Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 22:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"
Монополия возникает
обычно там, где отсутствуют реальные
альтернативы, выпускаемый им продукт
в определенной степени уникален,
т.е. нет близких заменителей. На
монопольных рынках значительны
барьеры для вступления в отрасль,
которые делают невозможным проникновение
на рынок любого нового продавца, это
может быть связано с экономией
от масштаба, с естественной монополией.
К такого рода барьерам, относятся:
законодательные барьеры, лицензирование
и патентование деятельности, преимущества
крупного пр-ва, исключительное право
отдельных производителей на ресурс.
Т.о. Фирму можно назвать
Существует 3 типа мон-ий (деление зависит от способов, какими фирма добивается положения единственного продавца товаров или услуг на рынке):
1) Закрытая мон-ия: официальная , юридически защищенная монополия, действующая в тех областях экономики, где конкуренция подвержена запретам. Чаще всего это гос-ная монополия.
2) Естественная мон-ия: необходима в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов, существует в тех отраслях, где одна фирма или корпорация обслуживает весь рынок, например, когда она владеет единственными источниками полезных ископаемых или сырья. Средние издержки такой монополии минимальны в силу масштаба пр-ва. Поэтому разделение рынка с другими фирмами привело бы к неэффективности пр-ва.
3) Открытая мон-ия не защищена от конкуренции и поэтому может господствовать на рынке лишь некоторое время. Обычно такими монополиями являются фирмы, к-ые выходят на рынок с качественно новой продукцией, но не имеющей специальной защиты (патента). Но со временем другие фирмы могут предложить либо аналогичную, либо лучшую продукцию и тем самым лишают прежнюю фирму возможности быть единственным поставщиком товара на рынке.
Негативные последствия мон-ии: препятствуя конк-ии, изгоняя с рынка мелких и средних производителей, она не способствует оптимальному использованию ограниченных р. общества. Когда цены устанавливаются выше предельных или средних издержек, тогда выпуск продукции будет меньше того объема, при к-ом предельные издержки равны установленной цене. Вследствие этого рынок не получает необходимые товары, а производственный потенциал оказывается не полностью использованным. Все это приводит к расстройству рынка, нарушению его равновесия и регулирования.
Монополия возникает
как правило вследствие вертикальной
и горизонтальной интеграции. В условиях
совершенной конкуренции идет как
насильственное поглощение, так и
добровольное слияние предприятий.
Можно выделить некоторые общие
формы монополистических
Естественная
монополия - состояние товарного
рынка, при котором
Естественная
монополия существует, когда эффект
ее масштаба настолько велик, что
один хозяйствующий субъект может
снабжать весь рынок, имея более низкие
издержки, чем были бы издержки у
ряда конкурирующих с ним
Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз одному эффективному производителю в отрасли.
Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или виды отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям (электро энерг, ж/д, газпром).
13 Олигополия и
Олигополия - рынок, на ктр. господствует неск-ко крупных фирм. производящих стандартизир-е или дифференцир-ные товары, вход в отрасль новых производителей затруднен высокими барьерами. Ограничительные барьеры существуют из-за причин:
-значительную роль играет эффект масштаба;
-необходимость значительного старт.капитала; -олиг-и защищают свое положение патентами; -многие олигополии осущ. контроль за редкими ресурсами.
Частным и самым простым случаем олигополии является дуополия (2 произв-ля)
Для олигополистической фирмы характерны следующие черты - высокий уровень концентрации капитала и пр-ва, способность влиять на объемы пр-ва и уровень цен в отрасли. Отношения м/у фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того. как они выяснят характер реакции соперников.
Существует 3 типа ценового лидерства:
1.лидерство доминирующей фирмы - ситуация на рынке, когда одна фирма контр-ет не менее 50% пр-ва, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений. 2.тайный сговор о лидерстве - коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. 3.барометрическое ценовое лидерство - неопределенная стр-ра; оно зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить остальных участников к совместным действиям. Барометрические лидеры объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных.
Монополистическая конкуренция – это рынок, на ктр. многие фирмы продают дифференцированный продукт; рынок, доступ на ктр. относительно свободен; рынок, на ктр. фирма обладает известным контролем над продажной ценой производимого ею товара и на ктр. действует значительная неценовая конкуренция.
Кривая спроса, с ктр. сталкивается продавец в условиях монополистической конкуренции, является эластичной, но лишь до известных пределов. Потому что продавец в условия моноп.конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяющие товары. Кривая продаж продавца при мон.конкуренции не является совершенно эластичной. Во-первых, фирма имеет меньше конкурентов, и, во-вторых, продукты этих конкурентов представляют собой близкие, но несовершенные заменители.
Монополистическая конкуренция - модель рынка, при ктр. большое число фирм производят похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию.
Формы монополистической конкуренции:
• Научно-технич. соперничество: фирмы стремятся к разработке новых продуктов, внедрению новых технологий, накоплению и использ-ю научно-технич. информации; приобретение, использование патентов.
•Промышленно-произв-е соперничество, ктр. проявляется в виде наращ-я произв.мощностей с целью использ-я эффекта масштаба. В условиях наращивания произв.мощностей возникает Х (икс)- неэффективность
•Торговое соперничество, ктр. существует в форме ценовой и неценовой конкуренции.
1) ценовая конкуренция за счет снижения цены, либо манипуляции с ценой;
2) демпинг;
3) ценовая дискриминация возможна при следующих условиях:
- производитель обладает некоторой степенью монопольной власти;
- производитель в состоянии выделять потребителей в группы;
- покупатели не имеют возможности перепродать купленный по более низкой цене товар или услугу.
Неценовая конкуренция проводится за счет:
1) улучшения качества продукции или приближение характеристик его продукта к некоторым вкусам покупателя; 2) улучшения условий продажи, либо послепродажного обслуживания.
14 Инфляция и
безработица: понятие, причины,
Инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательской способности.
Нарушенные пропорции обычно связаны с 2 причинами, вызывающ. дисбаланс м/у совокуп.спросом и сов.предл:
1. превышение сов.спроса над сов.пред-м, вследствие чего развивается инфляция спроса.
Характерен для эк-ки полной занятости, когда растущий спрос превышает границы произв.возможностей вследст-е огранич-ти ресурсов. Рост спроса → рост цен.
Рост цен повышает прибыль, стимул-ет расширение пр-ва и привлечение доп.ресурсов, цены на кот. также растут. Это влечет за собой рост ден.доходов собстве-ков ресур-в и рост спроса → нов виток роста цен.
2. отставание сов.предл-я от сов.спроса, вследст-е роста изд-к пр-ва – инфляция предлож-я (и. издержек)
Механизм инф-и раскруч-ся в силу того, что растут изд-ки. Возможны 2 момента: издержки начинают расти в рез-те повыш-я заработков или в силу удорожания топлива и сырья.
Сов спрос на рынке не стал избыт-м, но предлож-е товаров уменьшилось из-за роста издержек пр-ва → повыш-е цен + новый виток инфляции. Т.о. не спрос, а изд-ки служат толчком к инфляции.
Пок-ли инфляции дают кол-ю оценку инфл проц-ов: Индекс инфл-и=(инд-с потреб цен в тек периоде – индекс потр цен в баз периоде)/инд пот цен в баз пер*100%
В зав-ти от хар-ра инфляции типы инфляции бывают:
Умеренная (ползучая) – относит невысокие темпы роста цен, до 10 % в год, галопирующая - скачкообразный рост цен, темпы измер-ся 100 – 1000% в год, гиперинфляция – предст наиб опасность, услов рубеж - ежемесяч рост цен – свыше 50%, а годовой выражен 4-хми цифрами, она практич неуправляема.
По форме: подавленная (превышение спроса над предл-ем при относит стабильности цен), открытая (прямой рост цен на макроур-не).
По степени сбалансир-ти роста цен: сбалансир-я (примерно одинак рост цен на различ группы товаров), несбалансир-я (дает неодинак-й рост цен → пост измене-я цен м/у различ гр-ми товаров.
По степени предсказуемости: ожидаемая (можно прогнозир-ть), неожидаем-я (возникает стихийно, темпы не поддаются прогнозу).
Негативные последствия и.: снижение реал доходов населения, обесценивание сбережений, рост безраб-цы.
Для антиинфляционного регулир-я использ-т: 1. сокращ-е бюджет дефицита, ограничение кред экспансии, сдерживание ден эмиссии, 2. регулир цен и доходов, имеющее целью увязать рост заработков с ростом цен.
В этой политике выделяют 2 задачи: долгосроч-ю
( цель – ликвидация причин, способст-х развитию инфляции → осн.направления: 1.погашение инфл-х ожиданий с помощью мер, способ-х предотвратить нагнетание ажиотажного спроса и сокращение сбережений, 2. сокращ-е бюджет дефицита итд), краткосроч-ю (цель – снижение чрезмерных темпов инфляции. Осн направления политики: 1. расширение сов предл-я, без адэкватного роста спроса,2 снижение тек спроса без падения предл-я).
Выбор конкретных мер воздействия на инфляц-ые прцессы в стране зависит от специфики развития и темпов инфляции.
Занятость-это численность трудоспособного населения страны имеющего работу.
Безработица-это явление в экономике когда некоторая часть трудоспособного населения страны, желающего работать, некоторое время работы не имеет и находится в поиске работы в течение законодательно-установленного периода.
Для анализа и оценки уровня безработицы и ее динамики в стране важно ввести категории:1)население страны, 2)трудоспособное население страны, 3)рабочая сила (эк-ки активное население). рабочая сила =общая числен - лица, не достигшие трудоспособного возраста - лица, находящиеся в спец.учреждениях-пенсионеры.
По причинам возникновения различают: фрикционную, струектцрную и циклическую безработицу.
Фрикционная безработица
Сущ в условиях общего баланса свободных рабочих мест и свободных работников. Фрикц.безр-ца св. с тем, что часть людей добровольно покинувших прежнее место работы находятся в поисках нового места- не имея серьёзных последствий.
Структурная безработица
Связана с развитием научно-технического прогресса.
НТП- обуславливает
возникновение новых