Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 06:06, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является государственный бюджет Республики Беларусь.
Объектом исследования доходы государственного бюджета Республики Беларусь.
При написании курсовой работы использовались следующие научные приемы и способы: статистический, сравнение показателей, отражение результатов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая марко 2011 гос.бюджет.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

      За семь месяцев текущего года  в бюджет от индивидуальных  предпринимателей поступило 61,7 млрд  р., или 2,6 % от общих поступлений  в бюджет.

    По  сравнению с аналогичным периодом прошлого года общая сумма поступивших  от предпринимателей платежей увеличилась на 7,7 млрд р. Темп роста  поступлений в сопоставимых условиях составил 106,2 %.

    В общей сумме поступлений от индивидуальных предпринимателей 68 процентов составляют  поступления от плательщиков единого налога. От них в бюджет поступило 42,0 млрд р., из которых 25,3 млрд р. или 41 % составляет единый налог.   

     По  итогам 9 месяцев 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 52,2 трлн. руб. и  увеличились по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года на 50,8% (в реальном выражении - на 10,9%). Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 28,0% ВВП (в январе-сентябре 2010 года - 29,6% ВВП).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 3.2 — Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2009-2010 гг., %[32]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Рисунок 3.3 —Структура налоговых доходов  консолидированного бюджета[32].

  Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За 9 месяцев 2011 года в бюджет поступило 46,7 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года поступления увеличились на 47,7% (в реальном выражении - на 8,6%). Неналоговые доходы за 9 месяцев 2011 года сложились в сумме 10,4 трлн. руб. и по сравнению с 9 месяцами 2010 года увеличились на 84,4% (в реальном выражении - на 35 В разрезе основных доходных источников бюджета поступления в январе- сентябре 2011 года составили: по налогу на добавленную стоимость 15,6 трлн. руб. (прирост поступлений к соответствующему периоду 2010 года 38,8%, в реальном выражении снижение на 2,1%);по налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 9,3 трлн. руб. (прирост 137,7%, в реальном выражении - 74,8%);[32]. по налогу на прибыль 6,2 трлн. руб. (прирост 50,0%, в реальном выражении - 10,3%); по подоходному налогу 6,1 трлн. руб. (прирост 65,1%, в реальном выражении - 21,4%); по акцизам 3,9 трлн. руб. (прирост 21,5%, в реальном выражении снижение на 10,7%); по налогам на собственность 1,9 трлн. руб. (прирост 44,5%, в реальном выражении - 6,25%).

     В структуре консолидированного бюджета 60,8% составляют доходы республиканского бюджета и 39,2% доходы местных бюджетов (без учета безвозмездных поступлений).

     Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2011 г. профинансированы в сумме 47,8 трлн. руб. (на 28,5% выше уровня января-сентября 2010 года, в реальном выражении ниже на 5,5%). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 6,2 п.п., составив 25,6% ВВП.

     Динамика расходов консолидированного бюджета в январе- сентябре 2011 г. определялась, главным образом, исполнением принятых социальных обязательств государства, в частности, выплатой заработной платы, пенсий, пособий. Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали инфляционные процессы и девальвация национальной валюты.

     В этих условиях в текущем году реализуется  жесткая бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов и поддержание макроэкономической стабильности.

     Введены ограничения на бюджетные расходы - их финансирование осуществляется в  пределах поступающих доходов без  привлечения заемных средств  и ранее накопленных остатков бюджета. При этом приоритетами финансирования определены: обеспечение функционирования бюджетных учреждений; расходы на медицинское обслуживание; оплата потребленных энергоресурсов; обслуживание и погашение государственного долга.

     

     Рисунок 3.4 — Динамика расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь[32].

     Бюджет  января-сентября 2011 г. сохранил свою социальную направленность. Объем средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальная политика), составил 21,8 трлн. рублей, или 45,6% от всех расходов консолидированного бюджета. Расходы на образование возросли по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 57,7% (в реальном выражении - на 15,9%), здравоохранение - на 51,3% (в реальном выражении - на 11,3%).

     Расходы на национальную экономику увеличились на 6,5% (в реальном выражении сократились на 21. 

  

  Рисунок 3.4 —  Исполнение консолидированного бюджета Республики Беларусь[32]. 

