Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 06:06, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является государственный бюджет Республики Беларусь.
Объектом исследования доходы государственного бюджета Республики Беларусь.
При написании курсовой работы использовались следующие научные приемы и способы: статистический, сравнение показателей, отражение результатов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая марко 2011 гос.бюджет.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

  Вывод: бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.

  Третья  концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики.

  Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.

  Каждая  из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

  Нарастание  бюджетного дефицита приводит к появлению  и росту государственного долга.

  Превышение  государственного долга над ВВП  более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности национальной экономики, в первую очередь для устойчивого денежного обращения.

  Государственный долг - это сумма задолженности государства по еще не погашенным внутренним и внешним займам. Сюда входят сам долг плюс начисленные по нему проценты.

  Государственный долг может быть внешним и внутренним.

  Внешний государственный долг - это долг

  • иностранным правительствам;
  • иностранным частным лицам и организациям;
  • международным финансовым организациям

  Он  имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.

  Внутренний долг - это задолженность правительства данной страны ее гражданам:

  • банкам-кредиторам;
  • владельцам государственных ценных бумаг

  В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт.

  Дефолт - это банкротство государства-должника. Примером дефолта в новейшей российской истории является прекращение оплаты государством своих обязательств по ГКО в августе 1998 г.

  Наличие государственного долга имеет реальные НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.

  Погашение внутреннего долга путем выплаты  процентов населению увеличивает  неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

  Повышение налогов с целью выплаты процентов  по государственному долгу или их снижение могут подорвать действие экономических стимулов развития производства.

  Отрицательно  сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено  брать займы на рынке капиталов  для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к росту сокращения капиталовложений внутри страны.

  Наличие государственного долга создает  психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой  активности экономики в целом  и каждого гражданина в отдельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ПРОБЛЕМА ДИФФИЦИТА  ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА И БОРЬБА  С НИМ: ЗАРУБЕЖНЫЙ  ОПЫТ 

     При превышении расходной части государственного бюджета над расходной возникает  бюджетный дефицит.

     Бюджетный дефицит - сумма денег, на которую  за данный период (обычно - год) расходы правительства, фирмы, организации, семьи, гражданина превосходят его доходы; на микроэкономическом (частном) уровне он служит одним из основных показателей банкротства фирмы; на макроэкономическом - одним из факторов развития инфляционного процесса, показателем кризисного состояния государственных финансов.

     Дефицит (от лат. deficit – недостаёт) – недостаточность средств, ресурсов в сравнении с ранее намечавшимся, запланированным или необходимым уровнем[19,с.300].

    Источники покрытия бюджетного дефицита:

1) выпуск  в обращение дополнительных денег  (эмиссия);

2) привлечение  средств фирм и домашних хозяйств  через выпуск государственных  ценных бумаг; 

3) займы  у хозяйственных и финансовых  организаций (отечественных и  международных).

     Баланс  государственного бюджета - соотношение денежных доходов и расходов государства. Превышение расходов над доходами создает дефицит государственного бюджета.

     Покрытие  дефицита бюджета может осуществляться различными способами. Самый легкий из них, но и самый опасный - это эмиссия необеспеченных денег. Наиболее цивилизованный способ покрытия дефицита бюджета в условиях рыночной экономики это осуществление займов посредством государственного кредита. Наиболее распространенной формой займов является выпуск ценных бумаг: облигаций, казначейских векселей и др. Займы ведут к образованию государственного долга. Однако, при разумном ведении дела, даже большой государственный долг не разрушает экономику страны, если привлекаемые деньги используются производительно. Умелое управление выпуском и погашением государственных ценных бумаг позволяет выгодно привлекать деньги в бюджет и эффективно управлять экономикой страны.

     Основной  характеристикой современных развитых стран является значительные дефициты государственных бюджетов. В тоже время дефицит консолидированного бюджета Германии в настоящий момент уменьшился вследствие увеличения доходов бюджетов всех уровней. В январе-июне 2009 г. он составил 39 млрд. евро, или 3,6% ВВП (в январе-июне 2008 г. дефицит был равен 43,1 млрд. евро, или 4% ВВП). Сокращение дефицита связано с более существенным ростом доходов по сравнению с расходами в условиях увеличения налоговых поступлений и доходов от хозяйственной деятельности земель. Тем не менее, дефицит бюджета Германии все еще существенно превышает лимит, установленный европейским Пактом стабильности и роста (3% ВВП). В марте 2008 г. руководители стран ЕС на саммите в Брюсселе приняли решение о смягчении режима санкций в отношении государств, дефицит бюджета которых выходит за пределы, установленные Пактом. По новым правилам превышение этих пределов допускается в том случае, если страна переживает экономический спад, а также, если дополнительные расходы связаны с пенсионной реформой, направляются на цели политики ЕС или на объединение Европы. К категории расходов на объединение Европы отнесены и затраты, понесенные ФРГ в связи с объединением Германии[24].

