Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 06:06, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является государственный бюджет Республики Беларусь.
Объектом исследования доходы государственного бюджета Республики Беларусь.
При написании курсовой работы использовались следующие научные приемы и способы: статистический, сравнение показателей, отражение результатов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая марко 2011 гос.бюджет.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

     Одним из важнейших экономических показателей  любой страны является состояние  государственных финансов. Как только государство стало планировать  свои доходы и расходы, появилась  проблема их балансирования. Бюджетный  дефицит, - превышение расходов над доходами государственного фонда, - стал характерен сегодня для большинства развитых стран.

     Определяющую  роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные  органы  функций. 
 Экономические и политические реформы, проводимые в Беларуси с начала девяностых годов XX века, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

     В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита, и уже долгое время существует так называемая политика бюджетного дефицита.

     Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений требует рассмотрения его как объективной экономической категории и изучения законов его развития. Поэтому в данной работе необходимо рассмотреть теоретические вопросы сущности бюджетного дефицита, его виды, а также  особенности бюджетного дефицита в Республики Беларусь.

     В современных экономических условиях наибольшую актуальность приобретают  вопросы формирования доходной части бюджета, его социальной направленности и преодоления его дефицита. Это свидетельствует об актуальности темы курсовой работы. 

     В современных экономических условиях наибольшую актуальность приобретают  вопросы формирования доходной части бюджета, его социальной направленности и преодоления его дефицита. Это свидетельствует об актуальности темы курсовой работы.

     Главная цель данной курсовой  работы заключается в изучении государственного бюджета, источников его формирования.

       Для достижения цели исследования  были поставлены следующие задачи:

  • исследовать экономическую сущность государственного бюджета и состав его доходной части;
  • изучить состав и структуру доходной части бюджета;
  • определить проблемы финансирования дефицита государственного бюджета Республики Беларусь;
  • исследовать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.

    Предметом  исследования является государственный бюджет Республики Беларусь.

    Объектом  исследования доходы государственного бюджета Республики Беларусь.

    При написании  курсовой работы использовались следующие научные приемы и способы: статистический, сравнение показателей, отражение результатов.

    Информационной и методологической  основой для написания курсовой  работы послужили: Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2011 год», Закон Республики Беларусь « О бюджете Республики Беларусь на 2010 год» учебная и методическая литература по редакцией Добкина В.М.,. Агаповой Т.А., Малькевича Н.Д. и др., материалы статистической отчётности Национального статистического комитета Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ,  СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ  В СОВРЕМЕННЫХ  УСЛОВИЯХ 
 

    Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну[1,с. 67].

    Учение  о государственном бюджете является частью науки о финансах и представляет собой область знаний о развитии особой сферы распределительных  отношений - бюджетной. Она включает финансовые отношения, опосредующие формирование и использование централизованного фонда денежных средств государства.

    Бюджет  зародился на ранних этапах общественного  развития не как финансовая категория, а в виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов. Трансформация бюджета в финансовую категорию происходила постепенно с развитием государства и товарно-денежных отношений. Это было естественно, поскольку "в условиях рабовладельчества и феодализма финансы играли относительно незначительную роль в формировании денежных доходов государства, т.к. в указанных формациях господствовали натуральные отношения". Изначально формирование бюджетного ; фонда связано с объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей посредством государства[1,с.67].

    Процесс трансформации бюджета в финансовую категорию происходил одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений этих условиях бюджет формируется как фонд денежных средств.

    Итак, существование бюджетных отношений  вне государства невозможно, поскольку  их функционирование предопределено объективной  необходимостью удовлетворения общественных потребностей посредством государства.

    В экономической литературе принадлежность бюджета к финансовой категории не оспаривается, однако, единого определения его сущности нет. Причину этого следует искать, прежде всего, в том, что в финансовой науке не выработаны единые подходы к толкованию сущности финансов, сферы действия финансовых отношений.

    К сущностным особенностям бюджетных  отношений как части финансовых принято относить их денежный характер, поскольку бюджетные отношения опосредуют движение части финансовых ресурсов, связанных с формированием использованием централизованного фонда денежных средств, а также тот факт, что бюджетные отношения носят вторичный, перераспределительный характер. Они участвуют в перераспределении главным образом чистого дохода путем изъятия части его в виде налогов и неналоговых платежей для формирования государственных доходов и финансирования общегосударственных мероприятий. Однако для понятия специфики бюджетных отношений требуется более глубокая характеристика их сущностных особенностей:

  • бюджетные отношения опосредуют безвозмездное движение стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением;
  • объектом   бюджетного   перераспределения   может   выступать   (кроме 
    чистого дохода) и часть стоимости необходимого продукта;
  • сфера    действия    бюджетных    отношений    ограничивается    рамками 
    бюджетного процесса, так как отношения возникают лишь при формировании, 
    распределении и использовании бюджетных средств;
  • участниками   бюджетных   отношений   выступают:   государство   лице 
    органов власти различных уровней и предприятия, организации, учреждения, 
    население, т.е. все участники общественного производства, - при уплате платежей 
    или использовании бюджетных ресурсов;
  • бюджетные   отношения   формируют   центральное   звено   финансовой 
    системы благодаря широкому спектру, государство стремится учитывать 
    потребности   расширенного   воспроизводства,   и   через   бюджетные   расходы, 
    формируют    пропорции    перераспределения    финансовых    ресурсов    между

      подразделениями общественного производства, отрасли  территориями и т.д.;

  • бюджетные    отношения    строго    регламентируются    бюджетным    и 
    налоговым законодательством.

    Основные  типы бюджета:

  • бюджет, составленный снизу вверх, предусматривает сбор бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее — к руководству организации.
  • бюджет, составленный сверху вниз, требует от руководства компании чёткого понимания основных особенностей организации и способность формировать реалистичный прогноз на рассматриваемый период.

    Классификация бюджетов:

  • Долгосрочные и краткосрочные
  • Постатейные бюджеты
  • Бюджеты с временным периодом
  • Гибкие и статические бюджеты
  • Преемственные бюджеты и бюджеты с нулевым уровнем

     Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый  для выполнения функций государства.

     Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

1. вмешательство  в экономику;

2. поддержание  государственного аппарата управления;

3. правоохранительные  органы и судоустройство;

4. медицина, здравоохранение и образование;

5. оборона  страны.

     Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны разными странами в начале 20 в.

     Принцип единства - сосредоточение в бюджете  расходов и доходов государства. В государстве должны существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

     Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все  затраты и поступления.

     Принцип реальности предполагает правдивое  отражение доходов и расходов государства.

     Принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источника доходов.

     В современных условиях в практике развитых стран наблюдается некоторое  несоблюдение этих принципов.

     Так, отход от принципов полноты и  единства выразился в появлении  помимо государственного бюджета большого числа различных социальных и внебюджетных фондов, самостоятельных в финансовом отношении государственных учреждений (кредитные, социальные, научно-технические и др. фонды).

     Однако  отсутствие обезличенности финансового  фонда, которым распоряжаются правительства разных уровней, четкое разграничение источников дохода центрального правительства и местных органов власти - важнейшие особенности современных государственных бюджетов развитых стран.

     Важнейшие функции  государственного бюджета:

  • аккумуляция финансовых ресурсов в государственных органах с целью распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения;
  • обеспечение содержания государства и его институтов, призванных реализовывать функции государственной власти;
  • стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям;

     социальная  защита беднейших слоев населения, пенсионеров и подрастающего  поколения.

     Осуществляя эти функции, государство не должно ослаблять рыночные стимулы предпринимательства. Поэтому бюджетная политика государства должна строиться на синтезе рыночного и государственного механизмов регулирования.

     Ежегодно  разрабатываются проекты бюджетов всех уровней на следующий год. Это  задача Министерства финансов и финансовых управлений местных властей.

Показатели, характеризующие бюджет:

  • доля средств, ежегодно распределяемая через бюджет в валовом внутреннем и чистом национальном продукте страны;
  • покрытие бюджетных расходов доходами - дефицит или профицит;

     структура бюджетных расходов, в частности доля затрат на хозяйственные, социальные, оборонные цели, на обслуживание государственного долга в общей сумме расходов.

     В случае возникновения дефицита бюджета  чрезвычайный интерес для определения  ориентации ГРЭ и хозяйственного будущего страны имеют данные о том из каких источников правительство берет средства для покрытия дефицита.

Информация о работе Государственный бюджет