Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 06:06, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является государственный бюджет Республики Беларусь.
Объектом исследования доходы государственного бюджета Республики Беларусь.
При написании курсовой работы использовались следующие научные приемы и способы: статистический, сравнение показателей, отражение результатов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая марко 2011 гос.бюджет.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

     Республика  Беларусь в начале 90-х годов столкнулась  с огромным размером дефицита государственного бюджета. Он не был связан с приобретением суверенитета государства, а явился лишь выражением общего состояния экономики и государственного бюджета СССР, в составе которого долгое время находился.

     В экономической литературе этого периода бюджетный дефицит рассматривается как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, и поэтому бюджет планировался с профицитом.

     После распада СССР Беларуси досталась  практически разваленная постсоветская  экономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год.

     В 1991г. Беларусь была объявлена суверенной. Сальдо бюджета независимой республики, согласно официальной отчетности Министерства анализа и статистики, было положительным, и размер бюджетного профицита этого года составил 1,7% ВВП. В основном это объясняется тем, что государственный бюджет на 1991 год все еще предусматривал выделение дотаций нашей стране. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возрастало. Дефицит бюджета проявился в 1992 году в размере 1,9 % ВВП, и с тех пор является хроническим для республики. [10, с. 7-8]

     Величина  дефицита, как видно из рисунка 1, не являлась постоянной, а изменялась на протяжении всего рассматриваемого периода под влиянием различных факторов экономики, которые были рассмотрены в предыдущих разделах.

     Можно лишь отметить, что свою роль тут  сыграла инфляция, реальный темп прироста валового внутреннего продукта, средняя  реальная и номинальная ставки процента, по которым обслуживается государственный долг.

     Мировая практика показывает, в период депрессии, когда ВВП низок, бюджет сводится с дефицитом, а в периоды подъема  наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений  являются метаморфозы, происходящие в доходной и расходной частях бюджета. Имеется в виду, что во время спадов резко снижаются поступления прямых налогов в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находится в противофазе с циклом. Как правило, правительства в периоды спада принимают меры по увеличению расходов на социальную защиту населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных расходов.

     Необходимо  помнить также, что в республике существуют проблемы в сфере внешнего долга страны. В связи с неплатежеспособностью  некоторых предприятий, получивших иностранные кредиты под гарантии правительства, бюджет несет значительные дополнительные расходы. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг, увеличивающий размер дефицита.

     Характерным для бюджетного дефицита Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок Закона о бюджете.

     Одна  из основных проблем в данной области - эффективность использования средств, так как их основная часть направляется на оказание финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.

     Как уже было отмечено выше, финансирование расходов, превышающих реальные доходы, может осуществляться за счет внешних  и внутренних источников. Последние в свою очередь подразделяются на инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение) и неинфляционные (кредиты национального банка и выпуск государственных ценных бумаг).

     Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг, как безынфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.

     В Республике Беларусь источники финансирования дефицита республиканского бюджета, как  уже упоминалось, утверждаются законом  о бюджете на очередной финансовый год.

     При наличии дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям  относят выплату заработной платы  и других выплат населению, строительство  социально значимых объектов и поддержка  агропромышленного комплекса.

     Если  в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера  дефицита бюджета или снижение поступлений  по доходам бюджета более чем  на 10% от запланированного уровня, то применяются  секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

     Принятые  в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета. 

     Реформирование  экономики Беларуси со всей остротой поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма.

Таблица 3.1—Производство валового внутреннего продукта

Показатели  1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Валовой внутренний продукт:                        
в текущих ценах, млрд. руб. 121403 91341) 17173 26138 36565 49992 65067 79267 97165 129791 137442 162964
в сопоставимых ценах, 
в процентах к предыдущему году
89,6 105,8 104,7 105,0 107,0 111,4 109,4 110,0 108,6 110,2 100,2 107,6
Валовой внутренний продукт 
на душу населения, тыс. руб.
11909 9131) 1722 2634 3703 5088 6656 8145 10015 13407 14457 17171

  Источник: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/labor.php 

  Предельные  размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.

  За  последние годы  можно предоставить следующую картину  дефицита бюджета. Так, по итогам 2003 года наблюдается суммарное превышение расходов консолидированного бюджета над доходами  в размере 584,4 млрд. рублей, что  составило 1,6% к ВВП. При этом  республиканский бюджет сведен с  дефицитом в 579,6 млрд.рублей, а местные –с дефицитом в 4,8 млрд. рублей. Обратимся к рисунку 3.1.[20]

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           

  Рисунок 3.1. Дефицит консолидированного бюджета за 1996-2003 годы, в процентах к ВВП. Примечание: источник [20]

           Невзирая на увеличение бюджетного дефицита в 2003 году до 1,6%

  ВВП в целом за последние восемь лет  сохраняется  тенденция роста  бюджетной сбалансированности, что  хорошо видно по линии тренда, которая  направлена вверх. Однако конкретно  по годам для бюджетного дефицита присуща значительная амплитуда колебаний в пределах 0,2-2,9% ВВП.

