Правительственные расходы и совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – определить что понимается под правительственными расходами, как отражаются эти расходы на покупке в расходах бюджета; определить, что важным инструментом государственного регулирования экономики и её стабилизации является политика государственных расходов и налогов; выяснить на что оказывает непосредственное воздействие уровень совокупных расходов. Ещё одной из задач моей курсовой работы является дать определение расходам бюджета; выяснить, что входит в правительственные расходы, и выяснить к чему может привести увеличение правительственных расхдов.

Содержание

Введение 3
1 Правительственные расходы и совокупный спрос 4
1.1 Совокупный спрос 4
1.2 Правительсвенные расходы 5
2 Мультипликатор государственных расходов и налогов 6
2.1 Мультипликатор государственных расходов 6
2.2 Мультипликатор сбалансированного бюджета 7
3 Бюджетный дефицит 9
3.1 Бюджетная политика России 10
4 Государственный долг 14
5 Рост правительственных расходов приведёт к росту инфляции 15
6 Альтрнативные варианты фискальной политики для России 16
6.1 Дискреционная фискальная политика 16
6.2 Неоклассические теории потребительского спроса 17
Заключение 22
Список литературы 23
Приложение 24
Практическая часть 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-эконом.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 

Кафедра

экономики и  менеджмента 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине Экономическая теория

на тему:

  Правительственные расходы и совокупный спрос 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

                             Студент гр.  МК-282

Хромов  С.В.

Проверила:

Заболоцких  Л.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург, 2010 

Содержание 

     Введение 3

1   Правительственные расходы и совокупный спрос 4

1.1 Совокупный спрос 4

1.2 Правительсвенные расходы 5

2    Мультипликатор государственных расходов и налогов 6

2.1 Мультипликатор государственных расходов 6

2.2 Мультипликатор сбалансированного бюджета 7

3    Бюджетный дефицит 9

3.1 Бюджетная политика России 10

4    Государственный долг 14

5    Рост правительственных расходов приведёт к росту инфляции 15

6    Альтрнативные варианты фискальной политики для России 16

6.1 Дискреционная фискальная политика 16

6.2  Неоклассические  теории потребительского спроса 17

       Заключение 22

       Список литературы 23

       Приложение 24

       Практическая часть 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Я выбрал темой своей курсовой «Правительственные расходы и совокупный спрос», так как вопросы о правительственных расходах всегда волновали людей многих слоев общества практически во все времена. Эта тема всегда была и будет актуальной.

     Цели  управления системой государственных финансов и обеспечения страны удовлетворительной валютой совершенно различны и, по большей части, противоречат друг другу. Возлагать обе задачи на одно и то же ведомство всегда означало путаницу, и привело к катастрофическим результатам в последние годы. Это проявилось не только в том, что деньги стали главной причиной экономических колебаний, но и в неконтролируемом росте государственных расходов.

   «Нет необходимости излагать все последствия пагубного влияния финансовых "нужд" правительства на предложение денег. Дело не только в том, что все случаи наиболее острой инфляции до недавнего времени были результатом деятельности правительств, покрывавших свои финансовые "нужды" с помощью печатного станка».1 Даже в течение периодов относительной стабильности необходимость удовлетворять финансовые "нужды" правительств, постоянно возникавшая перед центральными банками, и решавшаяся ими путем поддержания низких процентных ставок, была источником постоянных затруднений: она мешала попыткам банков обеспечить стабильность и придавала их политике инфляционистский уклон, который исправлялся, обычно с запозданием, с помощью механизма золотого стандарта.

   Цель  моей работы – определить что понимается под правительственными расходами, как отражаются эти расходы на покупке в расходах бюджета; определить, что важным инструментом государственного регулирования экономики и её стабилизации является политика государственных расходов и налогов; выяснить на что оказывает непосредственное воздействие уровень совокупных расходов. Ещё одной из задач моей курсовой работы является дать определение расходам бюджета; выяснить, что входит в правительственные расходы, и выяснить к чему может привести увеличение правительственных расхдов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Правительственные расходы и совокупный спрос

1.1 Совокупный спрос

   Совокупный  спрос - категория макроэкономики, характеризующая планируемые расходы на конечные товары и услуги в экономике в целом. Совокупный спрос зависит от уровня цен, размера доходов населения, намерений на будущее, налогов, правительственных расходов и денежного предложения. Совокупный спрос подразделяется на:

  • спрос домохозяйств;
  • спрос на инвестиции;
  • спрос на товары и услуги со стороны государства;
  • спрос на экспортно-импортные товары.

   В отличае от большинства других экономик мира наше национальное хозяйство сегодня  находится в условиях избыточности спроса. Производителям такое положение  вещей гарантирует относительно стабильную динамику роста, а потребителям обеспечивает постоянну головную боль из-за непрерывно увеличивающихся цен.

   И в 2006 году ситуация превышения совокупного  спроса над предложением будет лишь увеличиваться. Причём главным фактором этой динамики стало государство. Уже в 2005 году, согласно статистике федерального бюджета, непроцентные расходы по кассовому исполнению в январе – ноябре достигли 14,4% ВВП против 13,7% ВВП за аналогичный период 2005 года. В 2006 году величина непроцентных расходов федерального бюджета в реальном выражении, то есть после снятия фактора инфляции, увеличится ещё на 15%.

   Первый  аспект бюджетной экспансии –  увеличение конечного потребительского спроса. В 2005 году, по ряду экспертных оценок, бюджет обеспечил свыше 30% прироста потребительских доходов в нашей стране. В 2006 году эта ситуация сохранится. Согласно оценкам Минфина, средний уровень номинальной заработной платы в бюджетной сфере увеличится на 19,5% против 12,0% для средней зарплаты по экономике.

   Второй  аспект – инвестиционный. Величина бюджетного финансирования национального хозяйства планируется на 2006 год в размере 413 млрд рублей, что на 70% больше аналогичного показателя 2005 года. В долгосрочной перспективе эта деятельность должна обеспечить условия для решения совокупного предложения в экономике, однако в ближайшей перспективе главным эффектом государственных инвестиций станет увеличение спроса.

   При этом не всё ясно с частными инвестициями, которые потенциально могли бы изменить характер предложения в экономике, уменьшив разрыв между спросом и объёмом товаров и услуг, доступных для потребителей. С одной стороны, избыточность совокупного спроса в целом по экономике предполагает увеличение вложений в основной капитал. Однако, с другой стороны, структура пользования уже существующих мощностей промышленности создаёт значительные проблемы в этом процессе.

   Расширение  потребительского спроса и государственных  социальных расходов наталкивается  на наличие избыточных неиспользуемых производственных мощностей в перерабатывающей промышленности, что препятсвует осуществлению новых инвестиций. Причина такого парадокса довольно проста – это состояние нынешних производственных мощностей, большинство из которых не соответсвует требованиям современного производства и не способствует удовлетворению спроса.

   Таким образом, можно предположить, что  экономическая ситуация в 2006 году в  нашей стране будет развиваться  в основном по уже сложившемуся сценарию. А значит, наиболее реалистичным будет  инерционный прогноз хозяйственного развития, который отразит тенденцию к повышению роли внутренних факторов роста, наметившуюся в последнее время. В отраслях, ориентированных на потребительский спрос, хозяйственные итоги определит сочетание роста доходов населения и исчерпания доступных и эффектиных производственных мощностей.2 

   1.2 Правительственные  расходы

   Под государственными, или правительственными, расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки  товаров и услуг.

   Государственные закупки товаров и услуг могут  быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

   Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

   Государственные расходы выступают в форме:

• государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;

•  строительства за счет капитальных вложений;

•  расходов на оборону, управление и т.д.

   Основная  часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства  и местных властей.

   Статьи  доходов и расходов государственного бюджета отражают специфику деятельности, направленной на достижение основных экономических целей. Государство получает средства на осуществление своей деятельности от сбора налогов, продажи услуг государственного аппарата и берет взаймы у населения (путем продажи гособлигаций). Можно указать также, что государство получает деньги за счет продажи государственной собственности (приватизации), сеньоража и других источников.

   Также государство расходует средства на заказы и покупку общественных благ, в том

числе – производство услуг госаппарата, на трансфертные выплаты и субсидии, на погашение общественного долга. В общем виде баланс государственных доходов и расходов представлен в табл. 13.1.

   Основная доля поступлений в бюджет приходится на налоговые доходы, среди которых ведущее место занимает налог на добавленную стоимость. За ним следуют акцизы внутренние и налоги на внешнеэкономическую деятельность. Подобная структура в целом характерна для большинства стран с рыночной экономикой. Особенность России до недавнего времени состояла в том, что доля налога с прибыли предприятий в консолидированном бюджете превышала долю подоходного налога с населения. Последние изменения в этой части Налогового Кодекса (в частности, снижение ставок подоходного налога) призваны изменить структуру бюджетных доходов в нужном направлении.

   Совокупные расходы государства находят отражение в расходной части государственного бюджета.

   Политика  государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов гос.регулирования экономики, направленным на стабилизацию экономического развития. государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объем национального производства и занятости населения.

   Подобно тому, как отсутствие конкуренции  оградило монополистического поставщика денег от целительной дисциплины рынка, власть над деньгами освободила правительства от необходимости согласовывать расходы с доходами. В основном именно по этой причине кейнсианская теория так быстро приобрела популярность у экономистов социалистического толка. В самом деле, если экономисты говорят министрам финансов, что создание дефицита является достойным делом, и что дополнительные правительственные расходы не стоят народу ничего, коль скоро в экономике имеются свободные ресурсы, то все действенные барьеры на пути быстрого роста государственных расходов оказываются сломанными. 
      Вряд ли можно усомниться в том, что поразительный рост государственных расходов в последние 30 лет, когда правительства некоторых западных стран стали требовать на свои цели до половины национального дохода, а иногда и более, стал возможным благодаря контролю денежной эмиссии со стороны правительств. С одной стороны, инфляция постоянно втаскивала людей с данным уровнем реальных доходов в категории с гораздо более высокими ставками налогообложения, чем они могли предвидеть, когда одобряли такую налоговую шкалу, так что налоговые поступления в правительственную казну росли намного быстрее, чем это входило в их намерения. С другой стороны, ставшие привычными огромные бюджетные дефицита и сравнительная легкость выхода за пределы утвержденных бюджетных показателей еще больше увеличивали размеры той доли продукта в реальном выражении, которую правительства могли требовать на свои цели.3

Информация о работе Правительственные расходы и совокупный спрос