Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 12:48, курсовая работа
Цель: анализ уровня жизни и бедности в России
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать характеристику понятия «уровень жизни», рассмотреть различные подходы к определению уровня жизни, показатели и системы показателей уровня жизни;
рассмотреть проблему бедности, динамику ее уровня, официальный подход к измерению, показатели бедности;
выявить проблемы уровня жизни населения России
Введение
Глава 1. Уровень жизни населения - как он понимается сегодня
§ 1. «Уровень жизни» в семействе других родственных терминов
§ 2. Различные подходы к определению уровня жизни
§ 3. Показатели и системы показателей уровня жизни
Глава 2. Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов
§ 1. Дифференциация доходов
§ 2. Проблема бедности
§ 3. Политика выравнивания доходов
Глава 3. Практическая часть. Проблемы бедности в странах ЦВЕ и в России
Заключение
Список литературы
По определению П. Таунсенда, к бедным следует относить тех у кого «не хватает ресурсов для приобретения продуктов питания, участия в социальной деятельности и обеспечении себя жизненными условиями, которые широко признаны в обществе, к которому они принадлежат».
Значительный опыт борьбы с бедностью был накоплен в США. В середине 60-х годов в CША была объявлена война бедности. Энтузиасты этого движения обратились к ученым, экономистам и социологам с просьб эй дать определение бедности, измерить ее, разработать npoграммы мы борьбы с ней, а затем оценить достигнутые результаты.
В качестве официального определения бедности было принято предложение М. Оршански, сделанное в 1965 г. для Администрации социального обеспечения США, в соответствии с которым черта бедности, или минимальный доход семьи, фиксировалась исходя из стоимости продуктов питания по принятому рациону (так называемый минимальный продовольственный план Департамента сельского хозяйства) для домашних хозяйств данного состава и размера, увеличенный втрое. Это определило значение так называемого общего, или подушного, индекса бедности - отношения числа бедных к общей численности населения. При разновременных и межстрановых сопоставлениях он рассматривается как показатель уровня бедности.
В виде альтернативы первому определению бедности было предложено понятие так называемого зазора бедности (в отечественной терминологии - дефицита дохода), т.е. размера дополнительного дохода, необходимого для выведения низкодоходной семьи на уровень прожиточного минимума. В 1986 г. совокупный зазор бедности (дефицит дохода) для всех бедных американских семей составлял 49,2 млрд долларов (1,2% ВНП).
По мнению ряда исследователей, приведенные выше определения бедности не вполне корректны, так как минимальная потребительская корзина может варьировать в зависимости от конкретных культурных, исторических и географических условий. Поэтому ими было предложено понятие относительной бедности семей, имеющих доход, составляющий менее половины среднего дохода семьи в стране.
Интересно, что некоторые исследователи считают расчетную оценку бедности, исходящую только из доходов, недостаточной и предлагают более полный показатель распределения населения по уровню жизни. Если под уровнем жизни понимать соотношение дохода и прожиточного минимума, то с этой точкой зрения трудно не согласиться.
Динамика уровня бедности. Под уровнем бедности, как было показано выше, понимается отношение числа бедных (устанавливаемого в соответствии с одним из приведенных выше определений) к общей численности населения. В последние 20--25 лет уровень бедности в США в целом несколько снижался. Бедными в меньшей степени, чем прежде, оказывались пожилые люди, в большей степени -- одиночки или семьи без отца.
По официальным данным, процент населения, находящегося за чертой бедности в США, сократился с 22,2 в 1960 г. до 13,6 в 1986 г. Он сохранялся между 11 и 13% в течение всех 70-х годов и увеличился в начале 80-х. Если оглянуться еще дальше назад, то в 1939 г. бедностью были охвачены около 2/3 населения страны.
Проблема бедности может изучаться в двух ракурсах: так сказать, «изнутри страны» и «извне страны», т.е. более укрупненно и в сопоставительном плане. Сочетание этих двух подходов можно считать взаимодополняющим. Особый интерес представляют для нас такого рода исследования, касающиеся развивающихся стран, поскольку по многим социально-экономическим показателям, а также по проблемам, стоящим перед обществом (прежде всего продовольственной), мы мало отличаемся от стран третьего мира.
Наиболее опасной с экономической, социальной и политической точек зрения формой бедности является застойная бедность -- ситуация, при которой бедность, локализованная в определенных группах общества или в отдельных регионах, воспроизводится систематически, т.е. когда несколько поколений людей не в состоянии преодолеть факторы и причины, однажды породившие бедность. Застойная бедность порождает необратимые изменения в образе жизни, психологии и т.д., которые начинают действовать как самостоятельные факторы.
Временная бедность - обратимое состояние, связанное либо с определенными этапами жизненного цикла семьи (например, бедность молодых семей с детьми), либо с сезонными колебаниями (например, бедность в сельских регионах, где доходы преимущественно связаны с личным подсобным хозяйством), либо с чрезвычайными обстоятельствами (потеря работы, временная потеря трудоспособности и т.д.). Проявления временной бедности относительно менее социально опасны.
В 80-х годах произошел дальнейший сдвиг акцентов в стратегии борьбы с бедностью. Ряд стран вынужден был заняться укреплением своей экономики после спада в 70-х - начале 80-х годов. Ограничения на социальные расходы возросли. Поднялись во весь рост вопросы эффективности таких расходов. Поэтому в «Докладе о мировом развитии в 1990 г.» уже приводится такой анализ и оцениваются перспективы снижения бедности в 90-х годах. В нем подчеркивается, что успех в борьбе с бедностью может быть достигнут только при работе одновременно в двух направлениях. Во-первых, стимулирование продуктивного использования главного капитала бедных - рабочих рук. Такая политика должна предусматривать мобилизацию рыночных стимулов, социальных и политических институтов, всей инфраструктуры и возможностей современных технологий. И, во-вторых, обеспечение населения основными социальными услугами (здравоохранение, питание, начальное образование).
Оба направления взаимно усиливают друг друга и не дают эффекта в отдельности.
Наиболее сложный момент здесь - что же означает перестройка экономики, ориентированная на борьбу с бедностью? Это особенно важно для нас - страны с невысоким уровнем жизни, который к тому же сейчас быстро падает.
В качестве наиболее прямого пути структурных преобразования в целях борьбы с бедностью предлагается всемерное развитие сельского хозяйства, что, по мнению специалистов ООН, позволит реализовать основные установки этой борьбы: обеспечить работой и доходами широкие массы бедствующих людей. Для преимущественного развития сельского хозяйства должны быть предусмотрены: пониженные налоги, кредиты, предоставление новой техники и технологий, соответствующая инфраструктура. В городах основное направление борьбы с бедностью - дальнейшее развитие сферы услуг.
Официальный подход к измерению бедности. От того, что мы подразумеваем под бедностью, зависят оценки масштабов ее распространения и уровень связанных с ней проблем. В мировой практике четко выделяются три основные концепции определения бедности: абсолютная, относительная и субъективная.
Для определения порога бедности в рамках относительной концепции в международной и отечественной статистической практике используются следующие методы:
* статистический -- для характеристики «бедности» как относительной категории;
* нормативный (с определением прожиточного минимума по потребительской корзине);
* комбинированный (питание определяется по нормативам, а остальное - по его доле в общих расходах);
* субъективный (проводятся опросы, какой доход респондент считает низким (высоким) для своей семьи);
* ресурсный (исходящий из возможностей экономики обеспечить прожиточный минимум и др.).
Статистический метод. Этот метод существует в двух разновидностях. В первом случае черта бедности устанавливается на уровне доходов, которыми располагают 15--20% самых малоимущих граждан страны; во втором --за минимум материальной обеспеченности принимается среднедушевой доход граждан, признанных обществом как наименее обеспеченное население, фактические затраты этой группы населения по отдельным статьям потребительских расходов в этом случае составляют структуру минимального потребительского бюджета.
Подобные методы являются наиболее простыми и наименее трудоемкими. В частности, Европейская статистическая комиссия (Евростат) получала информацию об уровне бедности в странах Европейского экономического сообщества следующим образом. «Порогом бедности» в данном случае считалась величина, равная половине медианного дохода населения страны. Медианный доход - делит ряд распределения населения по уровню дохода на две равные части.
Нормативный метод. Этот метод предполагает, что научные учреждения на основании исследований определяют набор товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека, разрабатывают нормы и нормативы потребления с учетом особенностей половозрастных групп населения.
Для построения и расчета прожиточного минимума используются потрбительские корзины товаров и услуг. Например, продовольственная корзина или корзина с провиантом дает информацию о наборе продуктов питания, обеспечивающих сбалансированное по калорийности, химическому составу и энергозатратам потребление человека, необходимое для жизнедеятельности взрослых, роста и развития детей, сохранения здоровья в пожилом возрасте.
Минимально нормы и. построенные на их основе потребительские корзины должны периодически уточняться (пересматриваться).
Комбинированный метод (нормативно-статистический). Набор продуктов питания, составленный из наиболее дешевых и доступных продуктов, соответствует физиологическим потребностям, энергозатратам (калорийности) и содержанию основных пищевых веществ, обеспечивает необходимые вкусовые качества, разнообразие пищи, соблюдение традиционных навыков организации питания. При составлении наборов учитывалась взаимозаменяемость товаров, содержащих одинаковые питательные вещества. Например, мясо, рыба, молоко, яйца служат источником белков; хлеб, крупы, макаронные изделия, сахар - источники углеводов.
В рационах выдержаны требования о содержании минеральных солей, кальция, фосфора, а также витаминов. Минимальные наборы продуктов питания отличаются относительно высоким удельным весом хлебопродуктов, молока, картофеля, овощей, что характерно для малообеспеченных групп населения и позволяет достичь необходимой калорийности и сбалансированности при использовании продуктов дешевого ассортимента. В некоторых странах, в частности в США, при расчете величины прожиточного минимума ограничиваются созданием набора основных продовольственных товаров и его стоимостной оценкой. Далее исходя из условного соотношения между величиной прожиточного минимума и стоимостью продовольственного набора как 3 к 1, определяется сама величина прожиточного минимум («черты бедности»).
Здесь надо иметь ввиду, что фактические расходы на питание средней американской семьи не превышают 15% всех потребительских расходов. Подобный метод расчетов приемлем и в нашей статистической практике, однако, соотношение между величиной прожиточного минимума и стоимостью продуктового набора должно быть иным.
Основные составляющие определения глубины и остроты бедности объединяются следующей формулой:
где Р - общий показатель бедности;
а - параметр, показывающий, о каком именно показателе бедности идет речь.
Используются также следующие показатели бедности: Ро (уровень бедности, %), Р1 - (индекс глубины бедности) и Р2 -- (индекс остроты бедности):
Zh- черта бедности отдельного домохозяйства h, которая зависит от его состава;
Yh - уровень дохода отдельного домохозяйства h;
q- количество бедных домохозяйств;
H- общее количество домохозяйств.
Для анализа могут быть взяты не домохозяйства, а члены этих домохозяйств. Каждое домохозяйство классифицируется как бедное или небедное относительно данной черты бедности, и затем каждый член домохозяйства рассматривается как бедный или небедный.
Таким образом, при а = 0 эта формула имеет следующий вид:
что и является показателем бедности, т.е. процентом домохозяйств (или членов домохозяйств, если таковые используются как единица измерения), которые относятся к бедным.
Уровень бедности придает равный вес каждому домохозяйству (члену домохозяйства), независимо от того, насколько ниже черты бедности его доходы, что, конечно, является недостатком этого показателя.
Если в результате помощи государства самое бедное домохозяйство получит пособие по нуждаемости и его доход станет только на один рубль ниже черты бедности, это, по логике вещей, означало бы, что степень бедности упала. Но уровень бедности (Ро) при этом остался бы неизменным, так как это домохозяйство по-прежнему будет рассматриваться как бедное, хотя фактически оно стало богаче, чем прежде.
Индекс глубины бедности Р1 (a = 1) в данном случае не остался бы прежним, а скорее всего снизился бы, указывая на то, что глубина бедности после выделения этого пособия сократилась:
Индекс глубины бедности Р1 (а=1), несмотря на свою большую информативность при расчетах затрат, требуемых для обеспечения предлагаемых социальных программ, придает равный вес каждому из дефицитов бюджета домохозяйства. Под дефицитом в данной формуле подразумевается величина Zh -- Yh / Zh.
Чтобы выделить те домохозяйства, которые находятся намного ниже черты бедности, следует придать больший вес более крупным дефицитам более бедных домохозяйств. В связи с этим показатель бедности Р2 (а--1) характеризует степень остроты бедности населения и определяется путем возведения в квадрат дефицита дохода конкретного домохозяйства:
Информация о работе Дифференциация доходов. Бедность. Проблема выравнивания доходов