Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель: анализ уровня жизни и бедности в России
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику понятия «уровень жизни», рассмотреть различные подходы к определению уровня жизни, показатели и системы показателей уровня жизни;
рассмотреть проблему бедности, динамику ее уровня, официальный подход к измерению, показатели бедности;
выявить проблемы уровня жизни населения России

Содержание

Введение
Глава 1. Уровень жизни населения - как он понимается сегодня
§ 1. «Уровень жизни» в семействе других родственных терминов
§ 2. Различные подходы к определению уровня жизни
§ 3. Показатели и системы показателей уровня жизни
Глава 2. Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов
§ 1. Дифференциация доходов
§ 2. Проблема бедности
§ 3. Политика выравнивания доходов
Глава 3. Практическая часть. Проблемы бедности в странах ЦВЕ и в России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов.rtf

— 1.85 Мб (Скачать файл)

 

Из табл. 4 следует также, что, несмотря на постоянное уменьшение числа работников с оплатой до 1.4 тыс. руб. в месяц, доля их остается значительной и почти равной доле работников с заработной платой 5 тыс. руб. и больше. Если доля последних в эти годы выросла в четыре раза, то доля первых уменьшилась только в 2.4 раза. Более детальная группировка работников по уровню начисленной заработной платы свидетельствует, что в 1999-2001 гг. наибольшую часть составляли работники с оплатой труда  1-1.4 тыс. (14 и 11% соответственно) и 1.4-1.8 тыс. руб. (11 и 10%). В 2002 г. на каждую из этих групп приходилось по 8.4%. Быстрее всего увеличивались группы работников с оплатой свыше 5 тыс. руб.

Имеется довольно много причин, объясняющих столь резкие отраслевые различия в уровне заработной платы, но все они носят субъективный характер  и в основе их лежат большие изъяны в политике оплаты труда. Начинаются они с низкой доли заработной  платы в ВВП. В 2003 г. она составляла 46% и увеличилась на шесть пунктов по сравнению с 2000 г., но лишь на 1 пункт по сравнению  с  1995  г. Так что положительный сдвиг не очень значителен. Этот показатель у нас меньше, чем во многих странах ЦВЕ и Западной Европы, где он достигает 50% и более.

В международном рейтинге по данному показателю Россия занимает 64-е место12. При советской власти это в какой-то мере компенсировалось наличием общественных фондов потребления. Теперь их почти нет, цены на все товары и услуги непомерно выросли. Заработная плата и пенсия отстают от роста стоимости жизни. Их абсолютные размеры у основной части граждан остаются низкими - в два с лишним раза меньше, чем в странах, заметно продвинувшихся по пути трансформации.

Реформа, готовившаяся в 2002 г. и предусматривавшая  замену единой тарифной сетки системой оплаты труда по отраслевому признаку, так и не состоялась. Проводятся только меры по повышению минимальной оплаты труда и индексации пенсий. Без заметных сдвигов в размерах доходов большинства  населения сокращение бедности выглядит нереалистично. Замена льгот денежными выплатами вряд ли решит такую сложную задачу. Бедными у нас считаются те, чьи доходы ниже прожиточного минимума. В 2003 г. их насчитывалось 29. млн., или 20% всего населения13. За годы экономической трансформации (с 1992 г.), согласно официальным данным, эти показатели составили в среднем соответственно 37.5 млн. - 24.6% населения, то есть изменились очень мало. По данным же обследования домашних хозяйств в I квартале 2004 г., доля бедных была существенно выше - 32%, (в том числе в городской местности - 28, в сельской - 44%). В эту категорию попали 47% домохозяйств с детьми до 16 лет, в том числе 75% с тремя и более детьми

 

Таблица 6. Соотношение средних доходов населения и стоимости прожиточного минимума в России, руб.

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004 (1 полугодие

Среднедушевые доходы в месяц

516 тыс.

2288

3075

3964

5142

5591

Стоимость прожиточного минимума

264 тыс.

1210

1500

1808

2112

2328

Отношение среднепрожиточного минимума к среднедушевым доходам, %

49,5

52,9

48,8

45,6

41,1

41,6

Среджнемесячная начисленная зарплата

439 тыс.

2223

3240

4360

5509

6407

Прожиточный минимум лиц трудоспособного возраста в месяц

297 тыс.

1320

1629

1967

2304

2588

Отношение прожиточного минимума к средней зарплате, %

61,7

59,4

50,3

45,1

41,8

40,0

Среднемесячная начисленная пенсия

188 тыс.

694

1024

1379

1637

1827

Прожиточный минимум пенсионеров в месяц

186 тыс.

