Занятость и безработица в аграрном секторе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение вопроса занятости и безработицы в аграрном секторе экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать экономическую сущность и содержание сельского рынка труда;
2. Проанализировать занятость на селе и ресурсное обеспечение организации малого бизнеса сельскими безработными;
3. Рассмотреть направления стимулирования занятости сельского населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1 Экономическая сущность и содержание сельского рынка труда……4
1.1 Сельский рынка труда и особенности его функционирования в современной России………………………………………………………………………………...4
1.2 Основные проблемы занятости на селе и направления совершенствования его организации……………………………………………………………………...8
ГЛАВА 2 Занятость на селе и ресурсное обеспечение организации малого бизнеса сельскими безработными…………………………………………………15
2.1 Развитие сельских подворий и преодоление сельской безработицы…….…15
2.2 Оценка ресурсного обеспечения организации малого бизнеса сельскими безработными…………………………………………………………………….…18
ГЛАВА 3 Направления стимулирования занятости сельского населения……..24
3.1 Основные причины безработицы на селе…………………………………….24
3.2 Направления стимулирования альтернативной занятости на селе…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Безраб на селе 2012docx.docx

— 184.46 Кб (Скачать файл)

В 2011 г. поток иностранных туристов в Россию составил 2,1 млн человек. А в соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г. поток иностранных гостей должен вырасти до 35-36 млн человек. По оценкам ВТО, емкость въездного туристического рынка в России при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры еще больше – 40 млн туристов.

Можно предположить, что 10% (а это 4 млн человек) потенциальной массы  зарубежных туристов будет отдыхать в сельской местности. При этом выручка  хозяев гостевых домов составит 1 млрд долл., а поступления в консолидированный  бюджет страны от деятельности по обслуживанию иностранных агротуристов – 60 млн  долл. Кроме того, учитывая, что, по оценкам  экспертов, каждый иностранный турист тратит за время тура дополнительно  в среднем 1 тыс. долл., за счет въездного  агротуризма можно привлечь в  страну в расчете на год дополнительно 4 млрд долл.

Если принять во внимание, что  отдых в сельском гостевом доме обходится  в 4-5 раз дешевле по сравнению  с зарубежным туром, на сельский отдых  могут переориентироваться не менее 10% отдыхающих за рубежом россиян. А  это 1,1 млн чел. При этом 1,5 млрд валюты в расчете на год не будут вывезены за рубеж. Выручка хозяев сельских домов  составит более 8 млрд руб., а налоговые  поступления в бюджет – 0,5 млрд руб. в год.

Развитие агро- и экологического туризма названы в числе направлений  увеличения рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности, предусмотренных  Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденных распоряжением  Правительства России от 30 ноября 2010 г. № 2136-р.

Таким образом, альтернативная занятость  в сельской местности – это одно из необходимых условий как роста эффективности в аграрном секторе  так и сокращения феномена сельской бедности. Альтернативная занятость в сельской местности является необходимой и вынужденной мерой, поскольку:

1) несельскохозяйственные виды  деятельности являются важным  источником дохода для сельского  населения в этих странах, 

2) несельскохозяйственная деятельность  включает в себя как найм  на новую работу, так и самозанятость  (собственный бизнес),

3) занятость в несельскохозяйственном  секторе больше характерна для  бедных домохозяйств (факторы нужды),

4) после распада сельскохозяйственных  предприятий ведение сельского  хозяйства можно чаще рассматривать  как стратегию существования  с меньшей механизацией, неспособностью  использования покупных ресурсов  и низкой степенью маркетинга  продукции. 

Выделены следующие факторы, повлиявшие на альтернативную занятость в сельской местности (несельскохозяйственную занятость) – социальные и семейные взаимосвязи, доступность ресурсов (земля, сооружения, техника), состояние сельской инфраструктуры (как физической, так и институциональной), доступ к рынкам, кредиту и программам обучения и переобучения, система рыночной информации. В качестве примера создания альтернативных форм занятости можно привести: возрождение народных промыслов – вышивка, вязание и  плетение из бересты; агротуризм; пуховязальное производство; сбор, переработка и дальнейшая реализация дикорастущих ягод и грибов, кедрового ореха, лекарственных трав и т.д.[9, c.22]

По профессионально-квалификационному  уровню доходов альтернативной занятости выделяются:

- квалифицированная, достаточно хорошо оплачиваемая работа (частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды, ремонт бытовой техники,строительные работы и т. п.);

- работа, не требующая квалификации (мелкая торговля, «челночный» бизнес, оказание различных услуг). Работа такого рода может давать как очень высокий, так и низкий доход.

По способу осуществления неформальной деятельности и получения доходов  выделяются:

- индивидуально занятые работники; работники и владельцы мелких незарегистрированных производственных единиц;

- официально не оформленные работники в зарегистрированных организациях;

- неучтённая, укрываемая от налогообложения деятельность предприятий формального сектора, приносящая их сотрудникам неучтенные доходы;

- неучтённая деятельность работников формального сектора, осуществляемая на рабочем месте.

По статусу занятых в неформальном секторе выделяются лица:

- занятые только в неформальном секторе;

- лица, занятые как в неформальном, так и в формальном секторе.

Все виды неформальной (альтернативной) занятости имеют общую черту - нестабильность, связанную с ограничением доступа к рынку капитала, учреждениям профессиональной подготовки, системе социального обеспечения, лишением правовой защиты. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рынок труда понимается нами как  система общественных отношений, социальных норм институтов, обеспечивающих воспроизводство, обмен и использование труда.

