Теоретические аспекты бизнес-планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы:
- Изучить особенности бизнес-планирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность, задачи и значение бизнес-планирования на современном предприятии;
- раскрыть сущность предпринимательства, как особого вида деятельности в Российской Федерации (на примере малого бизнеса);
- изучить роль малого бизнеса в экономике;
- рассмотреть особенности бизнес-планирования в ресторанном бизнесе на примере ресторана «Премиум»;
- проанализировать бизнес-план ресторана «Премиум»;
- определить основные факторы совершенствования бизнес-планирования в условиях рыночных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Biznes_-plan_Osobennosti_planirovania_predprini.docx

— 88.59 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Проблема привлечения  инвестиций, способных создать мощный импульс для развития, волнует  сегодня большинство организаций. Организациям приходится в полной мере учитывать условия, на которых они  получают инвестиции. В противном  случае они рискуют понести убытки, а в ряде случаев и стать  банкротами. Того же, кто предоставляет  денежные средства, инвестора  интересует прибыль, которую он может получить.

Важнейшим элементом организации  предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики является бизнес-план, который в мировой  практике представляет собой основу для оценки перспективности вновь  создаваемых коммерческих предприятий  или намеченных ими для реализации проектов выпуска новой продукции.

В развитых странах у каждой организации должен быть бизнес-план, тщательно продуманный, систематически корректируемый в соответствии с  меняющимися условиями. Его отсутствие является существенным недостатком  предприятия, отражающим слабость управления компанией.

В российской практике бизнес-план получил распространение, начиная  с 90-х годов, когда переход к  рыночному механизму инвестирования потребовал изменения принципов  финансирования капитальных вложений. Развитие новой модели инвестиционного  планирования было вызвано, с одной  стороны, сокращением государственных  инвестиций, обусловившим необходимость  поиска альтернативных источников финансирования, причем на возвратных началах; с другой стороны — задачами достижения соответствия разрабатываемых проектов международным  нормам. В рыночной экономике предприниматели  не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно  собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Международные финансовые организации  выделяли кредитные ресурсы российским предпринимателям только при наличии  проработанного бизнес-плана. Отсутствие опыта разработки бизнес-планов у  большинства предпринимателей серьезно осложняло поиск потенциальных  инвесторов.

В российской экономике стали  возникать государственные и  коммерческие структуры, предлагающие услуги по разработке бизнес-планов. В  бизнес-плане сформулированы предмет, основные цели, стратегии, направления  и географические регионы хозяйственной  деятельности, определены ценовая политика, емкость и структура рынка, условия  осуществления поставок и закупок, транспортировки, страхования и  переработки товаров, факторы, влияющие на рост/снижение доходов и расходов по группе товаров и услуг, являющихся предметом деятельности предприятия.

Бизнес-план всегда носит  вероятностный характер, предполагает возможность различных вариантов  делового поведения предприятия. Бизнес-план — это план возможных действий предприятия на рынке. Любая информация, представленная в бизнес-плане (хозяйственная  стратегия, формулы распределения  прибыли, схемы работы с поставщиками и субподрядчиками и т.п.), может  стать предметом обсуждения и  дальнейшего анализа.  Вот, почему бизнес-план является необходимым инструментом проектно-инвестиционных решений в  соответствии с потребностями рынка  со сложившейся на сегодняшний день экономической ситуацией.

В условиях рынка подобные планы необходимы всем: банкирам и  потенциальным инвесторам, сотрудникам  фирмы, желающим оценить свои перспективы  и задачи, и прежде всего, самому предпринимателю, который должен тщательно  проанализировать свои идеи, проверить их реалистичность.

В рыночной экономике предприниматели  не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Таким образом, разработка стратегии  и тактики производственно- хозяйственной  деятельности фирмы является важнейшей  задачей для малого предпринимателя. Общепризнанной формой разработки стратегии, тактики и является бизнес-план. Без бизнес-плана невозможно нормальное функционирование предприятий любой  формы собственности, так как  возможность неудачи будет слишком  велика, этим и объясняется актуальность выбранной темы.

Цель данной курсовой работы:

- Изучить особенности бизнес-планирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Задачи курсовой работы: 

- раскрыть сущность, задачи  и значение бизнес-планирования на современном предприятии;

- раскрыть сущность предпринимательства, как особого вида деятельности в Российской Федерации (на примере малого бизнеса);

- изучить роль малого бизнеса в экономике;

- рассмотреть особенности  бизнес-планирования в ресторанном бизнесе на примере ресторана «Премиум»;

- проанализировать бизнес-план  ресторана «Премиум»;

- определить основные  факторы совершенствования бизнес-планирования в условиях рыночных отношений.

Объектом исследования является стратегическое планирование в организации.

Предмет исследования –  особенности влияния бизнес-планирования на реализацию предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

1. Теоретические аспекты  бизнес-планирования

1.1 Сущность и задачи  бизнес планирования

 

Планирование — это  деятельность, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние  экономической системы, путей способов и средств его достижения [6,c.248].

Бизнес-план — это план осуществления бизнес операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности [6,c.96].

Бизнес-план представляет собой  результат исследований и организационной  работы, имеющей целью изучение конкретного  направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке  в сложившихся организационно-экономических  условиях. Он опирается на:

1. Конкретный проект оказания  новых услуг (особенности удовлетворения  потребностей и т.д.);

2. Всесторонний анализ  производственно-хозяйственной и  коммерческой деятельности, целью  которого является выделение  его сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других  аналогичных фирм;

3. Изучение конкретных  финансовых, технико-экономических  и организационных механизмов, используемых  в экономике для реализации  конкретных задач.

Существует две формы  бизнес планирования деятельности фирмы:

- планирование деятельности  фирмы на рынке;

- внутрифирменное планирование.

Как правило, эти аспекты  планирования взаимосвязаны. Необходимо отметить, что по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когда отношения фирмы с контрагентами  на рынке носят не случайный и разовый характер, а приобретают устойчивый и долговременный характер.

Цель разработки бизнес-плана  — спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями  рынка и возможностями получения  необходимых ресурсов.

Задачами бизнес-плана  являются[8,c.96] :

1. Сформулировать долговременные  и краткосрочные цели фирмы,  стратегию и тактику их достижения;

2. Определить конкретные  направления деятельности фирмы,  целевые рынки и место фирмы  на этих рынках;

3. Выбрать ассортимент  и определить показатели товаров  и услуг, которые будут предложены  фирмой потребителям;

4. Оценить производственные  и непроизводственные издержки;

5. Определить состав маркетинговых  мероприятий по изучению рынка,  стимулированию продаж, ценообразованию  и т.п.;

6. Оценить финансовое  положение фирмы и соответствие  имеющихся финансовых и материальных  ресурсов возможностям достижения  поставленных целей и т.д.

Бизнес-план выполняет следующие  основные функции [8,c.114]  :

- является инструментом, с помощью которого организация  может спрогнозировать и оценить  фактические результаты деятельности  за определенный период;

- используется для разработки  концепции бизнеса в перспективе;

- является инструментом  обоснования эффективности инвестиций;

- представляет собой инструмент  реализации стратегии предприятия.

Бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может  быть использован для привлечения  инвесторов и кредиторов.

Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы  должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены  о его эффективности. Поэтому  бизнес-план должен быть хорошо подготовлен  и тщательно изложен для восприятия потенциальных инвесторов. Он должен содержать описание главных ключевых вопросов.

Материал бизнес-плана  излагается просто и понятно; он должен быть доступен различным группам  людей, даже тем, которые имеют ограниченные знания о продукте (услугах) на рынке. Объем и степень конкретизации  разделов плана определяется спецификой фирмы и сферой ее деятельности.

Бизнес-план призван ответить на три ключевых вопроса(cхема 1):

  • Каково текущее состояние бизнеса?
  • Каково желаемое состояние?
  • Как наиболее эффективно достичь желаемого состояния?

 

 

Схема 1. Контуры бизнес плана.

 

Бизнес-план должен показать, как эффективно перейти из нынешнего  состояния в желаемое, отразить как  текущие задачи, так и задачи на средне- и долгосрочный период.

Бизнес-план представляет собой  общую стратегию деятельности фирмы  на определенном товарном рынке [19,c.115]. Бизнес-план для уже существующей фирмы имеет под собой надежное обоснование в виде результатов предыдущей деятельности. План подкрепляется существующими финансовыми документами, историей фирмы, описанием ее опыта и ошибок.

Вновь создаваемая фирма  не имеет такой базы, поэтому основой  составления бизнес-плана в этом случае являются исследования рынка.

Конкретный путь составления  плана зависит от поставленных целей, периода планирования, личности руководителя, компетенции работников предприятия, их опыта, знаний и многих других факторов. Если предприниматель хорошо знает  свое дело, свой проект, владеете информацией, то написать бизнес-план не сложно. Однако определить сравнительную ценность существующей информации представляет немалые трудности. Объективный  взгляд профессионала может многое улучшить в разработанном бизнес-плане.

 

1.2. Значение составления бизнес-плана на современном предприятии    

  Наряду с внутрифирменными  функциями, бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики. В наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее, при поиске инвесторов. Он может помочь крупным и мелким предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования [20,c.211].

Ни одно предприятие не сможет работать прибыльно в условиях рыночной экономики без тщательно  подготовленного бизнес-плана. Бизнес план дает детальные пояснения, как  будет происходить управление бизнесом для обеспечения прибыльности предприятия, а так же возвратности инвестиций. Постоянные изменения экономической среды, в которой действует компания, предполагают уточнение и пересмотр бизнес-плана, что, в свою очередь, требует выработки механизма привлечения управленческого персонала к данной работе.

Таким образом, бизнес-план – это критическая стартовая  точка и базис всей плановой и  исполнительской деятельности предприятия. Необходимо сделать акцент на следующем. Процесс планирования бизнеса обеспечивает пристальное внимание управленческой системы ко всем ее недостаткам, заставляя рассматривать специфические характеристики и факторы, влияющие на конкурентные способности предприятия. Требования, предъявляемые к бизнес-плану, являются условием самосовершенствования системы управления и создания эффективной управленческой стратегии.

В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления бизнес-плана становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами [15,с.78]:

1. В нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.

2. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкурентами.

3. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъема отечественной экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки и доказывать (на основе принятой на Западе документации), что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Информация о работе Теоретические аспекты бизнес-планирования