909

1144

1379

1605

1793

Отношение прожиточного минимума к средней пенсии, %

99,0

131

112

100

98

98


 

К 2007 г. число бедных граждан, по расчетам правительства, должно снизиться вдвое. Но, во-первых, если это нельзя было сделать за истекшие двенадцать лет, то вряд ли получится за три-четыре года. Дело не только в том, что по меньшей мере 1/5 населения бедствует, но и в том, что акая  ситуация сохраняется столь  длительное время. Это первое сомнение. Второе связано с определением бедности. Как известно, из двух границ бедности у нас применяется нижняя - прожиточный (физиологический)  минимум.  Он представляет собой, согласно закону "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 1997 г., "стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.  Потребительская корзина включает минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и  услуг, необходимых для  сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности". Впервые он был рассчитан в 1992 г. и отличался большой скудостью, прежде  всего в составе продовольственной корзины. Хотя суточная калорийность питания соответствовала существующему стандарту, достигалось это в основном за счет углеводов (хлеба, картофеля, круп и т.п.).

Структура набора была следующей: продольствие - 68.3%, промышленные товары - 19.1,  услуги - 7.2, налоги - 5%. Позднее в него вносились изменения, в результате которых продовольственная корзина в 1999 г. была несколько скорректирована и ее доля уменьшилась при увеличении доли непродовольственных товаров и услуг. Несмотря на некоторое улучшение, набор, по меткому выражению  известного   экономиста Н. Римашевской, по-прежнему остается "очень тощим"17. Это позволяет считать, что фактическое число бедных у нас намного больше. В соответствии с законом в очередной раз потребительская корзина должна быть  пересмотрена в нынешнем году. В новом уже подготовленном варианте ее стоимость (в сопоставимых ценах) увеличена на 11--12%. В связи с заменой льгот денежными выплатами, видимо, дополнительно будет несколько расширен состав платных услуг.

По стандартам, принятым в Западной Европе, критерием бедности считается доход, составляющий 2/3 среднедушевого в  стране. В России в 1992-1997 гг. прожиточный минимум в  среднем составлял менее половины среднедушевого дохода. К 2000 г. это соотношение несколько  повысилось и достигло 53%, но затем снова стало снижаться (табл. 6). Этот нежелательный сдвиг, характерный для всех возрастных групп жителей, был особенно заметен в первые четыре года нового века несмотря на положительную динамику реальных доходов населения.

Парадоксально  складывалось  соотношение между  стоимостью прожиточного минимума и минимальными доходами. В 2000 г. Прожиточный минимум превышал  минимальную заработную плату в 16 раз против трех в 1992 г. К 2003 г. разница между ними сократилась до пяти раз, но в 2004 г. вновь появилась тенденция к ее увеличению. Правда, соотношение соответствующих показателей для пенсионеров уменьшилось с 8.4 в 2000 г. до 3.4 раза в 2003 г. (но в 1992 г. - 1.2 раза).

Заключение

 

Такая ситуация в России объясняется увеличивающейся неравномерностью роста доходов в отраслевом, региональном,  возрастном  и профессиональном должностном разрезе. Число очень богатых у нас увеличивается гораздо быстрее, чем число людей со средними и приемлемо высокими доходами. Это искажает фиксируемый статистикой уровень реальных доходов (в отношении большинства населения). Существенный разрыв в размерах оплаты труда и общих доходах населения России, их чрезвычайно низкий  минимальный гарантированный  уровень приводят к нелепым соотношениям между минимальной заработной платой, прожиточным минимумом и средними размерами доходов. Так, в 2003  г. минимальная оплата труда составляла 8% средней по  стране (в  1990 г. - 23%, в 1998-2002 г. - 6%) и 23% стоимости прожиточного минимума (1990 г. - 37%). Базовая часть трудовой пенсии была равна 32% средней начисленной пенсии и превышала минимальную заработную плату на 7%. Минимальные социальные гарантии логически никак не сообразуются между собой и со средними размерами доходов - и так на протяжении всех лет реформ.  Изменить положение можно лишь при наведении порядка в оплате труда и создании  объективных и логичных пропорций между всеми параметрами доходов населения.

Мировая практика показывает, что такая корректировка вполне возможна.  В  европейских странах с развитой рыночной экономикой размер минимальной оплаты труда обычно устанавливается на уровне 35-40% средней по стране и выше прожиточного  минимума на 10-15%. Исходя из  этого, минимальная  заработная плата  у  нас в 2003 г.  должна была  бы  равняться примерно 2 тыс. руб.,  а ее действительная величина  составила только 450 руб. В начале 2004 г. минимальная заработная плата была повышена до 600 руб., но это нисколько не повлияло на ее соотношение со средней по стране. С января 2005 г. она увеличилась до 720 руб., а с сентября поднимается до 800 руб. Но вряд ли это поможет уменьшить разрыв  между  фактической и гарантируемой оплатой труда. К тому же гарантированная оплата никак не сообразуется с прожиточным минимумом, превышающим ее более чем в четыре раза.   Многие наши законодатели добиваются повышения минимальной оплаты труда до прожиточного минимума. При всей правомерности и важности такой постановки вопроса логичнее и правильнее все же подтягивать ее к среднему уровню оплаты труда, поскольку именно этот уровень характеризует основной вид доходов населения, а прожиточный  минимум  служит  измерителем уровня бедности и основой социальной защиты определенных групп населения. Его соотношение с минимальной заработной  платой  вторично. Кроме того, состав потребительской корзины пересматривается лишь один раз в пять лет и основным фактором  увеличения ее стоимости является инфляция, а не  расширение состава и повышение мизерных норм потребления, заложенных в этот бюджет. Возникшая  в  ходе  трансформации высокая дифференциация уровней доходов явилась одной из главных причин нарастания бедности. В 2002 г. 34% участников выборочного обследования  потребительских  ожиданий населения России оценили свое материальное положение как плохое. По сравнению с 2000 г. их число уменьшилось, но осталось  слишком большим, чтобы можно было изменить положение за короткое время, обычно называемое в правительственных декларациях. Задачу сокращения числа лиц, имеющих доходы  ниже прожиточного минимума, можно рассматривать лишь как начало борьбы  с бедностью. Для решения проблемы в целом необходима общегосударственная долгосрочная программа, а ее пока нет. Более того, в 2001 г. тогдашний премьер М. Касьянов назвал разработку соответствующего документа нецелесообразным. Борьбу с бедностью необходимо начинать с разработки системы оплаты труда,  адекватной рыночной экономике и стимулирующей работников к повышению производительности труда и более добросовестному выполнению своих обязанностей. Прежде всего это относится к работникам бюджетной сферы, особенно образования, здравоохранения, культуры, искусства, где трудятся  около 20% всех занятых в российской экономике. Сейчас оплата труда в этих отраслях составляет  74-66% средней заработной  платы во всей экономике и 56-63% - средней заработной платы в промышленности.

В политике оплаты труда главное  внимание должно быть направлено не только на увеличение ее размеров, но и на сокращение децильного разрыва до приемлемого уровня (5-6 раз). Не соответствует необходимым требованиям и коэффициент замещения, который нуждается в повышении. В 2003  г. средняя пенсия составила всего 30% средней заработной платы (2002 г. - 34%), что практически сводит на нет усилия по улучшению материального положения пенсионеров. Положительную динамику показателей доходов населения в последние четыре года нельзя пока воспринимать  слишком  оптимистично, поскольку она отражает процесс восстановления уровня жизни, резко упавшего в первые годы реформ. В 2003 г. по сравнению с 1991 г. Реальные доходы населения составили 70%, реальная заработная плата - 75, реальная пенсия - 64% (объем ВВП - лишь 79% от 1991 гг.). Эти показатели заметно хуже, чем в странах ЦВЕ, где их положительная динамика началась раньше, а в некоторых из них дореформенный уровень уже превышен. Не соответствуют рыночным условиям и многие виды социальной поддержки, установленные задолго до начала реформ и применяемые до сих пор из-за нехватки ресурсов  бюджета. В  значительной мере это связано с уменьшением размеров фонда социального страхования, формируемого путем отчислений из фонда оплаты труда.

Программа борьбы с  бедностью должна не только включать конкретные меры, способствующие поэтапному уменьшению числа жителей с доходами ниже бюджета прожиточного минимума, но и предусматривать повышение  порога бедности путем  дальнейшего наполнения этого бюджета товарами и услугами и постепенного перехода к верхней границе бедности - не физиологическому, а социальному минимуму. Правда, это снова приведет к увеличению числа бедных, но уже от более высокой ступени минимального потребления.  Реальной борьба с бедностью может быть только в случае решения поставленной президентом В. Путиным задачи устойчивого роста ВВП России. В ближайшей перспективе темпы развития намечаются довольно скромными. В 2007 г. по сравнению с 2002 г. ВВП должен увеличиться на 40%, чуть больше должен быть прирост промышленной продукции (44%). Практически не изменятся масштабы общей безработицы. Нынешняя ситуация в основном сохранится и на внутреннем рынке, где  доля отечественной продовольственной продукции во всем объеме продаж составит не более 66-68% и только к 2010 г. может повыситься до 70%. В целом необходимо усилить социальную ориентированность развития новой рыночной экономики России. Без этого даже при удвоении ВВП успешное движение к устранению бедности вряд ли возможно.

 

Список литературы

 

Научные издания:

  1. Жеребин В.М. Уровень жизни населения: основные категории, характеристики, методы и оценки. - М., 2002. - 592 с.
  2. Львов Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки. - М., 2001. - 79 с.

Информация о работе Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов