Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 22:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Вложенные файлы: 1 файл

ekonom_teoria_gos.docx

— 248.05 Кб (Скачать файл)

Монополия возникает  обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, выпускаемый им продукт  в определенной степени уникален, т.е. нет близких заменителей. На монопольных рынках значительны  барьеры для вступления в отрасль, которые делают невозможным проникновение  на рынок любого нового продавца, это  может быть связано с экономией  от масштаба, с естественной монополией. К такого рода барьерам, относятся: законодательные барьеры, лицензирование и патентование деятельности, преимущества крупного пр-ва, исключительное право  отдельных производителей на ресурс. Т.о. Фирму можно назвать монополистом, если она является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких  заменителей, если оа ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль.

Существует 3 типа мон-ий (деление зависит от способов, какими фирма добивается положения единственного продавца товаров или услуг на рынке):

1) Закрытая мон-ия: официальная , юридически защищенная монополия, действующая в тех областях экономики, где конкуренция подвержена запретам. Чаще всего это гос-ная монополия.

2) Естественная мон-ия: необходима в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов, существует в тех отраслях, где одна фирма или корпорация обслуживает весь рынок, например, когда она владеет единственными источниками полезных ископаемых или сырья. Средние издержки такой монополии минимальны в силу масштаба пр-ва. Поэтому разделение рынка с другими фирмами привело бы к неэффективности пр-ва.

3) Открытая мон-ия не защищена от конкуренции и поэтому может господствовать на рынке лишь некоторое время. Обычно такими монополиями являются фирмы, к-ые выходят на рынок с качественно новой продукцией, но не имеющей специальной защиты (патента). Но со временем другие фирмы могут предложить либо аналогичную, либо лучшую продукцию и тем самым лишают прежнюю фирму возможности быть единственным поставщиком товара на рынке.

Негативные  последствия мон-ии: препятствуя конк-ии, изгоняя с рынка мелких и средних производителей, она не способствует оптимальному использованию ограниченных р. общества. Когда цены устанавливаются выше предельных или средних издержек, тогда выпуск продукции будет меньше того объема, при к-ом предельные издержки равны установленной цене. Вследствие этого рынок не получает необходимые товары, а производственный потенциал оказывается не полностью использованным. Все это приводит к расстройству рынка, нарушению его равновесия и регулирования.

Монополия возникает  как правило вследствие вертикальной и горизонтальной интеграции. В условиях совершенной конкуренции идет как  насильственное поглощение, так и  добровольное слияние предприятий. Можно  выделить  некоторые общие  формы монополистических объединений: картель, синдикат, трест, конгломерат, концерн.

  Естественная  монополия - состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение  спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в  силу технологических особенностей  производства (в связи с существенным  понижением издержек производства  на единицу товара по мере  увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами  естественной монополии, не могут  быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии"1.

Естественная  монополия существует, когда эффект ее масштаба настолько велик, что  один хозяйствующий субъект может  снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у  ряда конкурирующих с ним хозяйствующих  субъектов. Крупные предприятия  обладают лучшей технической оснащенностью  и большей мощностью, за счет чего происходит повышение производительности труда и понижение издержек на единицу продукции, что означает более эффективное использование  ресурсов.

Еще одной особенностью естественных монополий является существование  очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного  производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который  нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может  выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для  данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен  или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ, что соответствует как раз  одному эффективному производителю  в отрасли.

Естественной  монополией обладают собственники и  иные хозяйствующие субъекты, имеющие  в своем распоряжении редкие и  свободно не воспроизводимые элементы производства а также сюда относятся  целые отрасли инфраструктуры, которым  свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно  отрасли народного хозяйства  или виды отдельные виды хозяйственной  деятельности надлежит отнести к  естественным монополиям (электро энерг, ж/д, газпром).

 

 

13 Олигополия и монополистическая  конкуренция. Барьеры входа и  выхода.

Олигополия - рынок, на ктр. господствует неск-ко крупных фирм. производящих стандартизир-е или дифференцир-ные товары, вход в отрасль новых производителей затруднен высокими барьерами. Ограничительные барьеры существуют из-за причин:

-значительную роль играет  эффект масштаба;

-необходимость значительного  старт.капитала; -олиг-и защищают свое положение патентами; -многие олигополии осущ. контроль за редкими ресурсами.

Частным и самым простым  случаем олигополии является дуополия (2 произв-ля)

Для олигополистической фирмы  характерны следующие черты - высокий уровень концентрации капитала и пр-ва, способность влиять на объемы пр-ва и уровень цен в отрасли. Отношения м/у фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того. как они выяснят характер реакции соперников.

Существует 3 типа ценового лидерства:

1.лидерство доминирующей фирмы - ситуация на рынке, когда одна фирма контр-ет не менее 50% пр-ва, а остальные фирмы слишком малы, чтобы оказать влияние на цены путем индивидуальных ценовых решений. 2.тайный сговор о лидерстве - коллективное лидерство нескольких крупнейших фирм в данной отрасли, учитывающих интересы друг друга. 3.барометрическое ценовое лидерство - неопределенная стр-ра; оно зачастую не обеспечивает достижения высокого уровня цен. Нередко происходит смена лидера. За ним не всегда следуют из-за отсутствия у него возможности принудить остальных участников к совместным действиям. Барометрические лидеры объявляют справочные цены, но фактические цены, устанавливаемые другими фирмами, отличаются от объявленных.

Монополистическая конкуренция – это рынок, на ктр. многие фирмы продают дифференцированный продукт; рынок, доступ на ктр. относительно свободен; рынок, на ктр. фирма обладает известным контролем над продажной ценой производимого ею товара и на ктр. действует значительная неценовая конкуренция.

Кривая спроса, с ктр. сталкивается продавец в условиях монополистической конкуренции, является эластичной, но лишь до известных пределов. Потому что продавец в условия моноп.конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящих взаимозаменяющие товары. Кривая продаж продавца при мон.конкуренции  не является совершенно эластичной. Во-первых, фирма имеет меньше конкурентов, и, во-вторых, продукты этих конкурентов представляют собой близкие, но несовершенные заменители.

Монополистическая конкуренция - модель рынка, при ктр. большое число фирм производят  похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию.

Формы монополистической  конкуренции:

• Научно-технич. соперничество: фирмы стремятся к разработке новых продуктов, внедрению новых технологий, накоплению и использ-ю научно-технич. информации; приобретение, использование патентов.

•Промышленно-произв-е соперничество, ктр. проявляется в виде наращ-я произв.мощностей с целью использ-я эффекта масштаба. В условиях наращивания произв.мощностей возникает Х (икс)- неэффективность

•Торговое соперничество, ктр. существует в форме ценовой и неценовой конкуренции.

1) ценовая конкуренция за счет снижения цены, либо манипуляции с ценой;

2) демпинг;

3) ценовая дискриминация возможна при следующих условиях:

- производитель обладает некоторой степенью монопольной власти;

- производитель в состоянии выделять потребителей в группы;

- покупатели не имеют возможности перепродать купленный по более низкой цене товар или услугу.

Неценовая конкуренция  проводится за счет:

1) улучшения качества продукции или приближение характеристик его продукта к некоторым вкусам покупателя; 2) улучшения условий продажи, либо послепродажного обслуживания.

 

14 Инфляция и  безработица: понятие, причины,  показатели. Взаимосвязь инфляции  и безработицы.

Инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательской способности.

Нарушенные пропорции  обычно связаны с 2 причинами, вызывающ. дисбаланс м/у совокуп.спросом и сов.предл:

1. превышение сов.спроса над сов.пред-м, вследствие чего развивается инфляция спроса.

Характерен для  эк-ки полной занятости, когда растущий спрос превышает границы произв.возможностей вследст-е огранич-ти ресурсов. Рост спроса → рост цен.

Рост цен повышает прибыль, стимул-ет расширение пр-ва и привлечение доп.ресурсов, цены на кот. также растут. Это влечет за собой рост ден.доходов собстве-ков ресур-в и рост спроса → нов виток роста цен.

2. отставание сов.предл-я от сов.спроса, вследст-е роста изд-к пр-ва – инфляция предлож-я (и. издержек)

Механизм инф-и раскруч-ся в силу того, что растут изд-ки. Возможны 2 момента: издержки начинают расти в рез-те повыш-я заработков или в силу удорожания топлива и сырья.

Сов спрос на рынке не стал избыт-м, но предлож-е товаров уменьшилось из-за роста издержек пр-ва → повыш-е цен + новый виток инфляции. Т.о. не спрос, а изд-ки служат толчком к инфляции.

Пок-ли инфляции дают кол-ю оценку инфл проц-ов: Индекс инфл-и=(инд-с потреб цен в тек периоде – индекс потр цен в баз периоде)/инд пот цен в баз пер*100%

В зав-ти от хар-ра инфляции типы инфляции бывают:

Умеренная (ползучая) – относит невысокие темпы роста цен, до 10 % в год, галопирующая - скачкообразный рост цен, темпы измер-ся 100 – 1000% в год, гиперинфляция – предст наиб опасность, услов рубеж - ежемесяч рост цен – свыше 50%, а годовой выражен 4-хми цифрами, она практич неуправляема.

По  форме: подавленная (превышение спроса над предл-ем при относит стабильности цен), открытая (прямой рост цен на макроур-не).

По  степени сбалансир-ти роста цен: сбалансир-я (примерно одинак рост цен на различ группы товаров), несбалансир-я (дает неодинак-й рост цен → пост измене-я цен м/у различ гр-ми товаров.

По  степени предсказуемости: ожидаемая (можно прогнозир-ть), неожидаем-я (возникает стихийно, темпы не поддаются прогнозу).

Негативные последствия  и.: снижение реал доходов населения, обесценивание сбережений, рост безраб-цы.

Для антиинфляционного регулир-я использ-т: 1. сокращ-е бюджет дефицита, ограничение кред экспансии, сдерживание ден эмиссии, 2. регулир цен и доходов, имеющее целью увязать рост заработков с ростом цен.

В этой политике выделяют 2 задачи: долгосроч-ю

( цель – ликвидация  причин, способст-х развитию инфляции → осн.направления: 1.погашение инфл-х ожиданий с помощью мер, способ-х предотвратить нагнетание ажиотажного спроса и сокращение сбережений, 2. сокращ-е бюджет дефицита итд), краткосроч-ю (цель – снижение чрезмерных темпов инфляции. Осн направления политики: 1. расширение сов предл-я, без адэкватного роста спроса,2 снижение тек спроса без падения предл-я).

Выбор конкретных мер воздействия на инфляц-ые прцессы в стране зависит от специфики развития и темпов инфляции.

Занятость-это численность трудоспособного населения страны имеющего работу.

Безработица-это явление в экономике когда некоторая часть трудоспособного населения страны, желающего работать, некоторое время работы не имеет и находится в поиске работы в течение законодательно-установленного периода.

Для анализа и  оценки уровня безработицы и ее динамики в стране важно ввести категории:1)население  страны, 2)трудоспособное население  страны, 3)рабочая сила (эк-ки активное население). рабочая сила =общая числен - лица, не достигшие трудоспособного возраста - лица, находящиеся в спец.учреждениях-пенсионеры.

По причинам возникновения  различают: фрикционную, струектцрную и циклическую безработицу.   

Фрикционная безработица

Сущ в условиях общего баланса свободных рабочих мест и свободных работников. Фрикц.безр-ца  св. с тем, что часть людей добровольно покинувших прежнее место работы находятся в поисках нового места- не имея серьёзных последствий.

Структурная безработица

Связана с развитием  научно-технического прогресса.

НТП- обуславливает  возникновение новых специальных  требований к работникам и отмирание  старых специальностей.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"