Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 21:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – оценить инвестиционную привлекательность отдельных отраслей экономики и России в целом в целом.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
Дать понятие и критерии инвестиционной привлекательности отрасли.
Провести обзор методик оценки инвестиционной привлекательности.
Дать общую экономическую характеристику России.
Оценить инвестиционный климат.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы оценки инвестиционной привлекательности………………………………………………………..5
Инвестиции: понятия, и критерии инвестиционной привлекательности……………………………………………..5
Методы оценки инвестиционной
привлекательности..………..……………………………10
Глава 2. Инвестиционная привлекательность
России...………… …..………………………………......................18
2.1 Привлечение иностранных инвестиций
в нашу страну….………………………………………...................18
2.2 Откуда в России
берется валюта.…………………………………………………….20
2.3 Манок на инвестора……..……………………………………..23
2.4 Цена строительства…………………………………….............28
2.5 Ресурсы. миф и реальность……………………………………33
2.6 Энергия и транспорт…………………………………………...37
2.7 Налогообложение……………………………………………....39
2.8 Заработная плата……………………………………………….43
2.9 Доказательство теоремы……………………………………….54
Заключение………………………………………………………..............62
Список использованной литературы…………………………………….63
Одна из существующих методик предлагает оценивать инвестиционную привлекательность отрасли по различным группам показателей, которые могут быть представлены в виде системы (рис. 1.3)5.
Система представляет собой структурированную совокупность различных коэффициентов, значений показателей в натуральном выражении, а также показателей динамики.
Рис. 1.3. Система показателей для сравнительной оценки отраслей промышленности
Промышленность и связь, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт относятся к базовым отраслям экономики. Наиболее важным показателем, характеризующим динамику развития базовых отраслей в целом, является индекс физического объема базовых отраслей, – это индекс физического объема выпуска товаров и услуг базовых отраслей экономики.
Можно предложить следующие показатели объема6:
- объем произведенной в отрасли продукции;
- количество производственного персонала отрасли;
- объем прибыли;
- количество предприятий в
Валовые показатели динамики, используемые для анализа инвестиционной привлекательности отрасли:
- абсолютный прирост объема произведенной продукции;
- абсолютный прирост прибыли и т. д.
Финансовые коэффициенты представляют собой:
- коэффициент общей
- удельная выработка на одного рабочего;
- средняя удельная прибыль
К относительным показателям
- структура занятости по
- структура прибыли по отраслям промышленности;
- структура выручки по отраслям промышленности.
Индексные показатели включают:
- индекс физического объема производства;
- индекс прибыли;
- индекс рентабельности и т. д.
Вычислив необходимые значения и сравнив их между собой можно сделать выводы об инвестиционной привлекательности той или иной отрасли промышленности.
Кандидат экономических наук, старший менеджер аудиторско-консультационной фирмы ЮНИКОН Серпилин А. в своей статье «Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия» оценку привлекательности отрасли предлагает проводить по следующему алгоритму7.
Прежде всего, необходимо получение ответов на следующие вопросы:
1. Каковы основные экономические показатели, характеризующие отрасль?
Отрасли в значительной степени отличаются друг от друга по таким характеристикам, как: размеры рынка, масштабы конкуренции, темпы роста рынка, число фирм-покупателей (продавцов) и их относительные размеры, сложность вхождения в отрасль и выхода из нее, степень вертикальной интеграции продавцов, темпы технологических изменений, размеры экономии на масштабах производства и эффект кривой опыта, степень стандартизации или дифференциации продукции фирм-конкурентов, доходность (прибыльность).
2. Какие конкурентные силы
Уровень конкуренции определяется
пятью силами: соперничеством между
продавцами внутри отрасли, наличием привлекательных
товаров-субститутов, возможностью вхождения
в отрасль новых конкурентов,
влиянием поставщиков и способностью
потребителей диктовать свои условия.
Задачей анализа конкуренции
в отрасли является оценка каждой
силы, определение того, насколько
слабо или сильно ее давление и
затем продумывание конкурентной стратегии,
на которую следует
3. Что вызывает изменение в
структуре конкурентных сил
Условия в отрасли и уровень конкуренции изменятся, поскольку определенные силы находятся в движении и способствуют или прямо приводят к переменам. Наиболее часто встречающимися движущими силами являются изменения в долгосрочных тенденциях экономического роста отрасли, изменения в составе потребителей, внедрение новых продуктов, выход на рынок или уход с него крупных фирм, глобализация, изменение структуры затрат и производительности, переход потребительских предпочтений к стандартным продуктам от дифференцированных, влияние изменений в законодательстве и в политике правительства, изменение общественных ценностей и образа жизни, уменьшение неопределенности и степени риска. Правильный анализ движущих сил и их влияния на ситуацию в отрасли – предпосылка для грамотной разработки стратегии.
4. У каких компаний наиболее сильные / слабые конкурентные позиции?
Разработка карты
5. Кто, скорее всего, определяет,
в какой области пойдет
Этот аналитический шаг
6. Какие ключевые факторы
Ключевые факторы успеха – это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая фирма должна обеспечить (или стремиться к этому), чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха. Определение ключевых факторов успеха фирмы с учетом ситуации в отрасли и уровня конкуренции является важнейшей аналитической задачей. Часто фирмы могут достичь значительного конкурентного преимущества, принимая во внимание при реализации своей стратегии ключевые факторы успеха и обеспечивая себе преимущество перед конкурентами именно по этим факторам. Фирмы, которые имеют лишь туманное представление о том, какие факторы являются действительно решающими для долгосрочного успеха в конкурентной борьбе, вряд ли смогут разработать стратегию, ведущую к победе.
7. Насколько привлекательна
Ответ на этот вопрос является одним из наиболее важных для стратегии фирмы. Если делается вывод о том, что данная отрасль является привлекательной, на вооружение обычно берется агрессивная стратегия для создания прочной конкурентной позиции, расширения продаж и осуществления инвестиций в развитие производственной базы и обновление оборудования. Если отрасль относительно малопривлекательная, то: а) компании, не относящиеся к данной отрасли и рассматривающие вопрос о присоединении к ней, могут решить его отрицательно и начать поиск других возможностей, б) слабые компании могут слиться с конкурентами или быть поглощены последними, в) сильные компании могут ограничить дальнейшие инвестиции и ориентироваться на стратегии снижения затрат и/или на инновационные стратегии (выпуск новой продукции) для повышения долгосрочной конкурентоспособности и обеспечения прибыльности. Иногда отрасль, в целом непривлекательная, может оказаться привлекательной для имеющей хорошие позиции фирмы, обладающей необходимыми ресурсами и мастерством для того, чтобы отобрать бизнес у слабых конкурентов.
Ответы на перечисленные вопросы
формируют основу для понимания
среды, в которой действует
В рамках рассматриваемого анализа используется набор приемов и методических подходов, который позволяет максимально объективно оценить изменяющиеся условия и определить характер и уровень конкурентной борьбы в отрасли. Алгоритм его проведения состоит из двух этапов и включает оценку уровня интенсивности конкуренции и стадии ее развития.
Ключевое место в данном анализе отводится изучению конкурентной борьбы – первый этап8.
Вторым этапом является определение стадии развития отрасли. Для этого используются показатели, характеризующие темпы роста, ее потенциал, эволюцию продуктов и технологии.
На базе сопоставления поэтапных
результатов оценивается
Оценив стадию развития анализируемой
отрасли, специалист по стратегическому
планированию может воспользоваться
базой стандартных
- низкая доходность. Замедляющийся
рост, возросшая конкуренция , периодически
возникающий избыток
- падение темпов роста. Оно
порождает острую конкуренцию
за долю на рынке. Большое
распространение приобретает
- сильное влияние конкуренции
на издержки. Ужесточаясь, она
вынуждает фирмы сокращать
- усиление международной
При анализе внешней среды большое значение придается прогнозированию изменений конъюнктуры спроса и предложения на внутренних и внешних рынках и оценке тенденций развития отрасли на средне- и долгосрочную перспективу.
Необходимо также отметить, что каждая отрасль специфична и может оцениваться по разным показателям. Наиболее важными показателями, отражающими динамику развития промышленности, являются9:
- индекс промышленного
- объем промышленного
Глава 2. Инвестиционная привлекательность России.
2.1. Привлечение иностранных
Нельзя починить то, что не сломано. (Первый закон ремонта из "Законов Мерфи")
Ключевым моментом для понимания ситуации в нашей стране является вопрос о привлечении иностранных инвестиций.
Все годы перестройки и
реформ практически на любой газетной
странице, посвященной проблемам
экономики, можно было встретить
минимум два-три совета, что нужно
сделать для привлечения
На инвестиции был весь расчет. Не было только иностранных денег, а все остальное было - заводы, оборудование, технологии, квалифицированные рабочие и инженеры, богатейшие ресурсы.
"Приидите и володейте!"
И вот уже "мир капитала" нам не враг, а партнер. Двери открыты - можно купить почти любые предприятия, вложить доллары в фермы, шахты, нефтяные месторождения. И не одни мы - бывшие соцстраны открылись тоже. Вся Чехия скуплена немцами на корню!
Конечно, кое-какие иностранные деньги у нас все же были - от продажи довольно широкого диапазона товаров. Даже микросхемы мы продавали, хотя сырье в экспорте превалировало.
И, заметьте, вырученные от продажи наших ресурсов доллары тоже оказалось легко вложить. В государственные облигации США, в производство электроники в Юго-Восточной Азии, в туристический бизнес Италии и недвижимость Испании. Ведь дверь для капиталов открыта в обе стороны! Об этом не говорили пропагандисты мирового рынка, непонятно почему. Надо было хотя бы предупредить о такой неприятной особенности экономической свободы.
Годы шли, а инвестиций в российскую экономику все не было и не было. Иностранцы везли импорт, скупали ресурсы, вплоть до хоккеистов и одаренных школьников, замучили советами, как реформировать экономику. Кое во что вложили - скупили сигаретную, водочную промышленность, системы связи. Но для экономики в целом это почему-то ничего не дало. Предлагают для инвестирования газ Ямала - инвесторов нет. Предлагают автомобильные заводы дальше протоколов о намерениях дело не идет.