     Таким образом, для преодоления отрицательных  последствий бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, - необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать наиболее существенные и качественные меры:

     1. Повышение эффективности общественного  воспроизводства, которое будет  способствовать росту финансовых  ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета.

     2. Дальнейшее развитие и укрепление  рыночных отношений, проведения  рыночных реформ; разгосударствление  и приватизация собственности.

     3. Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с  улучшением налогового законодательства.

     4. Развитие территориально-регионального  хозрасчета.

     5. Оптимизацию объема и реструктуризацию  расходов государственного бюджета  в целом, и в первую очередь  - направляемых в реальный сектор  экономики. Бюджетные вложения  в отрасли хозяйства должны  решать задачи структурной перестройки экономики.

     6. В целях изыскания дополнительных  источников финансирования социально-культурных  расходов следует рассмотреть  целесообразность и возможность  сокращения некоторых других  расходов государства, в частности  военных расходов и расходов на управление. Это позволяет профинансировать в начальный период развитие рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения.

     7. Обоснованное принятие новых  социальных программ, требующих  значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ.

     8. Совершенствование планирования  и развитие системы платных  услуг в непроизводственной сфере.

     9. Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей.

     10. Реформирование бюджетного процесса  в целом. Необходимо отказаться  от концепции приоритета бюджетных  расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников.

     11. Составление бюджета на многовариантной  основе с целью формирования  оптимальной структуры доходов и расходов.

     12. Развитие рынка государственных  ценных бумаг, что позволит  финансировать расходы государства  без увеличения денежной массы  в обороте.

     13. Принятие мер, направленных на  привлечение в страну иностранного  капитала в форме инвестиций. С их помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.

     Для достижения реального эффекта и  сокращения бюджетного дефицита перечисленные  мероприятия должны рассматриваться  в их единстве и применяться комплексно.

     Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды  своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Его наличие  не всегда свидетельствует об отрицательных  моментах в экономической жизни страны. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств.

     Однако  чаще всего, как это не печально, дефицит отражает кризисные явления  в экономике, ухудшение показателей  финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы.

     С учетом мирового опыта величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно  допустимого его размера, то есть 2-3% . Как видно из работы, дефицит  государственного бюджета Республики Беларусь несколько раз приближался к данным показателям, и были случаи, когда наблюдалось превышение над допустимыми нормами дефицита. Это означает необходимость анализа причин, которые порождают дефицит, и разработки мер по его сокращению.

     Основную  роль в вопросах урегулирования дефицита госбюджета играет правительство. На уровне президента и Министерства финансов решаются вопросы по корректировке  бюджетной политики и ведутся  поиски источников финансирования.

     Однако  для нормализации бюджетного дефицита необходимо также «лечение» самой экономики, так как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры не принимались при этом.

     Необходимо  отметить, что политика в области  финансирования бюджетного дефицита Республики Беларусь основывается на использовании  внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

       В этой связи дальнейшее развитие  получит инфраструктура фондового  рынка, главным образом за счет  активизации работы таких финансовых  институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа. Одновременно требуется принятие мер по повышению привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности государственных ценных бумаг на вторичном рынке.

     В целях преодоления дефицита государственного бюджета необходимо также разработать эффективную финансовую политику, задействовать весь механизм государственного регулирования и использовать мировой опыт борьбы с дефицитом.

     В целом, не вдаваясь в детали, следует  только отметить, что беспрецедентное для Беларуси снижение реального дефицита бюджета возможно только при глубоком реформировании экономики. В первую очередь инструментальных преобразований, затрагивающих вопросы самофинансирования предприятий и отказа от разорительных государственных программ в сфере жилищного хозяйства и поддержки АПК. 

       В заключении можно сделать  вывод о том , что  разработка  и последовательная реализация  мер, направленных на  увеличение  доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

     В Республике Беларусь бюджетная политика, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. Она характеризуется высоким уровнем централизованности при распределении налоговых поступлений. Следует отметить отрицательные стороны такого порядка. Так, местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств; высокая дотационность местных бюджетов предопределена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает. Следует отметить, что в структуре налоговых инструментов бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе важнейшую роль играет НДС.

Информация о работе Государственный бюджет