Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 12:34, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение вопроса занятости и безработицы в аграрном секторе экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать экономическую сущность и содержание сельского рынка труда;
2. Проанализировать занятость на селе и ресурсное обеспечение организации малого бизнеса сельскими безработными;
3. Рассмотреть направления стимулирования занятости сельского населения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1 Экономическая сущность и содержание сельского рынка труда……4
1.1 Сельский рынка труда и особенности его функционирования в современной России………………………………………………………………………………...4
1.2 Основные проблемы занятости на селе и направления совершенствования его организации……………………………………………………………………...8
ГЛАВА 2 Занятость на селе и ресурсное обеспечение организации малого бизнеса сельскими безработными…………………………………………………15
2.1 Развитие сельских подворий и преодоление сельской безработицы…….…15
2.2 Оценка ресурсного обеспечения организации малого бизнеса сельскими безработными…………………………………………………………………….…18
ГЛАВА 3 Направления стимулирования занятости сельского населения……..24
3.1 Основные причины безработицы на селе…………………………………….24
3.2 Направления стимулирования альтернативной занятости на селе…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
Обеспечение продуктивной занятости
– это главный рычаг
В 2010 г. Минздравсоцразвития РФ приступило к проведению эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим на основе социального контракта. Помощь оказывается на период от трех до шести месяцев в размере дефицита дохода до прожиточного минимума и может быть использована в основном на организацию и развитие производственной деятельности семьи. Но как на эти средства и за такой короткий срок можно создать либо расширить какое-либо производство, если семья недоедает, не удовлетворяются самые насущные потребности домохозяйства?
Вызывает недоумение и такая
позиция подготовленных Минздравсоцразвития
РФ рекомендаций по проведению данного
эксперимента: если безработный –
член малоимущей семьи – получил
субсидию на организацию своего дела,
то такая семья не может рассчитывать
на помощь по социальному контракту.
То есть или субсидия, или пособие
по бедности. Другой альтернативы нет.
Думается, такой подход не может
принести положительный результат
ни в борьбе с безработицей, ни в
борьбе с бедностью. Для преодоления
этих социальных пороков, ускорения
экономического роста и социальной
стабилизации в сельских территориях
необходим межведомственный подход,
другие ресурсы и более эффективные
организационно-экономические
3 Направления стимулирования
3.1 Основные причины безработицы на селе
Сфера занятости населения является
первоочередным и наиболее ярким
катализатором финансового и
экономического кризиса. Анализ данных
проводимого
Можно выделить три основные причины
широкомасштабной безработицы на селе.
Первая – это структурная
За период с 4 марта 2009 г., когда начался мониторинг рынка труда, по 28 июля 2012 г. количество сельскохозяйственных организаций, в которых началось массовое высвобождение работников, увеличилось в 4,4 раза, тогда как в целом по Российской Федерации – в 3,3 раза и достигло соответственно 8,9 и 1,7%. Опережающими темпами растет в отрасли и численность работников организаций, в которых осуществлялось высвобождение работников по инициативе администрации. За 2 года анализируемых года в сельском хозяйстве она увеличилась в 3 раза, тогда как по всем видам экономической деятельности – только в 1,8 раза (табл. 15).
Вместе с тем, необходимо отметить,
что за период наблюдения численность
уволенных из сельхозорганизаций увеличилась
в меньшей мере (в 5,1 раз), чем общая
численность уволенных (в 5,5 раза). Этот
на первый взгляд противоречивый факт
объясняется достаточно просто: в
отрасли шел более масштабный
процесс перевода лишних рабочих
рук в запас посредством
Эти манипуляции позволяют
Таблица 15 - Данные мониторинга рынка труда в Российской Федерации
Показатели |
4.03.2010 |
30.12.2011 |
28.07.2012 |
Количество организаций, участвующих в мониторинге, - всего |
25688 |
68845 |
84954 |
к общему количеству организаций, % |
0,5 |
1,4 |
1,7 |
из них сельхозорганизаций |
1197 |
4080 |
5252 |
к их общему числу, % |
2,0 |
6,9 |
8,9 |
Среднесписочная численность работников - всего, тыс. человек |
8884,7 |
13634,1 |
15557,6 |
из них в сельхозорганизациях, тыс. человек |
166,9 |
413,4 |
499,7 |
Численность уволенных с начала высвобождения - всего, тыс. человек |
234,2 |
870,3 |
1289,3 |
из них из сельхозорганизаций |
5,6 |
18,3 |
28,8 |
Так, в сельскохозяйственных организациях за 2010 г. в 8 раз выросли простои по вине работодателя, в 6 раз увеличилась численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, и почти вдвое выросло количество работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации. При этом в целом по экономике простои сократились, а число работающих неполное время и отправленных в вынужденные отпуска увеличилось в 1,7 раза. Искусственное сдерживание высвобождения избыточной рабочей силы отрицательно сказывается на уровне заработной платы работников сельскохозяйственных организаций.
В 2011 г. по мере стабилизации финансово-экономической ситуации проявления скрытой безработицы и массовые увольнения стали затухать. Но в сельхозорганизациях эти процессы идут медленнее, чем по экономике в целом (табл. 15).
Таблица 15 - Вынужденная неполная занятость в организациях, участвующих в мониторинге рынка труда в Российской Федерации, тыс. человек
Показатели |
4.03.2010 |
30.12.2011 |
28.07.2012 |
Работники, находящихся в простое по вине работодателей – всего |
209,4 |
202,0 |
69,8 |
из них в сельхозорганизациях |
0,3 |
2,5 |
1,8 |
Работники, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации – всего |
475,5 |
1296,9 |
598,4 |
из них в сельхозорганизациях |
9,8 |
56,4 |
40,7 |
Работники, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации – всего |
87,2 |
149,2 |
48,1 |
из них в сельхозорганизациях |
3,2 |
6,0 |
4,8 |
Вследствие искусственного сдерживания увольнений в сельхозорганизациях в 2009-2010г г. темпы роста открытой безработицы в сельской местности были намного ниже, чем в городской. Если численность безработных горожан в экономически активном возрасте увеличилась на 42%, то прирост численности безработных сельчан составил 18,8%.
Таблица 16 - Численность безработных и уровень общей безработицы в экономически активном возрасте (в среднем за год)
Показатели |
Безработные, тыс. чел. |
Уровень безработицы, % |
Городское население | ||
2009 |
2979 |
5,2 |
2010 |
4219 |
7,5 |
Сельское население | ||
2009 |
1813 |
9,6 |
2010 |
2154 |
11,3 |
Тем не менее, уровень безработицы на селе в 1,5 раза выше, чем в городе. Невостребованное рынком труда предложение рабочей силы на селе за год увеличилось с 1,8 млн до 2,2 млн человек. На селе уровень общей безработицы в экономически активном возрасте (15-72 лет) превысил критическую массу, которая, по международным оценкам, составляет 10%, и достиг 11,3%, тогда как в городе он значительно ниже предельно допустимой черты – 7,5% .
3.2 Направления стимулирования альтернативной занятости на селе
Для решения проблемы занятости
сельского населения
С переходом отечественного сельского
хозяйства к новому технологическому
укладу и повышением производительности
труда сокращение занятости в
агросфере становится неизбежным. И
чтобы сохранить село как подсистему
общества, выполняющую не только производственную,
но множество других важных общенациональных
функций, необходимо диверсифицировать
его экономику путем
В России практически первый шаг
в направлении стимулирования альтернативной
занятости на селе предпринят в Государственной
программе «Развитие сельского
хозяйства и регулирование
В ней предусмотрена выдача из федерального и региональных бюджетов субсидий на погашение части процентной ставки по кредитам, полученным сельскохозяйственными и другими организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на организацию первичной и последующей промышленной переработки агропродукции.
Субсидированные кредиты предусмотрены также на развитие в сельской местности туризма, народных промыслов и ремесел, торгового, бытового и социально-культурного обслуживания, заготовки и переработки дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья. Получателями этих кредитов являются личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Что касается практической реализации этих мер, то пока она незначительна. Недостаточно и самих мер, предусмотренных в Госпрограмме, чтобы ощутимо ускорить диверсификацию сельской экономики.
Учитывая большой
В этом пакете предусмотрены меры:
- по расширению круга получателей субсидированных кредитов на развитие несельскохозяйственной деятельности на селе;
- введению налоговых и таможенных льгот для хозяйствующих субъектов, открывающих несельскохозяйственное дело;
- воссозданию на селе промысловой кооперации;
- правовой регламентации открытия агрохолдингами и другими интегрированными бизнес-структурами, ведущими сельскохозяйственное производство, рабочих мест в несельскохозяйственной сфере для трудоустройства высвобождаемых работников.
В пакете мер предусмотрены также преференции в государственной поддержке регионам с особо напряженной ситуацией на сельском рынке труда.
Одним из наиболее перспективных направлений
развития малого бизнеса в
Агротуризм в России с
ее огромным природным и
Информация о работе Занятость и безработица в аграрном секторе России