Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:18, дипломная работа
Основная цель работы является исследование особенностей обеспечения экономического роста в современной России, а также разработка прогнозов экономического роста в ближайшем будущем.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие экономического роста и факторы его обеспечения
определить стратегии обеспечения экономического роста
раскрыть оценки качества обеспечения экономического роста в современной России
рассмотреть инновационное обеспечение экономического роста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Содержание обеспечения экономического роста в современной экономике ………………………………………..6
Экономический рост и факторы его обеспечения ……………6
1.2 Стратегии обеспечения экономического роста ……………...20
1.3 Оценка качества обеспечения экономического роста в современной России…………………………………………....37
ГЛАВА 2. Источники обеспечения экономического роста в современной России …………………………………………..… 53
2.1 Роль инноваций в обеспечение экономического роста …… 53
2.2 Инвестиционное обеспечение экономического роста …….. 77
2.3 Роль государства в обеспечении экономического роста в современной России …………………………………….……. 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………… 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..114
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………122
Приложение 1
Таблица 12
Инновационная активность организаций по субъектам Российской Федерации1) | ||||||||||
Удельный вес организаций, осуществлявших инновационную деятельность, в общем числе организаций, процентов | ||||||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Российская Федерация |
8,8 |
8,5 |
9,0 |
9,5 |
9,6 |
9,7 |
9,9 |
10,0 |
9,4 |
9,3 |
Центральный федеральный округ |
10,0 |
9,0 |
10,0 |
9,7 |
10,2 |
10,3 |
10,4 |
10,0 |
9,4 |
8,8 |
Белгородская область |
7,9 |
11,4 |
10,1 |
10,1 |
8,2 |
8,7 |
12,0 |
16,0 |
10,8 |
11,1 |
Брянская область |
6,0 |
4,9 |
7,1 |
5,4 |
5,8 |
6,2 |
8,0 |
9,6 |
7,3 |
7,9 |
Владимирская область |
8,3 |
9,1 |
9,0 |
7,3 |
9,9 |
10,7 |
16,4 |
10,8 |
8,2 |
10,2 |
Воронежская область |
20,1 |
14,5 |
12,0 |
13,2 |
13,6 |
12,2 |
14,2 |
11,8 |
11,6 |
8,6 |
Ивановская область |
5,4 |
7,8 |
6,1 |
3,5 |
5,9 |
4,5 |
4,1 |
3,5 |
5,2 |
5,7 |
Калужская область |
12,7 |
10,3 |
11,0 |
10,6 |
12,7 |
14,0 |
13,3 |
12,0 |
8,9 |
7,9 |
Костромская область |
3,6 |
6,8 |
7,4 |
9,7 |
9,2 |
9,2 |
7,6 |
9,6 |
11,5 |
8,0 |
Курская область |
4,3 |
3,4 |
3,5 |
4,2 |
2,7 |
6,7 |
9,2 |
11,0 |
8,5 |
8,6 |
Липецкая область |
9,3 |
8,5 |
8,9 |
7,6 |
9,1 |
11,6 |
10,2 |
10,3 |
10,8 |
9,9 |
Московская область |
10,9 |
10,9 |
10,9 |
11,8 |
10,8 |
10,0 |
8,7 |
9,1 |
7,6 |
6,8 |
Орловская область |
12,1 |
14,4 |
17,4 |
16,9 |
17,6 |
19,6 |
14,2 |
12,0 |
11,9 |
14,2 |
Рязанская область |
4,7 |
5,2 |
5,6 |
6,3 |
7,6 |
7,0 |
7,7 |
4,7 |
8,8 |
6,6 |
Смоленская область |
6,4 |
6,5 |
5,7 |
6,1 |
5,2 |
5,0 |
8,3 |
8,1 |
6,0 |
7,9 |
Тамбовская область |
8,8 |
7,6 |
13,7 |
8,9 |
9,0 |
5,5 |
11,0 |
11,0 |
9,2 |
9,4 |
Тверская область |
7,8 |
4,8 |
5,4 |
6,3 |
5,3 |
4,7 |
5,2 |
5,6 |
6,3 |
4,4 |
Тульская область |
9,6 |
10,9 |
12,6 |
10,0 |
11,2 |
15,6 |
13,6 |
12,1 |
13,4 |
9,3 |
Ярославская область |
6,3 |
7,8 |
8,4 |
8,6 |
8,3 |
8,5 |
6,3 |
9,2 |
8,0 |
9,5 |
г. Москва |
17,6 |
11,0 |
16,4 |
15,4 |
18,1 |
17,6 |
14,9 |
12,6 |
14,9 |
14,1 |
Северо-Западный федеральный округ |
7,7 |
8,8 |
8,6 |
8,6 |
9,1 |
9,4 |
11,0 |
9,8 |
8,9 |
9,5 |
Республика Карелия |
1,7 |
5,6 |
3,4 |
3,2 |
5,9 |
5,6 |
6,1 |
5,8 |
6,1 |
5,3 |
Республика Коми |
5,5 |
3,7 |
7,0 |
5,1 |
8,2 |
7,1 |
8,1 |
8,1 |
9,7 |
6,3 |
Архангельская область |
6,3 |
6,6 |
5,3 |
7,4 |
7,9 |
8,4 |
8,6 |
9,9 |
8,0 |
8,8 |
в том числе Ненецкий автономный округ |
- |
- |
5,3 |
- |
- |
- |
7,7 |
13,3 |
2,9 |
13,5 |
Вологодская область |
11,0 |
15,8 |
13,8 |
12,3 |
8,2 |
8,4 |
8,9 |
8,3 |
9,8 |
7,6 |
Калинингpадская область |
13,1 |
8,9 |
9,3 |
6,6 |
5,1 |
4,6 |
14,1 |
10,1 |
5,1 |
5,5 |
Ленинградская область |
4,1 |
6,0 |
6,5 |
6,0 |
5,8 |
6,9 |
8,8 |
6,7 |
5,6 |
8,6 |
Мурманская область |
7,9 |
7,9 |
7,7 |
8,1 |
14,8 |
13,5 |
12,3 |
8,0 |
7,9 |
7,6 |
Новгородская область |
9,2 |
9,6 |
9,3 |
10,9 |
12,2 |
9,9 |
10,2 |
8,9 |
10,3 |
9,7 |
Псковская область |
10,3 |
8,1 |
8,0 |
6,1 |
7,2 |
9,5 |
10,6 |
9,8 |
6,2 |
8,7 |
г. Санкт-Петербург |
8,9 |
11,3 |
10,9 |
12,0 |
11,5 |
12,7 |
14,1 |
13,1 |
12,5 |
14,0 |
Южный федеральный округ |
7,6 |
8,0 |
8,1 |
9,2 |
8,5 |
8,5 |
8,2 |
8,3 |
7,2 |
6,8 |
Республика Адыгея |
3,1 |
0,9 |
7,0 |
- |
5,1 |
5,6 |
11,5 |
8,8 |
10,4 |
9,1 |
Республика Дагестан |
6,4 |
12,1 |
14,5 |
11,3 |
11,1 |
9,2 |
10,9 |
10,7 |
8,3 |
7,9 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3,5 |
3,4 |
2,6 |
3,4 |
4,0 |
6,8 |
7,4 |
3,2 |
4,1 |
6,2 |
Республика Калмыкия |
- |
- |
- |
- |
1,2 |
- |
- |
- |
- |
- |
Карачаево-Черкесская Республика |
10,5 |
13,6 |
11,3 |
14,0 |
9,1 |
10,8 |
7,3 |
8,6 |
5,3 |
5,6 |
Республика Северная Осетия - Алания |
3,2 |
5,3 |
3,8 |
4,2 |
2,5 |
2,1 |
2,5 |
4,4 |
3,3 |
5,5 |
Чеченская Республика |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Краснодарский край |
5,9 |
5,4 |
4,1 |
2,9 |
3,9 |
4,1 |
7,5 |
7,9 |
6,8 |
5,4 |
Ставропольский край |
7,6 |
7,7 |
13,0 |
13,8 |
12,7 |
10,5 |
8,1 |
6,9 |
7,2 |
7,3 |
Астраханская область |
2,7 |
4,2 |
2,0 |
6,3 |
6,1 |
9,0 |
3,7 |
7,1 |
6,9 |
9,9 |
Волгоградская область |
15,9 |
15,0 |
12,6 |
17,2 |
15,8 |
14,3 |
10,8 |
11,3 |
9,5 |
8,4 |
Ростовская область |
10,4 |
11,5 |
10,9 |
12,5 |
11,8 |
11,2 |
10,7 |
11,4 |
9,4 |
7,8 |
Приволжский федеральный округ |
10,1 |
9,3 |
9,4 |
10,4 |
11,0 |
10,8 |
11,4 |
12,8 |
12,5 |
12,8 |
Республика Башкортостан |
6,7 |
6,6 |
6,2 |
11,4 |
6,1 |
8,0 |
7,9 |
11,7 |
12,6 |
13,4 |
Республика Марий Эл |
3,7 |
2,6 |
2,9 |
4,4 |
3,8 |
4,0 |
5,3 |
5,6 |
7,5 |
6,9 |
Республика Мордовия |
4,7 |
7,3 |
6,4 |
10,2 |
9,0 |
6,2 |
8,8 |
9,6 |
8,8 |
10,6 |
Республика Татарстан |
13,4 |
9,6 |
12,6 |
12,7 |
15,9 |
12,7 |
12,8 |
14,1 |
14,3 |
14,5 |
Удмуртская Республика |
8,1 |
6,4 |
7,8 |
7,9 |
9,0 |
8,3 |
12,4 |
12,9 |
11,4 |
11,9 |
Чувашская Республика |
9,6 |
10,1 |
8,6 |
9,8 |
9,6 |
13,6 |
8,8 |
17,6 |
13,4 |
14,1 |
Пермский край |
28,2 |
26,2 |
29,9 |
29,3 |
27,6 |
33,2 |
26,1 |
23,2 |
26,4 |
23,7 |
Кировская область |
3,6 |
3,0 |
2,7 |
3,3 |
3,5 |
3,5 |
5,8 |
8,0 |
9,2 |
7,5 |
Нижегородская область |
15,5 |
15,5 |
13,5 |
14,9 |
15,1 |
14,7 |
14,8 |
13,5 |
13,2 |
18,4 |
Оренбургская область |
6,6 |
7,3 |
9,6 |
7,2 |
7,7 |
6,9 |
13,3 |
14,9 |
17,0 |
15,2 |
Пензенская область |
5,1 |
6,2 |
4,4 |
5,5 |
5,4 |
8,4 |
8,2 |
8,6 |
9,3 |
8,2 |
Самарская область |
24,9 |
17,9 |
18,7 |
16,2 |
17,8 |
15,1 |
17,3 |
17,8 |
13,8 |
12,3 |
Саратовская область |
9,0 |
8,2 |
8,0 |
7,2 |
9,9 |
9,4 |
8,7 |
8,5 |
7,7 |
7,3 |
Ульяновская область |
8,2 |
6,0 |
6,1 |
4,8 |
7,3 |
6,3 |
7,9 |
8,2 |
8,7 |
7,5 |
Уральский федеральный округ |
10,6 |
10,4 |
12,1 |
13,3 |
12,7 |
12,4 |
11,2 |
11,5 |
10,1 |
10,2 |
Курганская область |
9,2 |
9,1 |
8,5 |
10,6 |
11,1 |
10,4 |
11,0 |
13,6 |
11,1 |
10,9 |
Свердловская область |
11,3 |
8,8 |
14,8 |
18,1 |
17,5 |
18,3 |
14,6 |
14,3 |
13,3 |
12,9 |
Тюменская область |
8,4 |
7,7 |
9,5 |
7,4 |
7,1 |
5,8 |
6,7 |
6,6 |
6,5 |
7,5 |
в том числе: |
||||||||||
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
11,1 |
8,9 |
10,8 |
7,0 |
6,7 |
5,3 |
8,6 |
7,7 |
5,2 |
7,0 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
4,0 |
6,3 |
6,2 |
7,1 |
8,5 |
6,5 |
6,5 |
6,4 |
8,1 |
6,4 |
Челябинская область |
12,7 |
17,6 |
12,1 |
12,8 |
12,8 |
13,9 |
13,0 |
14,1 |
10,9 |
11,3 |
Сибирский федеральный округ |
6,1 |
6,5 |
6,9 |
7,6 |
7,0 |
7,7 |
8,1 |
8,1 |
7,7 |
7,3 |
Республика Алтай |
3,9 |
20,8 |
- |
- |
- |
16,0 |
5,5 |
1,5 |
2,4 |
5,5 |
Республика Бурятия |
4,0 |
8,5 |
9,8 |
3,7 |
3,8 |
6,7 |
7,5 |
7,2 |
7,5 |
6,0 |
Республика Тыва |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1,8 |
- |
- |
12,5 |
Республика Хакасия |
- |
- |
- |
4,2 |
4,6 |
11,7 |
12,2 |
9,6 |
7,5 |
5,3 |
Алтайский край |
12,3 |
11,2 |
10,0 |
11,4 |
9,1 |
10,1 |
9,1 |
8,9 |
7,2 |
7,6 |
Забайкальский край |
6,0 |
6,6 |
8,7 |
6,6 |
6,7 |
5,9 |
8,5 |
6,0 |
5,5 |
4,4 |
Красноярский край |
3,7 |
2,8 |
4,3 |
5,3 |
5,7 |
6,7 |
8,0 |
12,3 |
14,0 |
12,2 |
Иркутская область |
3,4 |
5,6 |
7,5 |
9,4 |
8,6 |
10,2 |
9,2 |
11,2 |
9,0 |
7,5 |
Кемеровская область |
8,6 |
7,7 |
7,2 |
8,3 |
7,0 |
6,3 |
7,3 |
6,7 |
6,0 |
4,8 |
Новосибирская область |
5,4 |
6,5 |
5,9 |
5,9 |
6,1 |
5,9 |
5,3 |
4,9 |
5,4 |
5,6 |
Омская область |
4,6 |
4,0 |
5,6 |
5,7 |
5,2 |
5,3 |
7,8 |
6,3 |
5,8 |
6,0 |
Томская область |
10,3 |
7,9 |
10,5 |
17,2 |
14,5 |
17,1 |
18,4 |
16,9 |
16,0 |
15,3 |
Дальневосточный федеральный округ |
6,3 |
6,5 |
7,1 |
6,9 |
6,0 |
6,2 |
6,0 |
5,8 |
7,2 |
8,3 |
Республика Саха (Якутия) |
6,6 |
4,2 |
6,7 |
6,6 |
5,0 |
5,1 |
7,0 |
5,7 |
4,7 |
4,6 |
Камчатский край |
4,9 |
4,7 |
5,0 |
9,3 |
5,7 |
7,1 |
5,5 |
5,4 |
8,3 |
8,5 |
Приморский край |
5,8 |
4,6 |
4,1 |
2,9 |
4,2 |
4,4 |
2,4 |
3,5 |
6,0 |
9,4 |
Хабаровский край |
21,5 |
21,3 |
16,3 |
19,1 |
15,1 |
17,0 |
11,4 |
10,1 |
11,0 |
11,1 |
Амурская область |
3,0 |
5,1 |
5,3 |
2,9 |
2,7 |
1,3 |
7,5 |
7,5 |
6,5 |
6,2 |
Магаданская область |
1,3 |
5,1 |
8,5 |
3,6 |
2,5 |
6,2 |
9,5 |
11,4 |
26,9 |
33,3 |
Сахалинская область |
7,2 |
7,9 |
10,9 |
7,1 |
6,7 |
6,2 |
5,8 |
4,4 |
3,2 |
3,0 |
Еврейская автономная область |
2,8 |
19,4 |
10,0 |
11,4 |
4,1 |
3,9 |
4,8 |
4,8 |
4,6 |
6,2 |
Чукотский автономный округ |
9,7 |
- |
6,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
11,1 |
1) До 2006 г. - число организаций осуществлявших технологические инновации. |
Приложение 2
* промышленность и строительство, вместе взятые;
** химическая и нефтехимическая промышленность.
Источники: Прогнозный план (программа) федерального имущества на 2007 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2007–2009 гг.; Прогнозный план (программа) федерального имущества на 2008 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2008–2010 гг.; Прогнозный план (программа) федерального имущества на 2009 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2010 и 2011 гг.; Прогнозный план (программа) федерального имущества на 2010 г. и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 и 2012 гг.; Прогнозный план (программа) федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011–2013 гг.; расчеты Института Гайдара.
Приложение 3
Таблица 19
Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности
млн.долларов США
Источник: Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
Приложение 3
Модель
1 Макроэкономическая теория и политика экономического роста: Монография - учеб. Пособие /В.С. Лисин.- М.:ЗАО «Издательство «Экономика»»,2004.- С 3.
2 Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
3 «Экономическое обозрение» Инст. экономической политики имени Е.Т. Гайдара, март 2011.: www.iep.ru
4 Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 32) – М.: Институт Гайдара, 2011.- С 13.
5 Ситуация вполне сопоставима с началом 1980-х годов. Тогда советская система казалась исключительно устойчивой, экономика медленно, но росла (на 2–3% в год). Государственный долг был невысоким. Доходы от продажи энергоресурсов расходовались на покрытие текущих потребностей бюджета (в основном шли на военные расходы, на закупку продовольствия и товаров народного потребления, а также импортного оборудования для дальнейшего развития нефтегазового сектора). Эта модель казалась устойчивой надолго, если не навсегда – советское руководство, основываясь на доступном ему историческом опыте, было уверено, что цены на нефть могут только расти. Но, когда цены на нефть упали в шесть раз, пяти лет хватило для перехода от стабильности к финансовой катастрофе. Эти риски вполне реальны и в наше время – стой лишь разницей, что в отличие от начала 1980-х годов мы сейчас хорошо знаем, что цены на нефть могут изменяться в обоих направлениях.
6 Отток капитала происходил, несмотря на то, что российский фондовый рынок был в мире одним из самых быстро растущих. Однако его небольшие масштабы (приток портфельных инвестиций составляет малую долю в динамике капитала), небольшая глубина, а также чрезвычайно высокая волатильность (колебания в несколько раз, а не на проценты) привели к ослаблению интереса к нему крупных международных инвесторов. Прямых же инвестиций в минувшем году было исчезающе мало.
7 Ситуация 1999 г., когда рост номинальных выплат населению обернулся ростом спроса на отечественные товары (импортозамещением), возможна, как теперь уже очевидно, только при радикальной девальвации национальной валюты – в несколько раз (как это было в 1998 г.), а не на проценты (нынешняя ситуация)
8 А.
Улюкаев в ноябре 2010 г., высказал, что продолжение
политики наращивания социальных расходов
может привести к возникновению структурного
дефицита счета текущих операций, на который
почти невозможно будет повлиять через
курс рубля. (См.: Гайдаровские чтения.
13 октября 2010 г. http://www.iet.ru/images/
9 Федеральная служба государственной статистики http:// www.gks.ru
10 В. Мау Стратегия 2020- URL: http://2020strategy.ru/
11 На протяжении практически всей посткоммунистической истории России после установления принципиально новой налоговой системы в 1992 г. налоги только снижались (в отличие от акцизов на углеводороды, табак и алкоголь). Решительные меры по снижению налогов были предприняты в 2000–2001 гг. Важно учитывать, что одной из важных, хотя и не декларируемых причин снижения налогов было стремление установить их на том уровне и при той модели, которую государство было способно администрировать, т.е. устанавливать ставку налога на уровне, близком к эффективной. Теперь произошло изменение тенденции. - Ю. Бобылев «Экономическая политика» 2011 № 2.
12 Официальный
Интернет-ресурс Департамента особых
экономических зон и проектного финансирования
Министерства экономического развития
Российской Федерации –URL: http://www.economy.gov.ru/
13 Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 32) – М.: Институт Гайдара, 2011.- С 12.
14 Юдаева К. New Normal для России // Экономическая политика. 2010. № 6.
15 По расчетам А. Ведева, 75% прироста внутреннего спроса оборачивались инфляцией и ростом импорта, и лишь 25% стимулировали внутреннее производство. (Ведев А. и др. На пути к дешевым деньгам. Центр стратегических исследований Банка Москвы. 2010 г. Июнь.)
16 В этом состоит принципиальное отличие современного догоняющего развития от догоняющего развития в индустриальную эпоху XIX–XX веков. Особенно важно недопущение роста (и постепенное снижение) налогов на труд.
17 Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 32) – М.: Институт Гайдара, 2011. –С.22
18 Обе альтернативы опираются на опыт двух прошлых великих кризисов. Попытка ужесточения бюджетной политики в середине 1930-х годов привела к возобновлению рецессии, завершившейся только Второй мировой войной. Однако попытка стимулирования роста за счет подхлестывания спроса в 1970-е годы обернулась срывом в стагфляцию, выход из которой произошел только в начале 1980-х годов и также потребовал прохождения через тяжелую рецессию. Дискуссия по линии «ужесточение или стимулирование» (austerity vs. stimulus) набирает обороты среди экономистов и политиков. Естественно, обе стороны активно задействуют имя Дж. М. Кейнса, который в свое время предложил стимулирующую экономическую политику, но который отнюдь не рекомендовал ее применять в тех масштабах, которые под прикрытием его авторитета были задействованы в 1970-х годах, когда Р. Никсон объявил себя «кейнсианцем». При всей важности этой дискуссии она не совсем точно отражает реальную проблему. Главный ее недостаток состоит в попытке найти решение в старой логике, в логике business as usual, т.е. в попытке восстановления докризисных правил игры, докризисной модели роста – и благополучного продолжения докризисной экономической политики.
19 Советский Союз сделал выбор в пользу стимулов в середине 1980-х годов – результат хорошо известен. В современной России ситуация осложняется сохраняющейся вот уже полвека зависимостью от притока дешевых денег. Ресурсная зависимость исключительно опасна, поскольку ведет к постепенной деградации общественных (политических и экономических) институтов, к деградации системы образования, создавая тем самым барьеры для модернизации. Эта ресурсная зависимость качественно отличается от сырьевого характера российской экономики прошлого, когда основу экспорта составляли продукты сельского хозяйства. Вопрос о том, как можно нейтрализовать эту зависимость и тем самым стимулировать спрос на модернизацию, должен стоять сейчас в центре политической и экономической дискуссии.
20 Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т В Чечелевой — М. Издательство «Экзамен». 2005. — С. (Серия «Учебник для вузов»)
21 Бобков В. Влияние кризиса на уровень и качество жизни // Экономист. - 2010. - N 4. - С.66-78.
22 Динамичный рост реальных располагаемых доходов населения в период 2000–2007 гг. в среднем на 11,9% в год в период кризиса 2008–2009 гг. замедлился до 2,2%.
23 Экспертная группа "Реформа пенсионной системы" из Экспертных групп по обновлению "Стратегии-2020" http://2020strategy.ru/
24 В острой фазе кризиса 2008–2009 гг. усилилась поддержка отдельных групп населе-ния, прежде всего пенсионеров. Опережающие темпы роста реального размера пенсийотносительно заработной платы наблюдались на протяжении трех последних лет. В2010 г. прирост реального размера назначенных пенсий составил 34,8% относительнопредыдущего года и был максимальным за последние десять лет. В результате среднийразмер назначенных пенсий к среднему размеру заработной платы повысился до 35,4%против 27,9% в 2009 г. и 24,3% в 2008 г. В 2010 г. темп прироста реальных располагаемых доходов населения повысился до4,2% при росте реальной заработной платы и, особенно, реального размера пенсий.
25 Экономика: Учебник для студентов естественно-научных специальностей.под редакцией Трубицыной Т.И. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.- С 162.
26 Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини) характеризует степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов от линии их равномерного распределения. Величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы.
27 Коэффициент дифференциации доходов (коэффициент фондов) определяется как соотношение между средними уровнями доходов 10% населения (работников) с самыми высокими доходами и 10% населения (работников) с самыми низкими доходами.
28 Бобков В. Влияние кризиса на уровень и качество жизни // Экономист. - 2010. - N 4. - С.66-78.
29 В научной работе «Теория экономического развития», первое издание которой относится к 1911 г., он определил в качестве одного из факторов экономического воспроизводства предпринимателя, который, сталкиваясь с противодействием со стороны внешней среды, использует нововведения и тем самым обуславливает прогресс экономической системы.
30 В 20-х гг. прошлого столетия он обосновал теорию больших циклов экономического развития продолжительностью 50–60 лет и доказал, что переход к новому циклу связан с техническим прогрессом – изобретениями и открытиями, изменениями техники производства и обмена. Труды Кондратьева получили широкое распространение и развитие на Западе, особенно после Великой депрессии в США1929–1933 гг.
31 «Центр исследований и статистики науки» - URL: http://www.csrs.ru/
32 Эксперт ONlin- http://expert.ru/
33 Презентация Д. Медовникова http://www.opec.ru/1350566.
34 Заместитель директора Института менеджмента инноваций,заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
35 С самого начала проект был государственным, и это проявляется во многом – начиная с подходов к выбору места расположения нового города и заканчивая постоянным контролем хода выполнения работ, осуществляемым самыми высшими правительственными чиновниками.
Информация о работе Особенности обеспечения экономического роста в современной России