Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 06:06, курсовая работа
Предметом исследования является государственный бюджет Республики Беларусь.
Объектом исследования доходы государственного бюджета Республики Беларусь.
При написании курсовой работы использовались следующие научные приемы и способы: статистический, сравнение показателей, отражение результатов.
За семь месяцев текущего года
в бюджет от индивидуальных
предпринимателей поступило 61,
По
сравнению с аналогичным
В общей сумме поступлений от индивидуальных предпринимателей 68 процентов составляют поступления от плательщиков единого налога. От них в бюджет поступило 42,0 млрд р., из которых 25,3 млрд р. или 41 % составляет единый налог.
По итогам 9 месяцев 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 52,2 трлн. руб. и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 50,8% (в реальном выражении - на 10,9%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 28,0% ВВП (в январе-сентябре 2010 года - 29,6% ВВП).
Рисунок
3.2 — Динамика структуры доходов консолидированного
бюджета за 2009-2010 гг., %[32].
Рисунок 3.3 —Структура налоговых доходов консолидированного бюджета[32].
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За 9 месяцев 2011 года в бюджет поступило 46,7 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 47,7% (в реальном выражении - на 8,6%). Неналоговые доходы за 9 месяцев 2011 года сложились в сумме 10,4 трлн. руб. и по сравнению с 9 месяцами 2010 года увеличились на 84,4% (в реальном выражении - на 35 В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в январе- сентябре 2011 года составили: по налогу на добавленную стоимость 15,6 трлн. руб. (прирост поступлений к соответствующему периоду 2010 года 38,8%, в реальном выражении снижение на 2,1%);по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 9,3 трлн. руб. (прирост 137,7%, в реальном выражении - 74,8%);[32]. по налогу на прибыль 6,2 трлн. руб. (прирост 50,0%, в реальном выражении - 10,3%); по подоходному налогу 6,1 трлн. руб. (прирост 65,1%, в реальном выражении - 21,4%); по акцизам 3,9 трлн. руб. (прирост 21,5%, в реальном выражении снижение на 10,7%); по налогам на собственность 1,9 трлн. руб. (прирост 44,5%, в реальном выражении - 6,25%).
В структуре консолидированного бюджета 60,8% составляют доходы республиканского бюджета и 39,2% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).
Расходы
Динамика расходов консолидированного бюджета в январе- сентябре 2011 г. определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.
В
этих условиях в текущем году реализуется
жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию
государственных расходов и поддержание
макроэкономической
Введены ограничения на бюджетные расходы - их финансирование осуществляется в пределах поступающих доходов без привлечения заемных средств и ранее накопленных остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены: обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение государственного долга.
Рисунок 3.4 — Динамика расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь[32].
Бюджет января-сентября 2011 г. сохранил свою социальную направленность. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 21,8 трлн. рублей, или 45,6% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 57,7% (в реальном выражении - на 15,9%), здравоохранение - на 51,3% (в реальном выражении - на 11,3%).
Расходы
на национальную экономику увеличились
на 6,5% (в реальном выражении сократились
на 21.
Рисунок
3.4 — Исполнение консолидированного
бюджета Республики Беларусь[32].
Таким образом, для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, - необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать наиболее существенные и качественные меры:
1.
Повышение эффективности
2.
Дальнейшее развитие и
3.
Расширение круга плательщиков,
осуществляемое одновременно с
улучшением налогового
4.
Развитие территориально-
5.
Оптимизацию объема и
6.
В целях изыскания
7. Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.
8.
Совершенствование
9.
Корректировка трансфертной
10.
Реформирование бюджетного
11.
Составление бюджета на
12.
Развитие рынка
13.
Принятие мер, направленных на
привлечение в страну
Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.
Таким
образом, разработка и последовательная
реализация мер, направленных на увеличение
доходов и сокращение расходов, регулирование
бюджетного дефицита, целенаправленное
управление его размером в совокупности
с другими экономическими антикризисными
мерами будут способствовать стабилизации
финансового положения республики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Его наличие не всегда свидетельствует об отрицательных моментах в экономической жизни страны. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств.
Однако
чаще всего, как это не печально,
дефицит отражает кризисные явления
в экономике, ухудшение показателей
финансово-хозяйственной
С учетом мирового опыта величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого его размера, то есть 2-3% . Как видно из работы, дефицит государственного бюджета Республики Беларусь несколько раз приближался к данным показателям, и были случаи, когда наблюдалось превышение над допустимыми нормами дефицита. Это означает необходимость анализа причин, которые порождают дефицит, и разработки мер по его сокращению.
Основную роль в вопросах урегулирования дефицита госбюджета играет правительство. На уровне президента и Министерства финансов решаются вопросы по корректировке бюджетной политики и ведутся поиски источников финансирования.
Однако для нормализации бюджетного дефицита необходимо также «лечение» самой экономики, так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры не принимались при этом.
Необходимо отметить, что политика в области финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.
В этой связи дальнейшее
В целях преодоления дефицита государственного бюджета необходимо также разработать эффективную финансовую политику, задействовать весь механизм государственного регулирования и использовать мировой опыт борьбы с дефицитом.
В целом, не вдаваясь в детали, следует только отметить, что беспрецедентное для Беларуси снижение реального дефицита бюджета возможно только при глубоком реформировании экономики. В первую очередь инструментальных преобразований, затрагивающих вопросы самофинансирования предприятий и отказа от разорительных государственных программ в сфере жилищного хозяйства и поддержки АПК.
В заключении можно сделать
вывод о том , что разработка
и последовательная реализация
мер, направленных на увеличение
доходов и сокращение расходов,
регулирование бюджетного
В Республике Беларусь бюджетная политика, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. Она характеризуется высоким уровнем централизованности при распределении налоговых поступлений. Следует отметить отрицательные стороны такого порядка. Так, местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств; высокая дотационность местных бюджетов предопределена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает. Следует отметить, что в структуре налоговых инструментов бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе важнейшую роль играет НДС.