Шпаргалка по "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 22:22, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория"

Вложенные файлы: 1 файл

ekonom_teoria_gos.docx

— 248.05 Кб (Скачать файл)

Предложение денег (LS) включает в себя наличность (С) вне банковской системы и депозиты (D), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок.

Рис.1. Краткосрочное  равновесие на денежном рынке

Предложение денег  контролируется Центральным банком и фиксировано на уровне   . Уровень цен также стабилен. Тогда реальное предложение денег будет фиксировано на уровне   /   (рис 1).

Спрос на деньги рассматривается как убывающая  функция ставки процента для заданного  уровня дохода. В точке равновесия спрос на деньги равен их предложению. Подвижная процентная ставка удерживает денежный рынок в равновесии.

Классическая дихотомия - в теории Рикардо этот термин использовался для объяснения двузначности цен - абсолютной и относительной. Если денежная масса увеличивается, то цены растут, но их натурально-вещественные соотношения при прочих неизменных условиях остаются прежними. Деньги нейтральны по отношению к спросу на рабочую силу и уровень зарплаты.

 

25. Государственный  бюджет, его дефицит и профицит. Государственный долг и проблемы его обслуживания.

Государственный бюджет – законодательно установленная смета доходов и расходов, централизованный фонд денежных ресурсов, которыми распоряжается правительство страны для реализации своих целей. Включает в себя с одной стороны перечень всех расходов гос-ва, с др. перечень всех доходов => состоит из доходной и расходной части.

Доходы бюджета  поступают из источников:

1)налоги;

2)платежи в пользу государства  неналогового типа;

3)средства, привлеченные  по итогам займов;

4)доходы от гос собственности;

5)доходы от гос предпринимательства и торговли.

Расходы бюджета Российской Федерации.

Государсвенные расходы – это целенаправленное использование ресурсов общественного сектора для осуществления социально оправданного перераспределения и удовлетворения потребностей в общественных благах.

Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как:

1Государственная оборона.

2Содержание государственного  аппарата.

3Обслуживание государственного  долга

4Содержание социальной  инфраструктуры (социальное обеспечение,  здравоохранение, просвещение, наука  и пр.)

5Финансирование отраслей  народного хозяйства (Россия).

Государственный бюджет формируется с соблюдением  следующих принципов:

1принцип гласности заключается  в том, что все статьи государственного  бюджета доводятся до общественности;

2принцип единства заключается  в том, что в бюджете учитываются  все доходы и расходы, причем  все денежные потоки учитываются  с использованием единой финансовой  документации;

3принцип реальности –  в государственном бюджете должны  быть использованы реальные данные.

Бюджетный дефицит и профицит.

В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Если доходы государственного бюджета  меньше расходов, то наблюдается дефицит. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком (положительное сальдо бюджета).

Причинами бюджетного дефицита могут быть:

1)падение доходов хозяйствующих  субъектов в условиях кризиса  и уменьшение ВВП;

2)уменьшение акцизных  налогов, поступающих в бюджет;

3)увеличение бюджетных  расходов;

4)непоследовательная бюджетно-налоговая   политика государства.

Финансирование  бюджетного дефицита возможно осуществлять двумя путями:

1)За счет выпуска новых  денег, эмиссия (ведет к увеличению  инфляции)

2)За счет займов на  открытом рынке

К проблеме балансирования бюджетного дефицита есть три подхода:

1)ежегодное балансирование  бюджета (каждый год бюджет  должен сводиться с нулем).

2)циклическое балансирование (в рамках экономического цикла  должно выходить нулевое сальдо, накопленный дефицит должен компенсироваться  накопленным профицитом).

3)функциональный подход  к балансированию (минимизация бюджетного  дефицита не в качестве первоочередной  задачи, а в качестве инструмента,  главная задача – это макроэкономическая  стабилизация )

Накопленный бюджетный дефицит  за все годы формирует государственный долг. Различают: внутренний государственный долг и внешний государственный долг. Внутренний – долг правительства населению страны, формируется в основном за счет внутренних займов. В соответствии с законодательством РФ, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами.

Внешний долг – задолженность страны перед другими странами, форм-ся за счет внешних займов.

Существует несколько вариантов измерения гос долга:

-Абсолютное значение

-Отношение к ВВП

-В расчете на 1 занятого.

Государство предпринимает  определенные действия по погашению  и регулированию государственного долга. Такая политика называется управление государственным долгом.

Государственный долг может гаситься:

-за счет средств государственного  бюджета;

-за счет новых государственных  займов для погашения старых  обязательств (до 1998 г.);

-за счет изменения  условий займа, которые касаются  доходности займа- конверсия государственного  долга;

-за счет изменения  условий займа, касающихся сроков  займа – консолидация государственного  долга;

-эмиссия денег, как  следствие рост инфляции;

Проблемы обслуживания гос долга-целый комплекс взаимосвязанных проблем:

1. Проблема моделирования  займов: определение сроков займа,  объемов займов, процентных ставок, круга кредиторов;

2. Проблема своевременного  погашения задолженности;

3. Реструктуризация задолженности  в случае, если гос-во не может во время выплатить свои долги (консолидация долга, конверсия долга).

 

 

26. Налог: понятие, основные элементы, классификация (пропорциональный, прогрессивный, регрессивный налог; прямые и косвенные налоги).

Налог – это обязательный законодательно установленный платеж, который взимается с физ. и юр.лиц в пользу государства, на основе налог.зак-ва.

Существуют определенные принципы построения налогов и налоговой  системы или принципы налогообложения:

1.Принцип всеобщности  – нал-и должны платить все.

2.Принцип обязательности.

3.Принцип равнонапряженности – принцип уплаты одинаковых налогов с одних доходов.

4.Принцип справедливости.

К основным элементам  налога относятся:

-субъект налога, или налогоплательщик - лицо, на которое законом возложена  обязанность платить налог. Однако  через механизм цен налоговое  бремя может быть переложено  на другое лицо, поэтому выделяется  специально и носитель налога - лицо, которое фактически уплачивает  налог;

-объект налога - доход  или имущество, с которого начисляется  налог;

-источник налога - доход  за счет которого уплачивается  налог;

-ставка налога - величина  налога за единицу обложения  (денежная единица доходов, единица  земельной площади, единица измерения  товара)

В зависимости от различных  критериев, различают следующие  виды налогов:

1.По способу взимания  все налоги делятся на:

А)Прямые – взимаются прямо и непосредственно с дохода или имущества:

подоходный налог; налог  на имущество; налог на прибыль; на доход  от ценных бумаг; налог на землю.

Б)Косвенные – взимаются косвенным путем, т.е. опосредованно через механизм ценообразования. Реализуется принцип добровольности. Сюда входят: акцизы; НДС; таможенные пошлины; фискальные монопольные налоги; налог на наследство.

2.Региональный аспект: федеральные;  региональные; местные.

3.По соотношению между  ставками налога и доходами:

прогрессивные – ставка налога увеличивается с ростом дохода;

пропорциональные – ставка налога остается неизменной с изменением дохода;

регрессивные – ставка налога уменьшается с ростом дохода.

4.По характеру: общие  -зафиксированные в налоговом  кодексе, соответствующие обязательства  к уплате, специальные – уплачивают  только отдельные хоз субъекты, в соответствии с теми или иными признаками.

5.В РФ делятся на  закрепленные (за одним субъектом)  и распределенные (часть субъекту, часть в федеральный бюджет).

Функции: 1. фискальная, т.е. финансирование гос-х расходов. 2. социальная, т.е. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними. 3 регулирующая – т.е. гос регулирование экономики, прежде всего циклических колебаний, структурных изменений, цен, внешнеэкономических связей.

Размер  налоговых ставок и сумма собранных  налогов связаны определенной зависимостью. Повышение налоговых ставок только до определенного момента может  вести к росту суммы собранных  налогов. Повышение налоговых ставок сверх определенного уровня может  подорвать стимулы к деятельности, в результате чего общая  сумма  налоговых поступлений даже уменьшится.

Зависимость налоговых поступлений  от ставок налогов исследовал американский экономист А. Лаффер, и выразил эту зависимость "кривой Лаффера".

 

27. Макроэкономическая  политика государства: понятие,  виды, инструменты и сравнительный  анализ их эффективности

Макроэкономическая политика — государственная политика, целью  которой является ограничение уровней  безработицы и инфляции, поддержка  роста экономики, предотвращение экономических  кризисов, обеспечение стабильного  функционирования экономики. В макроэкономической политике выделяют, в частности, налогово-бюджетную, денежно-кредитную и внешнеэкономическую  политики.

Как правило, макроэкономическая политика государства зависит от состояния экономики данной страны, то есть от того, на какой фазе экономического цикла находится страна: подъёме  или рецессии. Если страна находится  в рецессии, то власти проводят стимулирующую  политику, чтобы вывести страну из дна. Если страна испытывает подъём, то правительство проводит сдерживающую политику, дабы не допустить высоких  темпов инфляции в стране.

1 Фискальная политика  — стабилизационная политика  государства с целью смягчить  экономические циклы с помощью  изменений параметров совокупных  издержек. Основными инструментами  данной политики являются чистые  налоги и государственные закупки  товаров и услуг. Если в стране  рецессия, то правительство может  либо увеличить закупки, либо  уменьшить налоги, с целью увеличить  совокупный выпуск. Если же подъем  или перегрев экономики, то, наоборот, снизить закупки или увеличить  налоги.

Одна из многих положительных  черт фискальной политики заключается  в том, что данную политику относительно проще проводить государством, чем  монетарную, поскольку правительство  не принимает специальных, отдельных  решений для исполнения фискальной политики. К тому же, представители  кейнсианской школы предположили, что при проведении монетарной политики легче управлять процентной ставкой, но инвестиции от этого особо не изменяются.

Фискальная политика имеет  и свои недостатки. Государство, как  и любой другой макроэкономический агент может нести убытки, то есть иметь дефицит государственного бюджета. Большой запас избыточных средств также вреден для государства. Неграмотное проведение фискальной политики может обернуться серьёзным  дисбалансом в государственном  бюджете. Основной проблемой фискальной политики экономисты называют эффект Crowding-out (эффект вытеснения), когда при росте государственных расходов, из-за определенной реакции на рынке заемных средств, снижается объем инвестиций в страну, что замедляет темпы развития страны.

1.1 Стимулирующая политика  Если страна переживает депрессию  или находится в стадии экономического  кризиса, то государство может  принять решение о проведении  стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству  необходимо стимулировать или  совокупный спрос, или предложение  или оба параметра сразу. Для  этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер  своих закупок товаров и услуг,  снижает налоги и повышает  трансферты, если это возможно. Любое  из данных изменений приведет  к увеличению совокупного выпуска,  что автоматически увеличивает  совокупный спрос и параметры  системы национальных счетов.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономическая теория"