Правительственные расходы и совокупный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – определить что понимается под правительственными расходами, как отражаются эти расходы на покупке в расходах бюджета; определить, что важным инструментом государственного регулирования экономики и её стабилизации является политика государственных расходов и налогов; выяснить на что оказывает непосредственное воздействие уровень совокупных расходов. Ещё одной из задач моей курсовой работы является дать определение расходам бюджета; выяснить, что входит в правительственные расходы, и выяснить к чему может привести увеличение правительственных расхдов.

Содержание

Введение 3
1 Правительственные расходы и совокупный спрос 4
1.1 Совокупный спрос 4
1.2 Правительсвенные расходы 5
2 Мультипликатор государственных расходов и налогов 6
2.1 Мультипликатор государственных расходов 6
2.2 Мультипликатор сбалансированного бюджета 7
3 Бюджетный дефицит 9
3.1 Бюджетная политика России 10
4 Государственный долг 14
5 Рост правительственных расходов приведёт к росту инфляции 15
6 Альтрнативные варианты фискальной политики для России 16
6.1 Дискреционная фискальная политика 16
6.2 Неоклассические теории потребительского спроса 17
Заключение 22
Список литературы 23
Приложение 24
Практическая часть 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-эконом.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

   2 Мультипликатор государственных расходов и налогов

2.1 Мультипликатор государственных  расходов

   Мультипликатор  гос.расходов показывает приращение ВНП  в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

 

где KG-мультипликатор государствеенных расходов, - приращение ВНП, -приращение государственных расходов.

Мультипликатор  государственных расходов можно также определить, используя предельную склонность к потреблению – МРС.

   Подобно инвестициям и государственным расходам, налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Но, в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное давление на совокупные расходы, налоги оказывают гораздо меньшее воздействие. Это вытекает из того, что государственные  расхоы – одна из составляющих совокупных расходов, а налоги – фактор, влияющий на одну из переменных, а именно потребление.

где К – мультипликатор налогов

КG-мультипликатор государственных расходов.

   Концепция мультипликатора в политэкономии  утверждает, что изменения в одной  категории совокупных расходов оказывает  многостороннее (множественное) влияние  на экономику, т.е. на ВНП.

     Для того чтобы наиболее наглядно представить влияние этих изменений на экономику, допустим, что мультипликатор государственных расходов равен: 
 
где mpc - потребляемая доля прироста дохода - является частью дополнительного доллара, идущего в среднем на потребление в сфере экономики. Для экономики в целом mpc составляет около 90%, при этом простой мультипликатор правительственных расходов равен 10. Однако формула простого мультипликатора, которую изучают во всех вводных курсах политэкономии, носит чрезмерно упрощенный характер и из нее выводится нереалистично высокая величина мультипликатора. Если учесть изменения в налоговых ставках, уровнях цен, происшедших в результате изменений в правительственных расходах, а также изменения процентных ставок, также являющихся результатом изменений в правительственных расходах, то мультипликатор правительственных расходов составляет величину немногим меньше двух. Это означает, что с течением времени ВНП увеличится почти на 2 доллара США, на каждый доллар увеличения правительственных расходов.

   2.2 Мультипликатор сбалансированного бюджета

   Мультипликатор  сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных  расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину их прироста.

   Например, увеличение правительственных расходов и налогов на 20 млрд долл. вызывает прирост ЧНП на 20 млрд долл.

   В то же время изменения правительственных  расходов имеют более сильное  воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы.

   Изменение же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения  дохода после уплаты налогов и  через изменения потребления. Основа так называемого мультипликатора  сбалансированного бюджета раскрывается на рисунке 32.2.

   Мультипликатор  сбалансированного бюджета равен  единице. Одинаковое увеличение налогов  и государственных, расходов вызовет  прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов. При предельной склонности к потреблению (МРС), равной 3/4, увеличение налогов на 20 млрд долл. вызовет снижение дохода после уплаты налогов на 20 млрд долл. и сокращение потребительских расходов на 15 млрд долл. Поскольку мультипликатор равен 4, ЧНП сократится на 60 млрд долл.

   Прирост государственных расходов на 20 млрд долл., однако, вызовет более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд долларов. Следовательно, чистый прирост ЧНП составит 20 млрд долларов, что равно величине прироста правительственных расходов и налогов.

   Мультипликатор  сбалансированного бюджета действует  вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и  сбережению.

   Многие  экономисты изучали вопрос, каков  мог бы быть результат объединения  эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по величине прирост и государственных закупок и налогов не должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным. Почему?

   Мультипликатор  сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных  расходов, сопровождаемый равными по величине приростом налогов –  имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.

   Причина того, почему объем выпуска продукции увеличивается (вместо того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов, как только что могли видеть в приведенном примере, сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе, действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска продукции.

   При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Как и предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину прироста правительственных расходов.

   Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу  или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.

   Однако  нужно помнить о том, что размеры  ЧНП зависят не только от разницы  между правительственными расходами  и налогами (т.е. от размеров дефицита или положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета. В нашей иллюстрации мультипликатора сбалансированного бюджета рост правительственных расходов и налогов на 20 млрд долларов увеличивал ЧНП на 20 млрд долларов. Если бы правительственные расходы и налоги возросли только на 10 млрд долл., то равновесный ЧНП возрос бы только на 10 млрд долл.

   Существуют  два различных способа, которыми федеральное правительство может  финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи  процентных бумаг) или за счет выпуска  новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.

   Если  правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию  с частными предпринимателями за финансовые средства. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента и, таким образом, будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы.

   Если  государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

   Вызванная избыточным спросом инфляция требует  со стороны правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Здесь возможны два способа:

   1. Погашение долга. 

   Поскольку федеральное правительство имеет  накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление.

   2. Изъятие из обращения. 

   Правительство может добиться большего антиинфляционного  воздействия своего бюджетного избытка  просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка, т.е. уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих же средств для погашения государственного долга.

   Что предпочтительнее: правительственные  расходы или налоги?

   Ответ на этот вопрос зависит в значительной степени от индивидуального взгляда  политика и от того, насколько велик  государственный сектор. «Либеральные»  экономисты, которые считают, что  государственный сектор должен быть расширен, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных покупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, «консервативные» экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

3 Бюджетный дефицит

   Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих  государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и возействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполения возложенных на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, враженными в форме бюджетного дефицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита.

   Бюджетный дефицит — это та сумма, на которую  расходы правительства превосходят  его доходы за данный год.

   Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит бюджета – это индикатор состояния экономики, поэтому, данной проблеме уделяется традиционно большое внимание как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом. Отношение экономистов к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. Уже давно возникло мнение, что бюджетный дефицит – это совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует её росту, снижению безработицы. Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определённые изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результат этих изменений.

Информация о работе Правительственные расходы и совокупный спрос