Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 06:06, курсовая работа
Предметом исследования является государственный бюджет Республики Беларусь.
Объектом исследования доходы государственного бюджета Республики Беларусь.
При написании курсовой работы использовались следующие научные приемы и способы: статистический, сравнение показателей, отражение результатов.
Республика Беларусь в начале 90-х годов столкнулась с огромным размером дефицита государственного бюджета. Он не был связан с приобретением суверенитета государства, а явился лишь выражением общего состояния экономики и государственного бюджета СССР, в составе которого долгое время находился.
В экономической литературе этого периода бюджетный дефицит рассматривается как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, и поэтому бюджет планировался с профицитом.
После
распада СССР Беларуси досталась
практически разваленная
В
1991г. Беларусь была объявлена суверенной.
Сальдо бюджета независимой
Величина дефицита, как видно из рисунка 1, не являлась постоянной, а изменялась на протяжении всего рассматриваемого периода под влиянием различных факторов экономики, которые были рассмотрены в предыдущих разделах.
Можно лишь отметить, что свою роль тут сыграла инфляция, реальный темп прироста валового внутреннего продукта, средняя реальная и номинальная ставки процента, по которым обслуживается государственный долг.
Мировая
практика показывает, в период депрессии,
когда ВВП низок, бюджет сводится
с дефицитом, а в периоды подъема
наблюдается положительное
Необходимо
помнить также, что в республике
существуют проблемы в сфере внешнего
долга страны. В связи с
Характерным для бюджетного дефицита Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок Закона о бюджете.
Одна из основных проблем в данной области - эффективность использования средств, так как их основная часть направляется на оказание финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.
Как уже было отмечено выше, финансирование расходов, превышающих реальные доходы, может осуществляться за счет внешних и внутренних источников. Последние в свою очередь подразделяются на инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение) и неинфляционные (кредиты национального банка и выпуск государственных ценных бумаг).
Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску государственных ценных бумаг, как безынфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.
В Республике Беларусь источники финансирования дефицита республиканского бюджета, как уже упоминалось, утверждаются законом о бюджете на очередной финансовый год.
При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям относят выплату заработной платы и других выплат населению, строительство социально значимых объектов и поддержка агропромышленного комплекса.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Принятые
в ходе исполнения бюджета решения, приводящие
к уменьшению доходов или увеличению расходов,
должны определять источники финансирования
и предусматривать меры по компенсации
потерь доходов бюджета.
Реформирование экономики Беларуси со всей остротой поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма.
Таблица 3.1—Производство валового внутреннего продукта
Показатели | 1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Валовой внутренний продукт: | ||||||||||||
в текущих ценах, млрд. руб. | 121403 | 91341) | 17173 | 26138 | 36565 | 49992 | 65067 | 79267 | 97165 | 129791 | 137442 | 162964 |
в
сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году |
89,6 | 105,8 | 104,7 | 105,0 | 107,0 | 111,4 | 109,4 | 110,0 | 108,6 | 110,2 | 100,2 | 107,6 |
Валовой
внутренний продукт на душу населения, тыс. руб. |
11909 | 9131) | 1722 | 2634 | 3703 | 5088 | 6656 | 8145 | 10015 | 13407 | 14457 | 17171 |
Источник: http://belstat.gov.by/homep/
Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.
За последние годы можно предоставить следующую картину дефицита бюджета. Так, по итогам 2003 года наблюдается суммарное превышение расходов консолидированного бюджета над доходами в размере 584,4 млрд. рублей, что составило 1,6% к ВВП. При этом республиканский бюджет сведен с дефицитом в 579,6 млрд.рублей, а местные –с дефицитом в 4,8 млрд. рублей. Обратимся к рисунку 3.1.[20]
Рисунок 3.1. Дефицит консолидированного бюджета за 1996-2003 годы, в процентах к ВВП. Примечание: источник [20]
Невзирая на увеличение бюджетного дефицита в 2003 году до 1,6%
ВВП в целом за последние восемь лет сохраняется тенденция роста бюджетной сбалансированности, что хорошо видно по линии тренда, которая направлена вверх. Однако конкретно по годам для бюджетного дефицита присуща значительная амплитуда колебаний в пределах 0,2-2,9% ВВП.
В
экономической литературе этого
периода бюджетный дефицит
Таблица 3.3—Формирование диффицита республиканского бюджета Республики Беларусь за 2008-2009 год(тыс р.)
2009 год |
20010 год | Отклонение(+;-) | |
Общее финансирование | 219 000 000,0 | 2 800 000 000 | 2 581 000 000 |
Внутреннее финансирование | 1 552 886 128,0 | 2 437 753 375 | 884 867 247 |
Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц | - | ||
привлечение средств | 1 700 000 000,0 | 1 750 000 000 | 50 000 000 |
погашение основного долга | - 1 700 000 000,0 | - 1 750 000 000 | - 50 000 000 |
Прочие источники внутреннего финансирования | - 13 359 200,0 | - 9 793 125 | 3 566 075 |
получение средств | 5 356 000,0 | 902 000 | - 4 454 000 |
из них поступления непогашенной задолженности за энергоносители, образовавшейся на 1 февраля 1996 года | 5 356 000,0 | 902 000 | - 4 454 000 |
погашение основного долга | - 18 715 200,0 | - 10 695 125 | 8 020 075 |
из них погашение задолженности юридическим лицам по заблокированным счетам во Внешэкономбанке СССР на 1 января 1992 года | - 18 715 200,0 | - 10 695 125 | 8 020 075 |
Источники от операций с принадлежащим государству имуществом | 1 285 190 850,0 | 1 412 288 200 | 127 097 350 |
Поступления от реализации принадлежащего государству имущества (в том числе акций) | 1 405 190 850,0 | 1 564 288 200 | 159 097 350 |
Увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) | - 120 000 000,0 | - 152 000 000 | - 32 000 000 |
Изменение остатков средств бюджета | 281 054 478,0 | 1 035 258 300 | 754 203 822 |
из них средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития | - 1 675 599 100,0 | - 1 977 974 412 | - 302 375 312 |
формирование государственного целевого бюджетного фонда | - 1 675 599 100,0 | - 1 998 267 662 | - 322 668 562 |
использование государственного целевого бюджетного фонда | 1 153 500,0 | 20 293 250 | 19 139 750 |
Внешнее финансирование | 637 113 872,0 | 362 246 625 | - 274 867 247 |
Кредиты международных финансовых организаций | 15 936 884,0 | 87 745 500 | 71 808 616 |
использование кредитов | 45 674 000,0 | 88 973 750 | 43 299 750 |
погашение основного долга | - 29 737 116,0 | - 1 228 250 | 28 508 866 |
Кредиты иностранных государств и иных иностранных кредиторов | 621 176 988,0 | 274 501 125 | - 346 675 863 |
использование кредитов | 1 196 288 400,0 | 616 037 500 | - 580 250 900 |
погашение основного долга | - 575 111 412,0 | - 341 536 375 | 233 575 037 |
Источник : [22].
Анализируя таблицу
3.3 можно сделать вывод о том, что общее
дифицит республиканского бюджета в 2009
году увеличилось по сравнению с 2008 годом
на 2 581 000 000 тыс р. .
Таблица 3.4(тыс р.)— Структура доходов республиканского бюджета РБ за 2008-2009г
Наименование | Годы | |||||
Виды доходов | 2010 | 2009 | Отклонение | |||
Сумма , млн.р | Удельный вес, % | Сумма , млн.р | Удельный вес, % | В сумме , млн.р (+;-) | По удельному весу , % | |
Налоговые доходы | 24 661 049 032,00 | 64,64 | 34 811 056 387,00 | 63,41 | -10 150 007 355,0 | 1,23 |
Взносы на государственное страхование | 11 902 309 702,00 | 31,20 | 16 820 482 500,00 | 30,64 | -4 918 172 798,0 | 0,56 |
Неналоговые доходы | 1 588 815 117,00 | 4,16 | 3 267 723 538,00 | 5,95 | -1 678 908 421,0 | - 1,79 |
Всего | 38 152 173 851,00 | 100 | 54 899 262 425,00 | 100 | -16 747 088 574,0 | - |
Источник : [22].
Анализируя таблицу 3.4 нужно отметить что доходы республиканского бюджета в 2009 году снизились на 16 747 088 574,0 тыс р.Значительную роль в этом сыграло уменьшение поступлений в бюджет за счёт налоговых доходов которые в 2009 году составили 24 661 049 032,00 тыс р. и уменьшились по сравнению с 2008 годом на -10 150 007 355,0 тыс р.
Общая численность индивидуальных предпринимателей в Гомельской области на 1 августа текущего года составляет 29406 человек[32].