды.

В сфере деятельности субъектов  естественных монополий и организаций  коммунального комплекса необходимо совершенствовать процесс закупок  товаров и услуг для осуществления  регулируемых видов деятельности путем  обеспечения прозрачности закупочной деятельности  и повышения  эффективности  закупочных процедур. Данная мера позволит существенно снизить расходы  регулируемых организаций на осуществление  текущей деятельности.

4. Государственная политика  по защите интересов потребителей  при осуществлении государственного  регулирования субъектов естественных  монополий и организаций коммунального комплекса основана на реализации следующих мероприятий:

- введение социальной нормы потребления для отдельных видов товаров и услуг, поставляемых регулируемыми организациями;

- введение стандартов раскрытия информации регулируемыми субъектами по регулируемым товарам / услугам (цены и тарифы, инвестиционные программы, наличие или отсутствие технологических возможностей на присоединение к сетевой инфраструктуре и пр.);

- установление тарифов в зависимости от достигнутого уровня надежности и качества товаров и услуг, предоставляемых потребителям регулируемыми организациями;

- определение порядка и условий смены/выбора потребителем поставщика регулируемых товаров (услуг);

- определение перечня потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

- организация системы мониторинга цен на товары (услуги) в дерегулируемых видах деятельности инфраструктурных секторов, а также сравнительных оценок эффективности деятельности сопоставимых организаций;

- разработка стандартных форм договоров на поставку регулируемых товаров (услуг), а также регулирование их ключевых условий, принимая во внимание особенности функционирования инфраструктурных секторов.

Одной из основных мер социальной поддержки населения является введение социальной нормы потребления, в  пределах которой электроэнергия будет  поставляться населению по льготным ценам. Стоимость электроэнергии, поставляемой сверх социальной нормы потребления, будет устанавливаться на уровне не ниже экономически обоснованного. Применение социальной нормы потребления позволит уменьшить объем перекрестного  субсидирования в электроэнергетике  наименее болезненным способом, переложив  основное бремя повышения тарифов  на граждан, имеющих большие доходы и потребляющих много электроэнергии. По результатам применения нормы  социального потребления в электроэнергетике  будет рассмотрен вопрос о возможности  и необходимости применения нормы  социального потребления в других инфраструктурных секторах. В настоящее  время применение социальной нормы  потребления в других сферах коммунального  хозяйства сдерживается низкой долей  потребителей, оснащенных приборами  учета коммунальных ресурсов.

Тарифы регулируемых организаций  должны соответствовать надежности и качеству товаров и услуг, предоставляемых  потребителям, а стимулирование регулируемых организаций к повышению эффективности  и снижению расходов не должно приводить  к снижению надежности и качества. Для обеспечения потребителей и  регулирующих органов достоверной  информацией о надежности и качестве товаров и услуг регулируемых организаций необходимо создать  систему учета показателей деятельности регулируемых организаций, качества услуг  и обеспечить взаимосвязь между  показателями надежности и качества, тарифами и инвестиционными программами  регулируемых организаций. Реализация мероприятий по повышению надежности и качества должна обеспечиваться необходимым  финансированием, а за достижение установленных  показателей должна быть установлена  ответственность, в том числе  и финансовая.

5. Совершенствование системы  регулирования должно осуществляться  за счет следующих механизмов:

- устранения избыточного регулирования;

- разграничения регуляторных полномочий между уровнями государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления с учетом принципов сомасштабности регулирования и регулируемых объектов, а также передачи полномочий по регулированию наиболее квалифицированным органам;

- повышения прозрачности регулирования, широкого привлечения экспертных и саморегулируемых организаций, а также вовлечения в процесс регулирования представителей бизнеса и потребителей;

- совершенствования системы отчетности и мониторинга, координации деятельности различных регулирующих органов;

- формирование современной системы подготовки и переподготовки кадров для муниципальных и региональных органов регулирования.

Регулирование организаций  коммунального комплекса осуществляется на нескольких уровнях: муниципальном, региональном и федеральном. Надбавки к тарифам организаций коммунального  комплекса, плата за подключение  и тарифы на услуги по водоснабжению  и водоотведению, а также нормативы  потребления коммунальных услуг  устанавливаются муниципальными регулирующими  органами. Индексы предельного роста  тарифов для муниципалитетов, тарифы на услуги по теплоснабжению и электроснабжению устанавливаются региональными  органами регулирования. На федеральном  уровне устанавливаются индексы  предельного темпа роста тарифов  для субъектов Российской Федерации  и отдельные виды цен и тарифов (цены на газ, тарифы на передачу электрической энергии по магистральным сетям, тепловую и электрическую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки и пр.).

Основные проблемы в области  тарифного регулирования существуют на муниципальном уровне и вызваны  они в первую очередь отсутствием  кадров и низким уровнем квалификации. Также у муниципальных органов  существует конфликт интересов, связанный  с тем, что они одновременно владеют, управляют объектами коммунальной инфраструктуры и осуществляют регулирование  их деятельности, включая установление тарифов.