     Дефицит государственного бюджета США, который  традиционно рассматривается как  один из основных источников нестабильности мировой экономики, также заметно сократился. Объединенный государственный бюджет США в январе-июне 2009 г. был сведен с дефицитом 163,7 млрд. долл. (2,7% к ВВП) по сравнению со 197 млрд. долл. (3,4% к ВВП) в январе-июне 2004 года. Уменьшение дефицита объясняется повышением доходов бюджета на 157,5 млрд. долл., или на 16,4% (в январе-июне 2007 г. они возросли на 6,2%). Такое ускорение роста доходов связано с увеличением налоговых поступлений в условиях роста прибылей корпораций и доходов физических лиц. Расходы объединенного государственного бюджета увеличились на 92,2 млрд. долл., или на 8% (в январе-июне 2009 г. - на 6,2%). Согласно прогнозу МВФ в 2007 г. дефицит объединенного государственного бюджета США будет эквивалентен 3% ВВП. Администрация США планирует к 2009 г. сократить этот дефицит до уровня ниже 2% ВВП.

     Постатейный анализ бюджета США на 2011 г. показывает, что больше всего средств предлагается израсходовать на модернизацию оборонного комплекса, укрепление системы внутренней безопасности и диверсификацию источников энергоснабжения американской экономики.

     Бюджет  министерства обороны США предлагается в размере 439,4 миллиарда долларов - на 4,8% больше, чем было израсходовано  в прошлом году. Из этих средств 110,8 млрд. планируется пустить на «персональные  расходы», что позволит увеличить размер военного контракта на 2,2%. 84,2 млрд. долларов пойдут на закупку вооружений и боевой техники, а 73,2 млрд. - на разработки и исследования новых видов вооружений. Из целевых программ Пентагона, расходы на которые прописаны в проекте бюджета, можно выделить «разработку программы мобильного развертывания подразделений» (6,6 млрд. долларов) и «исследования в области создания принципиально новой системы боевых платформ» (3,7 млрд.). Кроме того, 2,6 млрд. долларов пойдут на закладку двух эсминцев класса DD(X), а 1 млрд. - на два эсминца класса Littoral, которые «позволят ВМС США более эффективно действовать против береговых укреплений потенциального противника». 1,9 млрд. долларов предлагается выделить на развитие беспилотной авиации.

     Бюджет министерства внутренней безопасности (МВБ) США должен составить 31 млрд. долларов - на 177 млн. больше, чем в текущем году. Дополнительно МВБ запрашивает 4,5 млрд. на «фонды, направляемые на постоянные и разовые выплаты штатным и внештатным сотрудникам министерства». В отличие от основной части бюджета министерства эти средства являются неподотчетными; МВБ расходует их по своему усмотрению. Основными же статьями «открытого» бюджета министерства являются наем 1500 пограничников и постройка новых тюрем, способных принять до 2 тыс. заключенных[24].

     Третьим приоритетным направлением в бюджете  США является развитие энергосберегающих  технологий и исследования в области  поиска новых видов топлива. Бюджет министерства энергетики возрос с 20 до 23,6 млрд. долларов. 250 млн. пойдут на «программу развития безопасной ядерной энергетики», включающей внедрение новых технологий переработки ядерных отходов, «которые должны стать менее опасными как для окружающей среды, так и с точки зрения угрозы их использования в качестве оружия». Кроме того, 1 млрд. долларов будет израсходован «на исследования в области внедрения новых видов углеводородного топлива из возобновляемых ресурсов».

     Оптимизация расходов планируется в области  образования и здравоохранения. В частности, министерство образования планирует свернуть работы по 42 целевым программам, продемонстрировавшим свою неэффективность. Бесполезными признаны, в частности, «программа развития профессионально-технических училищ», «программа развития центров подготовки будущих родителей» и «программа «Школа без наркотиков». В то же время из бюджета министерства образования выделяется 100 млн. долларов на улучшение преподавания точных наук и 1,5 млрд. - на повышение уровня грамотности среди выпускников государственных школ. Следует также иметь в виду, что львиную долю расходов на образование несет не федеральное министерство, а образовательные ведомства штатов, бюджеты которых формируются в самих штатах. В качестве примера можно привести штат Пенсильвания, где в прошлом финансовом году ассигнования от федерального центра составили всего 35% бюджета министерства образования штата. Остальные средства (58 млн. долларов) поступили от налоговой службы штата, частных лиц и фондов.

     То  же касается федеральных программ медицинского страхования, сокращение расходов на которые, по прогнозам The Financial Times, «станет самым болезненным моментом при обсуждении бюджета». Сегодня на программы Medicare, Medicaid и федеральную программу социального страхования идет 84% бюджета министерства здравоохранения США. В целом ежегодно на них тратится 1,1 трлн. долларов. В 2011 году только на программе Medicare предлагается сэкономить 36 млрд. долларов и только по одной статье: «расширение конкурсной базы при закупке медицинского оборудования и техники». Проблема «своих компаний», втридорога (возможно, по договоренности с чиновниками) продающих медицинское оборудование государственным клиникам на фактически бесконкурсной основе, давно обсуждается и прессой, и законодателями США. В итоге комплекса мер по оптимизации расходов на здравоохранение правительство собирается урезать бюджет федерального министерства с 1,5 трлн. до 698 млрд. долларов. Дефицит бюджета США в феврале 2011 года составил рекордные 222,5 млрд долларов,

     Проблема  высокого бюджетного дефицита – общая для большинства стран еврозоны и ЕС. По итогам прошлого года дефицит бюджета в странах еврозоны в 2009 году вырос с 2 до 6,3%, а вообще в странах ЕС – с 2,3 до 6,8%. По данным, Евростата, самый большой уровень бюджетного дефицита от ВВП у Ирландии – 14,3%, далее следуют Греция – 13,6% и Великобритания – 11,5%. Дефицит бюджета Испании – 11,2%, Португалии – 9,4%, Латвии – 9%, Литвы – 8,9%, Румынии – 8,3%, Франции – 7,5%, Польши – 7,1%.

     В абсолютных цифрах текущий бюджетный дефицит особенно тревожно выглядит в странах PIGS (Португалия, Ирландия, Греция и Испания) – свыше 188,7 млрд. евро. Пятым претендентом на вхождение в эту группу некоторые эксперты иногда называют Италию, бюджетный дефицит которой превышает 80 млрд. евро[24].

     Существенно вырос в ЕС и объем госдолга по отношению к ВВП, превысив допустимую норму в 60%. В странах еврозоны госдолг вырос до 7,1 трлн. евро (78,7%), а в целом по ЕС – до 8,7 трлн. евро (73,7%). При этом самая большая долговая нагрузка у Италии – 115,8%, Греции – 115,1% и Бельгии – 96,7%, а самая низкая у Эстонии – 7,2%, Люксембурга – 14,5% и Болгарии 14,8%.

     В большинстве крупнейших стран ЕС (в том числе во Франции) на протяжении последнего десятилетия наблюдался хронический бюджетный дефицит. Финансовый кризис резко усугубил проблему. Сейчас в львиной доле стран ЕС не соблюдается критерий бюджетного дефицита на уровне не более 3%, прописанный в Маастрихтском соглашении.  
Текущий дефицит бюджетов стран Евросоюза

     Дефицит, % ВВП:

  • Ирландия –14,3%
  • Греция –13,6%
  • Великобритания –11,5%
  • Испания –11,2%
  • Португалия –9,4%
  • Исландия –9,1%
  • Латвия –9%
  • Литва –8,9%
  • Румыния –8,3%
  • Франция –7,5%
  • Польша –7,1%
  • Финляндия –2,2%
  • Эстония –1,7%
  • Люксембург –0,7%
  • Швеция –0,5%

     В среднем по Евросоюзу (27 стран) –6,8% В среднем по странам еврозоны –6,3% [24].

     В Португалии бюджетный дефицит увеличился до 9,19 млрд евро с 8,74 млрд евро в 2009 году.

     Налоговые поступления увеличились на 3%, в  то время как госрасходы выросли  на 2,7%.

Информация о работе Государственный бюджет