Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 12:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель: анализ уровня жизни и бедности в России
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику понятия «уровень жизни», рассмотреть различные подходы к определению уровня жизни, показатели и системы показателей уровня жизни;
рассмотреть проблему бедности, динамику ее уровня, официальный подход к измерению, показатели бедности;
выявить проблемы уровня жизни населения России

Содержание

Введение
Глава 1. Уровень жизни населения - как он понимается сегодня
§ 1. «Уровень жизни» в семействе других родственных терминов
§ 2. Различные подходы к определению уровня жизни
§ 3. Показатели и системы показателей уровня жизни
Глава 2. Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов
§ 1. Дифференциация доходов
§ 2. Проблема бедности
§ 3. Политика выравнивания доходов
Глава 3. Практическая часть. Проблемы бедности в странах ЦВЕ и в России
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов.rtf

— 1.85 Мб (Скачать файл)

 

Перераспределительный эффект налогов можно проследить, сравнивая данные, содержащиеся в третьей строке, с представленной выше информацией. Коэффициент концентрации доходов после исключения налогов снижается на 5,1%, в основном за счет уменьшения располагаемых доходов последней группы домохозяйств.

Но наиболее высокую  перераспределительную функцию выполняют в США социальные трансферты (также,  как и в  Великобритании), о  чем  свидетельствуют данные, приведенные  в четвертой строке таблицы. Доля денежных доходов, полученных двумя наименее обеспеченными квинтильными группами после добавления социальных трансфертов,  увеличилась на  5,9%,  а коэффициент Джини сократился на 17%.

На основании анализа данных Текущего обследования доходов за 1997 г. в докладе Бюро цензов делается важный  вывод о том, что в США система государственных трансфертов оказывает более эффективное воздействие на сокращение неравенства в распределении доходов, чем налоговая система.

Анализ и поиски решения ряда социальных проблем с точки зрения бедности представляются весьма важными и актуальными для нашей страны. Поэтому опыт, накопленный  американскими и  английскими экспертами  и их коллегами в международных организациях по анализу и  решению  проблемы выравнивания доходов и борьбы с бедностью, следует признать заслуживающим самого пристального внимания.

При разработке положений социальной политики в России можно использовать предложенную зарубежными учеными концепцию двойственной стратегии борьбы с  бедностью: стимулирование главного капитала бедных слоев - рабочей силы при одновременном развитии таких сфер, как здравоохранение, начальное образование, дотирование  в  снабжении малоимущего населения продовольствием и другими товарами первой необходимости. Пособиям и прямым денежным выплатам отводится лишь роль вспомогательного средства.

Положение о необходимости структурной  адаптации экономики к требованиям решения проблемы бедности согласуется с устанавливающимися приоритетами. В частности, это  касается усиления внимания к развитию сельского хозяйства как средства борьбы с бедностью и роста доходов людей. В наших условиях это позволит также  решить продовольственную проблему и снизить уровень безработицы. Кроме того, прогресс  в  развитии сельского хозяйства должен приблизить экономику к  более естественному пути развития по схеме: сельское хозяйство  - легкая промышленность - торговля - накопление капитала - тяжелая промышленность - наукоемкие дорогостоящие виды производства. В городах структурная адаптация экономики в плане борьбы с бедностью означает прежде всего  всемерное развитие сферы услуг, что  также соответствует нарождающимся тенденциям и нашим потребностям.

 

Таблица. Процентное распределение денежных доходов домохозяйств США в 1997 г. по 20%-ным (квинтильным) группам домашних хозяйств

 

№ п/п

Вид дохода

Квинтильные группы

Коэффициент Джини

Низ

шая

Вто

рая

Тре

тья

Четвёртая

Выс

шая

1.

Денежный доход до выплаты налогов, включая государственные денежные трансферты (официальное определение дохода)

 

 

3,6

 

 

8,9

 

 

15,1

 

 

23,0

 

 

49,3

 

 

0,448

2.

