Теоретические аспекты бизнес-планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы:
- Изучить особенности бизнес-планирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
- раскрыть сущность, задачи и значение бизнес-планирования на современном предприятии;
- раскрыть сущность предпринимательства, как особого вида деятельности в Российской Федерации (на примере малого бизнеса);
- изучить роль малого бизнеса в экономике;
- рассмотреть особенности бизнес-планирования в ресторанном бизнесе на примере ресторана «Премиум»;
- проанализировать бизнес-план ресторана «Премиум»;
- определить основные факторы совершенствования бизнес-планирования в условиях рыночных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Biznes_-plan_Osobennosti_planirovania_predprini.docx

— 88.59 Кб (Скачать файл)

Решению вышеперечисленных  проблем и призван помочь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.

Следует снова подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочередной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнеров. Хорошо разработанный план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять более глубокие перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.

Бизнес-план призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы[17,c.314]  :

- определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

- оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

- выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- проанализировать материальное  и финансовое положение фирмы  и определить, соответствуют ли  материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

- просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.

Первая из них связана  с возможностью его использования  для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет  привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет  привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые  пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся  у них технологию.

Подготовка и эффективное  использование бизнес-плана имеет, таким образом, первостепенное значение этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Планирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации (на примере малого бизнеса)

2.1. Предпринимательство,  как вид деятельности

В рыночных отношениях со стечением  времени появился особый вид деятельности – предпринимательство.

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической  деятельности. Предприниматели не всегда знают, продадут ли все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие товары и услуги поступают на рынок и  от других производителей.

В Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сказано, что предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли[1,c.1]  . Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом. Любые виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком или коллективом. Субъектами предпринимательства могут быть:

·  Граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;

·  Граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;

·  Объединения граждан.

Предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:

·  Самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность;

·  Руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения собственностью регулируются контрактом.

Формула предпринимательства  проста: получение максимальной прибыли  при минимальном риске. Важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий. Предприниматель, как говорят, не сидит на месте, он непрерывно ищет новое. Чтобы выдержать конкуренцию, он непрерывно совершенствует технологию своего производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в среде его действия. Существует несколько видов предпринимательства[12,c.212]   .

Производственное предпринимательство.

К производственному предпринимательству  относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку  и предоставление информации, создание духовных ценностей и т.п., подлежащей реализации потребителям. Основным полем  приложения его усилий являются производственные предприятия и учреждения, коммерческие, торговые заведения, фондовые и товарные биржи, банки, население.Результатом производственно - предпринимательской деятельности является производство продукта, который требует своей реализации.

Коммерческое предпринимательство.

Суть его содержания составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. Иначе, имеет место перепродажа  товаров и услуг. Здесь нет необходимости обеспечивать производственными ресурсами, связанным с производством продукции. В качестве исходной стадии технологии стоит выбор – что покупать, что перепродавать и где. Следует исходить из положения, что реализационная цена товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предполагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать его.

Предприниматель выбирает себе конкретный план действий (бизнес –  план). В нем определяются мероприятия  по проведению сделки купли – продажи, делаются расчеты цен по закупке  и продаже товара, затрат и результатов.

 На основе бизнес  – плана рекомендуется проводить  укрепленные балансовые оценочные  расчеты, на основании которых  предприниматель может получить  представление о выгодности или  убыточности сделки.

Финансовое предпринимательство.

Является разновидностью коммерческого предпринимательства. Поскольку его объектом купли-продажи  выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги.

Поскольку финансовое предпринимательство  – это разновидность коммерческого, то технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром являются финансовые активы. Предприниматель начинает свою деятельность с анализа рынка ценных бумаг и маркетинговой деятельности. Наиболее распространенная форма – покупка ценных бумаг самим предпринимателем. Предприниматель покупает деньги, валюту, ценные бумаги за определенную сумму, а затем продает их другому покупателю за большую сумму. Если у предпринимателя нет денег для покупки ценных бумаг, то он осуществляет покупку в кредит, либо обращается в банк за кредитом.    

В отличие от устоявшихся  форм экономической деятельности предпринимательство  характеризуется тем, что предприниматель  берется за все, за что потребитель  готов сегодня заплатить деньги. Но чтобы реализовать любой продукт, надо его иметь. Этот товар предприниматель  делает сам или получает, а затем  реализует. Исходя из этого предпринимательство  делится на производственное, коммерческое и финансовое. Каждая форма имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержатся в другом.

В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено  в 1988 году. В этот период к числу  малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с более поздними нормативными актами, в частности, с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 года, к числу малых стали относиться предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности - 200 человек, в науке и научном обслуживании - 100 человек, в других отраслях производственной сферы - 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - 25 человек, в розничной торговле - 15 человек. Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве [22].

В настоящее время малый  бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Отсутствует  система проведения глубокого анализа  деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствуют  отчетность по тем показателям, которые  дают право этим предприятиям воспользоваться  льготами по налогообложению. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат. Еще одна проблема - кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.

Международный опыт финансово-кредитной  поддержки субъектов малого предпринимательства  свидетельствует о том, что эффективными методами поддержки малого бизнеса  является создание гарантийных фондов для оказания финансовой поддержки, осуществление программ микрофинансирования, внедрение франчайзинга и факторинга, широкого осуществления лизинговых операций. Данные направления финансовой поддержки малого предпринимательства в России развиваются, необходимо только более широкое их применение, особенно микрофинансирование на льготной основе и на основе финансового лизинга, при использовании которого у малых предприятий появляется дополнительная возможность для формирования оборотного капитала[22].

В связи с этим в Концепции  государственной политики поддержки  и развития малого предпринимательства  намечено расширить возможность  и повысить эффективность использования  государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельность субъектов малого предпринимательства  за счет реализации следующих мер[22]:

- организовать и обеспечить учет федерального имущества, которое может быть передано субъектам малого предпринимательства, в соответствии с действующим реестром федерального имущества;

- создать на региональном и муниципальном уровнях реестры и целевые фонды нежилых помещений (в том числе объектов незавершенного строительства), предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях;

- установить специальные условия (с возможностью применения льгот и преференций) и порядок передачи производственных площадей и технологического оборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг;

- разработать механизм предоставления рассрочки платежей при продаже недвижимых помещений субъектам малого предпринимательства; рекомендовать региональным и муниципальным органам исполнительной власти разработать программы повышения эффективности использования государственного и муниципального имущества для развития субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, в нашей  стране на федеральном и региональном уровнях активно разрабатываются  программы, призванные укрепить положение  малого бизнеса в экономике страны, стимулирующие развитие малого предпринимательства  в различных отраслях деятельности.

2.2. Бизнес-планирование как основа организации предпринимательской деятельности

В рыночных отношениях хозяйственная  деятельность коммерческих организаций  регламентируется лишь существующим в  стране законодательством и договорными  отношениями со своими контрагентами. При этом все они используют в  своей деятельности различные формы планирования.

Формы планирования многообразны. В частности, различают[14,c.118]:

- отраслевой, региональный, социальный, научно-технический, экологический, финансовый и другие аспекты планирования;

- в зависимости от уровней планирования: межстрановый, общегосударственный, региональный, уровень хозяйствующих субъектов, их ассоциаций,

- в зависимости от горизонта планирования: долгосрочное, среднесрочное и текущее;

Информация о работе Теоретические аспекты бизнес-планирования