Денежный рынок, проблемы его становления и устойчивого функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Основа стабильности денежной системы заключается в равенстве спроса на деньги и их предложения. Но в современном мире такое равновесие постоянно нарушается в силу различных причин. Это ведет к негативным последствиям как для экономики в целом, так и для отдельных граждан. В таком случае вмешивается государство, которое проводит политику по выравниванию денежной ситуации. Кроме того, такая денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом в макроэкономике.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая итоговая.docx

— 457.57 Кб (Скачать файл)

В развитии денежного рынка  в республике можно выделить несколько  временных этапов. Политика, проводимая в 1992—1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись прежде всего  нестабильностью экономики и  недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост  совокупной денежной массы значительно  обгонял темпы роста ВВП; ресурсы  банков направлялись в основном на кредитование коммерческих фирм и были весьма дешевы; осуществлена либерализация  цен, валютного регулирования и  политики установления обменных курсов. Указанные и ряд других факторов обусловили высокую инфляцию. Индекс потребительских цен в 1993 г. составил 2096,5 %, а в 1994 г. — 2059,9 %.

В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г. начал  проводить жесткую денежно-кредитную  политику, направленную на ограничение  монетарных факторов инфляции путем  сокращения темпов роста денежной массы  в обращении, стабилизации белорусского рубля. Устанавливались предельные размеры кредитной эмиссии Национального  банка, осуществлялся постепенный  переход от централизованного распределения  кредитов к рефинансированию коммерческих банков через кредитные аукционы и другие рыночные механизмы, сокращались  льготные кредиты промышленности и  аграрному сектору, была повышена учетная  ставка, осуществлен переход на регулирование  процентных ставок коммерческих банков в зависимости от уровня инфляции. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что  сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и  способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. — 139,3 %. Вместе с тем проводимая политика «дорогих денег» имела и негативные последствия, проявившиеся в продолжающемся спаде производства, снижении эффективности экономики, прежде всего экспортных отраслей.

С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной  политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был  удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия  Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в  национальной валюте выросла почти  в 2 раза, а темп ее прироста практически  трехкратно превышал установленные  параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного  строительства и АПК, которая  в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального  банка. В 1998 г. объем этих кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. В таких  условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г. был введен режим множественности  его обменного курса. Несмотря на определенные попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые  Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии  превысил установленные параметры  в 2,5 раза), что привело к росту  цен. В 1997 г. индекс потребительских  цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а  в 1999 г. достиг 351,2 %.

Вместе с тем произошли  положительные сдвиги в структуре  денежной массы: увеличилась доля срочных  депозитов. В 1999 г. была ликвидирована  множественность валютных курсов. Кроме  того, политика «дешевых денег» обеспечила стимулирование деловой активности субъектов хозяйствования и способствовала тем самым экономическому росту. С 1996 г. в республике наблюдаются  положительные темпы роста реального  ВВП.

Начиная с 2000 г. и по настоящее  время Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов. Ее приоритетными  задачами были: снижение темпов инфляции и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы; развитие и укрепление банковской системы; создание условий  для эффективного, надежного и  безопасного функционирования платежной  системы страны.

Уже в 2000 г. были установлены  более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего  кредита Национального банка. Благодаря  проводимой процентной политике впервые  с 1996 г. установились положительные  процентные ставки, что позволило  белорусскому рублю выполнять функцию  средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало  национальную валюту более устойчивой. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.

В 2001—2004 гг. Национальный банк продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г.индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8%, 2003 г. — 125,4%, в 2004 г. — 118,1 %.

Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками  обязательных резервов, который используется и в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом  уровне в течение месяца. Наблюдается  тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. В настоящее время нормативы обязательных резервов по привлеченным средством в национальной валюте по средствам физических лиц – 0%, по средствам юридических лиц – 9%, по привлеченным средствам в иностранной валюте – 9%.

Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал  и операции на открытом рынке, которые  осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. Проводились как  прямая покупка-продажа ценных бумаг, так и операции РЕПО.

Начиная с 2004 г. контрольным  показателем денежно-кредитной политики стал официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому, что было обусловлено в первую очередь усилением интеграционных процессов между двумя странами.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Индекс потребительских цен за 2005 год составил 110,3 %.

Основные направления  денежно-кредитной политики на 2006 г. сохраняют неизменными принципы политики, выработанной в предыдущие годы.. Конечной целью денежно-кредитной  политики в 2006 г. является снижение инфляции до 7—9 % прироста индекса потребительских  цен.

Основным промежуточным  целевым ориентиром остается официальный  обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому (его  колебания не должны превышать ±2%). При этом, как и в 2005 г., Национальный банк будет ограничивать колебания  белорусского рубля к доллару  США. Наряду с данными показателями будет использован показатель активной рублевой денежной массы (ее прирост прогнозируется на уровне 24—29 %).

В 2007-2008 гг. сохранилась тенденция  к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Укреплению банковской системы будет  способствовать прирост собственного капитала банков на 13—17 %.

В январе - июле 2009 года денежная масса увеличилась на 95% до 13,318 трлн. белорусских рублей (1 доллар - 3 005 белорусских рублей) на 1 августа.

По данным на 1 августа, денежный мультипликатор (отношение денежного агрегата М2 к денежной базе) составил 1,88 против 3,04 на 1 января 2010-го и 2,64 на 1 августа 2009 года.

В 2009 году денежная база в Белоруссии сократилась на 11,3% до 6,83 трлн. белорусских рублей на 1 января 2010-го.

Примечание – Источник: [10].

Функционирование  денежного рынка Республики Беларусь

В Республике Беларусь функционирует  двухуровневая банковская система. Она включает Национальный банк Республики Беларусь, который является центральным  банком страны, и сеть коммерческих банков.

В настоящее время на территории Республики Беларусь действуют 31 коммерческий банк, в основном это ОАО и ЗАО.

Примечание – Источник: [10].

В Банковском кодексе Республики Беларусь определены следующие основные цели деятельности Национального Банка: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Национальный банк выполняет ряд важнейших функций: разрабатывает совместно с правительством и проводит в жизнь денежно-кредитную политику; осуществляет эмиссию денег и регулирует денежное обращение, кредитует банки, регулирует кредитные, валютные отношения; организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов; осуществляет эмиссию собственных ценных бумаг; консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь; выдает лицензии и осуществляет надзор за юридическими лицами, занимающимися кредитно-финансовой деятельностью; создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, управляет ими и выполняет целый ряд других операций.

Банки второго уровня (коммерческие банки) осуществляют следующие основные банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц на вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Крупнейшими банками в республике являются «Беларусбанк», «Внешэкономбанк», «Белагропромбанк». Однако кредитная система Республики Беларусь далека от совершенства: практически нет специализированных банков, достаточно много небольших, неустойчивых банков, не развита сеть небанковских кредитно-финансовых организаций.

Примечание – Источник: [7, с.397].

Межбанковские расчеты в  Республике Беларусь осуществляются в  системе BISS, являющейся основным функциональным компонентом автоматизированной системы  межбанковских расчетов Национального  банка (далее – АС МБР). BISS (Belarus Interbank Settlement System) – система межбанковских  расчетов, функционирующая на валовой  основе, в которой в режиме реального  времени осуществляются расчеты  по срочным и несрочным денежным переводам, а также расчеты по результатам клиринга в смежных  системах (по сделкам купли–продажи  ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, по операциям с  использованием банковских пластиковых  карточек). Обязательным условием для  осуществления расчетов через систему BISS является установление корреспондентских  отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке.

Примечание – Источник: [10].

Республика Беларусь в  прошлом году дебютировала на рынке  еврооблигаций (на сумму $1 млрд), а также  впервые вышла с государственными ценными бумагами на российский рынок (7 млрд российских рублей). В нынешнем году страна продолжила размещение евробондов на $800 млн. Таким образом, привлекаются существенные ресурсы для дальнейшего  развития экономики страны.

Примечание – Источник: [3].

Председателем Правления  Национального банка в настоящее время назначена Надежда Ермакова.

 

Проблемы денежного рынка Республики Беларусь

Параметры денежного предложения  в январе-сентябре 2011 г. формировались под влиянием инфляционных и девальвационных ожиданий экономических агентов, роста их кредитных заимствований, поведения населения на валютном и депозитном рынках, его повышенной активности на розничном рынке товаров и услуг в апреле-сентябре текущего года. В результате динамика агрегатов совокупной денежной массы с начала 2011 года характеризовалась увеличением наличных денег в обороте и рублевых депозитов юридических лиц при снижении их депозитов в иностранной валюте. Физические лица несколько снизили свои срочные инвалютные и рублевые депозиты. Проведенная в мае 2011 г. корректировка обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам повлияла на рост валютной составляющей широкой денежной массы в рублевом эквиваленте.

На фоне ускорения инфляционных процессов с начала 2011 г. Национальным банком были предприняты меры по ужесточению  монетарных условий, включая повышение  ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка, и как следствие, процентных ставок на денежном рынке.

В целях оперативного реагирования на изменение текущей экономической  ситуации в стране, усиления защиты рублевых вкладов в банках в условиях усиления инфляционных процессов ставка рефинансирования была повышена в разы.

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной  способности, и курса по отношению  к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и  безопасности функционирования платежной  системы.

Однако текущая ситуация в стране резко отличается от радужных прогнозов, которые были представлены в «Основных направлениях денежно-кредитной  политики» Республики Беларусь на 2011 г. Такой вывод можно сделать исходя из статистических данных, приведенных во второй главе.

Изменение курса белорусского рубля к иностранным валютам  и к доллару США в частности  вследствие того, что Правительство  Республики Беларусь 24 мая 2011 г. признало наличие кризиса и уценило  белорусский рубль на 56% к доллару  привело в течение следующих  месяцев к резкому многократному  росту цен на товары и услуги. Рост цен вызвал увеличение спроса на реальные денежные остатки и рост денежной массы. Поскольку рост денежной массы опережал темпы роста ВВП, это привело к высоким темпам инфляции.

Белорусский рубль значительно  потерял функцию меры стоимости  и средства расчета. Функцию средства сбережения он практически потерял  еще в 2009 году.

Возможны варианты решения  данной проблемы:

жесткая привязка к стабильной валюте;

переход на валюту другого  государства (например, российский рубль);

выпуск новой национальной валюты под обеспечение такой  экономической и финансовой политики, которая не требует периодических  девальваций;

девальвация рубля до определенного  значения  и последующая деноминация.

Во второй день торгов на единой сессии Белорусской валютно-фондовой биржи курс доллара cнизился на 20 рублей до уровня 8660 рублей. По итогам торгов в первый день единый курс белорусского рубля по отношению к доллару США был установлен на уровне Br8680 за $1.

Информация о работе Денежный рынок, проблемы его становления и устойчивого функционирования