Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 12:48, курсовая работа
Цель: анализ уровня жизни и бедности в России
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику понятия «уровень жизни», рассмотреть различные подходы к определению уровня жизни, показатели и системы показателей уровня жизни;
рассмотреть проблему бедности, динамику ее уровня, официальный подход к измерению, показатели бедности;
выявить проблемы уровня жизни населения России
Введение
Глава 1. Уровень жизни населения - как он понимается сегодня
§ 1. «Уровень жизни» в семействе других родственных терминов
§ 2. Различные подходы к определению уровня жизни
§ 3. Показатели и системы показателей уровня жизни
Глава 2. Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов
§ 1. Дифференциация доходов
§ 2. Проблема бедности
§ 3. Политика выравнивания доходов
Глава 3. Практическая часть. Проблемы бедности в странах ЦВЕ и в России
Заключение
Список литературы
Перераспределительный эффект налогов можно проследить, сравнивая данные, содержащиеся в третьей строке, с представленной выше информацией. Коэффициент концентрации доходов после исключения налогов снижается на 5,1%, в основном за счет уменьшения располагаемых доходов последней группы домохозяйств.
Но наиболее высокую перераспределительную функцию выполняют в США социальные трансферты (также, как и в Великобритании), о чем свидетельствуют данные, приведенные в четвертой строке таблицы. Доля денежных доходов, полученных двумя наименее обеспеченными квинтильными группами после добавления социальных трансфертов, увеличилась на 5,9%, а коэффициент Джини сократился на 17%.
На основании анализа данных Текущего обследования доходов за 1997 г. в докладе Бюро цензов делается важный вывод о том, что в США система государственных трансфертов оказывает более эффективное воздействие на сокращение неравенства в распределении доходов, чем налоговая система.
Анализ и поиски решения ряда социальных проблем с точки зрения бедности представляются весьма важными и актуальными для нашей страны. Поэтому опыт, накопленный американскими и английскими экспертами и их коллегами в международных организациях по анализу и решению проблемы выравнивания доходов и борьбы с бедностью, следует признать заслуживающим самого пристального внимания.
При разработке положений социальной политики в России можно использовать предложенную зарубежными учеными концепцию двойственной стратегии борьбы с бедностью: стимулирование главного капитала бедных слоев - рабочей силы при одновременном развитии таких сфер, как здравоохранение, начальное образование, дотирование в снабжении малоимущего населения продовольствием и другими товарами первой необходимости. Пособиям и прямым денежным выплатам отводится лишь роль вспомогательного средства.
Положение о необходимости структурной адаптации экономики к требованиям решения проблемы бедности согласуется с устанавливающимися приоритетами. В частности, это касается усиления внимания к развитию сельского хозяйства как средства борьбы с бедностью и роста доходов людей. В наших условиях это позволит также решить продовольственную проблему и снизить уровень безработицы. Кроме того, прогресс в развитии сельского хозяйства должен приблизить экономику к более естественному пути развития по схеме: сельское хозяйство - легкая промышленность - торговля - накопление капитала - тяжелая промышленность - наукоемкие дорогостоящие виды производства. В городах структурная адаптация экономики в плане борьбы с бедностью означает прежде всего всемерное развитие сферы услуг, что также соответствует нарождающимся тенденциям и нашим потребностям.
Таблица. Процентное распределение денежных доходов домохозяйств США в 1997 г. по 20%-ным (квинтильным) группам домашних хозяйств
№ п/п |
Вид дохода |
Квинтильные группы |
Коэффициент Джини | ||||
Низ шая |
Вто рая |
Тре тья |
Четвёртая |
Выс шая | |||
1. |
Денежный доход до выплаты налогов, включая государственные денежные трансферты (официальное определение дохода) |
3,6 |
8,9 |
15,1 |
23,0 |
49,3 |
0,448 |
2. |
Денежный доход до выплаты налогов, исключая государственные денежные трансферты, с учётом прибыли от вложения капиталов |
0,9 |
7,1 |
14,4 |
23,6 |
54,0 |
0,513 |
3. |
Денежный доход после выплаты налогов, исключая государственные денежные трансферты, с учётом прибыли от вложения капиталов |
1,2 |
8,3 |
15,5 |
24,4 |
50,6 |
0,487 |
4. |
Денежный доход после выплаты налогов, включая государственные трансферты, с учётом прибыли от вложения капиталов |
4,8 |
10,6 |
16,0 |
23,0 |
45,6 |
0,403 |
Глава 3. Практическая часть. Проблемы бедности в странах ЦВЕ и
в России
Большая часть постсоциалистического пространства вот уже 15 лет двигается к рыночной экономике. До настоящего времени приоритетными остаются приватизация, развитие рыночной инфраструктуры, интеграция в мировое экономическое сообщество. Параллельно идет углубление материального неравенства среди населения, абсолютное и относительное увеличение бедности.
Макроэкономическая стабилизация во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) произошла довольно рано, но ее условия и темпы при некотором сходстве имели свои особенности в каждой стране. Например, в Словении и Чехии положительная динамика ВВП и реальной заработной платы началась в одно и то же время - с 1993 г., в Венгрии и Словакии - с 1994 г. В Польше прирост ВВП наблюдался с 1992 г., а реальной заработной платы - с 1994 г. Польша стала первой в данной группе стран, где дореформенный объем ВВП был превышен уже в 1996 г., реальная же заработная плата преодолела этот рубеж лишь в 1999 г. В Чехии, наоборот, реальная оплата достигла и превысила дореформенный уровень в 1996 г., а ВВП - только в 2000 г.
В целом за все годы трансформации в 2003 г. ВВП по сравнению с 1989 г. увеличился в Польше (на 35%), Словении (24%), Венгрии (15%), Словакии (15%), Чехии (8%). Реальная заработная плата за этот период превзошла дореформенный уровень только в трех странах - Чехии (на 34%), Польше (18%) и Венгрии (10%). В Словении, где абсолютный ее размер самый высокий по сравнению с остальными странами переходной экономики, ее реальный уровень пока ниже, чем в 1989 г., из-за более высокой инфляции в начале реформ, что сказалось на последующей динамике. В Болгарии и Румынии, дважды переживших в эти годы экономический кризис, оба показателя заметно ниже дореформенного уровня: ВВП - соответственно 83 и 90%, а реальная заработная плата-53 и 84%.
В России эти показатели одинаково отстают от уровня 1989 г., составив в 2003 г. 70 и 68% соответственно, что намного ниже, чем в странах ЦВЕ. Их положительная динамика началась значительно позже - соответственно с 1999 и 2000 гг. Одно это свидетельствует о том, что рыночные преобразования проходят у нас с большими трудностями, а условия жизни людей заметно хуже, чем в странах ЦВЕ.
Процесс либерализации цен на потребительском рынке проходил по-разному в данной группе стран, но к настоящему времени он также почти везде стабилизировался, и уровень инфляции в 2003 г. колебался в пределах 1-6%, кроме Румынии, где он достиг 15%. В России рост цен - 12% - был немного ниже, чем в Румынии, но существенно выше, чем в других странах ЦВЕ.
Различие условий и методов проведения рыночных реформ сказывается и на таком показателе, как уровень бедности. Для ее определения существуют два подхода - на основе национальной и международной методики. Первый включает верхнюю и нижнюю границы бедности - социальный и прожиточный минимумы. В большинстве стран ЦВЕ используется первый из них. Существенную роль в различии масштабов бедности играют и неодинаковый стандарт уровня жизни, сложившийся исторически, и несходство систем социальной защиты населения в первые годы преобразований. Исходя из этого, сравнение уровня бедности по странам весьма относительно. К тому же систематические данные о нем как в России, в странах ЦВЕ не публикуются.
Таблица 1. ВВП и реальная заработная плата (1989 г. = 100),%
ВВП |
Зарплата | |||||
1995 |
2000 |
2003 |
1995 |
2000 |
2003 | |
Россия |
56 |
59 |
70 |
46 |
44 |
68 |
Болгария |
76 |
73 |
83 |
51 |
49 |
53 |
Венгрия |
86 |
105 |
115 |
78 |
84 |
110 |
Латвия |
55 |
71 |
81 |
57 |
68 |
75 |
Литва |
56 |
66 |
74 |
34 |
44 |
50 |
Польша |
99 |
127 |
135 |
74 |
110 |
118 |
Румыния |
85 |
77 |
90 |
79 |
72 |
84 |
Словакия |
84 |
102 |
115 |
76 |
81 |
85 |
Словения |
93 |
115 |
124 |
76 |
87 |
93 |
Чехия |
93 |
99 |
105 |
96 |
114 |
136 |
Эстония |
66 |
84 |
93 |
54 |
70 |
78 |
Самая низкая доля бедных на протяжении всех лет трансформации наблюдается в Словении и Чехии (примерно 5%), где и до реформ уровень жизни был самый высокий среди стран ЦВЕ. В Польше в конце 90-х годов показатель бедности достигал 12-13%, в Венгрии - 17-20%. В России в тот же период доля бедных составляла 28%. Учитывая, что у нас она измеряется на основе прожиточного минимума, по сравнению со странами ЦВЕ фиксируемая статистикой доля бедных гораздо больше. По данным Всемирного банка, в 2003 г. доходы ниже прожиточного уровня в России имело 40% населения и она заняла по этому показателю 52-е место (по регрессивной шкале) из 175, уступив и некоторым странам СНГ (Белоруссии, Украине, Казахстану).
В новом столетии показатели бедности по странам стали более дифференцированными, что также явилось следствием разных подходов к проведению реформ. Так, в Венгрии в 2000 г. ниже черты бедности жило 8% населения, тогда как в 1993 г. - 25%. В Болгарии доля бедных за время реформ, наоборот, выросла и в 2000 г. Достигла 36%4. Правда, по последним данным национальной статистики, уровень бедности там в 2003 г. составил только 14% (при прожиточном минимуме 102 лева в месяц).
Согласно международной методике, границей бедности в Европе считается сумма менее двух долларов на человека в день (по паритету покупательной способности национальных валют). Именно она используется Всемирным банком для международных сравнений. Согласно подсчетам по этой методике, в Венгрии в 1993 г. бедность составляла не 25%, а 11%. Показатели для Польши и России также были меньше рассчитанных национальной статистикой, в Румынии и Чехии картина была обратная.
Социологические исследования проблем бедности, проведенные Йельским университетом в разные годы, показывают, что в 2000 г. по сравнению с 1988 г. большинство (от 55 до 85%) граждан, опрошенных в пяти странах ЦВЕ - Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии, Словакии, а также в России, жили "хуже" или "намного хуже", чем до реформ. Масштаб крайней бедности также сильно вырос - с 5 до 15%. Результаты сравнения исследований 2000 г. с 1993 г. были несколько иными. Это связано с тем, что годы реформ по-разному протекали в отдельных странах. Например, в Венгрии в 1993 г. считали, что их уровень жизни снизился, 62% опрошенных, а в 2000 г. таких было 57%. В Болгарии об этом заявили соответственно 69 и 84% опрошенных.
Существенное воздействие на расширение масштабов бедности в исследуемых странах оказала безработица - новое для них явление. До сих пор она остается главной социальной проблемой, хотя и разной степени остроты. Ее уровень (по методике МОТ) колеблется от 6% в Венгрии и Словении до 17-19% в Болгарии, Словакии, Польше. В Чехии она составляет примерно 8%. Такой же ее уровень в последние годы наблюдается и в России. Чуть меньше он (7%) в Румынии. Особое беспокойство вызывает безработица среди молодежи (от 15 до 24 лет), во многих странах вдвое превышающая общий уровень. Довольно тяжелая ситуация сложилась в Болгарии, Польше, Словакии, где без работы каждый третий молодой человек. Лишь в Венгрии безработица среди молодых граждан меньше, чем в среднем по странам Европейского союза.
Информация о работе Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов