Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 06:06, курсовая работа
Предметом исследования является государственный бюджет Республики Беларусь.
Объектом исследования доходы государственного бюджета Республики Беларусь.
При написании курсовой работы использовались следующие научные приемы и способы: статистический, сравнение показателей, отражение результатов.
Накануне доходность португальских облигаций достигла рекордно высокого уровня за всю историю существования еврозоны. Разница в доходности 10-летних облигаций Португалии и Германии составляет 398 базисных пунктов. В 2010 году правительство Португалии намерено сократить дефицит бюджета до 7,3% от объема ВВП с 9,3% годом ранее.
Португалия уже обеспечила около 90% своих потребностей в финансировании на этот год, при этом следующий этап погашения гособлигаций наступит лишь в апреле 2011 года. При этом привлеченные деньги не решают основной вопрос - уменьшение размера долга, он по-прежнему растет.
Дефицит бюджета Испании в 2010 году сократился наполовину по сравнению с тем же периодом 2009 года. Доходность гособлигаций Испании снизилась до 4,23% годовых с пиковых 4,88% в середине июня.
По
прогнозам правительства
Дефицит
государственного бюджета может
быть профинансирован тремя
Первый способ называется эмиссионным
или денежным способом, а второй и третий
– долговым способом финансирования дефицита
государственного бюджета. Рассмотрим
достоинства и недостатки каждого из способов.
Эмиссионный способ финансирования дефицита
государственного бюджета. Этот способ
заключается в том, что государство (Центральный
банк) увеличивает денежную массу, т.е.
выпускает в обращение дополнительные
деньги, с помощью которых покрывает превышение
своих расходов над доходами. Достоинства
эмиссионного способа финансирования:
Недостатки:
Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.
Этот
метод может оказать
Финансирование дефицита государственного
бюджета за счет внутреннего долга. Этот
способ заключается в том, что государство
выпускает ценные бумаги (государственные
облигации и казначейские векселя), продает
их населению (домохозяйствам и фирмам)
и полученные средства использует для
финансирования превышения государственных
расходов над доходами.
Достоинства этого
способа финансирования:
Он не ведет к инфляции, так
как денежная масса не
Это достаточно оперативный
Недостатки:
По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит[26,с.158].
Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.
Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.
Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции.В результате объем производства сокращается.
Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.
Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены.
Вспомним тождество инъекций и изъятий: I + G + Ex = S + T + Im, где I
– инвестиции, G – государственные закупки, Ex – экспорт, S –сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.
Перегруппируем: (G – Т) = (S – I) + (Im – Ex)
Из
этого равенства следует, что
при росте дефицита государственного
бюджета должны либо увеличиваться
сбережения, либо сокращаться инвестиции,
либо увеличиваться дефицит
Механизм
внешнего вытеснения следующий: рост внутренней
ставки процента по сравнению с мировой
делает ценные бумаги данной страны более
доходными, что увеличивает спрос на них
со стороны иностранных инвесторов, это
в свою очередь повышает спрос на национальную
валюту данной страны и ведет к росту обменного
курса национальной валюты, делая товары
данной страны относительно более дорогими
для иностранцев (иностранцы теперь должны
обменять большее количество своей валюты,
чтобы купить у данной страны то же количество
товаров, что и раньше), а импортные товары
становятся относительно более дешевыми
для отечественных покупателей (которые
теперь должны обменять меньшее количество
национальной валюты, чтобы купить то
же количество импортных товаров), что
снижает экспорт и увеличивает импорт,
вызывая сокращение чистого экспорта,
т.е. обусловливает дефицит торгового
баланса.
Финансирование дефицита государственного
бюджета с помощью внешнего долга. В этом
случае дефицит бюджета финансируется
за счет займов у других стран или международных
финансовых организаций (Международного
валютного фонда – МВФ, Мирового банка,
Лондонского клуба, Парижского клуба и
др.). Т.е. это также вид долгового финансирования,
но за счет внешнего заимствования.
Достоинства подобного метода:
Недостатки:
При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны
Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.
Государственный долг, его виды и последствия
Государственный
долг представляет собой сумму накопленных
бюджетных дефицитов, скорректированную
на величину бюджетных излишков (если
таковые имели место). Государственный
долг, таким образом, это показатель
запаса, поскольку рассчитывается на определенный
момент времени в отличие от дефицита
государственного бюджета, являющегося
показателем потока, поскольку рассчитывается
за определенный период времени (за год).
Различают два вида государственного
долга: 1) внутренний и 2) внешний. Оба вида
государственного долга были рассмотрены
выше.
По абсолютной величине государственного
долга невозможно определить его бремя
для экономики. Для этого используется
показатель отношения величины государственного
долга к величине национального дохода
или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга
меньше, чем темпы роста ВВП (экономики),
то долг не страшен. При низких темпах
экономического роста государственный
долг превращается в серьезную макроэкономическую
проблему.
Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.
Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:
Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
Усиливается неравенство в доходах;
Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов
Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде
Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния
Выплата
процентов или основной суммы
долга иностранцам вызывают перевод
определенной части ВВП за рубеж
3.СОСТОЯНИЕ
И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
СБАЛАНСИРОВАННОСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством финансов, представляется в парламент.
Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах к валовому внутреннему продукту.