Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.
Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Содержание

Введение
I ГЛАВА Сущность государственного регулирования экономики
1.1. Границы и основные сферы государственного регулирования--------6
1.2. Цели, объекты, субъекты экономической политики-----------------------11
1.3. Методы государственного регулирования и способы
вмешательства государства в экономические процессы-----------------------15

II ГЛАВА Государственное регулирование национальной экономики в России
2.1. Бюджетная политика России-----------------------------------------------------23
2.2. Проблемы государственного долга в России-------------------------------25
2.3. Кредитно-денежная политика России-----------------------------------------26
2.4. Социальная политика государства---------------------------------------------27
III ГЛАВА Направления совершенствования государственного регулирования России
3.1. Направления совершенствования государственного
регулирования инфраструктурных секторов-----------------------------------29
3.2. Комплексный подход к поддержке малого бизнеса---------------------42

Заключение-------------------------------------------------------------------------------50
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гос регул. экономики КУРСОВАЯ.docx

— 176.18 Кб (Скачать файл)

_____________________________________________________________________________

Скляр М.Г. Рыночные аграрные отношения сегодня. – Ставрополь,2007; 256с.

предприятиями в интересах  устойчивого развития промышленности и

научной сферы, а также  создание условий для привлечения  малых предприятий к поставкам продукции, товаров и услуг для государственных нужд.

Информационная поддержка  предпринимательской деятельности осуществляется различными ведомственными, региональными и коммерческими  информационными структурами, созданными в рамках различных проектов и  слабо взаимодействующими между  собой. Консолидацию разобщенных элементов  информационного обеспечения малого предпринимательства целесообразно  осуществлять на базе государственных  информационных ресурсов. Примером может  служить создаваемый Минэкономразвития  России в сети Интернет “Информационный  портал малого предпринимательства”.

Ожидаемый результат внедрения  создаваемой системы – это  информационная проницаемость между  органами власти, субъектами малого бизнеса  и субъектами инфраструктуры его  поддержки.

Необходимо также развивать  негосударственную инфраструктуру поддержки частного бизнеса. Она  может быть представлена как коммерческими, так и некоммерческими организациями, которые создаются в любой  разрешенной законом организационно-правовой форме. Формируя и развивая такие  организации, государство осуществляет поддержку малого бизнеса не только косвенно, но и напрямую – ведь большинство  их является малыми предприятиями.

За последние годы созданы  различные негосударственные структуры  поддержки малого бизнеса, которые  оказывают все более значительное влияние на развитие предпринимательства. К их числу принадлежат, например, Рос­сийское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российская ассоциация маркетинга, Международный фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общественные объединения предпринимателей и многие другие.

Следует также отметить роль лизинговых фирм, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических и учебных центров, страховых компаний, кредитных организаций, которые оказывают различные услуги предприни­мателям. Быстрыми темпами развивается программа бизнес-консалтинга, которая предусматривает создание независимых аудиторских и консалтинговых фирм на местах.

Таким образом, основные функции  негосударственных структур заключаются  в следующем:

- консультирование предпринимателей  по вопросам экономической, финансовой, инвестиционной, налоговой, внешнеэкономической,  таможенной политики и ведению  собственного бизнеса; 

- помощь в регистрации  предприятия, лицензировании деятельности, разработке и оформлении учредительных  документов;

- правовое обслуживание;

- рекламные и издательские  услуги.

- реализация инновационных  проектов и программ в различных  областях науки и техники; 

- решение социально-экономических  проблем регионов путем создания  малых наукоёмких и высокотехнологичных производств.

е) Использование  государственного и муниципального имущества для развития малого бизнеса 

В настоящее время основная задача в этой сфере - обеспечение  постоянного обновления сведений, содержащихся в реестре федерального имущества, передаваемого в пользование  субъектам малого предпринимательства  по тем или иным основаниям, и  контроль за его использованием.

Необходимо сохранить  и развивать действующие механизмы, такие как:

- порядок принятия решений о сдачи в аренду федерального имущества;

- при регистрации аренды  объектов федеральной собственности  обязательно требовать свидетельство  о внесении его в реестр  федерального имущества; 

- контроль за использованием по назначению и сохранностью федерального имущества, используемого малыми предприятиями.

Почти все субъекты России в соответствии с рекомендацией  Правительства приняли нормативные  акты, устанавливающие аналогичный  порядок учета государственного имущества. Установлен схожий порядок  учета и большинством муниципальных  образований. Это облегчает доступ к информации по объектам различных  форм собственности, необходимого для  создания или развития малого предпринимательства.

Малым предприятиям, на которых  производство собственной продукции  составляет не менее 75 % общего объема реализуемых ими товаров и  услуг, установлена арендная плата  за использование государственного и муниципального имущества на уровне бюджетных организаций.

Многие регионы ввели  для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий понижающие коэффициенты при определении стоимости  аренды. Они устанавливаются в  отраслях, развитие которых наиболее востребовано в регионе, таких как  общественное питание, бытовое обслуживание, строительство, медицинские услуги.

