Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:04, курсовая работа
Цель моей работы – определить что понимается под правительственными расходами, как отражаются эти расходы на покупке в расходах бюджета; определить, что важным инструментом государственного регулирования экономики и её стабилизации является политика государственных расходов и налогов; выяснить на что оказывает непосредственное воздействие уровень совокупных расходов. Ещё одной из задач моей курсовой работы является дать определение расходам бюджета; выяснить, что входит в правительственные расходы, и выяснить к чему может привести увеличение правительственных расхдов.
Введение 3
1 Правительственные расходы и совокупный спрос 4
1.1 Совокупный спрос 4
1.2 Правительсвенные расходы 5
2 Мультипликатор государственных расходов и налогов 6
2.1 Мультипликатор государственных расходов 6
2.2 Мультипликатор сбалансированного бюджета 7
3 Бюджетный дефицит 9
3.1 Бюджетная политика России 10
4 Государственный долг 14
5 Рост правительственных расходов приведёт к росту инфляции 15
6 Альтрнативные варианты фискальной политики для России 16
6.1 Дискреционная фискальная политика 16
6.2 Неоклассические теории потребительского спроса 17
Заключение 22
Список литературы 23
Приложение 24
Практическая часть 25
6 Альтернативные варианты фискальной политики для России
6.1 Дискреционная фискальная политика
Дискреционная
фискальная политика — это сознательное
манипулирование
Важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов финансируется не за счёт роста налоговых поступлений, так как рост налогов ведёт к снижению величины равновесного ЧНП. Чтобы иметь стимулирующее воздействие, государственные расходы должны сопровождаться бюджетным дефицитом. Фундаментальные рекомендации Кейнса как раз включали рост дефицитного финансирования для определения спада или депресии.
Каковы же последствия сокращения государственных расхдов? В любом случае результатом является краткое сокращение равновесного ЧНП. Если правительственные расходы сократятся с 20 млрд долларов до 10 млрд долларов, то равновесный ЧНП сократится на 40 млрд долларов при мультипликаторе равном 4.
Правительство не только расходует средства, но также собирает налоги. Каким образом взимание налогов влияет на величину равновесного ЧНП? Ответ: рост налогов вызовет сокращение величины равновесного ЧНП (рис. 32.1).
Конкуренция «нефтегазового» бюджета, которая используется при планировании и исполнении федерального бюджета, начиная с 2008 года предусматривает достаточно жёсткие процедуры формирования и использования нефтегазовых доходов. При формальном подходе накопленный по состоянию на начало 2008 года объём Стабфонда составил 9,9% прогнозного ВВП за 2008 год при нормативной величине нефтегазового трансферта в 5,5% ВВП в 2008 – 2009 гг. и его снижении до 4,5% ВВП в 2010г. Таким образом, даже в гипотетическом случае потери всех нефтегазовых доходов накопленного запаса хватит на два года исполнения всех действующих обязательств. При этом существенная часть расходов, запланированных на 2009 – 2010 гг. (2,3 и 2,7% ВВП соответсвенно), является условно утверждённой, т.е. нераспределённой, и не будет финансировать в случае недостатка ресурсов.
Однако, как нам представляется, такой превосходный взгляд на устойчивость бюджета не даёт адекватного представления о рисках бюджетной политики, которые могут возникнуть в условиях турбулентности на мировых финансовых рынках. Так, по нашему мнению, нельзя пока говорить о стабилизации объёма неналоговых поступлений, на которые может рассчитывать бюджет, и о стабильности проводимой налоговой политики, на которую может рассчитывать бизнес. В нынешних, пока ещё весьма благоприятных, условиях одновременно рассматриваются варианты радикального снижения НДС и столь же резкого повышения прогноза максимальной ставки ЕСН, при том что адресатами этих противоположных по эффекту мер фактически являются предприятия одних и тех же отраслей с высоким уровнем добавленной стоимости.
Определённые риски содержатся и в противоречии между жёсткостью концепции нефтегазового бюджета, ограничивающей операции с бюджетными средствами простыми правилами и хорошо защищающей бюджет от волирантности мировых цен, и гибкостью, требуемой от бюджетной политики в условях, когда потоки капитала и проблемы недостатка ликвидности стали не менее опасны для финансовой стабильности страны, чем колебания мировых цен на нефть. И наконец – в проитворечии между необходимостью сдерживания инфляции и выделения средств на осуществление проектов, направленных на развитие инфраструктуры, образования и здравохранения.9
6.2 Неоклассические теории потребительского спроса.
