Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 01:18, дипломная работа
Основная цель работы является исследование особенностей обеспечения экономического роста в современной России, а также разработка прогнозов экономического роста в ближайшем будущем.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие экономического роста и факторы его обеспечения
определить стратегии обеспечения экономического роста
раскрыть оценки качества обеспечения экономического роста в современной России
рассмотреть инновационное обеспечение экономического роста
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Содержание обеспечения экономического роста в современной экономике ………………………………………..6
Экономический рост и факторы его обеспечения ……………6
1.2 Стратегии обеспечения экономического роста ……………...20
1.3 Оценка качества обеспечения экономического роста в современной России…………………………………………....37
ГЛАВА 2. Источники обеспечения экономического роста в современной России …………………………………………..… 53
2.1 Роль инноваций в обеспечение экономического роста …… 53
2.2 Инвестиционное обеспечение экономического роста …….. 77
2.3 Роль государства в обеспечении экономического роста в современной России …………………………………….……. 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………… 111
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………..114
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………122
36 Источник: Официальный
Интернет-ресурс Департамента особых
экономических зон и проектного финансирования
Министерства экономического развития
Российской Федерации http://www.economy.gov.ru/
37 Уже в конце сентября 2010 г. был принят Федеральный закон от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ«Об инновационном центре «Сколково», который содержит перечень мер, направленных на создание благоприятных условий для работы и жизни в новом инновационном городе.
39 В связи с принятием Федерального закона от 2 августа 2009 г. N217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» бюджетные, научные учреждения и вузы, а также подведомственные государственным академиям наук без согласия собственника имущества могут создавать хозяйственные общества (предприятия малого и среднего бизнеса) путем внесения в их уставные капиталы права на использование результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным учреждениям. Однако предстоит многое сделать, чтобы научные учреждения и вузы смогли проявить себя в качестве среды, постоянно рождающей новые коммерчески привлекательные разработки и создающие инновационные предприятия. Следует создать условия, способствующие существенному росту числа научно-технических и инновационных предприятий малого и среднего бизнеса, развить инновационную инфраструктуру.
40ОАЭ «Масдар Сити» - URL: http://www.masdarcity.ae/en/
41 Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
42 При таком уровне финансирования НИОКР невозможно получить научно-технические результаты мирового уровня. В рамках некоторых программ заключены контракты на выполнение НИОКР со сроком выполнения 1-3 месяца.
43 Данный факт свидетельствует о стратегических просчетах разработчиков программ, не предусмотревших мероприятия по проведению НИОКР, освоению полученных результатов и организации собственного производства дефицитных и импортозамещающих материалов и оборудования.
44 Для преодоления традиционных для российской экономики административных барьеров, в первую очередь на территории «Сколково» будут созданы специализированные подразделения органов государственной власти, выполняющих функции контроля, надзора, а также согласования и лицензирования. В том числе планируется организация специализированных подразделений органов: внутренних дел; миграции; налогового контроля; таможенного дела; предупреждения и тушения пожаров, а также защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций; защиты прав потребителей и благополучия человека; интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков. Таким образом, резиденты «Сколково» по примеру крупнейших налогоплательщиков окажутся на учете в одной специализированной налоговой инспекции.
45 распоряжением Правительства РФ от 7 июня 2006 г. N 838-р было создано ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»)
46 Макроэккономика: Учеб.- М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2004. – 460с.
47 Доля отрасли претерпела с 1995 г. наибольшее изменение: ее удельный вес в совокупных инвестициях почти удвоился, причем быстрый рост инвестиций наблюдался как в транспорт, так и в связь. Но воздействие их на пассажире - и грузооборот транспорта пока невелико.
48 Обращает на себя внимание быстрая реакция на кризис в добывающей промышленности и сравнительно инерционная в обрабатывающей. Так, в добывающей промышленности в 2008 г. темп роста инвестиций в основной капитал сократился на 14 п.п. (оставаясь положительным), а в обрабатывающей -только на 3 п.п. В результате темп роста инвестиций в основной капитал в кризисный 2008 г. в обрабатывающей промышленности оказался заметно выше (почти на 4 п.п.), чем в добывающей, что весьма нехарактерно для российской экономики последних лет.
49 В отраслях обрабатывающей промышленности ситуация достаточно стабильная, но далеко не во всех. Например, в 2006 г. инвестиции в текстильное и швейное производство резко падают, в 2007 же году столь же резко растут, а в 2008 г. сокращаются еще значительнее, чем в 2006 г. Немногим меньше были скачки в инвестиции в производство электрического, электронного и оптического оборудования. Особенно настораживает результативность инвестиций. Так, в 2006 г. объем их в сельское хозяйство возрос более чем на 40%, а в перерабатывающее производство сельскохозяйственной продукции - только на 3, 9%. Гипотеза о том, что эффект от этих вложений реализуется с некоторым лагом во времени, тоже не очень убедительна: выпуск сельскохозяйственной продукции в 2007 г. рос еще медленнее, чем в 2006 г.
50 Инвестиции здесь могут за один год увеличиться на 20 и более процентов, но могут и столь же резко упасть в зависимости от рыночной конъюнктуры. Впрочем, надо иметь в виду, что такие перепады все равно не изменяют структуру капитальных вложений в пользу отечественной обрабатывающей индустрии.
51 Нам объясняют,
что в России останется бесплатное образование.
Но глядя на ситуацию вокруг детских садов,
очень трудно поверить, что то же самое
не произойдет через несколько лет со
школой. Если кто-то еще сомневался, что
вслед за принятием новых образовательных
стандартов наступит и платное обучение,
то эти сомнения стали совсем слабыми.-
URL: http://expert.ru/expert/2011/
52 Тем не менее компании, занимающиеся добычей топливно-энергетических ресурсов, тоже могли бы наращивать свой инновационный потенциал. Но они находятся под несопоставимо меньшим конкурентным давлением, чем большинство отраслей обрабатывающей промышленности. По-видимому, хорошая ценовая конъюнктура до последнего времени позволяла им вполне рентабельно осуществлять свою деятельность без обращения к столь "хлопотным" мероприятиям, как внедрение инноваций.
53 Российские тенденции заметно отличны от американских: если в РФ доля инвестиций в жилищный сектор в последние десять лет снижалась, то в США, напротив, возросла (во всяком случае до 2007 г. - начала "ипотечного" кризиса в США). В России доля затрат в машины и оборудование существенно возросла, а в США - заметно снизилась. Сама структура российских и американских инвестиций настолько различна, что отдельные тенденции изменения соответствующих долей явно вторичны. Действительно, доля инвестиций в жилье в РФ примерно в 2, 5 раза меньше, чем в США. Можно, конечно, возразить, что чрезмерные инвестиции в жилищное строительство и привели США к ипотечному кризису, последствия которого дают о себе знать по всему миру. Для США, возможно, это и так, но российские инвестиции в жилье все же нельзя назвать чрезмерными - их доля в объеме национального валового накопления до сих пор в 2-3 и более раз ниже, чем в развитых странах. В абсолютном же выражении величина российских инвестиций в жилье, измеренная в рублях, заметно меньше, чем аналогичная американская величина, измеренная в долларах.
54 Алексеев А. В. Инвестиционный процесс в российской экономике в условиях неустойчивого экономического роста / А. В. Алексеев // Инвестиции в России. - 2011. - № 3. - С. 3-11.
55 Монопрофильные города на протяжении десятилетий являются основой российской экономики. На их долю приходится порядка 40% суммарного ВРП Российской Федерации. Из 1095 городов России около 440 соответствуют критериям монопрофильности. В них проживает до 40% населения страны. Следовательно, именно экономика моногородов определяет уровень благосостояния большинства граждан страны, или - привлекательность страны для жизни людей. - Ильченко А.Н. Экономика моногородов на пути от кризиса к саморазвитию: анализ и перспективы // Успехи современного естествознания. – 2011. – № 2 – С. 127-130
56 В постиндустриальной экономике экономическим ресурсом наряду с трудом (L) и капиталом (K) становится информация (In) в форме инноваций. Информация существенно отличается от вещественных ресурсов из-за ее неотчуждаемости при обмене и продаже между экономическими субъектами, что приводит к постоянному возрастанию ее объема (dIn/dt > 0) и переизбытку. Невещественный капитал придает современной экономике нелинейную динамику (blow up) в режиме с обострением (Y/(t – tf)n, где Y – объем выпуска, tf – время обострения), а не обычную динамику Y/tf. Режим с обострением – динамический закон, согласно которому одна или несколько моделируемых величин обращается в бесконечность за конечный промежуток времени (время обострения); формируется в результате действия механизма нелинейной положительной обратной связи.
57 Функции государства в рыночной экономике:
• создание правовой базы рыночной экономики;
• регулирование внешних эффектов;
• удовлетворение потребностей общества в общественных благах и услугах;
• перераспределение доходов;
• активизация конкуренции;
• стабилизация экономики.
58 Экономика: Учебник для студентов естественно-научных специальностей. под редакцией Трубицыной Т.И. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.- С 162.
59 Кроме того, в зависимости от характера экономического развития в каждый данный промежуток времени целями государственной экономической политики могут быть:
• поддержание сбалансированности общественного производства;
• стимулирование роста производства;
• обеспечение полной занятости;
• повышение эффективности общественного производства;
• справедливое распределение дохода;
• стабильность цен, недопущение инфляции;
• сохранение природной и окружающей среды и т.д.
60 Экономические регуляторы используются государством с целью прямого и косвенного воздействия на экономику. Методы прямого воздействия на экономику: различные формы целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм, в виде субвенций или субсидий, дотаций, пособий из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов; система государственных закупок и заказов, т.е. государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах либо на уникальную, особо дефицитную продукцию. В рыночной экономике предприятия конкурируют за получение государственных заказов, поскольку госзаказ гарантирует сбыт продукции; развитие государственного предпринимательства в капиталоемких и малорентабельных отраслях, таких как угольная промышленность, водный и железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т.д.
61 WebGround. Проект
мониторинга Рунета. – URL: http://webground.su/topic/
62 Клепач А.Н. О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием. Презентация от 03.08.2010 г. www.economy.gov.ru. Дата обращения: 07.02.2011 г.
63 В отношении частных компаний, которые напрямую «принуждать» к инновациям сложнее, вводятся иные меры, часть из которых, впрочем, важна и для стимулирования инноваций в бизнес-секторе в целом, безотносительно к форме собственности компаний. Частные компании могут участвовать в конкурсах на получение бюджетного финансирования НИОКР, выполняемых в партнерстве с вузами, для них будут вводиться новые меры налогового стимулирования, а также планируется интенсифицировать работу по введению технических регламентов и стандартов. В настоящее время технические регламенты устанавливают обязательные требования только к 36,7% продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия на территории РФ. При этом санкции за нарушение требований технических регламентов – щадящие и не имеют большого значения даже для устойчивых малых фирм, не говоря уже о крупных пред приятиях. Работа по пересмотру технических регламентов и национальных стандартов в 2010 г. получила модное название создания «технологических коридоров», где техническое регулирование является частью комплекса мер – как поощрительных, так и ограничительных. Так, наряду с гармонизацией регламентов и стандартов в соответствии с международными нормами (в первую очередь принятыми в Европейском союзе), что должно заставить предприятия более активно заниматься инновациями, государство будет финансировать инновационные проекты компаний.
64 Выступление О. Фомичева, директора департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития, на пленарной дискуссии «Крупный бизнес и инновации» форума «Русские инновации». Москва. 27.05.2010 г.
65 Шеховцов М. Венчурные фонды России – первые шаги и первые итоги // Новая экономика. Инновационный портрет России. М.: Центр стратегического партнерства, 2009. С. 195.
66 Инвестиционный
портфель Фонда посевных инвестиций РВК
// Российская венчурная компания.
67 Технологические
платформы как инструмент модернизации
экономики // Наука и технологии России.16.11.2010
г. – URL: http://www.strf.ru/material.
68 Федеральный закон от 02.08.2009 г.№ 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности»
69 Федерального закона от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (и муниципальных) бюджетных учреждений».
70 Данные ОАО «Центр акционирования инновационных разработок».
71 Муравьева
М. Без открытой вузовской статистики
уважаемых рейтингов у нас не будет // Наука
и технологии России. 20 января 2011г. –URL:
http://strf.ru/material.aspx?
72 Инновации
в вузах: вялотекущий режим // Наука и технологии
России. 18 января 2010 г. – URL: http://www.strf.ru/material.
73 Рекомендации «круглого стола» на тему «Законодательное обеспечение процесса интеграции образования, науки и наукоемкого производства как ключевого фактора инновационного развития Российской Федерации». М.: Совет Федерации, 23.11.2010 г. С. 6.
74 26 миллиардов
распределили по вузам и компаниям // Наука
и технологии России. 06.10 2010 г.. - URL: http://strf.ru/organization.
75 CRDF Technology Commercialization Practicum. Vladivostok, RF, May 25-27, 2010. End-of-Practicum Evaluation. CRDF Global, June 2010. P. 12.
76 Стенографический
отчет о заседании Комиссии по модернизации
и технологическому развитию экономики
России. Администрация президента РФ.
29.04.2010 г. – URL: http://news.kremlin.ru/
Информация о работе Особенности обеспечения экономического роста в современной России