Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 22:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"
Действие неценовых факторов графически иллюстрируется сдвигом кривой спроса D в положение D1, либо в положение D2.
Закон спроса имеет двойственный характер. С одной стороны, между ценой и объемом покупки (продажи) товара существует обратная зависимость. Чем выше цена, тем меньшее количество товаров и услуг будет приобретено потенциальными покупателями. И наоборот, если цена снижается – объем продаж (покупки) возрастает. С другой стороны, по мере насыщения рынка, даже при снижении цен, наблюдается постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.
Зависимость между ценой и количеством реализуемых (покупаемых) товаров и услуг называется функцией спроса.Р – цена товара
Q – объем спроса
D – кривая спроса
Каждая точка иллюстрирует обратную зависимость между Р и D, то есть действие закона спроса.
Закон спроса не действует в случаях:
1при ажиотажном спросе в усл-х выс-х темп инфляции;
2в отношении дорогостоящих,
редких, антикварных товаров,
3если с ростом доходов спрос переключился на более дорогостоящую товарную группу.
Индивидуальный спрос на отдельный товар на отдельном рынке суммируется, формируя рыночный спрос на данный товар.
В зависимости о того,
какие факторы побуждают
1спрос, обусловленный
внешними (экзогенными) воздействиями
на полезность товара: а)эффект
массового потребления; б)
2спекулятивный спрос
(возникает в условиях
3нерациональный спрос
(объединяет все покупки,
10 Теории поведения потребителя
В современной теории потребительского
выбора предполагается, что: 1) денежный
доход потребителя ограничен;2) цены
не зависят от количества благ, покупаемых
отдельными домохозяйствами; 3) все
покупатели прекрасно представляют
предельную полезность всех продуктов;
4) потребители стремятся
1. множественность видов потребления – каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
2. ненасыщенность – потребитель стремиться иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. МU всех экономических благ всегда положительна.
3. транзитивность – теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Если А,В,С явл комбинациями каких-либо благ и поребитель безразличен в выборе между наборами А и В, и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.
4. субституция – потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее кол-во блага-субститута.
5. убывающая полезность
– предельная полезность блага
зависит от его общего кол-ва,
которым располагает данный
Полезность блага – это способность эк-го блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. Была выведена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна. Это означает что бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности TU. Хотя общая полезность с увеличением благ постепенно возрастает, предельная полезность МU – каждой дополнительной единицы блага неуклонно снижается. Максимум достигается в точке А, когда предельная полезность равна нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. Чем большим кол-вом блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица. Т.о. цена блага опр-ся не общей, а предельной полезностью для потребителя. Поскольку МU эк-го блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное кол-во своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения МU лежит в основе определения спроса.
Функция полезности - функция, показывающая убывание предельной полезности блага МU=d(TU)/dQ Параметры TU и MU характеризуют количественную сторону полезности, которую оценивает потребитель, однако при выборе товаров потребитель на рынке может испытывать на себе следующие эффекты:
1) эффект принадлежности к большинству; потребитель в силу своих личностных качеств стремиться присоединиться к спросу, который формирует большинство покупателей;
2) эффект сноба; потребители
отказываются от товаров,
3) эффект Веблена или эффект престижного потребления; потребитель формирует спрос на товар, даже если цена на него растет, для того, чтобы продемонстрировать свою исключительность.
Для определения относительной
Кривые безразличия позволяют
выявить потребительские
Условия равновесия потребителя
– перераспределяя доход
Точка, в которой ЛБО
соприкоснется с одной из кривых
безразличия, и будет характеризовать
равновесное состояние
11 Равновесие на единичном рынке. Равновесная цена. Излишки потребителя и производителя.
Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием общих тенденций и специфических особенностей как спроса, так и предложения. В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и объемов предложения. В неразвитой эк-ке 1) цена предложения может значительно превышать цену спроса, т.е. рынок для данного товара еще не сложился. 2)макс объем спроса ниже минимального объема предложения, т.е. производителям не выгодно поставлять товар столь малыми партиями.
В условиях
рынка осуществляется процесс
взаимного приспособления
Рыночное
равновесие можно
Рыночное равновесие – это всегда такое состояние рынка, при к-ом QD = QS. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (QD > QS)/излишек товаров на рынке (QD < QS). Уравновешивающую функцию выполняет цена, к-ая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение. Уровень пересечения кривых D и S (т.А) определяет уровень рыночной цены. Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства:
а) монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу,
б) административное
регулирование цен (отсюда, в частности,
видна ответственность
Если Е- точка равновесия, то цена по кот продаются и покупаются товары РЕ, а объем проданного товара равен QE, то совокупная выручка равна TR=РЕ*QE, совокупные издержки производителей равны площади фигуры ОРминЕQE. Излишек потребителя- разность между суммой денег, которые покупатели были готовы заплатить за определенные объемы благ, приобретая их по ценам спроса, и теми расходами, которые они несут, приобретая блага по равновесной цене. Поскольку на рынке совершенной конкуренции отсутствует ценовая дискриминация покупателя, т.е. позможность продавать одно и тоже благо разным покупателям по разным ценам и цена является единой для всех агентов.
Излишек производителя- разность между той выручкой, которую реально получили продавцы благодаря отсутствию ценовой дискриминации продавцов и той выручкой которая была для них вполне достаточна для покрытия всех издержек (явных и неявных) при реализации меньших объемов благ. Существуют различные виды рыночного равновесия, в зависимости от того, как формируется рыночная цена и на какой период. Различают устойчивое и неустойчивое равновесие. Неустойчивое равновесие – уровень равновесной цены меняется быстро. Устойчивым называется равновесие, когда цены приходят к одному уровню равновесия и этот уровень сохраняется в течение длительного времени. Устойчивое равновесие может быть либо абсолютным, либо относительным. Абсолютное имеет место в случае установления единой равновесной цены, относительное – при небольших отклонениях от нее. Если равновесие достигается лишь в определенных пределах колебания цены, то говорят о локальной устойчивости. Но при этом устойчивость достигается лишь в интервале от Р2 до Р4. Если же равновесие устанавливается при любых отклонениях цен от равновесной цены, то устойчивость носит глобальный характер.
12 Монополия: понятие
и причины возникновения.
Монополия – 1) исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг.