Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 22:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"
1)Процентной ставки (при
росте уровня цен и
2)Реального богатства
(при росте уровня цен
3)Эффектом импортных закупок
(при росте уровня цен и
Изменение уровня цен вызывает движение по кривой совокупного спроса. Но есть факторы неценового характера, которые вызывают смещение самого графика вправо или влево. Такими факторами являются: увеличение денежной массы приводит к смещению кривой АД в положение АД1; рост налогов приводит в положение АД2; инфляционные ожидания населения приводят в положение АД1; увеличение государственных расходов приводит в положение АД1.(АД1 – это увеличение совокупного спроса, АД2 – это уменьшение совокупного спроса). Такие смещения кривой совокупного спроса называют шоками совокупного спроса.
Совокупное предложение (АS), агрегированное предложение – это совокупный объем национального продукта, который произведен в стране при различных уровнях цен.
В отличие от предложения
на отдельном рынке, совокупное предложение
в макроэкономике графически имеет
три четко различающихся
1) горизонтальной (кейнсианский участок), характеризующей состояние неполной занятости, когда имеются незадействованные факторы производства, а цены и з/п негибки. Увеличение пр-ва происходит при неизменном или почти неизменном уровне цен за счет вовлечения незадействованных факторов, национальная экономика анализируется в краткосрочном периоде;
2) восходящей(промежуточный), характеризует экономику частичной занятости, когда цены и з/п обладают относительной гибкостью. На этом участке возможно наращивать объемы производства, но рост будет сопровождаться ростом уровня цен.
3) вертикальной(классический), это состояние полной занятости, когда дальнейшее наращивание объемов производства невозможно, а любые попытки простимулировать экономику, не расширяя ресурсных ограничений, приведут искл-ельно к росту уровня цен.
Изменение уровня цен вызывает движение по кривой совокупного предложения, но есть и неценовые факторы, которые приводят к смещению кривой AS в положение AS1(влево - уменьшение) и AS2 (вправо - увеличение). К неценовым факторам совокупного предложения относят:
1) Изменение цен на факторы производства (удорожание факторов производства вызывает смещение влево, удешевление - вправо).
2) Политика государства (увел-е налогов – смещение влево, снижение нал-в - вправо).
3) если экономика стран сильно зависит от состояния сельск хозяйства или туризма, то на смещение кривой могут оказывать влияние резкие изменения погодных условий.
Такие смещения кривой называют шоками совокупного предложения.
Совместим графики спроса и предложения.
Макроэкономическое равновесие представляет
собой такое состояние
Для анализа макроэкономической стабильности используются модели макроэкономического равновесия, среди которых модель AD-AS – одна из самых распространенных. Модель AD-AS показывает желаемое состояние экономики.
При построении модели необходимо помнить, что кривая совокупного предложения имеет три участка, поэтому макроэкономическое равновесие может возникать три раза в разных участках пересечения кривой совокупного спроса с кривой совокупного предложения.
Совместим графики спроса и предложения: Е1 – равновесие экономики далекой от полной занятости Е2 – равновесие в экономике близкой к состоянию полной занятости Е3 – равновесие в экономике при полной занятости. Ситуация в национальной экономике, когда весь созданный национальный продукт приобретается всеми хозяйствующими субъектами на доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности называется макроэкономическим равновесием. При этом наблюдается равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Совокупный спрос растет вместе с ростом доходов но не пропорционально, поскольку часть доходов идет на сбережения, предложение на определенном этапе начинает обгонять спрос. Часть товаров и услуг на рынке оказывается излишней в этом случае предприниматели несут убытки они вынуждены либо снижать цены, либо сокращать производство.
23. Инвестиции: сущность, виды и определяющие их факторы. Мультипликатор автономных расходов.
В экономической теории понятие Инвестиции – это расходы фирм на товары и услуги производственного назначения.
Совокупность факторов определяющих объем инвестиции принято называть инвестиционным климатом. Основными из этих условии явл.:
1)Ожидаемая норма прибыли. Чем выше предполагаемая норма прибыли, тем выше должны быть инвестиции.
2)Ставка процента. Чем
выше уровень процентной
3)Экономическая ситуация в стане
4)Ситуация в отрасли.
5)Степень загруженности оборудования
6)Альтернативные варианты
вложения денежных средств (
7)Уровень налогообложения в стране. Как правило, высокий уровень налогообложения не стимулирует инвестиции.
8)Инвестиционное ожидание инвестора
Существуют различные классифик
1)В зависимости от направленности действий:
-Чистые (нетто) – это расходы бизнеса с целью расширения производства
-Валовые (брутто) - суммарные расходы сектора «бизнеса» на рынке товаров и услуг (чистые инвестиции+АМО).
2)В зависимости от того, что является причиной инвестиций:
-Автономные инвестиции, которые осуществляются в отдельной сфере экономики и вызваны необходимостью расширения пр-ва именно этой отрасли. Так называемые «первоначальные» инвестиции по отношению к тем инвестициям, которые они вызовут в другой отрасли (они не зависят от совокупного спроса по теории Кейнса)
Индуцированные – «вторичные» инвестиции, т.е. вызванные автономными.
3) Относительно объектов вложения:
-Реальные (вложения в то, что имеет реальную форму):
А)производственные (непосредственно связанные с производством) – земля, недра; основные средства; любое имущество, используемое в процессе пр-ва; имущественные права в денежном выражении (ноу-хау, патенты); нематериальные инвестиции в области подготовки кадров, НИОКР.
Б)непроизводственные – вклады в драгоценные металлы; вклады в покупку монет, марок, недвижимость.
-Финансовые (вклады в деньги) – купля-продажа иностранной валюты; вклады в банки; ценные бумаги.
Так же инвестиции можно классифицировать на две большие группы:
-Прямые - это крупные вложения денег в производство или активы компании, причем вложения достаточно крупные для установления инвестором эффективного контроля за управлением предприятия.
- Портфельные - это инвестиции в ценные бумаги
Прирост инвестиций приводит к приросту доходов. Однако, доход растет гораздо интенсивнее, чем растут инвестиции. Если инвестиции вырастают на какую-то величину, то для того, чтобы получить рост доходов, необходимо эту величину умножить на определенное число, называемое мультипликатором.
Мультипликатор означает множитель. k = 1 / (1-МРС) = 1 / МРS = ∆ НД / ∆ I
где МРС – предельная склонность к потреблению, МРS – предельная склонность к сбережению, ∆НД – национальный доход, I – инвестиции.
Мультипликатор коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Если происходит прирост инвестиций, то доход возрастает на величину, которая равна приросту инвестиций, помноженному на величину мультипликатора. Это и есть эффект мультипликатора.
Акселератор- коэф., показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода. Если доход и спрос остаются постоянными, то чистые инвестиции отсутствуют. Если доход и спрос увеличиваются, то возникает необходимость в увеличении производственных мощностей. Прирост капиталовложений должен быть значительно выше прироста доходов, т.к. время амортизации оборудования превышает годичный срок и стоимость его больше приносимого им годового дохода. Новые инвестиции должны быть в несколько раз больше величины, на которую изменяется доход. Это количество раз и называется «коэффициентом акселерации»: I=α∆Y, где α – коэффициент акселерации, который зависит от отношения капитал-продукт. Предполагается, что потребность в новых капиталовложениях возникает в том случае, если все имеющиеся мощности уже использованы.
Воздействие механизма акселерации и мультипликации двухстороннее, т.е. их действие может проявляться не только при росте инвестиций, но и в их сокращении.
24. Теории денег (количественная и монетаристская). Синьеораж и классическая дихотомия.
Деньги – товар, который функционирует в качестве средства обращения, счетной единицы и средства сохранения стоимости. Деньги являются важнейшей макроэкономической категорией, позволяющей анализировать инфляционные процессы, циклические колебания, механизм достижения равновесия в экономике, согласованность товарного и денежного рынков и т.д.
Наиболее характерная
черта денег – их высокая ликвидность.
Для измерения денежной массы
используются денежные агрегаты:
– М0 – наличные деньги;
– М1 – М0 + расчетные, текущие
и прочие счета, вклады в коммерческих
банках, депозиты до востребования;
– М2 – М1 + срочные вклады;
– М3 – М2 + депозитные сертификаты
и облигации государственных займов.
В настоящее время наиболее популярна количественная теория денег, возникшая в конце XVII – начале XVIII вв. Ее важнейшие положения сводятся к обоснованию зависимости количества денег в обращении от уровня цен на товары и услуги. На базе количественной теории денег возник монетаризм, Заимствовав у количественной теории ее центральную идею, монетаристы придали ей динамизм, применили для ее обоснования новейшие методы статистического анализа и преобразовали уравнение обмена
MV = PY,
где М – количество денег в обращении;
V – скорость обращения денег;
Р – уровень цен;
Y – реальный объем выпуска.
Функция спроса на деньги имеет вид
MD = f(y, r, h),
где у – номинальный доход от активов;
r – ожидаемая реальная ставка процента;
h – ожидаемый темп инфляции.
Предложение денег (MS) – это фактический объем денежной массы, обращающейся на рынке. Для обеспечения экономической стабильности важен постоянный контроль за количеством денег, пущенных в обращение.
В случае денежной эмиссии, например, при монетизации бюджетного дефицита, нередко возникает сеньораж – доход государства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превышения темпа денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.
Теория предпочтения ликвидности –
кейнсианская теория спроса на деньги
– выделяет 3 мотива, побуждающих людей
хранить часть денег в виде наличности:
– трансакционный мотив – потребность
в наличности для текущих сделок;
– мотив предосторожности – хранение
наличности на случай непредвиденных
расходов;
– спекулятивный мотив – хранение наличности
для получений будущих выгод.
Факторы спроса на деньги (LD):
– уровень дохода;
– скорость обращения денег;
– ставка процента.
В функции спроса на деньги используется номинальная ставка процента. Это ставка, назначаемая банками по кредитным операциям. Реальная ставка отражает реальную покупательную способность дохода, полученного в виде процента.