            В классификации безработных  первое место занимают лица, длительное 
время не имеющие работы, что может быть вызвано рядом причин: спадом 
производства, структурными изменениями, типом поведения работников на рынке труда и т.п. Ко второй категории безработных относятся лица, потерявшие работу не по своей воле. Подавляющее большинство из них - работники, высвобожденные в связи с сокращением производства. Третья категория безработных - взрослые работники от 25 лет и старше. Четвертая категория безработных - те, кто ищет работу на полное рабочее время. Пятая категория безработных характеризует общий уровень безработицы, то есть отношение численности безработных ко всей рабочей силе.

Проблемы  формирования российского рынка  труда нельзя решить без 
государственной поддержки. Государство должно стать катализатором в 
сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов, местных 
органов власти в обеспечении максимальной и эффективной занятости.

Многое  можно сделать в рамках предприятий, но при поддержке органов власти. Это - решение проблем излишней рабочей илы путем создания альтернативной занятости, расширение производства предметов потребления, переобучения, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличение сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, сокращает период вынужденной безработицы.

Характеризуя состояние сельского  рынка труда, необходимо отметить, что  данные официальной статистики не отражают действительного положения вещей: численность занятых завышается, а численность безработных занижается.

Осуществление эффективной и перспективной  политики занятости требует прогнозирования основных показателей занятости и развития трудовых ресурсов, развертывания фундаментальных исследований в этой области. Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая качественно меняется. Программа поддержки рынка труда в России будет продолжена, заявил Президент Дмитрий Медведев.

Достижение прогнозных показателей  рынка труда осуществляется в соответствии с картой проекта «Развитие рынка труда» по реализации Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2015 года, Государственной программой «Содействие занятости населения». Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда.

 

Список литературы

 

1. Концепция устойчивого развития  сельских территорий Российской  Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской  Федерации от 30.11.2010 г. № 2136-р. 

2. Постановление Правительства  Российской Федерации от 31.12.2008 г.  № 1089 «О предоставлении субсидий  из федерального бюджета бюджетам  субъектов Российской Федерации  на реализацию дополнительных  мероприятий, направленных на  снижение напряженности на рынке  труда субъектов Российской Федерации» (с изменениями, внесенными 20.05.2009 г.).

3.         Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007.

4.         «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 1089. [Электронный ресурс]. http://government.consultant.ru/doc.asp?ID=50134

5 Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на период до 2020 года» (проект). – М.: ГНУ ВНИИЭСХ, 2010. – 62

6.         Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга (одиннадцатый выпуск). М.: Минсельхоз России, ГНУ ВНИИЭСХ, ФГНУ «Росинформагротех», 2010.

7. Бондаренко Л.В. Уровень жизни населения регионов , № 3, 2013. – С. 24-32.

8. Бондаренко Л.В. Состояние и особенности сельского рынка труда, № 12, 2011. – С. 24-32.

9. Вавилова Н. Инициировать и отрабатывать новые (альтернативные) формы содействия занятости// Человек и труд.- 2010.- 12.- С.22-24.

10. Власова Н., Кулешова Е. Российский рынок труда в 2011 году// Человек и труд.- 2012.- №4.- С.40-41.

11. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д. Безработные: особенности российского бытия//Социс.- 2011.- 12.- С.67-75.

12. Голландцева Т., Временная занятость как форма активного содействия занятости безработных граждан// Человек и труд.-2012, № 11, С.25-27.

13. Кашепов А. Об оценке эффективности политики на рынке труда в 8. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга, 2010 г.: науч. изд. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2011. – 264 с.

14. Колесникова О. Рынок труда в 2011 году. Прогнозы на 2-е полугодие 2012г. «И снова рынок кандидата // Кадровый холдинг (www.ancor.ru)

15. Коровкин А.Г., Парбузин К. Оценка  несбалансированности спроса и предложения на российском рынке труда//Проблемы прогнозирования. 2012.-4.- С 57-60.

16. Котляр А. Возможности минимизации безработицы в России// Человек и труд.- 2011.№ 9.- С.42-44.

17. Кязимов К. Политика занятости и профессиональные ресурсы (рынок труда: прогнозы и реальность)// Вопросы экономики - 2010.- 7.- С.35-36.

18. Моськин Р. Повышение качества трудовых ресурсов// Человек и труд.-2011.-9.- С.50-51.

19. Обследование населения по проблемам занятости.- М.: Госкомстат, 2010.

20. Обследование населения по проблемам занятости.- М.: Госкомстат, 2011.

21. Орлова Е. О формировании системы гарантий обеспечения занятости населения// Человек и труд.- 2010.- 12.- С.50-53.

22. Подвербных О. Опережающая переподготовка и непрерывное образование залог эффективной занятости// Человек и труд.- 2013.- 2.- С.37-38.

23. Прокопов Ф., Малеева Т. Политика противодействия безработице. М.: - РоссПЭН. 2007. с.92-98

24. Общая экономическая теория. Политэкономия, /Под ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. – М.: ПРОМО-МЕДИА, 2004г.

25. Савкина Л. Перспективу работы открывает профобучение // Трудинформ.- 2010.- 11- С.1-3.

26. Седлов А., Карев В. Оценка эффективности работы службы занятости// Общество и экономика.- 2011.- 12.- С.126-136.

27. Шулус А., Мкртчян Г. Проблемы  молодежного рынка труда//Общество  и экономика. 2013.- 1, С.142-15

28. www.orenburg-gov.ru

29. www.orinfo.ru

30. www.economy.orb.ru

 

 

 

 

 


Информация о работе Занятость и безработица в аграрном секторе России