В условиях научно-технического подъема, все более частого проявления кризисных явлений, кейнсианская теория «эффективного спроса», основанная на идее активной роли государства, перестала отвечать требованиям экономического развития. Прежде всего, по следующим причинам. В условиях, когда инфляция стала приобретать хронический характер, необходимым оказывается такое вмешательство, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них. Здесь следует вспомнить эффект Кантильона – изменение структуры цен может сделать невыгодным производство необходимых обществу товаров и стимулировать производство других.
Кроме того, с развитием международной торговли и экономической интеграции, выросла зависимость каждой страны от внешних рынков. Увеличение спроса в этом случае часто оказывает положительное воздействие на рост импорта и иностранных инвестиций, оставляя в невыгодном положении местных производителей. Поэтому потребовалась новая концепция, которая возникла в форме неоклассической теории «эффективного предложения».
Главный постулат теории экономики предложения заключается в том, что лучший регулятор рынка — сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию. Еще А. Смит указал на то, что от снижения налогового бремени государство выиграет больше, нежели от наложения непосильных податей: на освобожденные средства может быть получен дополнительный доход, с которого в казну поступит налог.
Относительная доля платежей в сумме доходов уменьшится, но абсолютная сумма налогов возрастет. При этом плательщики с большей легкостью сделают эти платежи, что освободит государство от дополнительных расходов на сбор налогов, связанных с применением силы. Теоретические высказывания А. Смита стали аксиомой и для современных ученых-экономистов.
Так, анализ связи между экономическим ростом и налогами по 20 странам в период 70-х годов свидетельствует о том, что в государствах с высокими налогами инвестиции снизились по сравнению с тем же показателем в странах с низким уровнем налогообложения почти в десять раз. Действительно, объективно существует оптимальная доля изъятия прибыли в бюджет. Их уровень, однако, не должен быть минимален, иначе не будут соблюдены требования бюджета и поставлено под угрозу нормальное функционирование общественного хозяйства, а сами налоги перестанут выполнять функции экономического регулятора.
Практически все современные авторы выделяют те же критерии налогов, оценивающие их положительное влияние, что и в принципах налогообложения А. Смита. Если налоги не отвечают этим требованиям, то произошло нарушение границ налогообложения.
Оптимальные ставки налогов можно определить с помощью кривой Лэффера (рис.13.4). «Фундаментальная идея, лежащая в основе кривой..., — говорил А. Лэффер, — заключается в том, что чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов для уклонения от них. Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Чистый, за вычетом налогов, доход определяет, работает ли данный человек или сидит на пляже...» . Так, если предприниматель не видит перспективы получения прибыли, или успешное функционирование рынка сталкивается с усиливающейся дискриминацией в виде более высоких и прогрессивных налогов, то экономическая активность снижается, и вовлечение предпринимателя в производственную деятельность оказывается пустой затеей.
Предельной ставкой для налогового изъятия в бюджет А.Лэффер считает 30% суммы доходов, в границах которой увеличивается сумма доходов бюджета. А вот при 40—50%-ном изъятии доходов, когда ставка налога попадает в «запретную зону» действия, сокращаются сбережения населения, что снижает заинтересованность в инвестировании в тех или иных отраслях экономики и налоговые поступления. И наоборот, снижение налогов стимулирует развитие экономики. Это приводит к тому, что доходы государства увеличиваются не за счет расширения налоговой базы, а за счет увеличения налоговой ставки и налогового бремени. Некоторыми аспектами этой теории воспользовалось правительство США при проведении налоговой реформы в 20—60-е годы XX в., а затем, с учетом новых разработок, — в 80-е годы. Подобные идеи мы встречаем и в новом варианте российского Налогового Кодекса.
Монетарная теория считает одним из основных средств регулирования экономики изменение денежной массы и процентных ставок. Лишнее количество денег из обращения можно изымать не только с помощью займов, но и с помощью налогов. Таким образом, сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет поддерживать стабильное функционирование рыночного механизма.
Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло. В развитии кейнсианской теории тоже появились новые течения, стал возникать ее синтез с некоторыми направлениями неоклассической теории.
В неокейнсианской теории (И.Фишер, Н.Калдор и другие) возникла идея налога на потребление, которая являлась одновременно методом поощрения сбережений и средством для борьбы с инфляцией. Н.Калдор считал, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (например, на предметы повседневного пользования), более справедлив, чем фиксированный налог с продаж, для людей с низкими доходами. Кроме того, при сравнении с подоходным налогом этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост.
В настоящее время не существует какой-либо одной истинно верной теории экономического регулирования. Во многих зарубежных странах, правительства которых применяют методы регулирования на практике, существует взаимодействие трех основных концепций: кейнсианство с различными вариациями, теория экономики предложения и монетаризм. И хотя неоклассические течения чаще используются в качестве теоретической основы для государственного регулирования, ученые уже не отделяют эти методы от кейнсианских, все больше обнаруживая в своих работах их взаимопроникновение.
В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до революции и в основном затрагивала проблему сущности налогов, их форм, видов, выполняемых ими функций. Таких ученых-экономистов, как А.Тривус, Н.Тургенев, И.Озеров, А.Исаев, А.Соколов, В.Твердохлебов, труды которых являются неоценимым вкладом в теорию налогов, по праву можно отнести к классикам отечественной экономической науки. Особого упоминания требует проблема «налогового переложения», которая изучалась в монографии А.Исаева «Процесс сложения и переложения налогов», в работах А.Соколова, Б.Дитмана (1920-30-е годы). Сегодня эта проблема принимает вид задачи о более равномерном (более справедливом) распределении доходов среди населения с целью устранения социальной напряжённости в обществе.
В сегодняшней российской экономике наблюдается парадокс: государство поддерживает производства, находящиеся на грани банкротства, чтобы не произошло экономического и социального краха, кредитами, различного рода льготами, списанием долгов и т.п., нарушая хозяйственные связи, создавая систему банковского контроля за платежами, а вместе с ними — базу для инфляции, монополизма. Однако очевидно также, что бросить такие предприятия на произвол рыночной стихии нельзя, так как с ними связаны судьбы многих людей. Здесь нужна особая теория.
Как можно заключить из анализа проектов преобразования российской системы налогообложения, большинство из них (по крайней мере те, которые привлекают к себе наибольшее внимание) имеют много общего с неоконсервативной теорией предложения. Это заставляет ещё раз обратиться к рассмотрению её принципов.
Неоконсервативный проект реформы государственного регулирования экономики, предусматривает действия государства, направленные на мобилизацию рыночного потенциала экономики, поддержания системы свободного предпринимательства. Однако, создатели теории предложения отвергают свойственную монетаристам абсолютизацию долгосрочного денежного регулирования. Сама по себе денежная политика, даже если она строится в полном соответствии с регламентом М. Фридмена, отнюдь не гарантирует свободного действия рыночного механизма, которое нарушается несовершенной налоговой системой. Такое регулирование, конечно, необходимо, но оно принесет желаемые результаты только в соединении с новой налоговой политикой.
Основным направлением радикальной реформы системы налогообложения считается значительное уменьшение предельных налоговых ставок, что, по замыслу экономистов-консерваторов, должно более полно раскрыть возможности рыночной системы. Такая точка зрения полностью расходится с кейнсианской «точной настройкой», одной из форм которой является управление совокупным спросом с помощью манипулирования налоговыми ставками. Предполагается, что снижение налоговых ставок должно быть дифференцированным, пропорциональным его предельной эффективности. Например, в большей степени надо произвести сокращения таких налогов, которые дадут максимальную предельную отдачу с точки зрения роста накопления капитала и занятости.
В первую очередь это относится к налогам на доходы от капиталовложений. Тогда появляется возможность переместить в производственную сферу те денежные ресурсы, которые ранее вкладывались в недвижимость, расходовались на иные, не связанные с производством цели. Существенная роль отводится также реформе налогообложения лиц с высокими доходами. Основной аргумент — это даст сильный эффект, потому что богатых отличает большая склонность к сбережениям по сравнению с бедными.
В снижении налоговых ставок неоконсерваторы видят магистральный путь к решению многих проблем современной экономики.
С налоговыми стимулами связывается повышение прибыльности капиталовложений, приближение ее к уровню, свойственному свободному рынку, результатом чего станет увеличение нормы и массы накопления. Это поможет образованию новых рабочих мест, причем, что особенно важно, увеличение занятости будет происходить неинфляционным путем. Снижению безработицы должно способствовать изменение предпочтений рабочих в пользу занятости (ведь реальные доходы после уплаты налогов возрастут) и, соответственно, увеличение предложения труда.
Информация о работе Правительственные расходы и совокупный спрос