Региональные органы регулирования  фактически дублируют деятельность муниципальных органов регулирования  в процессе установления индексов предельного темпа роста тарифов. Региональные органы регулирования, с одной стороны, имеют избыточный набор инструментов влияния на решения муниципальных органов регулирования, включая индексы предельного роста тарифов по отдельным услугам, индекс предельного роста платы граждан за коммунальные услуги и критерии доступности коммунальных услуг. С другой стороны, возможности контроля за деятельностью муниципальных органов регулирования, в частности возможности пересмотра решений, не соответствующих решениям вышестоящих органов регулирования, ограничены.

В процессе регулирования  большинство организаций вынуждено  обращаться и в муниципальные, и  в региональные органы регулирования, что создает бюрократию и снижает  привлекательность организаций  коммунального комплекса для  частного бизнеса. Например, в отношении  тепловой энергии тарифы устанавливаются  региональными органами регулирования, а нормативы потребления, плата  за подключение, надбавки к тарифам, а также тарифы услуги по снабжению  горячей водой – муниципальными.

При этом в сфере газоснабжения  регулирование является недостаточным, законодательство носит рамочный характер, что дает регулируемым организациям излишнюю свободу в отношениях с  потребителями.

Для повышения качества решений  регулирующих органов необходимо устранить  избыточное регулирование и усовершенствовать  систему разграничения полномочий в области тарифного регулирования. Полномочия органов местного самоуправления по регулированию тарифов необходимо передать на уровень субъектов Российской Федерации, сохранив за органами местного самоуправления полномочия по регулированию  инвестиционной деятельности регулируемых организаций. При этом необходимо предусмотреть  механизм делегирования полномочий по регулированию тарифов органам местного самоуправления, при условии, что они обладают необходимыми ресурсами и квалификацией, в частности:

- органы регулирования  должны быть сформированы, укомплектованы  персоналом и обеспечены финансированием;

- должна быть утверждена  программа комплексного развития  систем коммунальной инфраструктуры  муниципального образования, установлены  требования к надежности и  качеству товаров и услуг регулируемых  организаций;

- проведено обучение сотрудников  органов регулирования.

Для повышения прозрачности принимаемых решений и обеспечения  баланса интересов на уровне субъектов  Российской Федерации требуется  предусмотреть механизмы согласования решений в области тарифной политики с органами местного самоуправления.

В отношении регулирующих органов муниципальных образований  и субъектов Российской Федерации, работающих с нарушением законодательства и не исполняющих свои функции, необходимо вводить ограничения полномочий с передачей их соответственно на уровень субъектов Российской Федерации  и на федеральный уровень. В отношении  органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации такие ограничения  могут быть введены Правительством Российской Федерации, в отношении  органов местного самоуправления –  уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

Для устранения разногласий, связанных с установлением и  применением тарифов, необходимо развивать  систему досудебного урегулирования споров, обеспечивающую рассмотрение дела по существу. Решения, принимаемые  органами, уполномоченными осуществлять досудебное урегулирование споров, должны быть обязательными для участников процесса, но могут быть обжалованы в судебном порядке.

Деятельность регулирующих органов должна быть прозрачна для  регулируемых организаций и потребителей. Для повышения прозрачности, предсказуемости  и последовательности  процессов  регулирования, органы регулирования  должны расширить практику системных  консультаций и обсуждений со всеми  заинтересованными сторонами:  представителями  потребителей, бизнеса и экспертного  сообщества путем эффективного взаимодействия с консультационными и общественными  советами, в том числе по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы и процессов регулирования. Достижение баланса интересов всех заинтересованных сторон должно стать  не только целью, но и формой регулирования.

С целью повышения качества принимаемых решений регулирующим органам необходимо привлекать квалифицированных  экспертов и экспертные организации. Экспертное сообщество должно принимать  активное участие в разработке нормативных  правовых и методических документов и в других областях деятельности регулирующих органов.

Координация деятельности различных  министерств и ведомств при осуществлении государственного регулирования инфраструктурных секторов  должна быть основана на использовании единой системы учета и анализа данных о регулируемых организациях и единых принципах и моделях расчета тарифов.

Государственное регулирование  деятельности субъектов естественных монополий и организаций коммунального  комплекса, включая ценовое / тарифное регулирование,  основывается на общих  принципах,  одинаковых подходах и  методах регулирования. Несмотря на имеющиеся особенности, связанные  с технологическим устройством, структурой собственности, отраслевой спецификой и скоростью структурных  реформ,  дальнейшее совершенствование  системы государственного регулирования  инфраструктурных секторов будет осуществляться в соответствии с общими принципами с учетом достигнутых отраслевых результатов в инфраструктурных секторах.  

6. Развитие инфраструктурного  сектора должно осуществляться  с учетом необходимости повышения эффективности использования энергетических ресурсов и воды. В применении к государственной тарифно-ценовой политике обеспечение ресурсоээфективности будет достигаться за счет использования следующих механизмов:

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики