Занятость и безработица в аграрном секторе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение вопроса занятости и безработицы в аграрном секторе экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать экономическую сущность и содержание сельского рынка труда;
2. Проанализировать занятость на селе и ресурсное обеспечение организации малого бизнеса сельскими безработными;
3. Рассмотреть направления стимулирования занятости сельского населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1 Экономическая сущность и содержание сельского рынка труда……4
1.1 Сельский рынка труда и особенности его функционирования в современной России………………………………………………………………………………...4
1.2 Основные проблемы занятости на селе и направления совершенствования его организации……………………………………………………………………...8
ГЛАВА 2 Занятость на селе и ресурсное обеспечение организации малого бизнеса сельскими безработными…………………………………………………15
2.1 Развитие сельских подворий и преодоление сельской безработицы…….…15
2.2 Оценка ресурсного обеспечения организации малого бизнеса сельскими безработными…………………………………………………………………….…18
ГЛАВА 3 Направления стимулирования занятости сельского населения……..24
3.1 Основные причины безработицы на селе…………………………………….24
3.2 Направления стимулирования альтернативной занятости на селе…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Безраб на селе 2012docx.docx

— 184.46 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Оценка ресурсного обеспечения организации малого бизнеса сельскими безработными

 

Современная ситуация с кадровым обеспечением сельского хозяйства весьма противоречива. В условиях обширной безработицы  на селе многие хозяйства нуждаются  в пополнении кадрового потенциала.

По данным опроса руководителей  сельскохозяйственных организаций, проведенного Центром социальной политики и мониторинга  сельского развития ВНИИЭСХ в 2012 г., 36% хозяйств испытывают дефицит рабочей силы. Но почти половина вакансий – это вакансии с заработной платой ниже прожиточного минимума. Эти рабочие места остаются вакантными из года в год. Кадровый дефицит, безусловно, связан и с региональной несбалансированностью рынка труда, несоответствием профессионально-квалифицированной структуры спроса и предложения рабочей силы, других ее качественных характеристик.

У 10% хозяйств, напротив, имеется избыток  работников. Но их не увольняют, поскольку  в округе другой работы нет и высвобождаемым остается только влиться в ряды безработных. В свою очередь избыток кадров сдерживает повышение заработной платы  действительно востребованному  контингенту работников. Таким образом, порочный круг замыкается.

Напряженная ситуация на сельском рынке  труда обусловливает массовые опасения потери работы, что дестабилизирует  социальную ситуацию на селе (табл. 7). В 2009 г., в разгар кризиса, эти опасения достигли апогея за период с 2005 г. Доля опасающихся потерять работу составила 2/3 от числа сельчан, работающих на предприятиях и в организациях. После чего она стала снижаться, но остается высокой – 45%.

Учитывая реальную и прогнозируемую ситуацию на аграрном рынке труда, обусловленную  ожидаемой модернизацией отрасли, становится очевидной огромная значимость развития на селе самозанятости и  малого предпринимательства, особенно в несельскохозяйственной сфере.

 

Таблица 7 - Опасения потери работы в ближайшие 2-3 года среди жителей села, работающих на предприятиях и в организациях (% от числа опрошенных)

 

Период 

Опасаетесь ли Вы потерять работу?

да

нет

затруднились с ответом

1

2

3

4

2006 г.

61,8

22,5

15,7

2007 г.

57,2

24,1

18,7

2008 г.

51,4

33,9

14,7

2009 г.

55,4

28,0

16,6

2010 г.

66,1

20,5

13,4

2011 г.

57,6

25,3

17,1

2012 г.

44,6

37,3

18,1


 

С 2009 г. государство в рамках мероприятий  по снижению напряженности на рынке  труда оказывает материальную поддержку  каждому безработному, намеревающемуся  организовать собственное дело, в  размере 58,8 тыс. руб. А начиная с 2010 г. – столько же на каждое дополнительно  создаваемое рабочее место. Это  обусловило значительное увеличение обращаемости сельских безработных в службы  занятости за содействием в организации  собственного дела.

 В 2011 г. в сельской местности открыли собственное дело 105,5 тыс. чел. Из них каждый третий создал дополнительное рабочее место. А всего в рамках мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в сельской местности в 2011 г. создано 141,5 тыс. рабочих мест. Это почти вдвое больше, чем в 2010 г., но по отношению к численности учтенных по методологии МОТ сельских безработных это только 7%.

Опрос жителей села показал, что готовых организовать собственное дело в случае потери работы меньше, чем неготовых: соответственно 37 и 44%. При этом 20% контингента, в принципе выражающего готовность к самозанятости и малому бизнесу, станут заниматься организацией своего дела только при материальной поддержке государства в виде субсидии либо льготного кредита (табл. 8).

 

Таблица 8 - Готовность жителей села к созданию своего дела в 2012 г.

 

Ответы на вопрос: «Готовы ли Вы открыть  какое-либо свое дело в случае потери работы?

% от числа респондентов, работающих  на предприятиях и в организациях

1

2

Да, готов(а)

17,1

Да, но только при получении субсидии от государства либо льготного кредита

 

19,9

Не готов(а)

44,0

Затрудняюсь с ответом

19,0


 

Среди причин, по которым жители села в случае потери работы не намереваются организовать самозанятость либо малое  предпринимательство, в общей сложности  преобладают причины социально-психологического и демографического характера, например, такие, как нехватка знаний, возраст  и состояние здоровья, нежелание  обременять себя и нести ответственность, боязнь прогореть (табл. 9).

 

Таблица 9 - Причины, по которым жители села не готовы создать свое дело в 2012 г.

 

Ответы на вопрос: «По каким причинам Вы не готовы создать какое-либо свое дело в случае потери работы?»

% от числа респондентов, не готовых  создать свое дело

1

2

Собственных средств для этого  нет, а государственная субсидия недостаточна. Кредит, хотя и льготный, надо отдавать, да и оформить его  трудно

 

 

34,0

Боюсь прогореть

29,4

Нет здоровья и годы уже не те

27,9

Не хватает знаний

20,0

Не хочу обременять себя такой ответственной  работой

15,2

Другое

5,8


 

Но основной является стартовая  экономическая причина: 34% опрошенных не имеют первоначального капитала, а размер государственной субсидии считают недостаточным. Воспользоваться  кредитом также не решаются, поскольку  его надо отдавать, да и оформление заемных средств затруднительно.

На финансовые трудности как  основную причину, мешающую развитию малого бизнеса на селе, указало и 88% опрошенных нами руководителей сельскохозяйственных организаций (табл. 10).

 

Таблица 10 - Причины, мешающие, по мнению руководителей сельскохозяйственных организаций,  развитию малого бизнеса на селе в 2012 г.

 

Причины

Количество респондентов, указавших  на данную причину, %

1

2

Финансовые трудности

87,7

Нехватка знаний

55,4

Ориентация на переезд на постоянное местожительство в город

 

46,2

Отсутствие рыночного менталитета (привычка работать в коллективе, нести  ограниченную ответственность, не рисковать  и т.д.)

 

 

45,6

Демографические причины (возраст, состояние  здоровья)

 

41,0

Другое

4,6


 

В этой связи особый интерес представляют мнения сельчан о размере субсидии, необходимой для организации  своего дела. По мнению 49% респондентов это 100-500 тыс. руб. Две пятых опрошенных оценивают необходимую субсидиарную помощь государства в 500 тыс. руб. и  выше. И только 5-6% считают достаточным  существующий уровень поддержки  – до 60 тыс. руб. (табл. 11).

В том, что касается сферы самозанятости  и предпринимательства, основные предпочтения, как и сейчас, отдаются сельскому  хозяйству (табл. 12). Сельскохозяйственным предпринимательством занялись бы 45% опрошенных при условии получения субсидии в необходимом, по их представлениям, размере. На втором месте – торговая деятельность (29%), на третьем – бытовое обслуживание населения (14%).

Таблица 11 - Минимальный размер субсидии, необходимый, по мнению жителей села, работающих на предприятиях и в организациях, для организации самозанятости либо малого бизнеса в случае потери работы, 2012 г.

 

Минимальный размер

субсидии, руб.

% от числа респондентов, работающих  на предприятиях и в организациях

1

2

До 60 тыс.

5,8

От 60 тыс. до 100 тыс.

4,5

От 100 тыс. до 500 тыс.

49,2

От 500 тыс. и выше

40,5


 

На организацию сельского туризма, промысловой и ремесленнической деятельности, заготовку и переработку  дикорастущих плодов и ягод нацелены всего 4-6% респондентов. Из этого следует, что для развития данных видов  деятельности на селе надо создавать  дополнительные преференции.

Проблема занятости на селе, несмотря на определенные подвижки в ее решении, остается острой, особенно учитывая недостоверность  информации об уровнях занятости  и безработицы.

В среднем за первое полугодие 2012 г., по данным официальной статистики, уровень общей безработицы на селе составил 10,3% против 5,9% в городе. Между тем, федеральное содействие регионам по снижению напряженности на рынке труда идет на убыль.

Таблица 12 - Виды деятельности, которыми стали бы заниматься жители села в случае потери работы и получении субсидии на организацию своего дела в необходимом для них размере, 2012 г.

 

Виды деятельности

% от числа респондентов, работающих  на предприятиях и в организациях

1

2

Сельскохозяйственное предпринимательство

45,4

Сельский туризм

5,9

Сельская торговля

29,3

Бытовое обслуживание

13,7

Народные промыслы, ремесла

4,3

Заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод и.т.д.

 

5,0

Другое

17,9


 

В 2010 и в 2011 гг. сумма субсидий, фактически израсходованных из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, равнялась 35,6 млрд руб. (табл. 13). Объем недофинансирования против ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на эти цели, за два года составил 11,8 млрд руб.

В 2012 г. на реализацию региональных программ по снижению напряженности на рынке труда предусмотрено выделить только 27,8 млрд руб. В 2013 г. на решение проблем занятости по линии Минздравсоцразвития выделяется всего 1,5 млрд руб. При этом федеральная поддержка организации самозанятости и малого бизнеса безработными гражданами не предусмотрена совсем.

Принята Государственная программа развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг., составной частью которой является федеральная целевая программа по устойчивому развитию сельских территорий. В Госпрограмме предусмотрены механизмы поддержки малого бизнеса в АПК, а в ФЦП устойчивого развития сельских территорий – формирование несельскохозяйственных видов деятельности. Но эти средства крайне ограничены. Поэтому, учитывая сложную ситуацию на сельском рынке труда, необходимо пролонгировать, по крайней мере для сельских территорий, мероприятия по содействию развития малого предпринимательства и самозанятости безработных, а также пересмотреть вопрос о размере субсидии на организацию собственного дела, которая остается фиксированной в течение трех лет.

Таблица 13 - Объем субсидий, выделенных из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по снижению напряженности на рынке труда (млрд руб.)

 

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

1

2

3

4

Предусмотрено в ФБ

43,5

39,5

27,8

Фактически израсходовано

35,6

35,6

18,3*)

Объем недофинансирования

7,9

3,9

9,5

%

18,2

9,9

34,2


*) За январь-август.

 

Базой для расчета этой субсидии является 12-кратная величина максимального  пособия по безработице, составляющего 4900 руб. Это ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, который  еще в 2009 г. равнялся 5572 руб., а во II кв. 2012 г. составил 6913 тыс. руб.

При этом пособие, а, следовательно, и субсидия остаются фиксированными, не говоря уже о реальных запросах сельчан. По существу выделяемые средства на организацию своего дела и субсидиями-то неправомерно называть. Это сжатые по времени пособия по безработице, которые все равно бы государство выплачивало в течение года.

Информация о работе Занятость и безработица в аграрном секторе России