Правительственные расходы и совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – определить что понимается под правительственными расходами, как отражаются эти расходы на покупке в расходах бюджета; определить, что важным инструментом государственного регулирования экономики и её стабилизации является политика государственных расходов и налогов; выяснить на что оказывает непосредственное воздействие уровень совокупных расходов. Ещё одной из задач моей курсовой работы является дать определение расходам бюджета; выяснить, что входит в правительственные расходы, и выяснить к чему может привести увеличение правительственных расхдов.

Содержание

Введение 3
1 Правительственные расходы и совокупный спрос 4
1.1 Совокупный спрос 4
1.2 Правительсвенные расходы 5
2 Мультипликатор государственных расходов и налогов 6
2.1 Мультипликатор государственных расходов 6
2.2 Мультипликатор сбалансированного бюджета 7
3 Бюджетный дефицит 9
3.1 Бюджетная политика России 10
4 Государственный долг 14
5 Рост правительственных расходов приведёт к росту инфляции 15
6 Альтрнативные варианты фискальной политики для России 16
6.1 Дискреционная фискальная политика 16
6.2 Неоклассические теории потребительского спроса 17
Заключение 22
Список литературы 23
Приложение 24
Практическая часть 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-эконом.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

   Причины бюджетного дефицита известны. Это и спад производства, массовый выпуск «пустых» денег, и излишне, неоправдано раздутые социальные программы, и наоборот теневого капитала в огромных масштабах. Конечно, к важнейшим факторам, влияющим на бюджетный дефицит и определяющим его размер, относится и колебание объёма ВВП в течение бюджетного периода. Возможными причинами бюджетного дефицита являются и чрезмерные государственные расходы, хищения, потери произведённой продукции и многое другое, пока не поддающееся учёту. Источноками покрытия бюджетного дефицита являются займы и усиление налогооблажения. Но есть и третий, традиционный способ – это производство денег. Однако сегодня эмиссия не принимает формы простого печатания денежных знаков. В настоящее время эмиссия существует постредством создания резервов коммерческих банков.

   В связи с этим можно выделить несколько  концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита. Первая концепция базирутся на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Третья концепция предполагает, что целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение экономической стабильности может сопровождаться в том числе и устойчивым бюджетным дефицитом. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит. Такая политика предполагает:

    - наличие чёткой программы финансовых  мероприятий в рамках денжного  потенциала старны;

    - контроль за развитием бюджетного  дефицита и поиск источников  его покрытия;

    - выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

   3.1 Бюджетная политика  России

   Бюджетная политика Российской Федерации сейчас базируется на традиционной первой концепции. Требование бездефицитного бюджета является важнейшим принципом нашего экономического развития и ранее, и в настоящее время.

   Существуют  три основных способа финансирования бюджета дефицита:

   - монетизация бюджетного дефицита;

   - внешнее долговое финасирование;

   - внутреннее долгове финансирование.

   Монетизация дефицита государственного бюджета обычно используется в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, а возможности внутреннего и внешнего финансирования практически исчерпаны. Этот способ финансирования целесообразен, если валютные резервы ЦБ истощены. Монетизация дефицита государственного бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности,а осуществляться в других формах – например, в виде расширения кредитов Центрального банка РФ государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

   Альтернативные  возможности внешнего льготного  бюджетного дефицита являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов. Нередко возможности льготного финансирования ограничены из-за значительной внешней задолженности либо используются преимущественно в непроизводительных целях – на выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д.

   Внешнее финансирование бюджетного дефицита оказывается  менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров  на внутреннем рынке увеличивается  в той мере, в какой внешние  займы способствуют расширению импорта.

   Внутреннее  долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как  антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финасирования не устраивает угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

   Если  облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерчесикх банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в ЦБ.

   При высоком уровне процентных ставок и  значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга ВВП, особенно при низких темпах экономического роста. Рост бремени внутреннего долга увеличивает долю государствееных расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьёздно ограничивает возможности снижения в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом внутреннее долговое финасирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

   - сложно контролировать предоставление кредитов частному сектору:

   - внутреннее предложение относительно эластично;

   - внешнее долговое финасирование  относительно дорого или ограничено  из-за значительного бремени внешней  задолженности, тогда как существующая задолженность незначительна;

   - сопровождающая переходный преиод  инфляция достигла темпов или  представляется абсолютно неизбежной.

   Часто бюджетный дефицит оправдывается  тем, что заимствованные для его  финансирования средства вкладываются в производство, доходы от которого позволят через некоторый промежуток времени расплатиться по долгам, однако ещё чаще дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики. Поэтому бюджетный дефицит относится к так называемым отрицательным экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкродства, однако они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономика утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Следует отметить, что бездефицитность бюджета вообще ещё не означает здоровья экономики, так как надо чётко представлять, какие процессы протекают внутри финансовой ситемы и какие изменения отражает бюджетный дефицит.

   Так можно ли с уверенностью говроить о том, что бюджетный дефицит  является исключительно негативным явлением? Конечно, однозначно так говроить нельзя хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может  возникнуть в результате серьёздного производства и экономического кризиса. Здесь дефицит представляет сосбой неспособность правительства профинасировать собственные расходы .Но дефицит может явиться и результатом экономичесокй политики государства: снижение налогов в целях стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается ещё более бурными темпами.

   Многое зависит и от того, из каких источников финансируется дефицит. В России долгое время в условиях тотального недоверия внутренних и внешних кредиторов к государству упор делался на выпуск краткосрочных обязательств, что, конечно, увеличивало нагрузку на и без того нереальный бюджет. В результате такой способ покрытия дефицита привёл к финансовому кризису и к резкому падению доходов населения. В то же время балансирование бюджета путём привлечения валютных кредитов правительств иностранных государств и различных международных фондов привело к тому, что перспективы развития экономики страны сегодня во многом находятся не в руках российского правительства, а в руках их кредиторов.

   Иными словами, природа и последствия  бюджетного дефицита полностью зависят  от действий правительства. Если финасовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, напрявляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместит произведённые затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет чёткой программы экономичесокго развития, а превышение расходов над доходами допускает в целях латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведёт к росту отрицательных моментов в развитии экономики.4

   До  «Великой депрессии» 30-х гг. ежегодно балансируемый бюджет общепризнанно  считался желанной целью государственных  финансов. Но ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает фискальную деятельность государства как антициклическую и стабилизирующую силу.

   Ежегодно  балансируемый бюджет должен: 1) либо увеличить ставки налога; 2) либо сократить  государственные расходы; 3) либо использовать сочетание этих двух мер. Проблема заключается в том, что все эти меры являются сдерживающими по своему характеру; каждая из них еще больше сокращает, а вовсе не стимулирует совокупный спрос. Аналогично, ежегодно балансируемый бюджет будет вызывать ускорение инфляции. Как только в процессе инфляции повышаются денежные доходы, автоматически возрастают налоговые поступления. Для того чтобы ликвидировать грядущие бюджетные излишки, правительство в этой ситуации должно: 1) или снизить ставки налога; 2) или увеличить правительственные расходы; 3) или использовать сочетание обоих подходов. Ясно, что использование любого из этих трех подходов усилит инфляционное явление в экономике.

   Итак, ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным; такая политика является про-, а не антициклической.

  «Консервативные»  экономисты выступили в поддержку  бюджета, балансируемого на ежегодной  основе, думая при этом больше всего  не об опасностях дефицитов и растущего  государственного долга как таковых, а о том, что, с их точки зрения, ежегодно балансируемый бюджет абсолютно необходим для того, чтобы ограничить нежелательное и неэкономичное расширение государственного сектора. Бюджетные дефициты, с их точки зрения, являются яркой демонстрацией политической безответственности.

  Дефициты  позволяют политическим деятелям дарить обществу выигрыши, связанные с ростом правительственных программ расходов, избегая при этом сопутствующих  этим программам издержек в виде уплаты более высоких налогов. Другими  словами, эти «фискальные консерваторы» считают, что правительственные программы имеют тенденцию расти быстрее, чем следовало бы, потому что общественная оппозиция этому росту на много меньше, когда он финансируется за счет роста дефицита, а не роста налогов.

   Экономисты консервативного направления и соответствующие политические деятели хотели бы иметь законодательство или конституционную поправку, внедряющую сбалансированный бюджет с целью замедлить рост правительственных программ. Они рассматривают рост дефицитов как проявление более фундаментальной проблемы — посягательства правительства на само существование частного сектора.

   Балансируемый бюджет на циклической основе. Идея бюджета, балансируемого на циклической  основе, предполагает, что правительство  реализует антициклическую, политику и в то же время балансирует бюджет. В этом случае бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла.

   Логическое  обоснование этой концепции бюджета  достаточно простое. Для того чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, т.е. сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительственные фискальные действия должны создать позитивную антициклическую силу, и правительство даже при этом условии может сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет.

   Ключевая  проблема данной концепции бюджета  состоит в том, что подъемы  и спады в экономическом цикле  могут быть неодинаковы по глубине  и длительности и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Например, длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означать появление большого дефицита в период спада, маленького или никакого положительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.

   В ноябре 2007 года доходы федерального бюджета, собираемые по линии ФТС, увеличились  по сравнению с прошлым годом  на 0,8 % ВВП, составив 11,1% ВВП (при том что почти весь год поступления от таможни были ниже прошлогоднего уровня). Это стало следствием повышения начиная с октября ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до 250,3 долл./т. Рост ВВП, замедление темпов роста экспорта и укрепления рубля являются причинами, по которым для обеспечения стабильного (по отношению к ВВП) притока нефтяных доходов в федеральный бюджет требуются всё более высокие цены на нефть.

Информация о работе Правительственные расходы и совокупный спрос