Денежный доход до выплаты налогов, исключая государственные денежные трансферты, с учётом прибыли от вложения капиталов

 

0,9

 

7,1

 

14,4

 

23,6

 

54,0

 

0,513

3.

Денежный доход после выплаты налогов, исключая государственные денежные трансферты, с учётом прибыли от вложения капиталов

 

1,2

 

8,3

 

15,5

 

24,4

 

50,6

 

0,487

4.

Денежный доход после выплаты налогов, включая государственные трансферты, с учётом прибыли от вложения капиталов

 

4,8

 

10,6

 

16,0

 

23,0

 

45,6

 

0,403


 

 

Глава 3. Практическая часть. Проблемы бедности в странах ЦВЕ и

в России

 

Большая часть постсоциалистического пространства вот уже 15 лет двигается к рыночной экономике. До настоящего времени приоритетными остаются приватизация, развитие рыночной инфраструктуры, интеграция в мировое экономическое сообщество. Параллельно идет углубление материального  неравенства  среди  населения, абсолютное и относительное увеличение бедности.

Макроэкономическая стабилизация во многих  странах  Центральной  и  Восточной  Европы  (ЦВЕ) произошла довольно рано, но ее условия и темпы при некотором сходстве имели  свои особенности в каждой стране. Например, в Словении и Чехии положительная динамика ВВП и реальной заработной платы началась в одно и то же время - с 1993 г., в Венгрии и Словакии - с 1994 г. В Польше прирост ВВП наблюдался с 1992 г., а реальной заработной платы - с 1994 г.  Польша стала первой в данной группе стран, где дореформенный объем ВВП был превышен уже  в 1996 г., реальная же заработная плата преодолела этот рубеж лишь в 1999 г. В Чехии, наоборот, реальная оплата достигла и превысила дореформенный уровень в 1996 г., а ВВП - только в 2000 г.

В целом за все  годы трансформации в 2003 г. ВВП по сравнению с 1989 г. увеличился в Польше (на 35%), Словении (24%), Венгрии (15%), Словакии (15%), Чехии (8%). Реальная заработная плата за этот период превзошла  дореформенный уровень только в трех странах - Чехии  (на 34%), Польше (18%) и Венгрии (10%). В Словении, где абсолютный ее размер самый высокий по сравнению с остальными странами переходной экономики,  ее реальный уровень пока ниже, чем в 1989 г., из-за более высокой инфляции в начале реформ, что сказалось на последующей динамике. В Болгарии и Румынии, дважды переживших в эти годы экономический кризис, оба показателя заметно ниже дореформенного уровня: ВВП - соответственно 83 и 90%, а реальная заработная плата-53 и 84%.

В России эти показатели одинаково отстают от уровня 1989 г., составив в 2003 г. 70 и 68% соответственно, что намного ниже, чем в странах ЦВЕ. Их положительная динамика началась значительно позже - соответственно с 1999 и 2000 гг. Одно это свидетельствует о том, что рыночные преобразования проходят у нас с большими трудностями, а условия жизни людей заметно хуже, чем в странах ЦВЕ.

Процесс либерализации цен на потребительском рынке проходил по-разному в данной группе стран, но к настоящему времени он также почти везде стабилизировался, и уровень инфляции в 2003 г. колебался в пределах 1-6%, кроме Румынии, где он достиг 15%. В России рост цен - 12% - был немного ниже, чем в Румынии, но существенно выше, чем в других странах ЦВЕ.

Различие условий и методов проведения рыночных реформ сказывается и на таком показателе, как уровень бедности. Для ее определения существуют два подхода - на основе национальной и  международной методики. Первый включает верхнюю и нижнюю границы бедности - социальный и прожиточный минимумы. В большинстве стран ЦВЕ используется первый из них. Существенную роль в различии масштабов бедности играют и  неодинаковый стандарт уровня жизни, сложившийся исторически, и несходство систем социальной  защиты населения в первые годы преобразований. Исходя из этого, сравнение уровня бедности по  странам  весьма относительно. К тому же систематические данные  о нем как в России, в странах ЦВЕ не публикуются.

