Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:08, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть экономическое содержание спроса и предложения, выявить закономерности в изменении спроса и предложения на рынке, разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе и предложении, выявить зависимость между спросом и предложением, сделать выводы.
Задачей курсовой работы является изучение спроса и предложения на рынке при функционировании любого предприятия. Анализ процессов, происходящих на потребительском рынке представляет практический интерес для производителей и предпринимателей, занимающихся сбытом товара.
Наряду со спросом важным элементом рынка является предложение товара. Для коммерческих операций это наиболее значимый фактор, определяющий насыщенность рынка, его структурные сдвиги и т.д.
Формирование цен с приближением их к стоимости возможно в условиях чистой (совершенной) рыночной конкуренции, когда на рынке присутствуют не менее 6-8 свободных продавцов, обеспечивающих насыщение рынка и конкурирующих между собой. В этой ситуации роль государства в регулировании цены ничтожно мала. В условиях монополии и олигополии государство через антимонопольный механизм влияет на установление цен монополий. Обычно это или жесткая регламентация цены, или косвенная — через увеличение налогов и других мер воздействия.
п.1.3. Закон спроса
Действие закона спроса объясняет существование эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.
Следует отметить несколько исключений из закона спроса. Они касаются так называемых высших и низших товаров. К первым относятся товары, потребление которых уменьшается с увеличением доходов. Это объясняется тем, что для таких благ существуют альтернативные блага, характеризующиеся более высоким качеством или большими удобствами. Когда товар становится для потребителя менее полезен, он переходит на потребление других товаров. Возможна и такая ситуация, когда с ростом цен на определенные товары (как правило, это товары первой необходимости) величина спроса снижаться на них не будет. В экономической теории это явление получило название «парадокса Гиффена». Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары получили название благ низшего порядка. Ко второй группе относят, как правило, предметы роскоши. При снижении цены снижается и величина спроса на них. Это относится к тем товарам, посредством которых индивиды стремятся подчеркнуть свое высокое социальное положение. В экономической теории это называют «эффектом сноба» или «эффектом Веблена». К исключению из закона спроса относится также ситуация «инфляционных ожиданий». Когда покупатели психологически настроены на постоянное повышение цен, увеличение спроса может наблюдаться даже при росте цен. Товары, спрос на которые возрастает по мере роста доходов, относят к нормальным товарам. Следует заметить, что вышеприведенная дифференциация товаров во многом зависит от вкуса потребителя, а потому в какой-то мере носит условный характер.
Функция спроса в механизме функционирования рынка необычайно велика, ибо она побуждает производителей выпускать необходимые населению товары, улучшать их ассортимент и качество.
Для анализа состояния рынка того или иного товара немаловажное значение имеет знание реакции спроса на повышение или понижение цены. Причем в данном случае идет речь о количественном изменении чувствительности спроса к изменению цен. Таким показателем является эластичность спроса по цене — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.
Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.
п.1.4. Эластичность спроса
Степень изменения спроса и
предложения под воздействием
того или иного фактора характе
Эластичность - мера реакции одной величины на изменение другой. Она показывает, на сколько процентов изменится одна переменная величина при изменении другой на 1%.
Ер = Процентное изменение объема спроса (Q) / Процентное изменение цены (Р)
Ер - коэффициент эластичности по цене;
Q — количество товара, на который предъявлен спрос;
Р — рыночная цена товара.
Эластичный спрос - коэффициент больше единицы, т.е. величина спроса изменяется на больший процент, чем цена или доход.
Неэластичный спрос - коэффициент эластичности меньше единицы.
Спрос с единичной эластичностью - цена и величина спроса изменяются на одинаковый процент.
Эластичность достаточно постоянна во времени и может быть использована для определения стратегии закупки и реализации продукции. Кроме того, при помощи этого показателя правительство разрабатывает налоговую политику (правильное применение косвенных налогов увеличивает налоговые поступления в бюджет) и методы государственного регулирования рынка.
Для выработки стратегии коммерческой деятельности большое значение имеет такой показатель, как эластичность предложения.
Эластичность предложения показывает, как производство и предложение той или иной продукции реагирует на изменение цены:
E = Процентное изменение S / Процентное изменение Р
Е - коэффициент эластичности предложения;
S - предложение;
Р — цена.
При определении объемов закупки (реализации) продукции важное значение имеет взаимозаменяемость (взаимодополняемость) товара.
Взаимозаменяющие товары (субституты) - такие пары товаров, рост цены на один из которых приводит к росту спроса на другой.
Взаимодополняющие товары (комплекты) — такие пары товаров, рост цены на один из которых приводит к падению спроса на другой (рост цен на автомобили приводит к падению спроса на горюче-смазочные материалы).
Если коэффициент эластичности больше единицы, то товар взаимозаменяемый, если меньше — взаимодополняемый.
Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.
Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичны.
Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.
Спрос с единичной эластичностью
Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным
Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.
Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности Ed, который определяется по формуле (2).
Ed=∆Q/∆P(2)
где Ed - эластичность спроса по цене; ∆Q- изменение спроса, %; ∆P- изменение цены, %.
Для определения
соответственно числителя и знаменателя
для вышеуказанной формулы
∆Q’=(Qн-Qб)/Qб*100%(3)
∆P’=(Pн-Pб)/Pб*100% (4)
где Qб- первоначальный, или базовый объем спроса; Qн –новый объем спроса; Pб- первоначальная, или базовая цена; Pн- новая цена спроса.
Использование процентных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения.
Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности. Существуют также дуговая эластичность, эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичность. Таким образом, величина спроса зависит от многих факторов, основным из которых принято считать цену. Закон спроса выражает обратную зависимость между спросом и ценой товара. Для анализа рынка применяют показатель эластичности спроса по цене. Спрос может быть эластичным, неэластичным и с единичной эластичностью (принимается в качестве критерия для определения товаров с эластичным и неэластичным спросом).
п.1.5. Понятие предложения
Предложение — это количество товаров и услуг, которое предложено для реализации на рынке (или может быть немедленно доставлено) в определенный промежуток времени. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.
Объем и структура
предложения характеризуют
Объем предложения определяется общей суммой предложений товаров, продаваемых на рынке. Он зависит от целого ряда факторов. Зависимость объема предложения от определяющих его факторов выражается через функцию предложения (5)
Qs=f (P1, P2, …, Pn; K; C; Z; …; n)(5)
где Qs-объем предложения; P1, P2, …, Pn- цены товаров и услуг; K-характер применяемых технологий; C- налоги и дотации; Z- природно-климатические условия; n- иные возможные факторы.
К товарному предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, включая товары в пути. Оно формируется за счет объема структуры товарной продукции производства, товарных запасов и импорта. На него оказывают влияние возмещение естественной убыли в торговле, расходы на уценку и снижение цен.
Зависимость объема предложения от цены также можно охарактеризовать с помощью графика.
Если на оси ординат отложить цены, а на оси абсцисс – количество продукции, предлагаемой товаропроизводителями, то графически можно выразить функциональную зависимость изменении предложении от динамики цен.
Любая точка кривой показывает, какую цену надо заплатить за единицу предлагаемого товара, чтобы данное его количество было предложено рынку.
Вогнутый характер кривой предложения демонстрирует процесс, в котором первоначальное повышение цены на товар провоцирует вовлечение в него все большего количества предприятий, что обуславливает определенный всплеск предложения данного товара. Дальнейшее повышение цены, в конечном счете, приведет к насыщению предложения, ибо резервы расширения постепенно исчерпываются и количество предлагаемого товара относительно стабилизируется. В отношении характера расположения кривой предложении среди экономистов остаются разногласия. Одни из них считают, что она хотя и замедленно, но постоянно смещается вверх и вправо. Другие полагают, что она затем трансформируется в вертикальную прямую и дальнейшее изменение (повышение) цены остается без внимания, ибо существуют определенные, ограниченные ресурсы и ограничения в совершенствовании производства.
Обратная функциональная зависимость между предложением и ценой, т.е. когда независимой переменной выступает предложение, а зависимой - цена, выражена на рис. 3 посредством смещения кривой предложении в плоскости осей координат (кривые П’и П”). Смещение кривой предложения вправо означает расширение предложения товара, влево – сокращение его предложения.
Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убывающей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению величины предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной точки к другой.
Закон предложения показывает,
что производители хотят
В каждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не является одинаковым. Некоторые из них произвели и привезли на рынок много товара, другие — мало. Одни затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение (при наличии конкурентов).
Информация о работе Современные подходы в теории спроса и предложения