Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 06:06, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является государственный бюджет Республики Беларусь.
Объектом исследования доходы государственного бюджета Республики Беларусь.
При написании курсовой работы использовались следующие научные приемы и способы: статистический, сравнение показателей, отражение результатов.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая марко 2011 гос.бюджет.doc

— 494.50 Кб (Скачать файл)

     Государственный бюджет (от англ. budget – сумка, кошелёк) – сводный план доходов государства и использование полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов[13,с. 384].

     Он  утверждается парламентом страны на определённый период (на год), а правительство  отвечает за исполнение бюджета. Доходная часть бюджета показывает, откуда поступают денежные средства.

1. Источники доходов:

1) налоги;

2) государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);  

3) эмиссия  (дополнительный выпуск) бумажных  и кредитных денег;  

4) займы  у международных организаций. 

2. Основные статьи расходов:

  Версия № 1: 1) содержание государственного аппарата, армии; 2) субсидии, дотации, льготные кредиты отраслям и отдельным предприятиям, их государственная поддержка; 3) содержание бюджетных учреждений – образования, здравоохранения, социального обеспечения; 4) инвестиции в производственную и социальную инфраструктуру, охрану окружающей среды, оборону.

  Версия № 2: 1) национальная оборона; 2) правоохранительная деятельность; 3) обеспечение безопасности и судебная власть; 4) государственное управление; 5) экономическое развитие различных отраслей хозяйства; 6) обслуживание государственного долга; 7) социальное обеспечение.

  Назначение бюджетных расходов. Бюджетные расходы выполняют множество функций политического, социального и хозяйственного характера.

  Политические функции состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают в себя такие затраты, как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность и пр.

  Социальные функции состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов, поддержке отраслей, оказывающих социальные услуги (здравоохранение, образование, культура и пр.).

  Экономические функции государственного бюджета состоят:

  • в формировании конкурентной рыночной среды в экономике страны путем антимонопольных мероприятий, поддержки малого и венчурного предпринимательства;
  • в структурной перестройке экономики путем поддержки отдельных отраслей, имеющих наиболее важное значение для экономики страны;
  • в содействии выходу отечественных производителей на внешний рынок;
  • в выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.

  Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете экономически развитых стран в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры и отсутствия военно-политической напряженности выглядит приблизительно следующим образом, %:

Таблица 1.1— Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете

  Социальные  услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей 40-50
  Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ 10-20
  Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержании дипломатических служб и займы иностранным государствам 10-20
  Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч. 5-10
  Платежи по государственному долгу 7-8

  Источник:

  Первое  место среди бюджетных расходов занимают социальные статьи. Они призваны смягчить дифференциацию материального  положения социальных групп, а вместе с тем и оказать существенное влияние на размеры и структуру  спроса (получатели социальных пособий, помощи, стипендий обеспечивают часть платежеспособного населения на потребительские товары и услуги; социальные расходы частично направляются на строительство объектов здравоохранения, образования, товаров и услуг).

  Хотя  следует отметить, что при образовании дефицита или необходимости изыскания средств на чрезвычайные цели в первую очередь сокращаются социальные расходы.

  Основные направления политики государственных расходов:

  • уменьшение субсидий и дотаций предприятиям;
  • рационализация системы социальной защиты и социального обеспечения населения (уменьшение льгот, расширение адресной помощи и т.д.)
  • сокращение численности занятых в бюджетной сфере (прежде всего управленческого аппарата, вооруженных сил и т.д.)
  • уменьшение расходов на пополнение государственных материальных резервов;
  • сокращение расходов на обслуживание государственного долга (не прибегать к рискованным иностранным кредитам и т.д.)

  Бюджетный план является организационной формой воплощения бюджетных отношений  и принимает силу закона. В бюджетном плане отражаются доходы государства, направления, и пропорции распределения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый период (год), размер дефицита бюджета, основные направления финансовой политики страны.

    Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетного плана соответствует этапам бюджетного процесса и регламентируется законодательством. Утвержденный бюджетный план принимает силу закона. В ходе его исполнения формируется бюджетный фонд [11].

    Устанавливаемые в бюджетном плане взаимоотношения по платежам и ассигнованиям обладают всеобщностью и охватывают, по существу, всю национальную экономику и основную массу финансовых ресурсов государства, оказывая тем самым активное воздействие на процесс их образования и использования. Несмотря на то, что бюджет перераспределяет не весь чистый доход, создаваемый экономическими субъектами, он воздействует на общие размеры накоплений, оказывая тем самым влияние на принятие субъектами хозяйствования решений, касающихся их текущей хозяйственной деятельности. В этом проявляется распределительная функция бюджета.

    Вместе  с тем, отражая реальное движение бюджетных ресурсов и происходящие экономические процессы через систему показателей по доходам и расходам государства, бюджет объективно выполняет контрольную функцию, "предупреждая" о нежелательных тенденциях с целью своевременного корректирования бюджетной политики.

    Бюджетные взаимоотношения после утверждения  бюджетного плана как закона страны принимают форму государственных обязательств. Поэтому предусмотренные в нем принципы формирования доходов, цели и объекты финансирования становятся выражением финансовой политики государства и являются обязательными для всех субъектов, вовлеченных в бюджетный процесс.

    Все это позволяет определять бюджет как систему специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на определенных этапах общественного развития.

    Бюджетные отношения сопровождают движение множества денежных потоков, связанных с образованием и использованием бюджетного фонда. Управляя этими потоками, государство выстраивает бюджетные отношения в соответствии с проводимой бюджетной политикой, т.е. придает им определенные формы: налоги, сборы, трансферты и др. Бюджет становится важным элементом в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов [8,с.408].

    Современное государство использует бюджет для  воздействия на производство, накопление, потребление и другие стороны воспроизводства. Это создало предпосылки для всеобъемлющего изучения роли бюджета. Однако такого не произошло по следующим причинам. Прежде всего, ряд экономистов, по-прежнему применяли односторонний подход к бюджету как объекту исследования, акцентируя внимание на расходных функциях бюджета. При этом вопросы налогообложения оставались без внимания.

    Более того, длительное время государственный  бюджет рассматривался лишь с точки зрения централизованного денежного фонда государства, его основного финансового плана. По существу, бюджет отождествлялся с народнохозяйственным планом. Его основное назначение      усматривалось в централизации части финансовых ресурсов и их распределении на общегосударственные нужды

  В условиях формирования рынка производственные отношения, основанные на полной экономической независимости и самостоятельности хозяйствующих субъектов, создают возможности для свободного движения товаров и капиталов. Рыночные отношения приводят к стихийному образованию натуральных и стоимостных пропорций, которые не всегда желательны и содействуют экономическому росту. Поэтому государство пытается воздействовать экономическими методами на воспроизводственные процессы, сгладить некоторые социальные последствия стихийных рыночных  сил.

  Дефицит государственного бюджета входит в число важнейших макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономики страны.

  Способы покрытия дефицита государственного бюджета:

  • внутренние и внешние государственные займы;

  Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций.

  Ужесточение налогообложения производство денег или "сеньораж", т.е. печатание денег.

  Однако  в настоящее время сеньораж не является простым печатанием денег, т.к. это вызовет инфляцию. Современный сеньораж выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако, политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство коммерческих банков, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.

  Для сохранения стабильности экономических  связей правительств развитых стран  всеми мерами стараются избежать неоправданной эмиссии денег. В большинстве развитых стран законодательно закреплена независимость национального эмиссионного банка от законодательной и исполнительной власти.

  Неконтролируемый  выпуск денежных средств в обращение может повести к "раскручиванию" инфляционной спирали.

  Государственные займы менее опасны по сравнению  с эмиссией, однако и они оказывают  негативное влияние на развитие экономии страны:

  • прибегая к принудительному размещению государственных ценных бумаг, государство нарушает тем самым рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов и субъектов рынка;
  • размещение государственного займа, мобилизуя свободные средства на рынке ссудного капитала, тем самым сужает возможности получения кредитов частными фирмами.

  В экономической теории имеется несколько  подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.

  Первая  концепция: Бюджет должен балансироваться  ежегодно.

  Но  такая политика связывает государству  руки при решении антициклической  перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако, следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Образуются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.

  Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.

  Вторая  концепция: Бюджет должен балансироваться  не ежегодно, а в ходе экономического цикла.

  Например, в стране наблюдается экономический  спад. Чтобы ему противостоять, правительство  снижает налоги и увеличивает  расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.

Информация о работе Государственный бюджет