 

 

Таблица 1.  ВВП  и реальная заработная плата (1989 г. = 100),%

 

 

ВВП

Зарплата

1995

2000

2003

1995

2000

2003

Россия

56

59

70

46

44

68

Болгария

76

73

83

51

49

53

Венгрия

86

105

115

78

84

110

Латвия

55

71

81

57

68

75

Литва

56

66

74

34

44

50

Польша

99

127

135

74

110

118

Румыния

85

77

90

79

72

84

Словакия

84

102

115

76

81

85

Словения

93

115

124

76

87

93

Чехия

93

99

105

96

114

136

Эстония

66

84

93

54

70

78


 

Самая низкая доля бедных на протяжении всех лет трансформации наблюдается в  Словении и Чехии (примерно 5%), где и до реформ уровень жизни был самый высокий среди стран ЦВЕ. В Польше в конце 90-х годов показатель бедности достигал 12-13%, в Венгрии - 17-20%. В России в тот же период доля бедных составляла 28%. Учитывая, что у нас она измеряется на основе прожиточного минимума, по сравнению со странами ЦВЕ фиксируемая статистикой доля бедных гораздо больше. По данным Всемирного банка, в 2003 г. доходы ниже прожиточного уровня в России имело 40% населения и она заняла по этому показателю 52-е место (по регрессивной шкале) из 175, уступив и некоторым странам СНГ (Белоруссии, Украине, Казахстану).

В новом  столетии  показатели бедности по странам стали более дифференцированными, что также явилось следствием  разных  подходов к проведению реформ. Так, в Венгрии в 2000 г. ниже черты бедности жило 8% населения, тогда как в 1993 г. - 25%. В Болгарии доля бедных за время реформ, наоборот, выросла  и в 2000 г. Достигла 36%4. Правда, по последним данным национальной статистики, уровень бедности там в 2003 г. составил только 14% (при прожиточном минимуме 102 лева в месяц).

Согласно международной методике, границей бедности в Европе считается сумма менее двух долларов на человека в день (по паритету покупательной способности  национальных валют). Именно она используется Всемирным банком для международных сравнений. Согласно подсчетам по этой методике, в Венгрии в 1993 г. бедность составляла не 25%, а 11%. Показатели для Польши и России также были меньше рассчитанных национальной статистикой, в Румынии и Чехии картина была обратная.

Социологические исследования проблем бедности, проведенные Йельским университетом в разные годы, показывают, что в  2000 г. по сравнению с 1988 г. большинство (от 55 до 85%) граждан, опрошенных в пяти странах ЦВЕ - Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, а также в России, жили "хуже" или "намного хуже", чем до реформ. Масштаб крайней бедности также сильно вырос - с 5 до 15%. Результаты сравнения исследований 2000 г. с 1993 г. были несколько иными. Это связано с тем, что годы реформ по-разному протекали в отдельных странах. Например, в Венгрии в  1993 г. считали, что их уровень жизни снизился, 62% опрошенных, а в 2000 г. таких было 57%.  В  Болгарии об  этом  заявили соответственно 69 и 84% опрошенных.

Существенное воздействие  на  расширение масштабов бедности в исследуемых странах оказала безработица - новое для них явление. До сих пор она остается главной социальной проблемой, хотя и разной степени остроты. Ее уровень (по методике МОТ) колеблется от  6% в Венгрии и Словении  до 17-19%  в  Болгарии, Словакии, Польше. В Чехии она составляет примерно 8%. Такой же ее  уровень в последние годы наблюдается и в России. Чуть меньше он (7%) в Румынии. Особое беспокойство вызывает безработица среди молодежи (от 15 до 24 лет), во многих странах вдвое превышающая общий  уровень. Довольно тяжелая ситуация сложилась  в Болгарии, Польше, Словакии, где без работы каждый третий молодой человек. Лишь в Венгрии безработица среди молодых  граждан меньше, чем в среднем по странам Европейского союза.

Информация о работе Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов