Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 22:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Вложенные файлы: 1 файл

ekonom_teoria_gos.docx

— 248.05 Кб (Скачать файл)

1. Экономические  агенты (рыночные и нерыночные):понятие,  экономические интересы, цели и  средства.

Экономические агенты –  основные субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических  благ.

Выделяют 3 основных субъекта рыночных отношений:

1.домохозяйства – индивид или группа индивидов, связанных семейными узами, которые располагают, имеют в собственности некоторые экономические ресурсы, принимают общие финансовые решения и  стремятся удовлетворить свои потребности на максимальном уровне. Относятся к сектору потребителей, самостоятельно принимают решения об их продаже производителям. Действуют в рамках ограниченного бюджета. В рамках домохоз-ва потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг.

2.фирмы – экономические субъекты, занимающиеся производственной деятельностью и обладающие хозяйственной самостоятельностью в принятии основных производственных решений. Относятся к сектору производителей, являются полновластными пользователями средств производства. Теоретическая цель – максимизация прибыли.

3.государство (правительство) – совокупность всех правительственных учреждений, имеющих юридическую и политическую власть для контроля над хозяйственными субъектами и рынком. Стремится максимизировать общественную полезность от своей деятельности, создает условия для всех экономических агентов.

Все экономические агенты тем или иным способом связаны  между собой в процессе общественного  производства. Эта взаимосвязь иллюстрируется экономическим кругооборотом.

Существует несколько  упрощающих условий:

-все многообразие товарных  рынков сведено к рынкам ресурсов  и продуктов;

-экономика закрыта, т.е.  нет внешнеэкономических связей  и международного рынка;

-все субъекты расходуют  доходы полностью, нет сбережений.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешний поток – движение материальных благ, внутренний – движение денежных средств. При всей условности схемы кругооборота она отражает главное – в рыночной экономике  существует постоянное взаимодействие: спрос рождает предложение, а  предложение развивает спрос.

Спрос домохозяйств выражается в расходах, осуществляемых на рынках потребительских товаров и услуг. Продажа этих товаров и услуг  составляет выручку фирм. Покупка  ресурсов означает издержки фирм. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы, получают денежные доходы (заработную плату, ренту, процент, прибыль). Домохозяйства  и фирмы платят в пользу государства  налоги, получая от него, в свою очередь, трансфертные платежи и субсидии. Кроме этого правительство осуществляет на всех рынках крупные закупки как потребительского, так и производственного характера.

В модели кругооборота благ и доходов реальные и денежные потоки являются одновременными и бесконечно повторяющимися процессами.

 

2 Конкуренция:  сущность, виды и роль в экономике.

Конкуренция – это свободное  соперничество между производителями  и покупателями за получение максимального  дохода, условия хозяйствования, получение  наивысшей прибыли. С другой стороны  – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте  продукции, а также в сфере  приложения капитала.

Конкуренция с т.з. рыночных структур классифицируется сл. образом:

1совершенная конкуренция: неограниченно большое количество фирм, однородная продукция, абсолютная мобильность ресурсов, отсутствие рыночной власти и входных барьеров;

2чистая монополия – одна фирма предлагает уникальный продукт, обладает максимальной рыночной властью, барьеры для входа на рынок практически непреодолимы;

3монополистическая  конкуренция – большое количество фирм предлагают дифференцированную продукцию, рыночная власть небольшая, невысокие входные барьеры, развита неценовая конкуренция;

4олигополия – ограниченное число фирм предлагают однородный продукт, рыночная власть высокая, как и входные барьеры.

В основе классификации рыночных структур лежат критерии:

1количество фирм в  отрасли;

2характер выпускаемой  продукции;

3степень влияния фирмы  на рыночные цены;

4экономические барьеры  для вступления в отрасль;

5наличие или отсутствие  неценовых видов конкурентной  борьбы.

Понятие рыночной конкуренции  является узким и многозначным. Различают  по следующим основным признакам:

1По сфере действия  выделяют:

-внутриотраслевую – борьбу  предпринимателей ради прибыли,  за место на рынке. Возникает  раньше остальных форм конкурентной  борьбы, ускоряет дифференциацию  мелких товаропроизводителей, приводит  к бесчисленным банкротствам  мелких, средних и даже крупных  фирм. В результате индивидуальные  стоимости товара превращаются  в единую общественную или  рыночную стоимость;

-межотраслевую – борьбу капиталистов разных отраслей за более выгодные сферы приложения капитала. Выражается в переливе капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой;

-конкуренцию на локальных  рынках;

-конкуренцию в общенациональном  масштабе;

-внутринациональную;

-международную конкуренцию.

2. По субъектам конкурентных  отношений различают:

-конкуренцию между покупателями;

-конкуренцию между продавцами;

-конкуренцию между продавцами  и покупателями.

3. По соответствию правовым  нормам:

- добросовестную (честную);

-недобросовестную (нечестную),

А также:

-конкуренцию на «черном»  или «теневом» рынке;

-конкуренцию на легальном  рынке.

Недобросовестная конкуренция  – действия хозяйствующих субъектов, нарушающие общепринятые правила и  нормы конкуренции, злоупотребление  правом свободной конкуренции для  извлечения прибыли:

- демпинг; 

- установление дискриминационных  цен или контроля за деятельностью  конкурента с целью прекращения  этой деятельности;

- экономический шпионаж; 

- тайный сговор на торгах  и создание тайных картелей;

- подделка продукции конкурентов; 

- ложная информация и  реклама; 

- махинации с деловой  отчетностью; 

- нарушение качества, стандартов  и условий поставки продукции; 

- коррупция и др.

Добросовестная  конкуренция:

- повышение качества продукции;

- снижение цен ("война  цен");

- реклама;

- развитие до- и послепродажного  обслуживания;

- создание новых товаров  и услуг с использованием достижений  НТР и т.д.

4. В соответствии с  методами ведения конкурентной  борьбы конкуренция бывает: ценовой  и неценовой 

5. По проявлению следует  выделить:

-реально существующую  конкуренцию;

-потенциальную конкуренцию.

6. По возможности влияния  на рынок конкуренцию делят  на таких два вида, как: совершенная  и несовершенная.

7. По влиянию государства  на конкурентный механизм говорят  о:

-конкуренции свободной;

-конкуренции в условиях  регулируемого рынка.

Формы конкуренции:

-предметная – между  товарами одной ассортиментной  группы, между аналогичными объектами,  удовлетворяющими одну и ту  же потребность;

-функциональная – конкуренция  между товарами – заменителями.

Роль конкуренции состоит в том, что независимо от желания участников рынка, их интересы объективно координируются и корректируются друг с другом, в результате возникает самопроизвольный, ни кем не предусмотренный порядок.

благодаря ей на рынке возникает и поддерживается спонтанный порядок, к-ый не зависит от чьей-либо воли, желания и намерения. Каждый стремится осуществить на рынке свою цель или выгоду, но эти стремления , сталкиваясь друг с другом в ходе конкуренции, независимо от желания участников рынка, объективно координируются и корректируются друг с другом, и в результате за их спиной возникает спонтанный, самопроизвольный, ни кем не предусмотренный порядок, к-ый находит выражение в установлении соотношения между спросом и предложением.

 

3. Экономические  блага и их классификация. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ

Благо представляет собой средство, которое способно удовлетворить различные потребности человека.

Существует  определенная классификация экономических благ,представленная таким благами, как:

1) недолговременные, иначе говоря, это блага, которые являются разовыми в потреблении, например продукты питания;

2) долговременные блага, которые применяются и используются многократно, т. е. это товары, пригодные для пользования в течение длительного периода времени;

3) настоящие блага, т. е. имеющиеся на данный момент времени;

4) будущие, или ожидаемые, блага в дальнейшем периоде;

5) прямые, т. е. блага, предназначенные для потребления;

6) косвенные блага, созданные с производственной целью;

5) взаимозаменяемые (субституты), т. е. блага, которые представлены не только потребительскими товарами, но также и ресурсами, использующимися в производстве;

6) взаимодополняемые блага- комплиментарные блага, например, лыжи-ботинки.

Для того чтобы  создать экономические блага, надо включить ресурсы в производственный процесс. Общая совокупность природных, материальных, трудовых, финансовых средств, которые используются в производственном процессе по созданию благ, называется ресурсами.

Экономический выбор - выбор наилучшего из альтернативных вариантов использования ресурсов.

Ресурсы, которые  вовлечены в процесс производства, представляют собой факторы производства.

 

  1. Кругооборот благ, ресурсов и доходов в смешанной экономике.

В экономике происходит кругооборот материальных и денежных ресурсов. Все это движется не само по себе, а является средством связи  м/у экон.агентами.

ЭА-субъекты экономичеких отношений, участвующие в произ-ве, обмене, распределении и потреблении благ.

ЭА взаимодействуют  друг с другом с помощью экономических  благ. Движение благ образует кругооборот.

Экономический кругооборот  – движение реальных экономических  благ (ограниченных благ), которое сопровождается встречным движением доходов  и расходов.

В рамках микроэкономического  анализа акцентируется внимание на функционирование домашнего хозяйства и фирмы. Когда проводится макроэкономический анализ, т.е. исследуем функционирование национальной экономики в целом, то модель кругооборота необходимо дополнить таким субъектом экономики, как заграница.

 

  1. Затраты и результаты хозяйствующих субъектов: общие, предельные и средние величины.

Заключительным этапом экономической  деятельности предприятия и других видов фирм служит реально изготовленная  продукция, а также предоставляемые  потребителям различные услуги. Натуральными единицами измерения количества выпуска продукции являются метры, тонны, кВт--часы и т. д. Величина валового дохода или выручка предприятия, которая исчисляется совокупной ценовой суммой проданной продукции  или цены предоставляемых услуг, характеризует стоимостные показатели. Определенный уровень цен и структура  продукции оказывают воздействие  на изменение величины валового дохода.

Прибыль, получаемая при реализации продукции или оказании услуг, является характеристикой качества итоговой деятельности предприятия.

Расчет прибыли производится путем  вычитания всех расходов, которые  были понесены в определенном периоде  времени из полученной величины валового дохода в этом же времени.

Очень часто встречается, что предприятие  продает собственные товары на разных сегментах рынка и по различной  стоимости. Таким образом, при анализе  его хозяйственной деятельности применяется такое понятие, как  средняя цена. Она определяется отношением валового дохода к объему реализуемой  продукции. Для оценки прибыльности или убыточности производства необходимо сравнить среднюю цену со средними совокупными затратами предприятия.

Предприятия основываются на экономическом  золотом правиле, которое позволяет  им рассчитать объем выпуска продукции  при определенной используемой технологии и определить величину максимальной прибыли, которую предполагают получить в будущем времени. Для данного  расчета производят исчисление предельного  дохода NR (дополнительного дохода), который образуется в результате реализации одной дополнительной единицы  произведенной продукции. В случае увеличения производства на ДP единиц это даст возможность получения  дополнительной прибыли ДDR, и предельный доход будет равен следующему соотношению: NR = ДDR/ДP.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"