  В экономической литературе этого  периода бюджетный дефицит рассматривается  как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, и поэтому  бюджет планировался с профицитом.

Таблица 3.3—Формирование диффицита республиканского бюджета Республики Беларусь за 2008-2009 год(тыс р.)

   
2009 год
20010 год Отклонение(+;-)
Общее финансирование               219 000 000,0                2 800 000 000        2 581 000 000  
Внутреннее финансирование            1 552 886 128,0                2 437 753 375           884 867 247  
Источники, получаемые от банков, иных юридических  и физических лиц                                 -    
 привлечение средств            1 700 000 000,0                1 750 000 000              50 000 000  
 погашение основного долга -         1 700 000 000,0   -           1 750 000 000   -         50 000 000  
Прочие  источники внутреннего  финансирования -              13 359 200,0   -                   9 793 125                3 566 075  
 получение средств                   5 356 000,0                           902 000   -            4 454 000  
    из  них поступления  непогашенной задолженности  за энергоносители, образовавшейся на 1 февраля 1996 года                   5 356 000,0                           902 000   -            4 454 000  
 погашение основного долга -              18 715 200,0   -                 10 695 125                8 020 075  
    из  них погашение  задолженности юридическим лицам по заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР на 1 января 1992 года -              18 715 200,0   -                 10 695 125                8 020 075  
Источники от операций с принадлежащим  государству имуществом            1 285 190 850,0                1 412 288 200           127 097 350  
Поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в  том числе акций)            1 405 190 850,0                1 564 288 200           159 097 350  
Увеличение  доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) -            120 000 000,0   -               152 000 000   -         32 000 000  
Изменение остатков средств  бюджета               281 054 478,0                1 035 258 300           754 203 822  
 из  них средства государственного целевого бюджетного фонда национального  развития -         1 675 599 100,0   -           1 977 974 412   -       302 375 312  
    формирование  государственного целевого бюджетного фонда -         1 675 599 100,0  -           1 998 267 662   -       322 668 562  
    использование государственного целевого бюджетного фонда                   1 153 500,0                     20 293 250              19 139 750  
Внешнее финансирование               637 113 872,0                   362 246 625   -       274 867 247  
Кредиты международных финансовых организаций                 15 936 884,0                     87 745 500              71 808 616  
 использование кредитов                 45 674 000,0                     88 973 750              43 299 750  
 погашение основного долга -              29 737 116,0   -                   1 228 250              28 508 866  
Кредиты иностранных государств и иных иностранных  кредиторов               621 176 988,0                   274 501 125   -       346 675 863  
 использование кредитов            1 196 288 400,0                   616 037 500   -       580 250 900  
 погашение основного долга -            575 111 412,0   -               341 536 375           233 575 037  

Источник : [22].

          Анализируя таблицу 3.3 можно сделать вывод о том, что общее дифицит республиканского бюджета в 2009 году увеличилось по сравнению с 2008 годом на 2 581 000 000  тыс р. . 

Таблица 3.4(тыс р.)— Структура доходов республиканского бюджета РБ за 2008-2009г

Наименование Годы
Виды  доходов 2010   2009   Отклонение
  Сумма , млн.р Удельный  вес, % Сумма , млн.р Удельный  вес, % В  сумме , млн.р (+;-) По  удельному весу , %
             
Налоговые доходы 24 661 049 032,00 64,64 34 811 056 387,00 63,41 -10 150 007 355,0 1,23
Взносы  на государственное  страхование 11 902 309 702,00 31,20 16 820 482 500,00 30,64 -4 918 172 798,0 0,56
Неналоговые доходы 1 588 815 117,00 4,16 3 267 723 538,00 5,95 -1 678 908 421,0 - 1,79
Всего 38 152 173 851,00 100 54 899 262 425,00 100 -16 747 088 574,0 -

Источник : [22].

    Анализируя  таблицу 3.4 нужно отметить что доходы республиканского бюджета в 2009 году снизились на 16 747 088 574,0 тыс р.Значительную роль в этом сыграло уменьшение поступлений в бюджет за счёт налоговых доходов  которые в 2009 году составили 24 661 049 032,00 тыс р. и уменьшились по сравнению с 2008 годом на -10 150 007 355,0 тыс р.

    Общая численность индивидуальных предпринимателей в Гомельской области на 1 августа  текущего года составляет 29406 человек[32].

Информация о работе Государственный бюджет