Несмотря на принимаемые  меры по повышению эффективности  управления государственной собственностью, остаются нерешенными многие проблемы, которые должны быть решены с помощью  следующих мер:

Предоставление доступа  малых предприятий к новым  имущественным ресурсам (в том  числе введение его в оборот и  приватизация для малых предприятий), имея в виду такие механизмы:

- доступ к информации  о конкретном адресе и условиях  предоставления площадей, которые  предполагается передать или  сдать в аренду;

- упрощенные процедуры  заключения договоров аренды, разрешительных  документов;

- установление детальных  процедур предоставления объектов  недвижимости. Например, передача помещений  в аренду, в доверительное управление, достройка объектов недвижимости, их консервация. Этот вопрос  необходимо законодательно урегулировать. 

Законодательно установить на весь срок договора аренды правило, по которому стоимость аренды будет  устанавливаться фиксировано (с  учетом инфляции), при этом минимальный  срок аренды должен быть не менее трех лет.

 

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________________________

Власова В.М. “Основы предпринимательской  деятельности”. Изд. “Бизнес для всех”, 2005, 132с.

Хозяйственный механизм предприятия: концепция, методы, практика. /Под ред. Э.С.Минаева и др.- М.,2001.-100с.

Заключение

Государственное регулирование  экономики (госрегулирование) представляет собой процесс воздействия государства  на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется  экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). Оно включает в себя момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор административно-правовых и экономических средств (инструментов).

После «великого кризиса» 1929-1933 гг. и особенно после Второй мировой войны госрегулирование было органично встроено в хозяйственный механизм капиталистического общества в качестве третьего, верхнего «слоя» (уровня) наряду с двумя другими «слоями» - спонтанно-рыночным и корпоративным регулированием. В результате сложился рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный капитализм (современный капитализм), который выгодно отличается от исторически предшествовавших ему форм капитализма (капитализм свободной конкуренции, корпоративно-олигополистический, по В.И. Ленину, «монополистический» капитализм) значительно большими экономической и социальной стабильностью, эффективностью общественного производства, уровнем и качеством жизни.

В условиях быстрой интернационализации  и глобализации хозяйственной жизни  в современном мире внутриэкономическое  и внешнеэкономическое госрегулирование тесно связаны и взаимопереплетены.

По объекту воздействия  со стороны государства выделяются различные направления госрегулирования: инвестиций, сбыта (включая регулирование  цен), рынка труда, НИОКР, экологическое, социальных отношений, внешнеэкономическое  и т.д.

По характеру воздействия  на процесс общественного воспроизводства  выделяются две основные формы госрегулирования: краткосрочное (антициклическое), которое на Западе чаще всего именуется конъюнктурной политикой, и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу), которое, как правило, осуществляется при помощи различного рода прогнозов и программ.

Эффективность госрегулирования далеко не беспредельна. Оно не может  преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства с ее многочисленными  негативными последствиями, постоянно  обеспечивать высокий уровень занятости  населения и его всестороннюю социальную защиту. Оно движется в  замкнутом пространстве «магического четырехугольника», цели которого (обеспечение темпов роста ВВП, соразмерных хозяйственному потенциалу страны, минимизация безработицы, стабильность цен, внешнеэкономическое равновесие) во многом противоречат друг другу.

В развитых странах сложились  три главные модели госрегулирования (американская, западноевропейская и  японская), характеризующиеся различным  сочетанием основных инструментов экономической  политики (бюджетно-налоговых, денежно-кредитных, государственной собственности  и др.).

Нет никаких объективных  оснований полагать, что госрегулирование в обозримой перспективе не обеспечило бы поддержание высокого уровня экономической, социальной, а на этой основе и политической стабильности в странах Запада. Для  России и других стран с переходной экономикой опыт госрегулирования на Западе, эффективно адаптированный к  своим специфическим условиям, имеет  большое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Куликов Л. М. Основы  экономической теории. Учебное пособие. - М. 2001г.-340с.

2. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. - М. 2001г.-254с.

3. Холланд С. «Планирование и смешанная экономика. Вопросы экономики», М 2003г.-188с.

4. Яремчук Н. В. Экономическое  развитие современной России. - М. 2005г.-451с.

5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2005г.

6. Бринчук А.С. Исполнительная власть и охрана природы // Экологическое право. - 2001. - №2.-с. 159

7. Курс экономической теории / Под ред. А.Сидоровича. М.: ДИС, 1997.

8. Власова В.М. “Основы предпринимательской деятельности”. Изд. “Бизнес для всех”, 2005, 132с.

9. Хозяйственный механизм предприятия: концепция, методы, практика. /Под ред. Э.С.Минаева и др.- М.,2001.

10. Скляр М.Г. Рыночные аграрные отношения сегодня. – Ставрополь,2007;

11. Нуреев Р. М. Курс  макроэкономики. Учебник для вузов. - Н90 2-е изд., изм. - М.: Издательство НОРМА, 2002. - 572 с.

12. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой - М.: Инфра - М, 2002 - 714 с.

13. Экономическая теория: Учебник - 8-е изд., перераб. и доп./ Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 640 с.

14. Талапина Э. Вопросы правового регулирования экономической функции государства // Государство и право. - 2009. - № 11. - C. 73-79.

15. Мамедов О. Современная экономика. Лекционный курс : Учеб. пособие / Под ред. д.э.н. Мамедова О. - Ростов н/Д: "Феникс", 2002 - 544 с.

16. Национальная экономика.  Под ред. Савченко П.В. М.: Экономистъ, 2005. — 813 с.

 

Приложение

Таблица 1

 

 

--


Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики