Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 22:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Вложенные файлы: 1 файл

ekonom_teoria_gos.docx

— 248.05 Кб (Скачать файл)

В практической экономике выделяют такие понятия, как издержки и  затраты производства. Измерение  в натуральных значениях свойственно  затратам, а издержки находятся в  зависимости от уровня затрат. В  свою очередь, величина затрат зависит  от применяемых технологий и уровня цен на факторы производства.

Постоянно на предприятии осуществляется учет сумм постоянных и переменных издержек, а также общих и валовых. Суммы издержек предприятий являются постоянными в краткосрочном  периоде времени, а в долгосрочном периоде остальные издержки признаются переменными, которые зависят от величины объема выпуска продукции.

Менеджеры предприятий уделяют  особое внимание линии изменения  общих издержек, стараются снизить  их величину, а также проводят их сравнение с общей получаемой прибылью.

Использование средних величин  издержек, а именно общих, постоянных, переменных, необходимо при принятии решений в настоящем и будущем  времени.

Таким образом, происходит сравнение  общих издержек со стоимостью продукции. При превышении стоимости продукции  над средними общими издержками предприятие  получает доход с каждой произведенной  единицы товара, и наоборот. При  равенстве рыночной стоимости и  средних переменных издержек предприятие  вынуждено прекратить деятельность, т. к. его убытки будут равны совокупной величине издержек постоянных.

Следовательно, при анализе экономической  деятельности предприятия и в  условиях принятия решений применяются  показатели, которые отражают общие, средние, предельные величины прибыли, а также издержек и других различных  значений предприятия.

 

  1. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей): понятие и графический анализ.

Альтернативные  издержки  – количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для  того, чтобы иметь возможность  получить другой товар. Идею данного  терина предложил Ф.Визер.

Суть идеи Ф. Визера об альтернативных издержках состоит в том, что реальная стоимость любого произведенного блага есть недополученные полезности других благ, которые могли бы быть произведены с помощью ресурсов, использованных для уже выпущенных благ. В этом смысле альтернативные издержки - это издержки отвергнутых возможностей. Ф. Визер определял ценность ресурсных затрат в выражении максимально возможной отдачи от производства.

Это как потери других, альтернативных товаров и  услуг, которые могли бы быть произведены  с помощью тех же производственных ресурсов.

Все экономические  ресурсы, факторы производства, обладают одним общим свойством: они имеются  в ограниченном количестве. Эта ограниченность относительна и означает, что ресурсов, как правило, меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития.

Вследствие ограниченности ресурсов объем производства ограничен. Ограниченность ресурсов относительна и потому, что исторически определенный уровень научно-технического прогресса определяет границы использования того или иного ресурса, н-р, глубина переработки нефти.

Т.к. наши потребности  безграничны, а наши ресурсы ограничены, мы не в состоянии удовлетворить  все потребности. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях отказаться. Обществу приходится выбирать – производить пушки  или масло, или производить и  то и другое, но в определенных пропорциях. При этом возникает проблема рационального  общественного ведения хозяйства. Эта проблема выбора всегда была и  будет.

 

  1. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе: понятие и критерии выделения.

При экономическом  анализе необходимо различать  краткосрочный  и долговременный периоды. Суть различия м/у ними состоит в возможности  изменения производственных мощностей. В рамках краткосрочного периода невозможно ввести в строй новые производственные мощности, но возможно повысить степень их использования. В пределах долговременного периода можно расширить производственные мощности. Рамки этих периодов для различных отраслей различны. Деление на два периода имеет большое значение при определении стратегии и тактики фирмы в максимизации прибыли.

1)Краткосрочный – период, в течение кот ряд факторов предприятия остаются постоянными, речь идет о незначительном расширении объема производства. Предприятие может подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, н-р, увеличить количество смен. В этом периоде предприятие не делает никаких вложений в реконструкцию и модернизацию производства. Все затраты в этом в этом периоде делятся на постоянные и переменные. В краткосрочном периоде часть затрат меняются при изменении объема производства, а часть в том же периоде не меняется при изменении объема производства. Суммарные издержки в данном периоде складываются: TC=FC+VC. Предполагается, что постоянные затраты связаны с самим существованием фирмы и они не меняются при изменении объема производства в краткосрочном периоде. Удельные постоянные издержки, по мере наращивания выпуска продукции падают, т.к. их абсолютная величина неизменна. Так, с ростом производства могут увеличиться расходы на охрану в связи с ростом риска хищений. Сложнее зависимость переменных издержек в функции роста производства. На первом этапе происходит уменьшение удельных переменных издержек: сказывается эффект масштаба, увеличения объема производства. Но затем удельные переменные издержки начинают расти: над эффектом масштаба берет верх действие закона убывающей отдачи. Что касается совокупных издержек, то они уменьшаются больше чем сред.переменные и сред.постояннеы издержки. Предприятие, действующее в условиях совершенной конкуренции безусловно уходит из отрасли, если цена на рынке устанавливается на уровне ниже, чем минимальные средние переменные издержки.

Для деятельности фирмы решающими являются след. моменты. Пока предельные издержки меньше средних издержек (ATC), имеет место уменьшение средних издержек, которое будет продолжаться до тех пор, пока последний прирост предельных издержек будет меньше, чем всех предыдущих. 

2)Длительный – период, в течение которого предприятие существенно изменяет масштабы привлекаемых ресурсов и речь идет о значительном увеличении объема производства. Предприятие формирует новый спрос, осуществляет перестройку производства, устанавливать новые производственные мощности, сооружать новые цеха, расширять транспортные артерии и т.д. Возможен и обратный вариант – уменьшение производственных мощностей. В этом периоде все затраты являются переменными, т.е. изменяются в соответствии с изменением объема производства. При расширении предприятия произойдет изменение валовых издержек. Как и в кратковременном периоде, они сначала будут уменьшаться за счет эффекта масштаба. Затем, когда действие эффекта масштаба производства будет исчерпано, они достигнут минимума. Затем начнется процесс увеличения валовых издержек.

 

8. Предложение  и детерминанты предложения. Закон  предложения. Эластичность предложения  и факторы ее определяющие.

Предложение – это совокупность товаров и услуг, которые находятся  в данный момент на рынке и которые  продавцы готовы продать при различных  ценах при прочих равных условиях.

Детерминанты предложения - факторы, которые определяют предложение  и его объем. Они делят на:

1ценовые

2неценовые, к которым относят:

1издержки производства (чем  ниже производственные затраты,  тем выше прибыльность производства  и значительнее рыночное предложение  товаров);

2уровень налогообложения  (сокращение величины налогов  с компаний ведет при прочих  равных условиях к росту предложения);

3экономические ожидания  производителей (благоприятные ожидания  экономических субъектов создают  дополнительные стимулы для развития  производства и ведут к росту  предложения);

4количество производителей (чем больше число фирм действует  на рынке данного вида продукции,  тем больше его совокупное  рыночное предложение);

5цены на сопряженных  рынках:

  - цены на товары-конкуренты  в производстве

  - цены на товары, производимые  «совместно» с рассматриваемым  товаром.

Закон предложения заключается  в том, что между ценой и  объемом предложения существует прямая зависимость. Чем выше цена, тем большее количество товаров  и услуг предлагают производители, и наоборот.

Закон предложения, как и закон  спроса, имеет двойственный характер. С одной стороны, спрос воздействует на предложение путем изменения  цен, с другой, возможны ситуации, когда  предложение новых товаров и  услуг ведет к формированию спроса на них. Закон предложения не носит  универсального характера.

Зависимость между ценой и количеством  представленных на продажу товаров  и услуг называется функцией предложения.

Р – цена товара

Q – объем предложения

S – кривая предложения

Закон предложения действует  только в том случае, если прочие условия производства и сбыта  продукции остаются неизменными. В  первую очередь это касается цен  на факторы производства. 

Под воздействием неценовых  факторов происходит изменение предложения, что иллюстрируется сдвигом кривой предложения либо в положение S1, либо в положение S2 при неизменной цене. А изменение величины предложения  отражает движение вдоль кривой.

Для понимания функции  предложения важное значение имеет  фактор времени, различают кратчайший, краткосрочный с долгосрочный периоды. В кратчайшем: все факторы пр-ва постоянны, повышение спроса приводит к повышению цен, но не отражается на объеме предложения. В краткосрочном  некоторые факторы (сырье, раб.сила) являются переменными, повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема произ-ва, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства. В длительном периоде – все факторы переменны, увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.

Эластичность предложения –  это свойство изменения предложения  в зависимости от изменения условий  обмена, связанных с увеличением  или уменьшением цены представленных на продажу товаров и услуг.

Коэффициент эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменился объем производства вследствие изменения цены товара и услуг на 1%   ЕSР = DQ/ DP, %

ЕРS = 1 – единичная эластичность предложения – пропорциональность изменения цены и предложения или однопроцентное изменение предложения в ответ на однопроцентное изменение цены.

0 < ЕРS < 1 – неэластичное предложение, наблюдается в краткосрочном периоде, когда часть факторов производства может быть изменена, объем производства изменяется незначительно.

ЕРS = 0 – абсолютно неэластичное предл-е, характерно для мгновенного периода, когда все факторы пр-ва являются постоянными, и нет возможности изменить объем производства.

ЕРS >1 – эластичное предложение проявляется в долгосрочном периоде, когда фирма может изменить все имеющиеся в её распоряжении факторы производства.

ЕРS → ∞ - абсолютно эластичное пред-ние – теоретическая ситуация на рынке, когда продавцы предлагают фиксированное количество товаров независимо от изменения цен.

Основные факторы, определяющие эластичность:

-наличие незагруженных  произв-твенных мощностей (предложение более эластично у фирмы, имеющей большой объем незагруженных производственных мощностей;

-виды предлагаемых к  реализации товаров и услуг  – предложение более эластично  у товаров и услуг, технология  и объемы производства которых  могут быстро меняться без  значительных капиталовложений;

-возможности длительного  хранения изготовляемой продукции  – накопление запасов;

-минимальный объем затрат, необходимый для расширения производства;

-конъюнктура рынка –  в условиях товарного дефицита  предложение неэластично;

-период времени, которым  располагает фирма, чтобы приспособиться  к условиям рынка – чем он  больше, тем эластичнее предложение.

 

 

9.Спрос и детерминанты спроса. Закон спроса. Функциональный и  нефункциональный спрос.

Спрос – это то количество товара, которое готов приобретать потребитель  за определенный промежуток времени  при различных ценах при прочих равных условиях.

Факторы, которые определяют спрос  и его объем, называют детерминантами спроса. Выделяют ценовые и неценовые  детерминанты спроса. К ценовым относится  только цена данного товара. К неценовым  детерминантам относят:

1вкусы и предпочтения  потребителей;

2доходы потребителей: с  ростом доходов растет спрос  на нормальные товары и падает  на относительно худшие и наоборот;

3число потребителей (при  прочих равных условиях чем  больше число потенциальных покупателей,  тем выше рыночный спрос на  товар);

4цены на другие товары (взаимозаменяемые или взаимодополняемые товары). Рост цены на товар-заменитель ведет к уменьшению спроса на него и к увеличению на основной. Рост цены дополняющего товара ведет к сокращению спроса на основной и наоборот.

5Экономические ожидания  потребителей. Могут привести к  ажиотажному спросу в преддверии  ожидаемого роста цен или, наоборот, к резкому снижению объема  спроса при прогнозируемом понижении  цен. 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"